Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

К уроку литературного чтения. Разноцветные сказки

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок - «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка - трубочка» выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осœеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Зима долго не хотела сдаваться в тот год. Конец марта, а сугробы только-только начали таять, покрываясь грязно-серой пленкой талости и распространяя еще большее уныние. А вчера под вечер и вовсе метель разыгралась – новые сугробы намела. Ожидание весны терялось в воздухе – ну когда же? Когда?
Двор был почти такой же, как и все остальные – семиэтажные дома с трех сторон, внутри – детская площадка. В это время года детей здесь мало – погода промозглая, легко простудиться. Единственное, что отличало двор от сотен остальных дворов города – это бронзовый флюгер, стоящий прямо на площадке. Огромная ласточка расправляла крылья в ту сторону, откуда дует ветер. Флюгер блестел в любое время года. Вот и сейчас, пусть тучи, пусть ветер завывает, ласточка с высокого шпиля весело играла золотистыми лучиками.
Просвет в облаках открылся внезапно. Наверное, ветер дунул чуть сильнее и разогнал тучи, приоткрыв маленькое голубое окошко. Крохотное совсем, но его хватило, чтобы оттуда, из вышины, блеснул солнечный зайчик. Весенним теплым лучиком он прыгнул на крыло бронзовой ласточке – и вдруг рассыпался на сотни Солнечных Зверюшек. Сверкая желтыми шкурками, они разбежались по квартирам через окна, выходившие во двор.
Солнечные Белочки весело прыгали по пыльному зеркалу и сметали пылинки своими блестящими хвостиками. Пыль копилась здесь давно – уже года два девочка была уверена, что она уродина. Ну да, сначала и мама с папой, и бабушка, и даже дядя Вася из квартиры напротив говорили, что она – самый красивый ребенок в доме, маленькая принцесса. Они и теперь так говорят, только девочка знает, что это неправда. Выросла, стала нескладной, да и прыщи эти… Грустные мысли пыльными слоями оседали на зеркале. Солнечные Белочки радостно шевелили шерстинками. Нескладная, говоришь? Волосы секутся? Да ты просто посмотри, как правильно: у кого еще есть такая осанка? А золото в волосах? Рыжей в школе дразнят? Не рыжая – огненная! Ничего, еще раз пробежимся, хвостиками помашем – сама все поймешь!
Солнечные Котята крались по шкафам и книжным полкам, вытирая пушистыми брюшками паутину зависти. В этой квартире живет замечательный человек, ученый. Он и сам знает, что его открытие года-то назовут гениальным во всем мире. Чтобы закончить доклад, осталось всего ничего. Но почему серые глаза в очках смотрят не в научные книги, а в доклады сотрудников? Почему он везде выискивает конкурентов, боится, как бы не украли идею? Почему ездит на конференции, чтобы громить другие работы, а не выступить со своей? Доклад же в это время заброшен на шкаф. Пылью покрылся и нехорошей завистливой паутиной. Поэтому и кажется не таким уж блестящим. Ничего, Солнечные Котята мигом отполируют гениальную идею – работай, ученый!
Солнечные Мыши скользили по паркету, смешно шевеля золотистыми усиками. Под столом, под кроватью, под креслами, везде лежали груды черного пепла. Большая беда в доме – милая добрая женщина, мама симпатичных мальчишек-близнецов умирала от неизвестной болезни, и врачи ничего не могли сделать. Ее даже отпустили из больницы – дома как-то легче… Даже дети все знали – уже не скроешь, все понимают. Осенью в школу идти, а мамы уже не будет рядом… Жизнь покидала человеческое тело и мертвым пеплом скапливалась на полу. Солнечные Мыши очень старались, но пепла было больше – маленькие усики не справлялись, тоненькие лапки проваливались, горе захлестывало со всех сторон.
А просвет в небе быстро затягивался. Весенний ветер не задерживается на одном месте, подул – и вот уже нету его, умчался на другой конец света. Солнечные Белочки и Котята давно вернулись по лучику домой, в солнышко. А как же – замешкаешь, не успеешь возвратится – навсегда потеряешь силу света. А Солнечные Зверюшки без нее не живут…
Солнечные Мыши знали об этом. И о том, что времени совсем нет, тоже знали. Только Солнечные Зверюшки не могут бросить человека наедине с его горем. Две пары светло-карих глаз затравлено смотрели из дальнего угла. «Мамочка, не уходи!» Слова не были сказаны. Слова висели в воздухе уже не первый день, неделю, месяц... Солнечный Мыш, пошевелив золотистыми усиками, вдруг выпрыгнул навстречу взглядам.
* * *
Красивая, хоть уже не молодая женщина улыбалась и плакала одновременно. Выпускной вечер – это событие не только для вчерашних школьников, но и для их родителей. Еще бы: кажется только вчера они, совсем еще малыши, лохматые, растерянные, топали с букетами гладиолусов на линейку в первый класс, и вот уже –взрослые люди в парадных костюмах! У женщины – двойная радость: получают аттестаты два ее сына. Близнецы. Вырастила, дождалась. А ведь сколько всего за эти 17 лет бывало! Даже – прости господи! – как-то показалось – умирает. Врачи только руками тогда развели – неизвестная болезнь пришла неоткуда и ушла в никуда. оставила счастье маме и двум ее сыновьям. Да ну, ерунда, теперь и вспоминать неловко. И кажется, именно сыновья помогли тогда справиться с этой хмарью. Посмотришь в золотисто-карие глаза – и как рукой все беды снимает! Будто лучики в них играют, такие же, как на флюгере во дворе дома.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
В пять-шесть лет(иногда раньше) дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Мои наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвёртого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребёнок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребёнок не справляется с таким заданием, как озаглавить рассказ в картинках.
Задача педагогов - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребёнка? учить его разговаривать. Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательными к ним. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.
Мне очень пришла по "вкусу" идея активизировать речь детей старшего дошкольного возраста при помощи организации творческих мастерских.

Творческая мастерская - одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Цель - овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной деятельностью.

ЖЁЛТАЯ СКАЗКА .

Солнце, как яичный желток висело над землёй. А по лучам на землю шли цыплята, и все они, конечно, жёлтые.
Жёлтая пчела подлетела к цыплёнку, стала приглашать его к себе в жёлтый улей. Но цыплёнку в улей никак не залететь: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он. – Вот жёлтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыплёнок подпрыгнул, но тут же вспомнил, что у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, - мечтал цыплёнок, буду летать высоко»
А солнце сияло на небе, как жёлтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчёлы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой жёлтый улей. Он выглядел как огромная жёлтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на жёлтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит жёлтый мёд.
До самого горизонта желтели луга – это цвели жёлтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-жёлтых шапочек этих солнечных цветов!

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание положительного эмоционального фона.]

Логопед встречает детей в дверях кабинœета с контейнером в руках, здоровается с малышами, говорит, что очень рад видеть их, и предлагает им выбрать по одной карточке из контейнера.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы при­шли ко мне в гости. Сегодня вас ждут очень интересные игры. А сейчас выберите по одной картинке и пройдите в кабинœет.

Дети выбирают по одной карточке, проходят в кабинœет, садят­ся за стол.

Логопед. Садитесь поудобнее. Положите карточки на стол перед собой. Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить мое задание.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существитель­ных в форме винительного падежа).]

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвер­тах находятся разрезанные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

1-й ребенок. Репку.

2-й ребенок. Тыкву.

3-й ребенок. Перец.

4-й ребенок. Кабачок.

Логопед. Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Логопед. Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Логопед достает картинку с изображением желтой луковицы. Логопед. Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

1-й ребенок. Желтая репка.

2-й ребенок. Желтая тыква.

3-й ребенок. Желтый перец.

4-й ребенок. Желтый кабачок.

Логопед. Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок - желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В кон­вертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Логопед раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. В случае если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед. Какие вы молодцы! Все быстро и правильно со­брали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в кон­тейнер и убирает его со стола).

3. Рассказывание логопедом ʼʼЖелтой сказкиʼʼ. [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига ʼʼБабоч­каʼʼ - 2-3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Логопед выразительно рассказы­вает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскост­ных изображений. Таким образом на коврографе появляется ʼʼосœен­няя картинкаʼʼ: в центре девочка в желтом плаще и желтых са­пожках, слева от нее - куст золотых шаров, а справа - березы с желтыми листьями; над девочкой - желтое солнышко. По всœему

коврографу разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика ʼʼОсенние листьяʼʼ. [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в ʼʼЖелтую сказкуʼʼ прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение ʼʼУлыбкаʼʼ, а слоненок - ʼʼТрубочкуʼʼ. Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете ʼʼУлыбкуʼʼ, а если я покажу слоненка, вы сделаете ʼʼТрубочкуʼʼ.

Упражнение ʼʼУлыбка - трубочкаʼʼ выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по ʼʼЖелтой сказкеʼʼ. [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая ʼʼосœеннюю картинуʼʼ. Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. ʼʼЖелтая сказкаʼʼ.

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение ʼʼЛистьяʼʼ. (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение ʼʼОсенние листочкиʼʼ. (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В ʼʼЖелтой сказкеʼʼ.

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Желтая сказка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Желтая сказка" 2017, 2018.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание положительного эмоционального фона.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, здоровается с малышами, говорит, что очень рад видеть их, и предлагает им выбрать по одной карточке из контейнера.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы при­шли ко мне в гости. Сегодня вас ждут очень интересные игры. А сейчас выберите по одной картинке и пройдите в кабинет.

Дети выбирают по одной карточке, проходят в кабинет, садят­ся за стол.

Логопед. Садитесь поудобнее. Положите карточки на стол перед собой. Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить мое задание.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существитель­ных в форме винительного падежа).]

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвер­тах находятся разрезанные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

1-й ребенок. Репку.


2-й ребенок. Тыкву.

3-й ребенок. Перец.

4-й ребенок. Кабачок.

Логопед. Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Логопед. Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Логопед достает картинку с изображением желтой луковицы. Логопед. Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

1-й ребенок. Желтая репка.

2-й ребенок. Желтая тыква.

3-й ребенок. Желтый перец.

4-й ребенок. Желтый кабачок.

Логопед. Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок - желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В кон­вертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Логопед раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. Если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед. Какие вы молодцы! Все быстро и правильно со­брали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в кон­тейнер и убирает его со стола).

3. Рассказывание логопедом «Желтой сказки». [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига «Бабоч­ка» - 2-3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Логопед выразительно рассказы­вает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскост­ных изображений. Таким образом на коврографе появляется «осен­няя картинка»: в центре девочка в желтом плаще и желтых са­пожках, слева от нее - куст золотых шаров, а справа - березы с желтыми листьями; над девочкой - желтое солнышко. По всему



коврографу разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, поэтому можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]


Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осеннему городу и представим, что собираем желтые осенние лис­тья. Вставайте в круг.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.