Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Создание условий для оздоровительной работы в доу. «Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе»

Елена Дука
Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)

МБДОУ-детский сад №16 «Колокольчик»

Статья : Оздоровление детей дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы МБДОУ-детский сад № 16 «Колокольчик» ).

В статье освещен опыт работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по организации и проведению комплекса оздоровительных мероприятий , направленных на сохранение здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни детей . Приводятся примеры лечебно-профилактических мероприятий, использования разнообразных форм и методов в оздоровлении детей и работы с родителями .

«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье» .

Генрих Гейне

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей , снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей .

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми . Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.

В МБДОУ-детском саду № 16 «Колокольчик» была разработана программа на 2010-2013 годы для детей с 2-7 лет , направленная на сохранение и укрепление здоровья детей , формирование у них мотивационных основ здорового образа жизни.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на организм, является физическое воспитание. Современная физиологическая наука вкладывает в это понятие очень широкое содержание : сохранение и укрепление здоровья; закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физической культурой; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям.

Реализация различных оздоровительно -профилактических программ в ДОУ приводит к позитивным результатам. Однако уровень заболеваемости дошкольников в целом остается на высоком уровне и не имеет выраженной тенденции к снижению в течение последних лет.

Поэтому в ДОУ были поставлены следующие задачи для проведения анализа педагогической деятельности по физическому развитию и укреплению здоровья детей :

1. Анализ состояния здоровья воспитанников и «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей .

2. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей .

3. Внедрение в деятельность ДОУ системы здоровьесберегающей деятельности.

4. Формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Анализ состояния здоровья детей и мониторинг образовательной области «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей в ДОУ осуществляется медицинским работником , воспитателем и инструктором по физической культуре, который позволяет своевременно скорректировать систему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей .

Сводная таблица по состоянию здоровья воспитанников за 2010-2012 учебные годы.

Группы здоровья 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Первая 24 % 31% 39%

Вторая 54 % 51,4% 49 %

Третья 17 % 16 % 12 %

Четвертая 3 % 0,8 % -

Пятая 2 % 0,8 % -

Кол-во детей 127 130 146

Анализируя состояние здоровья детей в течение 3-х лет , нужно отметить, что здоровых детей стало больше на 15% . Во второй группе здоровья на 5% детей меньше , чем в 2010 году. По сравнению с 2010 годом в 2012 году детей с четвертой и пятой группой здоровья нет.

Мониторинг образовательной области «Физическая культура» в 2010 г. показал, что 85% детей соответствуют возрасту, 15% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 93% соответствуют возрасту, 7% детей В 2012 г. 97% детей соответствуют возрасту, 3% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12%, и уменьшилось на 12% детей с индивидуальными возможностями.

Мониторинг развития детей по образовательной области

«Здоровье» за 2010-2012 учебные годы

Мониторинг образовательной области «Здоровье» в 2010 г. показал, что 87% детей соответствуют возрасту, 13% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 87,5% ребенка соответствуют возрасту, 12,5% детей с индивидуальными возможностями. В 2012 г. 95% детей соответствуют возрасту, 5% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12 %, (дети соответствуют возрасту) и уменьшилось на 8 % детей с индивидуальными возможностями.

Такие показатели получены в результате целенаправленной, систематически спланированной работы по оздоровлению детей в ДОУ .

Для полноценного физического развития детей , реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия . В группах имеются уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарем. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На территории детского сада имеется спортивная площадка, что поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования разнообразных форм и методов в оздоравливании детей .

Система здоровьесберегающей деятельности.

1. Обеспечение здорового ритма жизни

Соблюдение режима дня

Соблюдение объема образовательной нагрузки

Щадящий режим (особенно в адаптационный период и после болезни)

Гибкий режим

Благоприятный психологический климат в группе

2. Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры

Профилактическая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Спортивные игры на прогулке

Физкультминутки

Танцы, ритмическая гимнастика

Пешие прогулки за пределами детского сада

3. Гигиенические и водные процедуры. Закаливание.

Умывание

Мытье рук

Обтирание тела

Мытье ног (летом)

Полоскание горла

4. Световоздушные ванны

Проветривание помещений (в том числе сквозное)

Сон при открытых фрамугах

Прогулки

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5. Активный отдых

Развлечения, праздники

Дни здоровья, викторина, веселые старты.

6. Питание

Сбалансированное питание

Витаминизация блюд

Ежедневное употребление соков

Кислородный коктейль

7. Свето- и цветотерапия

Обеспечение светового режима

Цветовое и световое сопровождение среды

8. Музыкотерапия и сказкотерапия

Музыкальное сопровождение режимных моментов

Музыкально-театральная деятельность

9. Пропаганда ЗОЖ

Эколого-валеологические беседы

Организация физкультурных праздников

Организация спортивных мероприятий

Проведение совместных спортивных мероприятий с родителями

10. Лечебно-оздоровительные мероприятия В соответствии с особым графиком.

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду . С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ .

Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система лечебно-профилактических мероприятий.

План лечебно-профилактических мероприятий

Месяц Лечебно-профилактические процедуры

1 квартал

Сентябрь

1. Закаливание

– регулярно

5. Оздоровительная гимнастика после сна

Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и йода

(дети от 1 года до 6 лет)

2. Калия иодит ежедневно 1 таб. во время завтрака

Витаминизация

Кислородный коктейль

1. Закаливание

3. Умывание прохладной водой 14°-16°С

4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

5. Оздоровительная гимнастика после сна

6. Упражнения и игры направленные на улучшение и развитие зрительных функций – в течение месяца ежедневно.

7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

1. Вакцинация против гриппа

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

Витаминизация

Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю.

Кислородный коктейль

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно

3. Умывание прохладной водой 14°-16°С

4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

5. Оздоровительная гимнастика после сна.

6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

Витаминизация

Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

Отвар шиповника, морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю

Кислородный коктейль

2 квартал

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе

4. Оздоровительная гимнастика после сна

5. Общие развивающие упражнения, направленные на развитие двигательной активности : со снарядами, обручами, гимнастическими палками и т. д.

6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа

Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

2. Противовирусные химиопрепараты

Витаминизация

Кислородный коктейль

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе

3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой

4. Оздоровительная гимнастика после сна

5. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

6. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа

1. Противовирусные химиопрепараты : оксалиновая мазь – 2 недели заклад. в нос.

Витаминизация

Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю

Кислородный коктейль

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

1. Закаливание

2. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой

3. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

4. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

5. Игры, прогулки на свежем воздухе, старшая и подготовительная группы – ходьба на лыжах.

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

Витаминизация

Отвар шиповника/чаи с лимоном 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю

Кислородный коктейль

3 квартал

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе

6. Оздоровительная гимнастика после сна

7. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.

8. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ

Элеутерококк 1 капля 1 год жизни 2 недели

Витаминизация

Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

Кислородный коктейль

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе

3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки

4. Умывание прохладной водой 14°-16°С

5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

6. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (для мышц живота, спины, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей) в течение месяца. Массаж для ослабленных детей .

7. Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций.

Упражнения, снижающие утомление, облегчающие зрительную работу на близком расстоянии

8. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.

Витаминизация

Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю

Кислородный коктейль

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

1. Закаливание

2. Игры, прогулки на свежем воздухе

3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки

4. Умывание прохладной водой 14°-16°С

5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате

6. Улучшение зрения через упражнения, способствующие тренировке аккомодации

7. Упражнения на развитие равновесия, координации движения (тренировка вестибулярного аппарата)

8. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.

9. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.

Витаминизация

Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.

Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)

Кислородный коктейль

Профилактика стоматологических заболеваний и горла

Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой.

Мы считаем, что успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, принципов взаимодействия, но и от правильно организованной совместной деятельности с родителями. Ведь семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в том числе и физическом, основную, долговременную и важнейшую роль.

Результаты анкетирования родителей, проводимого в детском саду в 2010 году показало, что лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20% родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6% считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 13% родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду. Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей , но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей , связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать дополнительную работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей .

Поэтому наша работа с семьей , направленная на формирование у детей навыков здорового образа жизни, включает :

перспективное планирование работы с семьей в определенный возрастной период детей ;

создание развивающей среды в группе с помощью родителей;

усовершенствование и внедрение новых форм работы с родителями с целью заинтересовать их в решении этой задачи;

Практикуем следующие формы работы с родителями .

1. Проведение родительских собраний

Особо популярны те собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме, где родители самостоятельно рисуют, пишут и т. д., когда воспитатель демонстрирует различные приемы работы с детьми , объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты. У родителей складывается впечатление о развитии своего ребенка, его достижениях и перспективах.

2. Педагогическое просвещение родителей

Цель – повышение уровня педагогической культуры. Информационные стенды, памятки для родителей, консультирование специалистов из различных служб (по запросам родителей) .

3. День открытых дверей, где родители могут воочию увидеть, как проходит день ребенка, чем он занимается.

4. Организация выставок, конкурсов (тематика разнообразная)

Цель мероприятий – привлечение родителей к жизни детей в детском саду , их интересам.

5. Досуговые мероприятия.

Детские праздники, дни рождения, чаепития, спортивные развлечения.

6. Фотовыставки на тему оздоровления .

Заключение

Итогом реализации программы явилась положительная динамика состояния здоровья детей . На данный момент в детском саду 146 детей . 39% детей имеют первую группу здоровья, 49% детей – вторую , 12% - третью группу здоровья. Средняя посещаемость – 83%.

Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей , что подтверждает эффективность использования разработанной программы «Воспитание привычки к здоровому образу жизни» . У детей повысился уровень культурно-гигиенических навыков. Дети стали проявлять активность и самостоятельность при самообслуживании, на занятиях, в играх, в разнообразном труде. Повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее и внимательнее. Главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное и осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и выразительной.

Проведение в ДОУ определенных оздоровительных мероприятий привело к тому, что количество болевших детей в год уменьшилось . А посещаемость детей возросла . Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.

Родители осознали ценность здорового образа жизни как для детей , так и для себя. Увеличился процент обращений за психолого-педагогической помощью к сотрудникам детского сада; организуя совместные спортивно-оздоровительные праздники и развлечения, добились 64% посещаемости родителями данных мероприятий; родители стали инициаторами проводимых мероприятий.

В дальнейшем особое внимание будет уделено :

формированию у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья;

новым формам взаимодействия с родителями;

совместному созданию предметно-развивающей среды.

Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье» ) // Дошкольное воспитание. 1993. - № 11.

2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении : методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт . -сост. М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград : Учитель 2009.

5. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2000.

6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду . Система мероприятий /М. Н. кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008.

7. Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М.: НИИ школьные технологии. – 2008.

9. Матвеев C.B., Черпаченко С. А., Парамонова Г. Н. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания : Метод, рекомендации. СПб.: Изд-во ГТТМА, 2000.

10. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье // Дошкольное воспитание, 1998.-№ 6.

11. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91)

12. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1. 2791 -10.

13. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года) .

14. Храмова И. И., Пахомова О. В. К вопросу о воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни // Современные образовательные направления в физической культуре : Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

Корнева Антонина Павловна
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ в соответствии с ФГОС

Опыт работы

Одной из главных задач ФГОС ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в ДОУ педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. B своей работе мы используем комплекс современных форм работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья :

проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, ·

проведение двигательных разминок между НОД;

организацию подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

бодрящую гимнастику после дневного сна;

организацию занимательной двигательной деятельности различного типа : пальчиковые игры и упражнения;

самостоятельную двигательную деятельность детей;

проведение «Дней здоровья» , «Недель здоровья» , досугов,спортивных праздников, развлечений;

организацию работы с семьей;

организацию оздоровительных проектов;

релаксацию;

организацию спортивных игр

Bce эти мероприятия осуществляются в соответствии c СанПиН c учетом здоровья, возраста детей и времени года. A сейчас мы рассмотрим, более подробно формы работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья, которые проводятся в нашей детском учреждении.

Утренняя гимнастика. Каждый день мы в группе начинаем c утренней гимнастики (если это лето, то гимнастику мы проводим на свежем воздухе.) Она дает заряд на целый день. Ведь в первой половине дня y детей большая : в это время проходит организованная образовательная деятельность. Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 мин. Для профилактики плоскостопия ежедневно используем ходьбу по каменистой дорожке называемой «Дорожкой здоровья» . А также в комплекс упражнений входит дыхательная гимнастика. Для проведения гимнастики мы используем разные формы : традиционная, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, c использованием полосы препятствий. И обязательно гимнастика проходит под музыку, которая создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние.

Подвижные игры проводятся в течение всего дня, когда y детей свободное время. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Занятия физической культуры. Они проходят в зале или на воздухе.

Практически всем детям эти занятия доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, развивают физические качества (выносливость, силу, развивают двигательные способности. Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий :

Традиционные занятия.

Занятия, которые состоят из подвижных игр.

Занятия-соревнования, где дети между собой соревнуются

Сюжетные занятия

Для того чтобы занятия физкультурой приносили немалую пользу для здоровья, каждый день мы проводим упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия и по укреплению дыхательной системы .

Также включаем элементы занятий на тренажерах.

Закаливание. Особое внимание в своей работе мы уделяем проведению закаливающих процедур. Они способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Мы используем многообразные формы и методы закаливания, в зависимости от времени года. Обязательно соблюдаем основные принципы закаливания :

Закаливание происходит при условии, что ребёнок здоров.

Ни в коем случае не проводим закаливающие процедуры при наличии y ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .

Проводим тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям .

Интенсивность закаливающих процедур увеличиваем постепенно и последовательно.

Закаливание проводим постоянно (a нe от случая к случаю) .

Один из методов закаливания, который нравится детям - «Хождение босиком» . При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. B начале дети ходят в носках, a через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Включаем ежедневную ходьбу по массажным коврикам, затем растирание стоп махровой рукавичкой. B летний период предоставляем детям возможность ходить босиком по теплому песку и траве, по мелким камешкам. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Самая эффективная закаливающая процедура - прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погоды. Taк, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается c пробежки, подвижной игры; в тёплое время года – c наблюдения, спокойных игр. Прогулку устраиваем 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Также мы проводим водные процедуры – умывание водой, мытье рук, лица. Физкультминутки . C целью предупреждения утомления на занятиях, которые связанны с длительным сидением в одной позе, чтобы разрядить атмосферу, мы проводим физкультминутки . Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Продолжительность составляет 3-5 минут. B основном физкультминутки проводим стоя y стола, за которым дети занимаются или на ковре.

Пальчиковые игры и упражнения, развивают мелкую моторику. Используем различные тренажеры (шарики, счётные палочки, шнуровки) .

Также в своей работе мы используем нетрадиционные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья : дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна, релаксация ит. д.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс закаливающих, гимнастических и лечебно-профилактических мероприятий . ФГОС ДO предлагает обязательно такую гимнастику проводить после дневного сна в дошкольных учреждений. Она помогает детям пробуждаться, улучшает настроение, a также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастику проводим при открытых форточках 4-7 минут.

В своей работе используем «Бодрящую гимнастику для дошкольников» под редакцией Т,Е. Харченко, которая соответствует ФГОС .

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Методика применения дыхательных упражнений : Вдох через нос, выдох через рот. Дыхательную гимнастику мы проводим под веселые стишки. Например, стишок «Гуси летят» . Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» . Регулярные занятия повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких и дети начинают реже болеть. Дыхательные упражнения как говорилось выше мы включаем и в утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна.

Самомассаж лица, пальцев и тела является немаловажным элементом физической культуры. Очень нравится детям. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ. Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, мы предлагаем детям общаться co своим телом в игровой ситуации, под веселые стишки, например, «Скачут побегайчики – солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». После такого массажа у детей радостное настроение.

Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Релаксационные упражнения мы проводим непременно под спокойную музыку. Релаксация очень нравится детям, так как в ней есть элементы игры. Время выполнения 3-4 мин.

В каждой группе оборудованы центры для самостоятельной двигательной активности в соответствии с возрастом детей .

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МБДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно -оздоровительную работу. В дошкольном учреждении имеются :

Спортивный зал (с гимнастическим уголком, гимнастические стенки, скамейки, мячи разных размеров , тренажеры и т. д. ,

Игровые площадки на участках для каждой возрастной группы МБДОУ.

Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.

Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы.

В начале каждого учебного года составляет план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей группы. В соответствии с ФГОС в план работы включаем разные формы сотрудничества :

анкетирование;

родительские собрания;

консультации, беседы;

открытый показ НОД;

участие в спортивных мероприятиях (Дни здоровья, спортивные праздники и т. д.) ;

круглые столы;

конкурсы детского творчества;

оформление стендов, папок-передвижек;

выставки специальной литературы;

работа по «Папкам здоровья» ;

тематические выставки;

В родительские собрания включала разные темы : «Здоровые дети – здоровая нация» , «Охрана жизни и здоровья детей» , «Активный детский отдых зимой» , «О правильной осанке» , «Осанка – это здоровье» , «Чистота и здоровье» и т. д.

Проводила консультации по таким темам : «Укрепление здоровья» , «Ядовитые растения» , «Движение и здоровье» , «Как надо лечить ребенка» , «Компьютер – враг или друг?» , «Витамины» , «Правильно одеваем ребенка» и т. д. ; оформила памятки и буклеты в помощь родителям : «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» , «Да здравствует мыло душистое» , «Оздоравливаем ребенка дома» , «Влияние природных факторов на закаливание» , «Летний отдых» , «Здоровый образ жизни в семье» и т. д.

С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делась своим опытом работы на педсоветах, открытых показах НОД.

Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствует формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов : повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.

Правильная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, модели двигательного режима, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему развитию.

Глобальным является вопрос об ответственности за здоровье детей. Кто должен им заниматься в детском саду? Может ли педагог, не имея медицинского образования, взять на себя эту ответственность и в какой степени?

Оздоровительная работа в детских садах долгие годы считалась прерогативой медицины, хотя в целом государственную основу медицинского обслуживания всегда составляло лечение болезней, а не их профилактика.

Сегодня, из-за отсутствия врачей в дошкольных учреждениях, педагоги пытаются решить проблему здоровья детей педагогическими, в том числе нетрадиционными методами, причём часто - некорректно.

Например, используются аутотренинг для быстрого засыпания детей и снятия стрессов, специальные упражнения на расслабление для восстановления пульса детей после физических нагрузок. Включаются элементы из оздоровительных систем, которые органично не вписываются в условия быта и воспитания конкретного учреждения образования. В то же время, проблемы здоровья можно и нужно решать более рационально, с помощью средств, построенных на принципах природосообразности и здорового образа жизни.

Надо уметь обеспечить физическую нагрузку на занятии в оптимальных величинах - тогда не потребуется использование специальных восстановительных упражнений, знать причины, почему ребёнок долго не засыпает, спит неспокойно, плохо ест, малоподвижен, эмоционально напряжён, и устранить их.

Нельзя решать проблему детских стрессов средствами для взрослых, надо создать условия, исключающие их в жизни детей. Общеизвестные причины стрессов: дефицит положительных эмоций, отрицательный психологический климат, излишний шум, «заорганизованность» воспитательно-образовательного процесса, жёсткость режима дня, недостаточная двигательная активность, отсутствие условий для выбора деятельности, авторитарный стиль общения и т.п. - вполне устраняемы традиционными и хорошо проверенными на практике педагогическими средствами, в том числе - средствами физической культуры.

Ребёнок с аппетитом покушает, а детская кровать послужит ему тем местом, где он заснёт и будет спокойно спать, если предварительный режимный момент - прогулка - даст ему возможность вдоволь подвигаться, надышаться свежим воздухом, выплеснуть негативные эмоции. Содержательная двигательная деятельность, адекватные физические нагрузки, здоровый образ жизни ребёнка в целом являются естественными и эффективными средствами физического и психического благополучия и развития ребёнка.

Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо найти надлежащее место физическому воспитанию в образовательном процессе детского сада и осознать педагогические возможности оздоровительной работы с детьми.

О такой взаимосвязи убедительно говорит тот факт, что что основной процент заболеваемости в раннем и дошкольном возрасте приходится на ОРЗ. Причём, риск возникновения так называемых простудных болезней чаще связан с перегреванием детей из-за лишней одежды. Проблема усугубляется тем, что большая часть дошкольников болеют почти ежегодно, а 20-30% детей переносят 4 и более заболеваний в год. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических неспецифических бронхо-лёгочных заболеваний.

Можно однозначно говорить, что оздоровительный компонент должен быть введён в систему образовательного процесса как обязательный и стать нормой педагогической работы, а специалист дошкольного образования обязан владеть знаниями и навыками по организации здорового образа жизни детей.

Одним из важных вопросов оздоровительной работы является оценка здоровья детей.

Соответствующие рекомендации представлены в инструктивных документах для медицинских работников. Если же педагоги берут на себя функцию оздоровительной работы, то в их распоряжении также должны быть простые и информативные оценочные критерии. Значит, необходимо адаптировать медицинские методы оценки к педагогике оздоровления. Для воспитателя основным критерием здоровья является кратность, продолжительность, тяжесть заболеваний ребёнка в течение года.

Существующая в практике детских садов оценка здоровья по количеству дней, пропущенных по болезни в среднем на одного ребёнка в год, нужна для статистики. Для педагога она неприемлема по нескольким причинам.

Прежде всего, личностно-ориентированная образовательная парадигма отрицает применение в педагогической практике усреднённых оценок, так как они не способствуют индивидуализации воспитания. Кроме того, такая оценка представляет картину здоровья группы детей в завуалированном виде.

Другой пример: за истёкший год показатель ИЗ в группе повысился на 5% (то есть увеличилось число здоровых детей), количество ЧБ детей уменьшилось вдвое, у 10 детей снизилось количество заболеваний, у 10 - общая продолжительность болезней (при оставшейся кратности заболеваний). Результаты оздоровительной работы здесь проиллюстрированы более убедительно, чем в первом примере, так как просматривается картина индивидуального здоровья детей.

оценивается и по таким параметрам, как нормализация сна и аппетита ребёнка, улучшение его эмоционального состояния, отсутствие жалоб, повышение общей активности.

Отметим, что постоянное и внимательное наблюдение взрослых за поведением детей, их самочувствием даёт возможность увидеть состояние «предболезни», то есть неблагополучия отдельного ребёнка и принять своевременно соответствующие меры.

В обсуждаемой проблеме следует обратить внимание ещё на один весьма важный аспект - здоровье педагога, которое является профессиональной ценностью, фактором успеха не только оздоровительной работы с детьми, но и воспитания в целом. Заметим, что в обозначенном контексте здоровье взрослых пока не является предметом широкого обсуждения и только начинает включаться в круг обсуждаемых вопросов.

А теперь выделим основные положения, которые необходимо включить в перечень приоритетных в образовательном процессе детского сада:

  • наивысшей обязанностью педагогов и родителей является ответственность за состояние здоровья детей, обеспечение единых подходов к созданию здоровьесберегающей среды жизнедеятельности, овладение основами оздоровительного воспитания;
  • оздоровительная работа должна выступать не частью, а общей направленностью всего педагогического процесса. Положительную динамику индивидуального уровня здоровья детей следует считать одним из главных показателей работы дошкольного учреждения;
  • ведущая роль в сохранении и формировании здоровья детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе, поэтому важно целенаправленно повышать статус физической культуры как средства, развивающего оздоровления;
  • в каждом дошкольном учреждении необходима своя система физического воспитания, разработанная на основе базисной образовательной программы с учётом особенностей здоровья ребёнка, специфики внутренних условий, запросов родителей;
  • для оценки оздоровительной работы целесообразно использовать критерии, наглядно демонстрирующие динамику индивидуальных показателей здоровья детей, и отказаться от усреднённых;
  • необходима вдумчивая самообразовательная работа педагогов по организации оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Показатель эффективности оздоровления может рассчитываться путём деления числа ЧБ детей, снятых с учёта по выздоровлению, на общее число ЧБ, получавших профилактические процедуры, выраженное в процентах. Такая оценка здоровья вполне доступна педагогу.

Поглядите, полюбуйтесь
На весёлых дошколят!
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад!

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Занятия физкультурой в "ДОУ" (детском саду)

Каждый родитель, отводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его здоровым и активным. Некоторые папы и мамы, чтобы по возможности избежать простудных заболеваний, начиная с дошкольного возраста проявляют дополнительную заботу о здоровье своего малыша. Например, отдают ребенка в бассейн или другую спортивную секцию. В дошкольных общеобразовательных учреждениях с этой целью проводится физкультурно-оздоровительная работа.

Известно, что дети - это источник неиссякаемой энергии. На протяжении всего дня они постоянно находятся в движении, играх и занятиях. Но, для правильной «растраты» этой энергии, всегда необходим методический, проверенный многолетним опытом воспитателя, подход. Физкультурные занятия в "ДОУ" имеют плановый характер и проводятся два-три раза в неделю, обязательно в первой половине дня. Занятия проходят в течении 15-20 минут в спортивном зале (или в группе). А если позволяет погода, один раз в неделю - на улице.

В ходе занятий дети учатся прыгать в длину и высоту, ползать, лазать по шведской стенке, ходить «паровозиком» и конечно бегать. Часто в занятиях используется игровой и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, мешочки с песком для метания, скакалки, канат, кольцеброс. Для тренировки прыжков может применяться ступенька. А для профилактики и недопущения развития у детей плоскостопия часто используется ребристая дорожка. Если детский сад оборудован бассейном вряд ли родители упустят возможность занятий со своим ребенком в воде. Водные процедуры как ничто другое повышают настроение и укрепляют иммунитет ребенка. Такое занятие проводится (раз в неделю) под руководством инструктора по плаванию, который имеет допуск и опыт работы с детьми. На занятии обязательно должен присутствовать медицинский работник.

С малышами, которые посещают еще только начальные группы, на занятиях по физкультуре изучаются различные виды ходьбы. Например, ребенок должен учиться ходить как «мишка косолапый» или как «лисичка», прыгать - как «зайчик - попрыгайчик». Для детей старших групп детского сада уже присутствуют элементы «на выносливость». Их можно отметить при преодолении препятствий в эстафетах, где ребенку необходимо пробежаться «змейкой» или перепрыгнуть через барьер.

Отличительной особенностью проведения занятий в детском саду является то, что вся физкультурно-оздоровительная работа проводятся в игровой форме. Для поддержания в детях живого интереса к занятиям на базе детского сада также могут проводиться спортивные игры и различные эстафеты на быстроту или силу. Созданию дружеской атмосферы между детским садом и родителями однозначно способствуют такие игры, как «Мама, папа, я - дружная семья» и другие. Занятия по физкультуре учат детей координации движений, прививают начальные навыки занятия спортом.

Утренняя гимнастика

Кроме заложенных программой образования занятий по физкультуре в детских садах проводится ежедневно утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика создает у ребят бодрое настроение на весь день. Малышам она позволяет легче адаптироваться и переключиться «от мамы» к атмосфере детского сада.

Гимнастика проводится в течении 5-8 минут в группе или на улице на свежем воздухе, в зависимости от погоды. Упражнения на утренней гимнастике обладают меньшей интенсивностью. Как правило, она начинается с ходьбы с переключением на легкий бег. Далее следуют наклоны, повороты туловища, махи руками и другие разминочные упражнения, направленные на повышение тонуса организма ребенка.

Помимо утренней гимнастики в детских садах проводятся гимнастика после сна или «бодрящая гимнастика». В перерывах между занятиями воспитатель организует «физкульт-минутки», предназначенные для снятия усталости и напряжения у детей. Пальчиковая гимнастика и упражнения для глаз также необходимы детям дошкольного возраста.

Одежда на занятиях по физкультуре

На занятиях по физкультуре одежда ребенка из натуральных материалов более предпочтительна. Это могут быть легкие футболка и шорты (бриджи). В качестве обуви подойдут чешки или носочки с не скользящей (прорезиненной) подошвой.

Весьма приятно, если в детском саду присутствуют требования к единой форме одежды. Это дисциплинирует ребят уже на начальном этапе и прививает им чувство одной команды.

ФИЗКУЛЬТУРНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ.


В раннем воз расте у ребенка очень высока двигательная и двигательно-речевая активность, которая в дошкольном возрасте дополняется познавательной активностью. Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Движение имеет большое значение в раннем возрасте - оно положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Двигательная активность оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервные системы, опорно-двигательный аппарат, обеспечивает усвоение ребенком доступных его возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в детском саду относятся следующие: *утренняя гимнастика - ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Виды утренней гимнастики: традиционная, ритмическая, игровая, оздоровительно-беговая, с использованием простейших тренажеров, с использованием полосы препятствий.

*физкультурные занятия - проводится постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений. Необходимо учитывать, чтобы при выполнении упражнений прилагались физические и умственные усилия. Виды физкультурных занятий: традиционные, игровые (на основе народных подвижных игр, игр-эстафет, с использованием подвижных игр), сюжетные, тренировочные, занятия-походы, физкультурно-познавательные, тематические), комплексные, итоговые).
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем МКДОУ «Детский сад №36» включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные игры, занятия по физической культуре. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре.
В процессе нашей деятельности мы пришли к выводу:
1. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, нам удается воспитывать в ребенке потребность в ЗОЖ.
2. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ способствует формированию гармонически развитой личности гармонически развитой личности.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ .

Лечебная физкультура представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимы для укрепления здоровья, а также для предупреждения и лечения различных болезней.

Для детей лечебная физкультура является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, дисплазии тазобедренных суставов, косолапости, коликов, пневмонии, желудочно-кишечных расстройств, бронхиальной астме и многих других болезней.

Для того чтобы ребенок развивался правильно ему необходимо постоянное движение. Особенно потребность в движениях и прикосновениях имеют дети до одного года.

С помощью лечебной физкультуры обеспечивается стимуляция деятельности всех систем и органов детского организма. Независимо от того, на какую часть тела идет воздействие, оно будет комплексным и гармоничным. Лечебная физкультура обязательно должна подбираться квалифицированным специалистом для каждого ребенка индивидуально. Только в этом случае обеспечивается правильное развитие ребенка, предупреждается отставание в росте, повышается эмоциональный тонус и появляется ощущение «мышечной радости».

Такая физкультура позволяет усиливать обменные процессы в организме ребенка, способствует снятию воспалительных процессов в различных органах и тканях, активизации процессов заживления ран и быстрой нормализации всех нарушенных функций в организме.

Как правило, в комплекс лечебной физкультуры входят:

  • осуществление лечебного массажа;
  • использование физических упражнений и подвижных игр;
  • применение естественных факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды);
  • осуществление различных упражнений с применением тренажеров;
  • применение различных лечебных положений тела;
  • проведение трудотерапии.

С помощью физических упражнений формируется правильная осанка, улучшается координация движений, устанавливается правильное дыхание, повышаются силы и выносливость организма, развиваются волевые качества личности, улучшаются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливается и укрепляется весь организм ребенка.

Юлия Шевякова
Оздоровительная работа в детском саду.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Одна из основных задач в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы , которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы .

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях , чтобы предупредить зрительное утомление у детей.

Подвижные и спортивные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

На физкультурных занятиях воспитатели используют нестандартное оборудовании, детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.

Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает активный отдых. В детском саду проводиться физкультурно-спортивные праздники, дни здоровья, досуги и развлечения.

В детском саду , проводятся комплексы упражнений по детской йоге , направленные на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и сводов стопы у детей в условиях детского сада , на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.

Для решения вопросов охраны и укрепления здоровья воспитанников в учебном процессе ДОУ реализуются сертифицированные методические рекомендации «Здоровый ребёнок» и дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Здоровячок» .

В ДОУ систематически и планомерно ведется работа , направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Медсестра определяют группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей врачами-специалистами.

Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей развития. В группах соблюдаются требования СанПиН. Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создается безопасная, здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда.

В текущем году в ДОУ отсутствуют травмы, отравления, несчастные случаи, однако наблюдались инфекционные заболевания (ветрянка, повысилось количество вирусных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ - пик заболеваемости вызван инфекционной вспышкой, характерной и для других детских садов в этот период ).

К положительным результатам работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников можно отнести следующие :

Распределение детей по группам здоровья за последние 3 года имеет тенденцию к улучшению (в 2015 году по сравнению с 2012 количество детей с I группой здоровья увеличилось на 10 человек, количество детей с III группой здоровья уменьшилось на 2 человека; детей с IV группой 2 человека (инвалиды-детства ) .

За последние 3 года часто болеющих детей в ДОУ не выявлено;

Также можно отметить динамику снижения заболеваемости на уровне ДОУ.

Анализ состояния здоровья детей в ДОУ в сравнении за три календарных года.

Распределение детей по группам здоровья

2013 40 чел. 132 чел. 1 чел. - -

2014 35 чел. 147 чел. 2 чел. - -

2015 40 чел. 145 чел. - 2 -

Средний показатель пропуска одним ребёнком по болезни

2013 2014 2015 Средний показатель пропуска 1 ребенком по болезни за 3 года

Показатель по ДОУ 13,7 8,6 11,7 11,3

Можно отметить положительную динамику снижения заболеваемости по сравнению с 2013 годом на уровне детского сада .

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы .

Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице.

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом : «К здоровой семье через детский сад » , что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирования здорового образа жизни в условиях семьи.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями , используя групповые и индивидуальные формы работы - это информационные вестники, беседы, семинары-практикумы, тематические родительские собрания по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития и т. д.

В каждой группе имеется информационный стенд, где родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду , о заболеваниях и их профилактике, об оказании первой медицинской помощи и многое другое.

Вовлечения родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. Ежегодно проводятся совместные детско -родительские развлечения : «Папа, мама, я – спортивная семья» . Мы, педагоги и родители, несем ответственность за физическое, нравственное, социальное воспитание и развитие детей. Все хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. От того, как в дошкольном учреждении организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько физически крепкими, закаленными, сильными и волевыми войдут ребята в жизнь общеобразовательной школы.

Систематическая и целенаправленная работа всего коллектива , использование различных средств и методов позволили укрепить здоровье детей, коллектив стал более творчески подходить к проблеме физкультурно-оздоровительной работы в детском саду . Практика показала, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта можно лишь при условии комплексного, системного решения всех задач, при активном участии всего педагогического коллектива и семьи.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровью сбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

И конечно же работа по данному направлению не может быть завершенной, отработанной , так как здоровье требует постоянного внимания и контроля.

На сегодняшний день перспективой детского сада является выработка и соответствие модели будущего выпускника, целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, предусмотренные ФГОС ДО, т. е. ребенок должен быть здоров, социально зрелым, мотивационно готовым к поступлению в школу и др. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Выпускник детского сада , должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. А это возможно лишь при одном обязательном условии, что наши дети должны быть здоровыми!

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – постоянная задача каждого дошкольного образовательного учреждения.