Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Искаженное восприятие окружающей действительности. Большая энциклопедия нефти и газа

В процессе работы с клиентами легко заметить, что важное значение для душевного состояния человека имеет то, как он воспринимает происходящее.

Восприятие есть начало и конец того, как человек чувствует, какие поступки совершает, какие особенности характера приобретает, как живёт, какую судьбу пожинает.

Работая с любым запросом, я вынужденно и неизменно прихожу к началу, источнику, с которого всё началось. Это то, как человек воспринял ситуацию.

Когда клиент много и подробно рассказывает о своих затруднениях, неудачах, несправедливости, болезни, унижении, страхе, отвержении и т.д., то я понимаю, что суть его переживаний находится в оценке произошедшего события как негативного, последствия которого не преодолимы. Это первое, с чем можно работать, остальное то, о чём переживает клиент, может рассыпаться в процессе работы само по себе.

Нас учат оценивать, т.е. интерпретировать события, с самого раннего детства. Младенцу уже говорят: "Это не хорошо. Так нельзя, будет ва-ва" . Школьнику ставят оценки, указывая на ошибки, не задерживая внимания на том, что хорошо. Так мы обучаемся негативному мышлению.

Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с событиями жизни, мы инстинктивно оцениваем происходящее: опасно — не опасно, правильно — не правильно, хорошо — плохо. Так мы обучаемся чёрно-белому мышлению.

Клиенты, описывая свою проблему, рассказывают о событиях в терминах оценки и интерпретации. Очень трудно добиться изложения просто фактов, чтобы составить независимое представление. Клиент сразу предлагает собственную интерпретацию событий с точки зрения своего опыта и воспитания. Нет беспристрастного изложения фактов и анализа как такового. А есть сразу оценка, интерпретация, которая принимается за истину. Конечно, это истина для данного человека. Но если учесть, что у каждого человека свой уникальный опыт и воспитание, то приходится признать, что у каждого свой взгляд, каждый смотрит на одно и то же событие через собственный фильтр, который одни факты учитывает, другие отбрасывает как не важные или не замечает их, как не существующие.

Сознание работает выборочно и ассоциативно. Это особенность психики. Это защищает психику от перегрузки. Сознание как бы сканирует события и высвечивает то, что согласуется с уже имеющимися убеждениями. Такое восприятие бессознательно и типично для любого человека.

Таким образом, все искажения начинаются с восприятия, и это в дальнейшем приводит к деструкциям.

Правомерно ли утверждать, что если изменить стиль восприятия, то можно избежать нежелательных последствий в виде болезней, неудач, нервных расстройств?

Возможно ли в принципе реалистическое восприятие?

Во всяком случае можно поставить задачу: приблизить имеющееся восприятие к реальности, и тогда клиент сам станет свидетелем того, как его жизненные затруднения рассыпаются один за другим.

Трудность заключается в том, что клиент живёт в плену своих образов и идеалов и не связывает свои проблемы с ошибками восприятия. Он цепко держится за свои убеждения, которые были созданы при определённых обстоятельствах и в других контекстах не имеют силу. Эти убеждения являются опорой в жизни, ориентирами, которые направляют жизненный путь.

Человек трудно переносит неопределённость. Неизвестность пугает его. Ему страшно доверять не идеям, а самой жизни, которая разворачивается прямо сейчас в своей непостижимой реальности прямо перед ним. И он уводит своё внимание в голову, в рассуждения, в сравнения с идеалами, в оценки и критику. Страх перед непознаваемым заставляет определять, объяснять, давать интерпретации всему происходящему: это потому-то, он думает так-то, они хотят того-то,.. — объяснялки, оправдания, додумывания за других.

Страшно отбросить идеи, и посмотреть правде в глаза, и принять жизнь такой, какая она есть, без объяснений и оправданий.

Страшно отказаться от чёрно-белого мышления, сказать себе: бывает так, а бывает и иначе, у всех по-разному, многое зависит от контекста.

Создан шаблон восприятия, и нужно мужество, чтобы его преодолеть.

Когда человек застревает в эмоциональной оценке происходящего, он не действует. Снова и снова он переживает событие как не справедливость, не правильность.

Надо очнутся от гипноза созданных идеальных образов и спросить себя: если это так, как я могу действовать для пользы себе и другим? Возможно ли что-то улучшить? Как сделать из этого что-то хорошее?

Искажений восприятия нет, когда человек воспринимает только то, что есть, ничего не добавляя, ничего не убавляя. Мы часто не осознаём, как много находимся в отрыве от реальности, наделяем объекты не существующими качествами, предполагаем и догадываемся, не имея для этого реальных фактов. Чем больше мысли оторваны от реальности, тем более не понятным и деструктивным для окружающих представляется поведение индивида.

Кажется, чего проще видеть только то, что есть, не позволяя уму разыграться в своих фантазиях? На деле это оказывается сложным. Беспокойный ум без остановки воспроизводит новые мысли, независимо от воли человека. Иногда ум полностью затягивает человека в свои сладостные фантазии счастья или страдания. Удивительно, что переживания от фантазий такие же реальные, как и от реальных событий. То есть в фантазиях события не реальны, а переживания реальны. Эта ловушка затягивает своей простотой и доступностью. Можно просто, без всяких усилий, получить самые разнообразные переживания, не подвергая, как кажется, себя риску. Вырваться трудно из такого инфантильного эмоционального переживания. Побочный эффектреальная жизнь трещит по швам. Человек становится не адаптивным и приобретает всё больше неадекватности в поведении, отрываясь от реальности.

Мыслительная деятельность естественна и необходима для человека. Она полезна для занятий наукой и творчеством, которые имеют конкретные цели и достижения. Творческая мыслительная энергия может быть направлена на анализ фактов, планирование событий своей жизни, поиск путей достижения поставленных целей. Но человек с искажённым восприятием застревает в оценках и эмоциях, бездействует. Он ведёт бесконечные монологи, рассуждая и доказывая, сопротивляясь тому, что есть.

Мне представляется, что одна из самых важных задач любого человека развить в себе способность к реалистическому восприятию действительности. Такую работу можно проводить самостоятельно с помощью тренировки концентрации внимания. Доступные каждому методы: молитвы, медитации, упражнения на концентрацию.

Способность видеть ясно и чётко, без замутнения привносит в жизнь спокойное отношение к происходящим событиям и позволяет более эффективно решать жизненные задачи. Принятие всего, что есть, позволяет согласиться с жизнью в целом, с тем, что жизнь больше отдельного человека, и наивно маленькой части бороться против целого. Благоговение перед тем, что больше нас даёт возможность соизмерять силы и не тратить их на то, что невозможно не бороться с ветряными мельницами.

Беспристрастное восприятие того, что есть расширяет кругозор видения, позволят выйти из рамок узкого мышления, столкнуться с чем-то новым и приобрести новый опыт. Широкое видение позволяет увидеть варианты решения проблем, ранее скрытые от глаз.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что со мной происходит. Запись из моего дневника:
"Искажено восприятие реальности. Всё вокруг кажется неестественным и ненастоящим. Вижу предметы, но пока не прикоснусь, не узнаю, каковы могут быть ощущения от прикосновения к ним. Но и эти ощущения не ярко выраженные, как во сне. Скорее, я помню, что должна ощущать, чем ощущаю. Преследует чувство, что я в чужом теле: не контролирую свои действия, а только наблюдаю со стороны. Делаю на автомате, говорю на автомате. Слова просто формируются во фразы, но мысли при этом отсутствуют, как и восприятие людей и всего, что меня окружает. Я не испытываю эмоций – только физиологические потребности, которые сильно притуплены. В зеркале вижу чужое лицо. Потеряла интерес к жизни, как и к чему-либо. Ощущение, словно нахожусь под действием алкоголя или других наркотиков. Мозг просто отказывается воспринимать происходящее. Доставляя себе физическую боль, не возвращаю себя к реальности. Словно без сознания, я просыпаюсь и засыпаю. Меня мучает бессонница и чувство собственной незначимости, невесомости. Всё настолько всё равно, что я без труда могу прыгнуть в окно. Но не делаю этого не потому, что боюсь или не хочу, а, скорее, потому что знаю, что это неправильно
"

Анастасия, Харьков, Украина, 22 года

Ответ психолога:

Здравствуйте, Анастасия.

Вы описываете симптомы тревожного расстройства - чувство деперсонализации и дереализации. Деперсонализация - само по себе она неопасна, но переживание его повергает человека в ужас, видится страшным и связанным с психическими заболеваниями. Чувство, словно вы отделены от самого себя, находитесь вне себя и без всякого контроля и наблюдаете со стороны. Это может быть еще как чувство, что вы как робот и не человеческое существо, не узнаете самого себя, или словно вы невидимы и реально не существуете. Как бы пугающе это ни было для Вас, но это очень распространенное явление у тех, кто страдает паническим расстройством или другим видом тревожного расстройства. Это неопасно. Конечно, такие ощущения кажутся странными и кажется, что вы теряете связь с реальностью, но это не так. Это ощущение, чувство, но это не то, что происходит с Вами на самом деле. Дереализация - является измененным психическим состоянием, при котором окружающая среда кажется туманной, нереальной или отсоединенной. Может переживаться многовариативно разными людьми. Некоторые люди описывают это как будто они находятся в сказочном месте или другом мире, где детали окружающей среды могут показаться нечеткими или фрагментированными. Для других меняются звуки или исчезают и т.д. Дереализация характерна для ряда психических расстройств. Также может быть при тревоге и депрессии, паническом расстройстве, при ПТСР, сразу после травмирующего события, при повреждениях головного мозга в затылочной или височной долях. Наркотики, такие как марихуана, некоторые лекарства и даже большое количество кофеина могут способствовать дереализации. Обратитесь к неврологу и к психологу (очно или заочно по скайпу).

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

Cтраница 1


Искаженное восприятие и неправильная (для совершения действий) переработка информации, неполная информация, естественно, приводят к неправильным решениям и ошибкам.  

Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Существующее лишь в воображении, несбыточное, мечта.  

Всякое искаженное восприятие и неправильная (для совершения действий) переработка информации, а также неполная информация, естественно, приводят к неправильным решениям и ошибкам.  

К искаженному восприятию и неправильной реакции ведут: неясные по форме и содержанию высказывания, предлагаемые для осмысления; отсутствие внимания сторон к предмету разговора.  

Кривые равной громкости.  

Для компенсации искаженного восприятия звуков низких частот при малой громкости в радиовещательной аппаратуре применяется регулятор громкости с так называемой тон-компенсацией, когда при уменьшении громкости воспроизведения на низких звуковых частотах создается подъем усиления в 10 - 12 дб по отношению к частоте 1000 гц (см. стр.  

Не служат ли местничество и ведомственные барьеры причиной искаженного восприятия должностными лицами закономерностей отношений обмена в социалистическом обществе, нет ли здесь психологического атавизма, корни которого уходят в отношения обмена на базе частной собственности. Каким образом происходят подобные перекосы в психологии руководящих кадров - эта проблема по-настоящему еще не изучалась, но она весьма актуальна.  

Вот в этой самооценке руководителя и заложена опасность искаженного восприятия его обратных связей и с коллективом, и с вышестоящим руководством, и с руководителями смежных подразделений.  

Если некоторое время смотреть на один цвет, а затем перевести взгляд на другой, то первое время будет наблюдаться искаженное восприятие этого цвета. Цвета воспринимаются несколько иначе и под влиянием других, окружающих или соприкасающихся с ними цветов. Подобные явления называются контрастом цветов. Различают одновременный и последовательный контраст.  

Пораженные могут быть вялыми я безынициативными, либо, наоборот, не в меру активными н подвижными, Постепенно появляются иллюзорные и искаженные восприятия окружающего мнра. Например, пятна на стене или трещины воспринимаются в виде различных сооружений, окружающие люди н предметы представляются в искаженном, деформированном виде и кажутся окрашенными в яркие, несвойственные ни цвета. Обычно возникают зрительные галлюцинации в виде ярко окрашенных пестрых образов нлн картин. Они дополняются слуховыми, обонятельными и осязательными галлюцинациями, которые в свою очередь вызывают определенные зрительные иллюзии. Часты явления синестезии (смешения восприятий), когда пораженному кажется, что он обоняет музыку, слышит звук цвета или ощущает прикосновение запаха.  

При опросе необходимо учитывать, что даже правдивые ответы могут оказаться недостоверными и неполными по - причинам забывания; неполного восприятия как по объективным, так-и субъективным причинам; искаженного восприятия; непонимания наблюдаемого явления; наслоений, образовавшихся в процессе хранения воспринятого в памяти. Поэтому необходимо определить степень и причину недостоверности и неполноты ответов и соответствующими дополнительными вопросами добиться ликвидации этой недостоверности. Результаты опроса фиксируются в форме пиевменных объяснений.  

Основные геометрические параметры взаимного расположения киноэкрана зрительских мест в кинотеатрах.| Горизонтальные углы обзора различных экранов (по Е. М. Голдовскому а - при обычном плоском экране. 6 - при широком экране. в - при широкоформатном экране. г - при панорамном экране.  

Граничный угол а расположения зрительских мест определяется лучом зрения и нормалью к экрану в точках его боковых кромок. Увеличение граничных углов вызывает искаженное восприятие изображения.  

Пораженные могут быть вялыми и безынициативными, либо, наоборот, не в меру активными и подвижными. Постепенно появляются иллюзорные н искаженные восприятия окружающего мира. Например, пятна на стене или трещины воспринимаются в виде различных сооружений, окружающие люди и предметы представляются в искаженном, деформированном виде и кажутся окрашенными в яркие, несвойственные им цвета. Обычно возникают зрительные галлюцинации а виде ярко окрашенных пестрых образов или картин. Они дополняются слуховыми, обонятельными и осязательными галлюцинациями, которые в свою очередь вызывают определенные зрительные иллюзии. Часты явления синестезии (смешения восприятий), когда пораженному кажется, что он обоняет музыку, слышит звук цвета или ощущает прикосновение запаха.  

В тоже время отбор может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, уменьшая психологические нагрузки, давая отдохнуть органам чувств, отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разнови-дения одинаковых явлений отдельными людьми.  

Человеческий организм - удивительное сочетание множества органов, тканей, функций, химических реакций, электрических импульсов, позволяющих человеку жить, узнавать и познавать окружающий его мир. Познание происходит при помощи воздействий на органы чувств человека - свет, звук, вкус, запах, тактильные и пространственные восприятия. Все это - база познания и существования человека в окружающем его мире. И расстройства восприятия, какими бы они ни были и по каким бы причинам ни происходили, - серьезная проблема.

Восприятие: реальность плюс воображение

В том, что человек может воспринимать окружающий его мир, участвуют органы чувств и воображение. Те знания, которые получаются при помощи зрения, слуха, вкуса, тактильного воздействия, обоняния и определения положения тела в пространстве, обрабатываются специальными отделами мозга и при помощи воображения и полученного ранее опыта становятся представлениями об окружающем мире. Расстройства восприятия в какой-либо области не позволяют человеку получать целостную картину.

Далеко и близко

И восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые - через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы - основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия - сложная физиологическая и психологическая проблема.

Органы чувств и рецепторы

Помимо всем известных со школьной скамьи шести органов чувств организм человека воспринимает гораздо больше раздражителей. Так, есть рецепторы, отвечающие за восприятие тепла - холода, боли, а также ощущения своего тела. Так что наукой выделяются не шесть, а 9 видов ощущений:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • эквибриоцепция - чувство равновесия;
  • вкус;
  • ноцицепция - восприятие боли;
  • термоцепция - чувство тепла;
  • проприоцепция - пространственное ощущение своего тела.

Получая сведения об окружающем мире при помощи различных рецепторов, мозг перерабатывает их в восприятия окружающей действительности.

Восприятия и медицинская практика

Если происходят какие-либо нарушения в организме человека, может возникнуть большая проблема - расстройства восприятия. Психиатрия как научная и практическая область медицины изучает эти нарушения и по мере возможности помогает исправлять их. Врачи-психиатры уже не одно столетие изучают расстройства восприятия, помогая не только самим пациентам, но и людям, окружающим их, жить с такими проблемами. Нарушения работы одного или нескольких органов чувств - это не всегда расстройства комплексного анализа окружающего мира. Человек, лишившийся зрения, знает, как выглядят предметы и цвета в действительности и при помощи работы остальных органов чувств может представить реальную картину окружающего его мира. В психиатрии расстройства процесса восприятия - это целый комплекс нарушений, вызванных не столько проблемами в работе рецепторов, сколько изменениями в процессах обработки полученной информации и получения окончательного результата.

Как проявляются расстройства восприятия?

Область психиатрии - особая сфера медицины, изучающая различные расстройства психики и их проявления. Это очень специфическая область человеческих знаний, которая оперирует понятиями "болезнь", "здоровье", "норма" и "патология" в отношении психического состояния. Одна из областей работы врача-психиатра - расстройства восприятия. Психиатрия подобные проблемы считает психическими патологиями. Расстройства ощущений и восприятия проявляются несколькими состояниями:

  • Анестезия проявляется неспособностью восприятия тактильных ощущений, вкуса и запаха. По своим проявлениям схожа с медицинской анестезией, вызываемой для отключения чувствительности болевых рецепторов у пациентов во время медицинских вмешательств.
  • Гиперестезия - расстройство чувствительности, обусловленное кажущимся усилением запаха, света, звука. Очень часто гиперестезия проявляется у больных, перенесших черепно-мозговую травму.
  • Гипостезия - обратное гиперестезии изменение чувствительности. Сенсорное восприятие уменьшает естественные раздражители. Страдают гипостезией больные депрессивными расстройствами, которым мир кажется тусклым, скучным.
  • Парестезии выражаются в ощущениях зуда, жжения, покалывания, "мурашек", обусловленных нарушениями кровоснабжения и иннервации. Зачастую парестезии возникают в зонах Захарьина-Геда: проблемы внутренних органов проявляются в виде неприятных, болезненных ощущений на определенных участках поверхности тела человека.
  • Сенестопатии - неприятные ощущения, возникающие внутри тела человека, их сложно описать словами, чаще всего больной использует яркие сравнительные образы, чтобы рассказать об этих ощущениях.

"Неправильные" ощущения иногда совпадают с клиническими проявлениями какой-либо болезни, причем не только из психиатрической практики. Грамотный или состояния - вот основа качественного лечения.

Основные расстройства восприятия

Психиатрия как область клинической медицины оперирует понятиями методологии, диагностики, лечения и профилактики. Для постановки диагноза необходимо четко знать проявления заболевания, в этом помогают клинические анализы, сбор анамнеза, лабораторные и инструментальные исследования. Категорийность суждений позволяет правильно интерпретировать полученные данные, чтобы поставить адекватный диагноз. Для обозначения определенных проблем психического здоровья в психиатрии выделяются две основные категории расстройства восприятия:

  • иллюзии;
  • галлюцинации.

Оба понятия у большинства людей вызывают достаточно негативные чувства, но сам больной не властен над ними, хотя во многих случаях подобные расстройства происходят из-за состояний, в которые человек загонят себя сам, например, наркотическое или алкогольное отравление. Некоторые виды расстройств восприятия могут возникать у совершенно здоровых в плане психиатрии людей.

Синяя гусеница из Страны чудес

"То, что ты видишь, но чего нет на самом деле" - вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • - представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии.

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта - симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла "Алиса в Стране чудес" многими расценивается как классическая галлюцинация.

Такая красивая иллюзия

В психиатрии выделяется еще один вид расстройства восприятия - иллюзии. С этим понятием знакомы все, даже те, кто не страдает расстройствами восприятия в психиатрическом плане. Люди часто употребляют выражение "красивая иллюзия, ужасная иллюзия". Так что же это такое? Научное определение одного из видов расстройства восприятия звучит как неправильное, ошибочное восприятие объектов, существующих в реальности. Обман чувств - вот что такое иллюзия. Например, иллюзия может возникать при недостаточном уровне раздражителя - в темноте очень легко принять очертания куста за фигуру человека. Так что возникновение иллюзий - это совсем не всегда область психиатрии. Характерными признаками иллюзии являются:

  • объект или явление, подвергающееся сенсорному искажению: фигура, голос, тактильное или пространственное ощущение;
  • искажение, неправильное восприятие и оценка реального объекта;
  • иллюзия основана на сенсорном восприятии, то есть на рецепторы человека на самом деле оказывается воздействие, но воспринимается оно несколько иначе, чем есть на самом деле;
  • ощущение ложного как реально существующего.

Расстройство зрительного восприятия - одна из частых иллюзий здоровых людей. Причем такая ошибка может иметь физический или физиологический характер. Физическая природа иллюзий к психиатрии не имеет никакого отношения, тому же миражу в пустыне есть пусть и не слишком простое, но доказанное точной наукой физикой логическое обоснование. Клиническая психиатрия рассматривает психопатологические иллюзии:

  • аффективные, возникающие на фоне страха или нервной возбудимости о грозящей опасности;
  • вербальные, т. е. словесные, иллюзии - отдельные слова или фразы, которые слышатся человеку;
  • парейдолические иллюзии - зрительные иллюзии, возникающие на фоне реального изображения домысливанием образов, например, рисунок на обоях может стать иллюзией устрашающего содержания картины; чаще всего такие иллюзии наблюдаются у творческих личностей, например, учеными установлено, что Леонардо да Винчи страдал от парейдолий.

Основа иллюзий - расстройства восприятий и представлений об окружающем мире. Они не всегда носят патологический характер. Часто они вызваны искажением восприятия на фоне неправильной оценки работы рецепторов.

Мышление и память при расстройствах восприятия

Что отличает человека разумного от всех других живых существ? Способность мыслить. Мышление - основной познавательный процесс, который объединяет в логическую картину окружающий человека мир. Мышление неразрывно связано с восприятием и памятью. Все процессы, которые характеризуют человека как существо разумное, тысячелетиями изменялись, развивались и трансформировались. И если для начала нужно было только лишь приложить физическую силу, чтобы удовлетворить свои естественные потребности (еда, размножение и самосохранение), то с течением времени человек научился выстраивать логические цепочки - мыслить, чтобы получить необходимый результат с приложением меньших физических усилий и вреда своему здоровью и жизни. Для закрепления полученного благоприятного результата стала развиваться память - краткосрочная, долговременная, а также другие психические функции, свойственные людям, - воображение, умение видеть перспективу, самоосознание. Симбиоз расстройства восприятия и мышления - психосенсорные расстройства. В психиатрии эти расстройства делятся на два основных вида:

  • деперсонализация может проявляться и неверными ощущениями своего тела, так называемая психическая деперсонализация, и искаженными понятиями своего собственного "я" - психическая деперсонализация;
  • дереализация проявляется в искаженном восприятии окружающего мира - пространство, время, размеры, формы окружающей действительности воспринимаются больным как искаженные, хотя он абсолютно уверен в правильности именно своего видения.

Мышление - особенность человека. Разумное мышление подвергается опровержению с нарушениями восприятия. Психиатрия как область клинической медицины старается найти способы устранения разногласий, вызываемых нарушениями восприятия у психических больных. При расстройствах восприятия больные проявляют и расстройство мышления - бред, навязчивые или которые становятся смыслом жизни такого человека.

Психиатрия - сложная наука о психических заболеваниях человека, областью которой являются и расстройства восприятия, и памяти, и мышления, а также других психических функций. Причем любые проблемы с психическим здоровьем чаще всего связаны целым комплексом психических функций - от работы органов чувств до краткосрочной или долгосрочной памяти.

Почему нарушается восприятие действительности?

При столкновении с проблемами психиатрического характера возникает вопрос: в чем причины расстройств восприятия? Их может быть целый комплекс: от алкогольного и наркотического отравления до патологического состояния психики человека. Психические болезни достаточно сложно диагностируются, часто это связано с тем, что человек не может точно описать свои ощущения, события, которые с ним происходили или происходят, а начальные этапы болезни не всегда заметны окружающим. Нарушения восприятия могут развиться как следствие каких-либо заболеваний внутренних органов или систем, а также из-за нарушения процессов обработки полученной информации, ее анализа и получения конкретного результата. Психиатрическая практика на данный момент не может абсолютно точно определить причины развития расстройства восприятия, кроме интоксикаций, когда механизм патологии точно определяется отравляющим веществом. Нарушения восприятия действительности могут и должны вызывать настороженность у окружающих людей, так как зачастую сами больные не спешат обращаться к специалистам, не считая эти нарушения чем-то патологическим. Вовремя выявленная проблема с восприятием окружающей действительности может помочь больному избежать серьезных проблем. Искаженная реальность - огромная проблема как для больного, так и для окружающих его людей и в психическом, и в физическом плане.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология - особый вид медицины. Дети - большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей - это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии - одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений - 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны - искры, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей. Классический пример - ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности.

Восприятие - основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия - картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.