Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Методы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности - пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий (или самообслуживание), как вид детского труда

обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

(или труд детей в природе)

направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд детей

связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда - во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями - укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности - формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, - его обязательность.

Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом - коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства - по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

    Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности

    детей зависит прежде всего от:

      возрастных и психофизиологических возможностей детей;

      уровня трудового опыта детей;

      конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

    ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

    Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

    Содер­жание: поручения детям младших групп косят преимущественно ин­дивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;

    в средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

    ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

    Особенности : это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обяза­тельности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или пере­ключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

    В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

    дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

    дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

    Дежурства по уголку природы (старшая группа).

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику).

    Условия :

    I. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

    2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

    4. Трудом должны быть охвачены все дети.

    Способы объеди­нения детей в труде:

    труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в "индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца;

    общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

    впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

    совместный труд , его особенностями являются:

    а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

    б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

    в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.


    Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно детское трудовое воспитание позволяет ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру, социальной среде и научиться самостоятельности. О формах организации такого воспитания, его целях и многом другом мы поговорим в этом материале.

    Отличия детского труда от взрослого

    Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен.
    Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!

    Виды трудовой деятельности дошкольников

    Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

    • Самообслуживание.
    • Ручной труд.
    • Труд на природе.
    • Бытовой (хозяйственный) труд.

    Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Если ваш малыш уже ходит или только будет ходить в муниципальный детский сад, то он обязательно будет получать и трудовое воспитание, начиная вплоть с посещения младшей группы. В обучающих программах ДУО этому аспекту уделяется особенное внимание. Если родители приняли решение не отправлять ребенка в садик или просто не имеют такой возможности, то мы рекомендуем им самостоятельно воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, начиная с двух лет малыша. Уделяйте этому вопросу больше времени, и тогда ваш малыш будет более приспособлен к жизни в современном мире.
    Вернемся к видам трудовой деятельности детей и рассмотрим их подробнее:

    1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Вы можете облегчить малышам задачу, приобретая одежду с «несложными» типами застежек, например, штанишки на резинке вместо молнии и ремня, обувь с липучкой вместо шнурков и т.п. Помните, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Чтобы помочь малышу самостоятельно справляться с такой «сложной» одеждой в детском саду, не поленитесь научить его этому дома. Когда покупаете новую обувь, то попросите ребенка зашнуровать ее, примерить, оцените его умения в этом деле. Помните, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. Поддержите ребенка, не злитесь, если он не может справиться с поставленной задачей. Если взрослый может завязать узелок за секунду и с закрытыми глазами, то для малыша такая задача может оказаться крайне сложной из-за маленького развития мускулатуры пальцев и невозможности сразу запомнить последовательность определенных действий. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих. Ребенок к старшему дошкольному возрасту уже должен понимать, что нельзя баловаться у крана во время водных процедур и оттягивать время, так как другие дети ждут своей очереди и тоже должны успеть вымыть руки и умыться. Если после прогулки малыш уже разделся, то он должен пройти в группу, чтобы пропустить в раздевалку других детей, тоже пришедших с прогулки и т.д.
    2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Родителям или педагогу важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно. В данном случае хорошо «работают» и мотивируют сравнения с деятельностью других детей. «Сережа - молодец! Он очень аккуратно сложил свои брюки и повесил рубашку на вешалку, значит, одежда останется поглаженной и опрятной».

    3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования.
      Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха - кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.
    4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с ботаникой, которая его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями . Если вы живете в частном доме, то обязательно отведите немного места для посадки зелени и цветов вместе с вашим ребенком. В городской черте вы можете сделать свой «живой» уголок с растениями, например, на балконе. Доверьте малышу самому высаживать семена и поливать их. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Например, попугайчика необходимо кормить каждый день. Пусть эта обязанность будет на ребенке, он должен понимать, что из-за его забывчивости птичка может остаться голодной. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

    Выбирая форму трудовой деятельности для ребенка, помните, что малыши лучше воспринимают любые задания в игровой форме, а вот дошкольники постарше хорошо мотивируются получением возможного результата.

    Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

    Формы организации трудовой деятельности ребенка

    Можно выделить несколько форм организации трудовой деятельности детей. Выбирать их стоит в зависимости от поставленной задачи, возраста малыша и особенностей его характера. Первая форма - это поручение. Поручение представляет собой определенную задачу, которую малышу ставит взрослый. В ДУО содержание поручений определяется учебной программой, дома вы можете придумывать их согласно возможностям вашего малыша. Например, поручить постирать игрушку, вымыть кружку или подмести пол. Детям постарше можно поручить ремонт книжек или расфасовку каких-либо предметов. Давая поручение, взрослый должен мотивировать ребенка на полное его выполнение, тогда малыш научится доводить дело до конца.

    Коллективное поручение (вторая форма) представляет собой выполнение определенной задачи несколькими участниками. Это может одно и тоже действие или разные действия для достижения одной цели. Если вы имеете дело с малышами, то обязательно распределите между ними «роли». Например, в уборке комнаты Вася расставляет по местам книжки, Ира собирает конструктор, а Вова складывает машинки. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно поставить задачу и позволить самим распределить обязанности. Например, «Дима, Глеб и Даша должны убрать комнату». С помощью коллективных поручений дети учатся работать сообща, они понимают, что от их деятельности может зависеть результат общего дела.

    Еще одной формой организации труда дошкольников является дежурство. Оно представляет собой определенные действия, направленные на благо коллектива. Дежурство в детских садах присутствует в средних и в старших группах. Дежурные накрывают на столы, помогают убирать их после обеда, следят за тем, чтобы все аккуратно заправляли свои постели, выполняют обязанности по уходу за «уголком природы». Каждый день согласно графику дежурные меняются. Такая форма организации труда помогает воспитывать ответственность, обязательность, старательность и внимательность к товарищам. Дежурным важно научиться договариваться между собой и грамотно разделять обязанности.

    Как видите, трудовое воспитание детей играет важную роль в их развитии и становлении личности.

    2 0

    Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

    Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетво­ряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С по­мощью этого средства решаются прикладные, практические задачи тру­дового воспитания.

    Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

    К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искус­ство.

    Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с по­мощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общест­венную значимость труда.

    Все названные художественные средства эффективны в педагогиче­ском процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

    Основными методами трудового воспитания дошкольников являют­ся: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

    Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой органи­зации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продол­жительности (кратковременные или длительные, постоянные или однора­зовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

    Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интере­сах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

    В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по сто­ловой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство спо­собствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Про­должительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

    Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

    Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

    Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

    Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать дей­ствительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эф­фективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоциональ­но-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудова­ние; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонно­стей к тому или иному виду труда.

    Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо созда­вать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение резуль­татов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

    Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой дея­тельности, является организация материальной среды и трудового обо­рудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудо­ванию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требовани­ям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

    Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказы­вает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, воле­вое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

    Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина.

    В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата. В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

    1. самообслуживание;
    2. хозяйственно-бытовой;
    3. в природе;
    4. ручной.

    Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

    Самообслуживание

    В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

    1. пальцы малыша еще недостаточно послушны;
    2. пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
    3. способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

    Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

    1. раздевание и одевание;
    2. умывание и уход за зубами;
    3. уборка постели после сна;
    4. подготовка места для работы;
    5. наведение порядка в игровом уголке.

    Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

    Хозяйственно-бытовой труд

    Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

    • Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
    • Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
    • Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

    Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

    Труд в природе

    С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

    Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

    Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

    В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

    Ручной труд

    Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

    1. разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
    2. природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
    3. бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

    Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

    Организация детского труда

    Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

    Дозирование занятий

    Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста.

    Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

    Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка. При дозировании занятий учитываются также:

    1. объем;
    2. сложность;

    Гигиенические условия

    Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

    Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

    Оборудование и материалы

    Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

    1. фартуки;
    2. подносы;
    3. тазики;
    4. щетки.

    Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

    Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

    Взаимодействие семьи и детского сада

    Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

    На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

    Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

    В заключение

    1. Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу;
    2. Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.