Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Конструирование в доо.

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное управление образования

ГОУ СОШ № 000

Открытый конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада »

Номинация: «Совята».

Направление: образовательные проекты и исследования.

Секция: «Технология и конструирование».

Тема проекта: «Конструктор. Что такое? Кто такой?»

Руководители работы: ,

учитель начальных классов.

Москва 2011 год.

Страницы

I . Введение.

II. Основная часть.

1.

2. Виды конструкторов.

3 . Профессия «конструктор».

III . Заключение.

Приложение.

I. Введение.

У меня дома много игрушек: машинок, солдатиков, трансформеров и других. Но вот уже 2-й год первое место среди них для меня занимают конструкторы. Вместе с друзьями мы конструируем различную технику: самолёты, танки, машины, а также оружие. После сборки мы начинаем игру. Конечно, бывает, что во

время наших игр детали не выдерживают большой нагрузки и отсоединяются, но мы не унываем и строим свои модели заново. Наши родители подолгу не могут оторвать нас от игр, потому что игры всегда новые: каждый раз в голову приходят всё новые и новые идеи конструирования!

Как-то раз мама задала мне вопрос: если я так увлечён конструкторами, не хотел бы я узнать, как и когда они появились. Я задумался и согласился. Так началось моё «исследование».

Цель моего исследования – изучить самому и ознакомить одноклассников с широким понятием слова «конструктор».

В самом начале исследования у меня возникла следующая гипотеза: я предположил, что, скорее всего, детские увлечения инженеров-конструкторов повлияли на их выбор профессии.

Передо мной стояли следующие задачи:

ü Определить все смыслы слова «конструктор».

ü Распределить все известные мне конструкторы на группы.

ü Узнать о разработках выдающихся российских конструкторов.

ü Провести анкетирование среди некоторых коллег моего папы, современных конструкторов.

ü Установить, какие знания потребуется получить, чтобы стать инженером-конструктором.

ü Найти информацию о том, как конструктор влияет на развитие детей.

В ходе исследования я:

ü читал об истории возникновения первых конструкторов и находил в интернете их изображения;

ü рассматривал свои домашние конструкторы и анализировал, из каких материалов они изготовлены;

ü конструировал различные модели;

ü расспрашивал папу о профессии конструктора, читал об этом и находил информацию о выдающихся инженерах-конструкторах прошлого века;

ü провёл анкетирование среди современных конструкторов.

Собрав большой материал, я задумался, а как инженеры-конструкторы выбрали себе такую профессию. Вместе с папой, который работает в НИИ точных приборов, мы составили небольшую анкету и попросили папиных коллег по работе – инженеров-конструкторов ответить на предложенные в ней вопросы. Из ответов я узнал, чем эти люди увлекались в детстве, о какой профессии мечтали, почему они выбрали именно эту профессию, чем она им дорога, что они разрабатывали. В этом состоит новизна моей работы.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданная к работе презентация может использоваться в качестве наглядного материала к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

II. Основная часть.

1. Когда появился первый конструктор.

Чтобы узнать, когда появились конструкторы, не нужно искать ответ в древних рукописях и рассматривать археологические находки. Это один из видов игрушек, который появился в наши времена.

Детские конструкторы сегодня есть в любом магазине игрушек. Из них можно построить дом, пароход, машину, и даже целый город. Конструкторы разноцветны и разнообразны, они предназначены для самых разных возрастов, и различаются по сложности и количеству деталей. Но все они – потомки самого первого конструктора.

Самый первый металлический детский конструктор появился более ста лет назад, в самом начале двадцатого века, в 1901-м году. Этот конструктор изобрёл англичанин Фрэнк Хорнби . По одним сведениям, он был бухгалтером, по другим – приказчиком из мясной лавки. Мистер Хорнби рассказывал, что эта замечательная идея о том, что и ребёнок может создавать технические новшества, родилась в его голове, когда он путешествовал на поезде. Выглядел первый конструктор так: балки, уголки, перекрытия, колёсики, скобы и прочие детали, сделанные из металла, лежали в коробке небольшого размера. В деталях были уже заранее проделаны дырочки, и к ним прилагались гайки, болты, и прочие мелкие предметы, необходимые для соединения деталей, в наборе имелись отвёртка и гаечный ключ. Соединяя детали разными путями, можно было построить мосты, строительные краны, тележки, различные модели автомобилей. Традиционных домов, замков и городов в первом конструкторе не предполагалось, это был именно набор для будущих механиков и инженеров. Разумеется, предлагались эти игрушки, прежде всего, мальчикам. Компания, названная именем Хорнби, процветает и в настоящее время, предлагая миру потрясающие модели сборных железных дорог.

Деревянные конструкторы придумал австриец по имени Ехан Корбули. Он был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. "Строителей" эта забава совсем не радовала. И тогда мудрый отец конфликтующих детей нашёл решение проблемы: он проделал во всех кубиках дырочки, и их стало можно крепко соединять при помощи деревянных палочек. Это изобретение поступило на прилавки магазинов в 1903 году. Использовалась для конструктора древесина бука. Новая игрушка называлась "Матадор".

Современные конструкторы этой фирмы пользуются большой популярностью.

Первый магнитный конструктор появился относительно недавно. Идея принадлежала итальянскому изобретателю Клаудио Вичентелли. Он рассказывал, что уникальный замысел родился очень просто. Заметив, что игрушек с использованием магнитов практически не существует, Вичентелли поставил перед собой задачу раскрыть возможности магнита в этом направлении. С 1998 года конструкторы «Геомаг» стремительно начали набирать популярность.

Можно поспорить, кто был первым в создании пластмассового конструктора , но хотелось бы сразу перейти к конструкторам Лего . «Лего» означает «играй с удовольствием». Родиной этого конструктора является Дания. В 1932 году Ол Кирк Кристиансен открыл собственное производство разлиных изделий из дерева, в том числе и игрушек. Первые конструкторы Лего производились из дерева. А пластмассовый кубик, способный соединяться с другими, появился лишь в 1947 году. С этого времени завод полностью перешёл на пластмассу, но не потому, что она более удобна в производстве, а из-за пожара в цеху по производству деревянных изделий. Цех было решено не восстанавливать, а перейти на другой материал. Удивительно, что с тех самых пор, то есть уже шестьдесят лет, все элементы Лего при любом варианте крепления совмещаются друг с другом. С 1963 года компания по производству Лего использует безопасную нетоксичную пластмассу, которая со временем практически не теряет цвет. Эти конструкторы предназначены для самых разных возрастных групп детей. Дети всего мира с восторгом оценили изобретение датчан, с удовольствием принявшись строить из ярких деталей Lego не только то, что предлагала инструкция, но и собственные удивительные сооружения.

Самая высокая башня из кубиков Лего в парке Legoland.

Высота башни 30,5 метров.

Ниже представлены конструкторы прошлого столетия.

1) Крафтсмен .

Набор 1954 года.

В Великобритании первые наборы Крафтсмен появились в 1901. Это были большие конструкторы, высотой около 1 метра, копии с них делали в России и Германии в 60-70-х годах. В России с ними занимались на уроках труда:

2) Конструктор Erector.

Вот Erector 1920 года:

После войны появился новый Erector :

Впервые он был изготовлен в 1913 году и производился до 1967 года. Набор состоял из небольших металлических балок, с отверстиями под крепёж, имелась также и полная гамма устройств, таких как шкивы, шестерни и небольшие электродвигатели.

3) Наборы Кэннер.

"Наборы Кэннер" были основаны в 1947 году в Cincinnati.

Первый набор: Набор 1958 года (мост, развязка).

Позже появилась даже модель ГЭС с насосами и турбиной:

Сегодня можно с уверенностью сказать, что конструктор идёт в ногу со временем и может составить достойную конкуренцию компьютеру.

2. Виды конструкторов.

Видов конструкторов превеликое множество. С каждым годом появляются всё новые и новые. Их изготавливают для детей самых разных возрастов, начиная с 3-х летних и заканчивая подростками 12-16 лет. В конструкторы играют и мальчики, и девочки. Однако я выделю лишь несколько, наиболее популярных у детей, видов конструкторов, учитывая их тематику и материалы, из которых они изготовлены.

1. Деревянные.

В деревянном конструкторе используются природные материалы. Дерево - это самый экологически безопасный материал, который можно использовать для создания игрушек. Тепло, которое нам дарит дерево, делает игру очень приятной. Деревянных конструкторов много, среди

них особое место занимают «Брёвнышки», этот конструктор позволяет возвести дом, коттедж или избушку, не выходя из собственной комнаты!

2. Металлический или пластмассовый с дырчатыми планками и болтами для соединения деталей.

3. Магнитный.

4. Лабиринт.

8. Конструкторы Лего и других фирм из пластмассовых кирпичиков.

Самые распространённые конструкторы Лего разработаны для детей разных возрастов, малыши собирают незамысловатые пирамидки и башни, дошкольники играют в тематические конструкторы типа «Пожарная команда», «Полицейский участок» и т. д., а подростки собирают даже радиоуправляемые модели!

9. Керамические конструкторы.

В набор входят настоящие кирпичи, окна, двери и специальный цемент. С помощью этих деталей можно построить маленькую копию самого настоящего домика, использовать его можно несколько раз, т. к. цемент легко растворяется в воде.

Каждый вид конструктора отвечает своим целям, однако есть общее, что их всех объединяет – это творчество ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества.

3. Профессия конструктор.

Идея создания любого прибора, изделия, которым мы пользуемся, зарождается в голове человека, профессия которого конструктор-разработчик. Созданием чертежей этого изделия занимаются инженеры - конструкторы. В обязанности конструктора входит разработка, регулировка, настройка и испытание первого образца и опытных изделий и приборов, которые планируются к производству в дальнейшем.

В зависимости от вида выполняемой деятельности инженер может работать в помещении, в цехе или лаборатории. А если инженер непосредственно участвует в строительстве каких-либо помещений - тогда его рабочим местом будет место создания этих системстроительная площадка. Раньше конструкторы создавали все чертежи при помощи карандаша, рейсшины и линейки на специальной доске – кульмане.

В наше время работе конструктора помогают компьютеры, а также программы, которые облегчают процесс создания проекта и оставляют больше возможностей для творчества.

Специалист, который выбрал профессию конструктора, должен быть в курсе новейших технологий и стремиться внедрить их в производственный процесс. Конструктор должен суметь не только спроектировать устройство, конструкцию или технологический процесс. Для него важно воплотить проект в жизнь, учитывая все особенности, связанные с изготовлением. Работа конструктора очень ответственна, ведь неправильно произведённые расчёты иногда даже могут стоить жизни.

Эту профессию можно получить только в высших учебных заведениях.

Для конструктора необходимы следующие качества:

ü технический склад ума,

ü широкий кругозор,

ü повышенное внимание,

ü навыки общения и умение работать в команде,

ü критичность,

ü способность к творчеству.

Профессия конструктора очень интересна и многогранна: эти люди проектируют одежду, здания, приборы, бытовую технику и многое другое, необходимое человеку.

4. Выдающиеся конструкторы прошлого века.

В 20-м веке конструкторами нашей страны было создано много аппаратов, построено много интересных зданий, разработано много устройств, благодаря которым наша страна получила большой авторитет у других стран мира. Некоторые из конструкторов стали известны всему миру.

Сергей Павлович Королёв - выдающийся конструктор и учёный, который работал в области ракетно-космической техники. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют большую ценность для развития отечественного ракетного вооружения. Благодаря ёву наше государство стало передовой ракетно-космической державой.

Сергей Владимирович Ильюшин - известный авиаконструктор . Под его руководством созданы самолёты-штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов.

Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников - выдающийся конструктор стрелкового оружия в СССР и России, доктор технческих наук, генерал-лейтенант. Оружие Калашникова пользуется широчайшей популярностью во всем мире.

Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев - кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов.

Жозе́ф Я́ковлевич Ко́тин - советский конструктор танков и тракторов. Во время войны под руководством Котина были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, После войны разработал плавающий бронетранспортёр БТР-50П.

- советский учёный в области железобетонных и металлических конструкций . Участвовал в создании уникальных зданий и сооружений: МГУ (в Москве), монумента Родина-мать в Волгограде и проекта Останкинской телебашни в Москве, проекта стальной сетчатой башни высотой 4 километра по заказу японской компании.

Это лишь немногие представители огромной эпохи, чьи изделия вошли в историю российского конструкторского дела и стали достоянием нашей страны.

5.Анкетирование конструкторов нашего времени.

В ходе изучения темы «Профессия конструктор» у меня возникло несколько вопросов, ответы на которые требовали обратиться за помощью и консультацией к специалистам. Так появилась идея составления анкеты.

Мой папа, работает инженером-технологом в московском Научно-исследовательском институте точных приборов, занимается разработкой методов, приёмов и инструментов, с помощью которых можно изготовить изделие, задуманное инженером-конструктором. Он регулярно общается с конструкторами, работающими в области космической техники. Мы с папой предложили некоторым из них ответить на вопросы анкеты.

Для того чтобы конструкторам была понятна цель анкетирования, я написал в анкете небольшое обращение к ним, в котором рассказал, что учусь в 1 классе, увлекаюсь конструированием, участвую в окружном конкурсе, пишу проектную работу по теме: «Конструктор. Что такое? Кто такой?», поэтому мне необходимо больше знать о профессии конструктора. Анкета состояла из 6 вопросов. Нами было опрошено 15 конструкторов.

По итогам опроса мною была создана сводная таблица:

Вопросы

Ответы

Кол-во

1.Где Вы работаете?

- ОАО "Научно-исследовательский институт точных приборов" (ОАО "НИИ ТП") - » - ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени " - (НПЦ АП) - ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем " (ОАО "Российские космические системы")

- ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени В. Хруничева" - ОАО "Ижевский радиозавод" - Институт медико-биологических проблем

2. Чем Вы увлекались в детстве?

авиамоделизмом

моделированием

3. Чем больше вариантов сборки у конструктора - тем лучше. Таким образом, развивается мышление, ребенок учится проектировать, а затем сам воплощает свои идеи.

Только при условии соблюдения этих простых правил конструктор будет играть развивающую роль в жизни ребёнка.

Конструкторы настолько разнообразны, что играя в разные их виды, можно познавать разные стороны жизни. Например, конструкторы – лабиринты, с которых после сборки запускают шарики и кубики, предусматривают построение трубочек, горок, водоворотов , мельниц, извилистых дорожек, трамплинов и даже "мертвой петли", это помогает понять законы физики, например, силы притяжения, силы трения.

Наборы Лего включают в себя не только детали для конструирования, но и фигурки человечков, животных, растений, буквы английского алфавита и цифры. Это позволяет ребенку построить различные тематические сооружения; разыгрывать разнообразные истории; знакомиться с такими основными понятиями логики и математики как «больше – меньше», «последовательность», «часть и целое», «отнять – прибавить», «симметрия» и т. д. Конструкторы Лего содержат в себе детали, оси, болты, колёса, балки, рычаги и шестерёнки, это позволяет ребёнку собирать технику различной тематики и уровня сложности, даёт возможность поближе познакомиться с принципами работы простейших, основных механизмов.

Интерес к конструкторам практически не ослабевает: ведь всякий раз, собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками. Исследования учёных показывают, что дети, которые играют в конструкторы, вырастают более творческими и имеют богатое воображение.

III. Заключение.

В ходе работы я многое узнал о конструкторах. Оказывается, «конструктор» – это не только набор для сборки и игры, это ещё и профессия человека. Первые наборы конструкторов появились больше 100 лет назад и сразу вызвали интерес у детей и взрослых. Эти конструкторы были непохожи на современные и создавались сначала только для мальчиков, чтобы помочь им стать инженерами и механиками. Некоторые фирмы-производители первых конструкторов до сих пор выпускают наборы увлекательных моделей.

В ходе своего исследования я попытался распределить все свои наборы конструкторов на группы, а потом прочитал о том, какие ещё виды конструкторов существуют. По интернету я узнал, что каждый вид конструктора обязательно так или иначе развивает ребёнка, даёт ему возможность раскрыть свои творческие способности, и даже помогает овладевать процессом письма.

Из энциклопедии и статей интернета я узнал о том, как сложно получить профессию конструктора, так как помимо большого количества знаний нужно ещё обладать определёнными качествами характера. Мой папа рассказал мне о выдающихся инженерах-конструкторах прошлого столетия, и я прочитал об их интересных разработках, которые до сих пор использует человечество.

С помощью анкеты я «пообщался» со своими современниками, инженерами-конструкторами, узнал об их детских увлечениях, мечтах, современных разработках. Я понял для себя, какие это интересные люди, как они дорожат своей профессией и даже влюблены в неё. Они разработали целую серию аппаратов и систем, с помощью которых современные ракеты запускаются в космос. Благодаря этому, я пришёл к выводу, что моя гипотеза о том, что именно детские увлечения конструкторов повлияли на их выбор профессии, частично подтвердилась, так как многое из того, чем конструкторы увлекались в детстве, было связано с решением каких-то технических задач (что и помогло этим людям выбрать такую профессию).

Благодаря своему исследованию я убедился, что детские конструкторы это одно из лучших изобретений человека, а профессия «конструктор» - одна из самых интересных и заманчивых. Возможно, и я когда-нибудь выберу её для себя.

Список использованных источников информации.

1. «Что такое. Кто такой» Москва, 1997 г., «Педагогика-Пресс».

2. *****/novie_zametki…konstruktora. html

3. www. *****/articles/print10251.html

4. *****/legomania/how-lego-appeared. html

5. www. *****/Events/kto

6. *****/announcements/?id=5

7. articles. *****/science/history/teh/

8. www. *****/node/Istoriya _detskogo_konstruktora

Приложение.

Мои модели.

https://pandia.ru/text/78/312/images/image051_1.jpg" width="429" height="350 src=">

Пластмассовый конструктор «Кроха».


Уважаемый инженер-конструктор!

Меня зовут Горностаев Артём. Мне 7 лет. В этом году я пошёл в 1 класс.

У меня много игрушек, но больше всего я люблю конструировать. В нашем округе проходит конкурс детских проектов «Совята». Я решил принять в нём участие. В своём проекте я буду рассказывать о видах конструкторов, об истории их создания, а ещё о профессии конструктора. Для этого мне очень нужна Ваша помощь.

Предлагаю Вам ответить на несколько моих вопросов:

Ваши фамилия, имя, отчество.

Где Вы работаете?

Чем Вы увлекались в детстве?

О какой профессии мечтали?

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

Что Вы разрабатывали?

Чем дорога Вам эта профессия?

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.

Мы решили разобраться, в чем еще состоит польза от конструкторов, сказывается ли она на взрослой жизни - и как наверстать упущенное, если от пирамидки вы перешли сразу к 8-часовому рабочему дню.

Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки - это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» - это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был - помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego - тоже будет много интересного.

Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.

1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления , которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight» .

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне , как невычитанная копия (uncorrected proof - могут быть пропущены запятые, например).

Тему для нынешней беседы подсказал мне мой ребенок, предложив поиграть с ним в сотый раз «зубами». Прежде, чем говорить о конкретных конструкторах, давайте поговорим о том, насколько они важны в развитии наших детей и вообще нужны ли они.

Что это такое и зачем оно нам надо

Итак, если обратиться с теории, то конструктор – это набор из деталей, с помощью которого можно собирать всевозможные модели: будь то замок, дом, поезд, машина или геометрическая фигура. Сложно поверить, но первым таким игровым наборам уже более 100 лет и они до сих пор популярны, меняется только внешний вид деталей, но вот назначение остается прежним: развитие. В процессе игры у ребенка имеется колоссальная возможность развивать логическое воображение, творческие способности, мелкую моторику и просто выразить себя в создании чего-либо.

Тематическая направленность конструкторов подразумевает под собой развитие конкретных навыков: они могут быть творческими, научно-познавательными, развлекательными и так далее. Также, производители разделяют их на мальчуковый и для девочек, и по способу соединения между собою деталей и по материалам, из которых сделаны детали.

Думаю, не лишним будет упоминание о том, что каждому возрасту детей соответствует свой конструктор. Для самых маленьких детали будут крупными, несложными: чаще это кубики, вкладыши – словом все, то, что ребенок не сможет проглотить или засунуть в нос, ухо. Играть первое время лучше вместе с малышом: во-первых, вы научите, как это делать правильно, а во-вторых, отлично проведет вместе время. Не стоит увлекаться в процессе игры и командовать – пусть ваш ребенок будет лидером.

Гениальность задумки изобретения конструктора поистине бесценна – в процессе игры наши дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка детской игрушки или крана, строительства домика или посадки дерева.
Великий философ И. Кант утверждал, что «рука - это вышедший наружу мозг человека». И чем лучше будет развита мелкая моторика детской ручки, тем проще и быстрее ребенок будет запоминать информацию, соответственно обучаться. Не забывайте об этом, дорогие родители.

Давайте подведем итоги необходимости конструкторов в арсенале игр ребенка:
- развитие воображения, логики, пространственного мышления;
- усидчивость, целенаправленность и умение достигать поставленной цели;
- развитие мелкой моторики, речи.

Как видите, плюсы просто неоспоримы по своей значимости в развитии ребенка, а значит конструкторам быть! Теперь давайте подробнее рассмотрим современный ассортимент этих чудо-игрушек и сделаем свой выбор в пользу того или иного. Тем более, что это может быть отличным подарком для малыша или подростка – будь то новогодние торжества или День Рождения, либо же просто поход в гости.

Какие они, современные конструкторы?

Предлагаю разделить их по материалам, из которых они изготовлены. Я буду рассматривать изделия, соответствующие государственному стандарту и санитарно-гигиеническим требованиям. И первыми у нас будут деревянные . Они изготавливаются только из натуральной древесины: чаще всего это клен или бук. Бук предпочтительнее, ибо считается пищевой древесиной и имеет более гладкую, без пор, структуру, при окраске элементов дает гладкую поверхность.

Пластмасса и пластик. При упоминании этих материалов сразу возникает ассоциация с конструктором Lego – у этой торговой марки вы найдете блоки для детей всех возрастов. Также, советую обратить внимание на Mega Bloks – все детали ярких, но не ядовитых цветов, в удобной сумочке и имеют все разрешительные документы для продажи. Мы как раз приобрели вариант для самых маленьких: от года до пяти, в подарок. Крупные детали, удобно ложатся в детскую ручку, надеюсь, что малышу понравится наш подарок.

У моего сына «зубики», это конструктор «ZOOB» - он выполнен из высокопрочного пластика, это уже подвижный вариант, ибо в комплекте есть и колеса, и парашют, и прочие интересные детали, способные увлечь ваших детей надолго: мы играем уже несколько лет и процесс игры совершенно не надоедает. Лишь иногда пополняем запасы деталей. Кстати, «зубы» делятся на наборы, как для мальчиков, так и для девочек.

Совсем недавно на рынке детских товаров появился очень интересный вариант конструктора: бристл. Его детали напоминают щетки (в переводе с английского слова «bristle»), на ощупь они мягкие, со всевозможными пупырышками, ворсинками, в меру яркие и необычные, что для малышей будет очень интересно и полезно для развития не только моторики, но и тактильных ощущений.

Не стоит игнорировать и отечественного производителя – есть вполне конкуретноспособные по качеству изделия, которые будут дешевле европейских аналогов.

Магнитые конструкторы. Очень интересный вариант игры. Когда мы приобрели первый такой для сына – весь вечер играли с мужем, пытаясь построить всевозможные сооружения. Этот конструктор подойдет тем детям, кто уже не тянет в рот все, что попало в руки, ибо состоит из металлического шарика и пластиковых палочек с магнитами на концах. Размер палочки и шарика тоже варьируется в зависимости от комплектации в наборе и возраста. Также, есть магнитные мозаики, с помощью которых можно собирать картины из различных геометрических фигур.

Давайте, я немного уделю внимание «Неокубу». Думаю, что вы слышали о нем, да и в интернете существуют целые фан-группы, посвященные этому конструктору. Достаточно интересное изобретение, которое помогает развивать не только логику и пространственное мышление, но и обеспечивает своего рода массаж, а также помогает взрослым успокоить нервы. Но! Прошу обратить внимание, что этот конструктор все же предназначен детям уже школьного возраста.

Тканевые. У ребенка моего есть конструктор из флиса, детали которого на липучках и крепятся на специальное поле. С его помощью мы изучали строение человека. Еще у нас были мягкие кубики, на гранях которого были нарисованы и цифры, и буквы: таким образом мы и играли, и учились.

Металлические наборы. Мне кажется, что у всех родителей в детстве был такой набор из металлических деталей, с гайками, болтиками, ключиками, всевозможными скобами и уголками. Сколько вечеров я провела с папой, конструируя дома, башенные краны и прочие изделия. И очень здорово, что этот конструктор есть у наших детей – игры с ним позволят вашим детям почувствовать себя механиком или строителем.

Подведем итоги

Как ни крути, но конструктор – одна из важных игровых деталей в гармоничном развитии ребенка, так что без него никак. Ведь развитие воображения, мышления, логики, моторики, усидчивости и концентрации внимания – разве это не аргументы в его пользу? Малыш идет от простого к сложному в своих играх: его фантазия не ограничена и позволяет создавать причудливые башенки, замки, домики и прочие сооружения. В процессе игр он изучает формы, цвета, варианты соединений – словом, тренирует воображение, а также развивает предметную деятельность (произведение действия с предметом, согласно его прямому назначению).

Одним словом, берите своего ребенка и отправляйтесь в магазин за новым конструктором и проводите весело время, реализуя свои фантазии с помощью деталей. Удачных вам покупок!

Конструктор - это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.

История возникновения

Психологический и педагогический эффекты

Детские конструкторы считаются универсальным учебным пособием, которое развивает моторику рук , мышление , память , фантазию , а также множество других навыков, которые пригодятся ребёнку в будущем. Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае .

Первый этап мышления, характерный для детей раннего возраста, называют действенным. Такое мышление можно назвать «ручным» - манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что ребёнок раннего возраста все мыслительные задачи решает руками. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем быстрее он перейдёт ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами . На этом этапе ребёнок решает задачу, например, по правильному размещению фигур в соответствующих углублениях сразу, потому что пробы выполняются в уме. Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи решаются не руками, а в уме. Таким образом, начало развитию мышления даёт рука. Как говорил физиолог И. П. Павлов , «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» . О значении ручного труда в развитии творческого мышления педагог В. А. Сухомлинский писал :

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка.

Возрастные категории

Все конструкторы принято делить, исходя из возрастных групп детей, которым данная игрушка предназначена:

  • Младшая возрастная группа (от 2 до 4 лет) . Для этой возрастной группы разрабатывают конструкторы с минимальным количеством деталей маленького размера, чтобы ребёнок случайно не проглотил одну из них.
  • Средняя возрастная группа (от 5 до 7 лет) . В этом возрасте ребёнок уже способен концентрировать внимание на создании чего-то объёмного. Деталей в таких конструкторах больше и фигуры сложнее, но всё равно ребёнок может собрать их самостоятельно без помощи родителей.
  • Старшая возрастная группа (старше 8 лет) . Для этой возрастной группы производители конструкторов предлагают наборы с 250 и более деталями, в которых сюжет представлен более детально.

Гендерные категории

Изучение игровых детских комнат американскими учёными не обнаружило отличий в количестве книг, музыкальных инструментов, мягких игрушек мальчиков и девочек. Но в некоторых категориях игрушек обнаружились впечатляющие различия. Так, у девочек была масса кукол, кукольной мебели, одежды, кукольных кухонных принадлежностей. Среди игрушек мальчиков было много разного рода повозок, но ни у одной девочки не было обнаружено игрушечного вагона, поезда, лодки или мотоцикла. Из 48 мальчиков только у восьми нашлось по одной кукле.

Подобные наблюдения вынуждают создавать разные конструкторы для девочек и для мальчиков. Для девочек они обычно включают в себя следующие сюжеты: дворцы принцесс, кареты, различные животные, мифические существа. Детские конструкторы для мальчиков включают в себя фигуры кораблей, военной техники, самолётов, автомобилей, пожарных станций, полиции и многие другие. Цветовое оформление также может различаться в зависимости от пола ребенка. Чаще всего разделение по полам происходит для средней и старшей возрастных групп; для младшей такого разделения нет, конструкторы для них создаются, как правило, развивающие, зачастую в форме фруктов, человечков, растений и прочие.