Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Сказка о том как работает современная экономика. Рыбка – средство производства, при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изоб

Значительное место при знакомстве дошкольников с экономикой отводится сказке. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.

На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых знаниях и умениях. Используя сюжеты сказок, можно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.

Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.

Ястребова Л., Мальгина Н.

Сказка « Хранители бюджета »

Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.

Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.

Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое.

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился:

Привет, - сказал он. - Я - Кошелёк. Я - хранитель семейного бюджета.

А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.

Но где же ты хранишь купюры?

Они во мне, - гордо ответила Карточка.

Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился Кошелёк, - и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?

А мне не нужны карманчики, - загадочно улыбнулась Карточка. - Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», - подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Сказка « История одной реки »

Случилось это в те времена, когда миром правили боги. В одном древнем городе жил человек по имени Нил. Он был очень жадным, богатым и важным господином, который считал, что всё, что даёт природа, принадлежит только ему, и только он может этим распоряжаться, как ему заблагорассудится.

В это время природа действительно была удивительной и необыкновенной. В лесах жили невиданные звери и птицы, а в реках было много рыбы; кругом всё благоухало яркими красками. Существовала легенда, что далеко от этого города течёт чудо-река. Она настолько чиста и прозрачна, что вся рыба, которая обитает там, видна с берегов.

Узнал об этом жадный Нил. Собрал он своих слуг и отправился на поиски этой чудо-реки.

Увидел Нил реку и глазам своим не поверил: она была широкой, кристально чистой, а рыбы в ней было видимо-невидимо. Тогда приказал он слугам своим выловить всё, что водится в этой реке, и слуги принялись за дело. Ловили они день, два, три пока не выловили все, что там было.

Стал Нил ещё более богатым, жадным. Захотел теперь осушить эту реку. Приказал он своим слугам выкопать самый глубокий колодец в мире и перенести с неё всю воду в его колодец.

Так и сделали слуги. Долго они носили воду с этой чудо-реки пока полностью не осушили её. Стал Нил самым богатым в своём городе, так как вода в те времена была на вес золота.

Узнали об этом боги, разгневались и вызвали к себе Нила.

Ты зачем выловил всю рыбу? - спросил Нептун.

Ты зачем осушил реку? - спросил Зевс. - Кто тебе дал право разрушать то, что сотворила природа?

Но Нилу нечего было ответить богам. И тогда приняли они решение, что он сможет искупить свою вину только тем, если вернёт всё на круги своя. Нилу не под силу было выполнить это, несмотря на своё богатство и власть. Тогда боги наказали жадного господина и превратили в длинную и широкую реку. И исчезнет это заклятие только тогда, когда люди исчерпают всю воду из этой реки.

После этого люди решили, что так не должно больше повториться на Земле. Они всегда будут беречь воду и пользоваться ею только по назначению. Они будут стараться, чтобы реки никогда не исчезали с лица Земли и никогда не возвратились к нам такие люди, как Нил.

С тех времён течёт та река и с каждым годом становится всё глубже, краше и шире.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


Не знаю, какое представление смогут получить о нашем мышлении люди будущего, которые прочтут написанные сегодня сказки, но вот сказки Пушкина вполне могут служить материалом для изучения мыслей наших предков, их представлении о жизни, их морали, развитии разума и общественных взаимоотношений…

Вступление.

Коллективный архетип этноса непрерывно развивается, происходят неизбежные изменения, связанные с развитием производства, общества, а вместе с этим развивается культура, меняется мораль и нравственность. Как оказалось, уже через 20 лет можно заметить глубочайшие изменения в людях. А как заглянуть в мысли людей, которые жили за 200 лет до нас? Не писателя, а тех, кто его окружал.

Поскольку не изучал биографию Александра Сергеевича Пушкина, то и не знаю чем занимались его родители. Неизвестна мне и их роль в воспитании ребёнка. Зато всякому грамотному человеку известно, что у него была няня Арина Родионовна, необразованная крестьянка, и при этом, несомненно, очень талантливый человек. Она рассказывала ребёнку сказки, пела народные песни, так он и развивался. Родители ребёнком не занимаются, няня – неграмотная, в наше время прямой повод вызвать наряд работников опеки, и изъять ребёнка у таких нерадивых родителей.

Но тогда было несколько иное время, свалить ребёнка на неграмотную деревенскую старуху, а самим смотаться в Ниццу на годик-другой полечиться, да и в море окунуться, было в порядке вещей. Все так делали. Хотя понимаю, для нас нынешних такое отношение к воспитанию собственного ребёнка может показаться возмутительным.

Сказка экономическая о рыбке, старухе, старике и море.

Для анализа представлений нашего предка об иерархии в управлении обществом, и его устройстве для нормальной жизни и развития возьмём сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Сюжет сказки заключается в следующем:

Жили старик со старухой у синего моря очень бедно. Она была домохозяйкой, а он рыбаком. На двоих у них была землянка, да одно единственное, и то разбитое корыто. И вот однажды, старик отправился на рыбалку. Погода была чудесная, море спокойное, но рыба в этот день в невод не шла, и вытащил он из моря одну лишь рыбку. Но не простую, а золотую.

Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удивительную рыбу в море без всякого выкупа. Плыви, дескать, мне от тебя ничего не нужно.

Возвращается он домой, рассказывает старухе эту удивительную историю, а бабка его корит. Зачем, мол, не попросил ничего, иди ещё раз, пусть даст хотя бы новое корыто. Пошёл дед, погода уже начала портиться, море покрылось рябью, волны о берег бьются, но рыбка, тем ни менее, его услышали, приплыла, пообещала корыто, дед и отправился домой.

История довольно длинная – бабка гоняла деда к морю ещё несколько раз, и всякий раз рыбка давала старухе то избу – то палаты – то дворянство. Одновременно с этим портилась погода на море. В конце концов, бабка затребовала владычество морское, и чтобы рыбка у той бабки была на побегушках. Крыша у старухи съехала от неограниченного потребления. Сегодня мы видим, чтоименно так и происходит с теми, кто не может остановиться, умерить свои желания.

На этом сказка практически заканчивается. Дед приходит домой. Та же землянка, та же старуха, и опять разбитое корыто.

Сказка настолько запала в души русских людей, что «золотая рыбка» и «разбитое корыто» стали устойчивыми выражениями, вошли в устную речь и письмо. А это очень дорогого стоит. Такое удавалось мало кому из писателей. Если эти образы так легко попали в наше сознание, если они не выходят из него уже без малого 200 лет, то это означает, что наше сознание в некоторой части пересекается с сознанием Пушкина. И Арины Родионовны, которая привила ему любовь к русскому языку, русским сказкам, вложила в него народный коллективный архетип русского человека.

Многие не знают, что до Пушкина на таком же русском языке писал свои стихи Денис Давыдов. Язык этот очень сильно отличается от языка Ломоносова, Тредиаковского, Державина. Очевидно, что это язык простого русского народа, которым дворянство того времени не пользовалось, предпочитая говорить между собой по-французски, а с крестьянами через переводчика, который по совместительству исполнял роль управляющего имением.

Итак, о чём нам может сказать эта печальная история. О том, что жадничать не следует? Нет, это очень примитивно, хотя, в школе, когда я учился, такое объяснение смысла сказки не посчитали бы ошибкой. Происходит конфликт. В сказке есть золотая рыбка, и старуха, находящаяся на иждивении у старика. Производственные отношения в этом небольшом коллективе построены следующим образом – рыбка созидает материю, бабка эту материю потребляет, а дед совершает работу, курсируя между старухой и рыбкой.

Бесконечно растущие потребности бабки – это неизбежность в экономике с заёмным капиталом у производителя товара. Он должен отдать банку с процентами, потому требуется непрерывно увеличивать производительность труда, повышать количество выпускаемой продукции, иначе не из чего станет платить банку проценты по кредиту, и придётся тупо увеличивать стоимость товара, раскручивая инфляцию виток за витком. Рост потребления потому совершенно неизбежен и очень желателен. Произведённый товар нужно ведь кому-то продать, а для этого потребуется внушить обывателю, что этот товар ему непременно нужен, то есть начинается маркетинговая рекламная кампания, и прочие ухищрения, необходимые для обеспечения непрерывного роста желаний у покупателя. Как видим, модель бабки, деда и рыбки вполне применима к современной экономике.

Далее по условию сказки потребитель ставит себя всё выше и выше, и вот он уже желает быть главным над производителем товара. При этом не забывайте, что старуха ничего не производит – она на иждивении у старика. Старик трудится не покладая ног, передвигаясь от моря к бабке и обратно, но его жизнь при этом нисколько не улучшается, и об этом у Пушкина отчётливо сказано – жизнь старика, уровень его потребления не изменился по ходу событий ни на сколько. Ситуацию можно представить следующим образом:

Старуха – потребитель,

Рыбка – средство производства , при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изобретателя, конструктора, архитектора, учёного, и так далее,

Старик – трудящийся.

Аппетит старухи растёт, что способствует росту производительности труда рыбки – изобретателя (конструктора, учёного, архитектора, и так далее). И это прекрасно! При таких условиях капиталистическая экономика успешно развивается, производитель платит налоги, выплачивает проценты по кредиту, всё идёт к благополучию и полному изобилию. Недалёк тот час, когда старуха соберёт все проценты, все налоги со старика, и хоть что-то начнёт оставаться и ему самому. Но нет, увы, старуха совсем взбеленилась, и ей захотелось стать выше рыбки-изобретателя, конструктора, и так далее. Отправить рыбку на побегушки – вот её последнее желание. Если бы ситуация была не сказочной, если бы Александр Сергеевич уже не написал финал истории, последствия этого желания и его реализации могли бы затянуться надолго. Но это сказка, потому вопрос решился мгновенно. Рыбка-архитектор, изобретатель, и так далее мгновенно перестала быть средством производства, а столь же мгновенно произошедший кризис уничтожил весь произведённый продукт. Получилось, что дед бегал туда-сюда совершенно напрасно? Старуха, пусть недолго, но успела пожить в приличном доме, поела столовой ложкой чёрной икры из тазика, дед же так и не получил никакой компенсации за свой труд.

Рассуждая о жизненных перипетиях трёх героев, мы как-то совсем забыли о море. Что в этой сказке такое «море»? Почему в начале сказки оно спокойно, а в конце по нему ходят огромные чёрные волны?

Море – это мы с Вами, читатель, и все, кто вокруг нас живут. По мере роста потребностей старухи-иждивенки море всё больше и больше поднимает волну, и точно так же растёт возмущение общества в нынешней России. Вот почему кризис столь стремительно смёл всё произведённое в ходе роста производства и экономики. Налетела волна, смыла старухин дворец, а землянку не тронула, и корыто выплеснула обратно на берег к старухиным ногам.

Мораль проста – главным должен быть конструктор, изобретатель, архитектор, изобретатель, и тогда кризиса не жди. Именно так и было при Сталине, а затем это уничтожили«продолжатели» «его» «дела». Сказка Пушкина совершенно точно отвечает на вопрос о причине развала страны, созданной Сталиным и её экономики. Кроме этого, посмотрите, тот, кто сегодня ничего не производит, лучше всех живёт! А уровень жизни созидателя не изменяется ничуть. Всё как в сказке.

Ну вот и сказке конец.

Надеюсь, мысли Пушкина, воспитанного простой неграмотной крестьянкой Ариной Родионовной, стали более понятны, да и мысли нашегопредка, который жил за 200 лет до нас, понятны ничуть не меньше. Вот что такое гений, вот кто такой поэт Александр Сергеевич Пушкин, и вот каков наш народ 200 лет назад. А на сегодняшнего русского человека можно посмотреть в любом месте, кроме телевизора. Всё.

Вот оно – гениальное произведение Пушкина:

Сказка о рыбаке и рыбке

Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
"Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна".
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Экономическая сказка, а может быть и быль!

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь, а у него на службе был стрелок по имени Андрей.

Пошёл раз Андрей-стрелок на охоту. Целый день по лесу ходил ничего не настрелял. Время к вечеру, идёт обратно, видит – сидит на дереве горлица. «Дай, -думает, -стрельну хоть эту». Стрельнул и ранил. Поднял Андрей с земли горлицу, хотел добить. А горлица ему говорит голосом человечьим: «Не губи меня, принеси домой, посади на окно. Как найдёт на меня дремота, бей наотмашь правой рукой, счастье великое себе добудешь». Удивился Андрей, но послушался. И вот задремала горлица. А он её наотмашь ударил. Упала горлица наземь и обернулась Марье-царевной. Женился на ней Андрей. Живёт в счастье. А службу не забывает: идёт в лес каждое утро, несёт дичь на царский стол: царь жадный мало платит Андрею. За утку – 3 рубля, за зайца – 10 рублей, за кабана – 100 рублей, а олень ещё дороже – 300 рублей. Вот такие расценки у царя! Пожили немного, Марья-царевна и говорит: «Бедно живёшь ты, Андрей! Добудь 100 рублей, да купи шёлку на все деньги, я всё дело поправлю». Послушался Андрей. Пошёл к товарищам, и занял. У первого взял 20 рублей, у второго – 50 рублей, а у третьего остальные. /сколько?/. Накупил пять видов шёлка и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит: «Ложись спать, утро вечера мудренее». Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковёр, какого в целом мире не видать, на нём всё царство-государство расписано.

На утро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу: «Понеси на гостиный двор, продай купцам, своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери». /каковы функции купцов, посредников?/

Подбегает один купец: «Послушай, сколько просишь за ковёр?». «Ты торговый человек, ты и цену давай», говорит Андрей.

Думал, думал купец – оценить не может.

Подскочил другой, третий – образовалась толпа великая купцов, диву даются, а оценить не могут. Тут едет царский советник. Увидев толпу, решил узнать, о чём купечество толкует. Вышел из кареты, насилу пропихался через толпу и спрашивает: «О чём, купцы заморские речь у вас?».

«Так и так, ковра оценить не можем», -шумят купцы. –Посмотрел на ковёр советник, глядит на ковёр и диву даётся.

Кто сделал это диво – дивное?

- «Жена моя»,- говорит Андрей.

Сколько тебе за него дать?

А я и сам не знаю, жена велела не торговаться. Сколько дадут – то и наше.

Ну, вот тебе, стрелок, 10 тысяч рублей.

/Сколько денег заработала Марья- царевна?/

Андрей взял деньги и пошёл домой. А советник поехал к царю и показывает ему ковёр. Царь взглянул и ахнул: всё царство на ковре.

Отдай ковёр, советник!

Ну, что хочешь, а ковёр тебе не отдам! /Что такое торговая наценка?/

Ну, что ж, тогда продавай ковёр!

Вынул царь 20 тысяч и отдал советнику. /Сколько заработал советник за посреднические услуги?/

- «Ничего, - думает советник, - я себе ещё лучше закажу».

Вопросы.

1.Что такое плата за труд? Какова она у Андрея? У Марьи – царевны?

2.Сколько денег взял Андрей в долг у третьего товарища?

3.Каковы функции купцов?

4.Какую прибыль за посредническую деятельность при продаже ковра получил царский советник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

2 класс

Урок литературного чтения

Тема. Знакомимся с экономикой через сказки

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям.

Тип по дидактической цели : изучение нового материала.

Цели по содержанию:

    обучающие: ввести детей через сказки в новую - экономическую – сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях

    развивающие: развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности.

    воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Оборудование: краткий словарь - справочник, разноцветные мелки, таблички с экономическими категориями, нравственными качествами, мультимедиа

Ход урока

I .Организационный момент.

1.Распределение детей по группам. Дети пересаживаются в соответствии с группами.

II .Настрой на урок.

Учитель. Какое у вас настроение? (ответы детей)

У меня тоже хорошее настроение, хочется поработать с вами, порадовать вас.

III . Минута самовнушения.

Итак, садитесь за парты, опустите голову на парту, закройте глаза и повторяйте со мной про себя.

-Солнце, какое ты доброе, хорошее, ты даришь мне жизнь, спасибо тебе…

-Жизнь, какая ты красивая, интересная, я люблю тебя…

- Здравствуй, день, ты ступенька в моей жизни, ты помогаешь мне стать хорошим человеком…

-Я сегодня буду расти, буду мыслить, буду изучать, познавать…

мыслящий человек. Не боюсь трудностей.. Я умею быть сосредоточенным

Поднимите, пожалуйста, головы. Пусть сегодняшний урок будет творческим. Пожелаем себе всего хорошего, доброго.

А я желаю вам успешных, мудрых ответов, удачи вам на уроке и чтобы урок наш состоялся.

IV . Актуализация опорных знаний.

1.Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Дети читают тему урока).

Знакомимся с экономикой через сказки.

V .Мотивация: для чего?

На уроке мы прикоснёмся к сказкам и познакомимся с экономическими категориями (понятиями), которые в нашу жизнь вошли сравнительно недавно и связаны с переходом к рыночной экономике. Узнаем, что сказка, оказывается, - это серьёзное и настоящее дело. Она нужна, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Какое новое слово вам встретилось при чтении темы урока? (Экономика)

Экономика – как наука о домашнем хозяйстве. Она объединяет слова: потребность (что нужно человеку: материальное, духовное, социальное),труд, бартер (обмен), выгода (прибыль), убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал

(купля –продажа) это экономические категории. Знание экономических категорий вам пригодятся в дальнейшей жизни.

VI .Погружение в урок.

1 задание. Чтобы начать знакомство с экономическими категориями, предлагаю вам поиграть со мной в игру «Выберите верное предложение». На карточках по три предложения. Выберите то предложение, которое вам кажется правильным и объясните, почему вы его выбрали.

1 группа.

1.Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

2 группа

1.Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это когда меняют товар на товар.

3.Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

3 группа

1.Вода должна течь из крана и днём, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда она нужна человеку.

2.Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

3.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Итак, какие экономические категории выделим в этой игре? (Ответы: деньги, трудиться – труд, валюта, реклама, пенсия, экономия, бюджет, товар, цена, качество товара ).

2 задание. Сейчас группы поработают со сказками, которые вам хорошо знакомы. Но эти сказки мы с вами проанализируем, исследуем, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества человека, которые проявляются в различных ситуациях.

Ваша задача:

Выбрать и сгруппировать экономические категории и социально-нравственные качества, которые даются на карточках.

Обсуждение задания в группах.

1 группа . «Колобок» (Русская народная сказка)

Цель: расширить представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми

Экономические категории : труд, изделие.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, любознательность, общительность, хитрость, хвастливость, безопасность

Краткое содержание .

Жили-были дед да баба. Дед попросил бабку испечь колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила его в масле. Колобок получился пышный, румяный, ароматный. Положила она его на окно остынуть. А колобок прыг с окошка во двор и покатился себе по дорожке в лес. По дороге встретились ему сначала заяц, потом волк, затем медведь и лиса. Все хотели съесть Колобка, но только она собралась его съесть, как прибежали бабушка и дедушка, все звери и стали стыдить лису. Колобок предложил пойти к бабушке и дедушке и всем вместе попить чаю.

Вопросы:

Что было необходимо, чтобы испечь колобок?

Каким получился Колобок?

Вопросы:

Почему бабушка не отказалась испечь колобок?

Почему Колобку захотелось убежать из дома?

Каким образом Колобку удавалось укатиться от зверей?

Почему лиса обманула Колобка?

Вывод:

Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке, Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло;

Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный;

Лиса предприимчивая, хитрая – обманула Колобка;

Безопасность жизни – не доверяй незнакомым людям

2 группа «Терем – теремок» (Русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода

: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Краткое содержание.

Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вопросы:

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Вопросы:

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

Есть ли разделение труда в вашей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

Вариант: В какой сказке сказочные герои строят дом? (« Три поросёнка» английская сказка)

Вывод:

Каждый житель терема имел свои обязанности и хорошо выполнял их, поэтому всё у них получалось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

3 группа « Мужик и медведь» (Русская народная сказка )

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль

Социально-нравственные качества : трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости.

Краткое содержание.

Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь. И говорит, что «заломает» его. Муж попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город поехал продавать. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повёз репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Вопросы:

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Почему рассорились мужик и медведь?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками

3 задание.

Игра «Продолжи предложение » (на доске)

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а вы его закончите. Слова-помощники на доске: польза, зарплата, пенсия, стипендия, вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов пойдет на работу, профессия, валюта, продать, купить, изготовить, выше, банк, реклама, товар, одежда, жилье, продукты питания

    Любой труд приносит ….(пользу).

    Моя мама получает за свой труд…, бабушка …., а брат учится в институте и получает …. (зарплату, пенсию, стипендию).

    Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдёт на работу).

    Деньги разных стран называются ….(валюта).

    Любой товар можно ….(продать, купить, изготовить).

    В магазине цена…., чем на рынке (выше).

    Место хранения и накопления денег называется …(банком).

    Чтобы люди узнали о товаре, нужна ….(реклама).

    Мебель, одежда - это …(товар)

    Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жильё, продукты питания).

4 задание .

Игра «Колодец желаний»

Представьте себе, что вы банкир. Начните предложение и закончите его: «Если бы я мог стать банкиром, то …»

5 задание.

Итак, сейчас вспомним сказку С.Михалкова «Как старик продавал корову»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание.

Старик продавал корову на базаре целый день, но никто её не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренёк пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих её приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

Почему старик целый день не мог продать корову?

Как старик представлял товар?

Каким образом паренёк привлёк покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренёк?

Почему старик передумал продавать корову?

Социально-экономические качества : предприимчивость, доброта

Вопросы:

Какими качествами обладал паренёк?

Почему паренёк помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

VII . Рефлексия.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Где? Для чего?

Чтение пословицы:

Мудрым никто не родился, а научился.

Вывод:

Быть мудрым человек учится у жизни.

Жизнь учит людей быть мудрыми.

VII .Самооценка урока

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Самоанализ урока

Тема урока . Знакомство с экономическими категориями через сказки.

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям

Тип урока по дидактической цели : изучение нового материала

Цели содержания:

1)обучающие: ввести детей через сказки в новую – экономическую - сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях;

2) развивающие : развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности;

3)воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру; уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Дл достижения целей урока применила технологии:

1.Технология организации познавательной деятельности учащихся:

Технология личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

Технология активизации и интенсификации познавательной учащихся: игровая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология группового способа обучения;

Технология организации воспитательного процесса (коллективная творческая деятельность), технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Пониманию экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. И в народных сказках, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается в виде проблемных ситуаций, решения которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

На уроке использовала игровую форму заданиям, имеющим познавательное содержание путём введения в него одного или нескольких элементов игры (роли выступающих, установка на выигрыш в результате выполнения определённых правил и достижения заданной цели).

Игры « Выбери верное предложение», «Продолжи предложение» применила с целью выявления сформированности экономических категорий и умения завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Следующий этап работы на уроке заключался в анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.). и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация этой задачи прослеживается в сказках «Колобок», «Терем-теремок», «Мужик и медведь». По этим сказкам дети получили представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми, о характере труда сельского жителя, понимание необходимости труда, значимости разделения домашнего труда между членами семьи, предвидеть результат труда; воспитание социально-нравственных качеств личности: трудолюбие, общительность, хвастливость, заботливость.

Познакомились с экономическими категориями: труд, изделие, разделение труда, польза, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

При проведении физминутки использовала «экологическую педагогику» - это одна из основных характеристик гуманно – личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, дидактический приём «Опустите голову!», «Закройте глаза!» по утверждению Ш.А.Амонашвили влияет на то, чтобы дети с успехом решали учебные задачи.

На данном уроке у детей удалось сформировать мотивацию учебной деятельности, выбранные формы работы оказались оптимальными для реализации целей урока.

Активность и самостоятельность мышления учащихся достигнуты путём системы вопросов, созданий проблемной ситуации, разных уровней деятельности учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом, в творческой работе.

бартер

пенсия

деньги

труд

валюта

экономия

бюджет

качество

товар

Министерство образования и науки РХГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Зачетная работа

Тема. Изучение сказок народов мира

в начальных классах с целью подготовки ребенка

к жизни и правильной ориентации его

в условиях перемен социальной жизни

Выполнила:

Чертыкова Н.Н., слушатель

квалификационных курсов

учителей начальных классов

хакасских школ

Абакан – 2008

Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста),значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

    построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).

Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки(сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

    сказки, отражающие труд людей;

    сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;

    сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре – драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр).

Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка.

Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др.

В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказке «жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально0нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

Вывод: В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках:

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Экономические категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вывод: Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» (хакасская народная сказка).

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов.

Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Аналогично в хакасской народной сказке «Оркечекнен кускечек» и в русской народной сказке «Лиса, заяц и петух».

Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Вывод: купец поехал торговать за море, где товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Цели: формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон; подвести детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказки.

Экономические категории: договор, труд, плата за товар, товар.

Социально-экономические качества: трудолюбие, добросовестность, смекалка, жадность.

Вывод: Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за совей жадности

Заключение.

Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть по-настоящему эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987

2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа. «12 -1991

3.А.А.Сморленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок.

М. АРКТИ.2006