Открытое занятие моя семья в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Семья
Открытое занятие для детей подготовительной группы «Моя семья»
Программное содержание:
- Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
- Воспитывать желание заботиться о близких.
- Закрепить навык связной речи.
- Закрепить знание пословиц о семье.
Использованные материалы: иллюстрации «Ребенок заболел», «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной», карточки с пословицами, ленты гофрированной бумаги шириной 5 см, длиной 20 см и медная проволока длиной 25 см на каждого ребенка.
1. Орг. момент (В кругу)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
2. Беседа о семье (Сидя за столами)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
3. Рассказ по картинкам
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)
– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
– Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу )
(дети выполняют движения по тексту)
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
5 . Игра на развитие творческого воображения
– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?
6 . Беседа по пословицам (На стульчиках)
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
7. Пальчиковая гимнастика (стоя)
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
8. Изготовление цветка из проволоки (За столами)
– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка из гофрированной бумаги и проволоки).
– Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Моя семья».
Цели :
Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи , знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью . Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье . Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи .
Задачи :
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.
Воспитание любви к своей семье , умение составлять генеалогическое древо.
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи .
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Здесь находится ребус «7-Я» .
Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?
Дети : Семья
Воспитатель : Правильно « семья » .
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье , о том, кто живет в семье , какой должна быть и как много значит для нас семья .
Как вы думаете, что такое семья ? (Ответы детей)
Да, семья- это самое главное , дорогое, что есть у человека.
А все семьи одинаковы ? (Ответы детей) .
Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих
родственников можно назвать словом «родня» .
Как надо относиться к семье ?
В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы» . Семья начинается с уютного теплого дома.
Воспитатель : Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос :
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети : Имя.
Воспитатель : Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2) . У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети : Фамилией.
Воспитатель : У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.
Дети : Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель : Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети : Семья
Воспитатель : Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью .
Воспитатель :
А сейчас подумайте над такими вопросами :
Кто самый старший в семье ?
Кто самый молодой?
А кто самый мудрый?
А какая у вас будет семья , когда вырастите?
А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится ?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка) .
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка) .
3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа) .
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки) .
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)
Воспитатель : Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)
Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек . Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас , а потом желающие расскажут о своей семье , посмотрите на доску, как составляется древо.
(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье )
Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Игра с мячом, «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный :
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи .
Сейчас мы с вами порассуждаем.
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
Воспитатель : Все семьи одинаковые или разные?
Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи .
Какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье ? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.
Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю
ситуации, которые могут произойти в каждой семье ; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
Д/и «Радость и печаль»
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку;
Разбили чашку;
Уступили место в автобусе бабушке;
Помогли маме с уборкой
Отыскали потерянные бабушкой очки;
Разбили чашку;
Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери» )
Семья – это самое дорогое , что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье , доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мой дом – моя крепость.
Родительское слово на ветер не молвишь.
Мать кормит детей, а земля людей.
Мамонька родимая – свеча неугасимая.
Вся семья вместе , так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.
Материнская ласка конца не знает.
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Пословицы учат нас ценить свою семью .
О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.
(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).
Вот какие дружные семьи живут в этом доме .
Воспитатель : Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья . Пока в семье дружба , все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора , кто-то обиделся на другого члена семьи , и уже круг дружной семьи разъединился . И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи , уважать старших, помогать младшим.
Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Здоровья, радости, благополучия) .
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть» .
«Пусть всегда будет в вашей семье …» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь) .
Итог занятия
Воспитатель : Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи !
Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга , дружно живут вместе.
Воспитатель :
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.
Что такое семья ?
Кто такие родственники?
Как другими словами можно назвать папу и маму?
Как люди должны жить в семье ?
Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.
Тип НОД комплексное
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Средства обучения:
Наглядное оборудование:
Раздаточный материал:
ТСО: сборник мелодий , музыкальный центр, переносной стенд .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД – социально-личностного и речевого развития по теме «Моя семья» (подготовительная к школе групп)
Тема НОД «Моя семья»
Тип НОД комплексное
Цель: социальная адаптация детей, развитие речи
Задачи:
Образовательные: закрепить знание детей о родственных связях и общее понятие «моя семья»; учить проявлять заботу и внимание; закрепить умение составления связного рассказа; учить отражать в рисунках свои эмоции
Развивающие: продолжать развивать: диалогическую форму речи; умение говорить выразительно, эмоционально; развивать: воображение, творческие способности детей
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своей семье; воспитание культуры общения; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать самостоятельность
Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях; знает имена родственников; уважительно относится к членам семьи; активно проявляет себя в художественной деятельности; способствовать речевому развитию детей
Средства обучения:
Наглядное оборудование: набор пиктограмм с видами настроения
Раздаточный материал: белые листы формата А4, карандаши
ТСО: сборник мелодий, музыкальный центр, переносной стенд .
Ход деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей и приглашает их в круг.
Воспитатель:
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."
Воспитатель:
Молодцы ребята, а теперь давайте сядем на стульчики.
Дети садятся полукругом на стульчики
II. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Вы согласны со мной?
Дети: ответы
Воспитатель:
- Молодцы. Мы действительно семья, мы рады друг другу, у нас есть общие интересы, здесь мы все вместе играем, читаем, узнаем много интересного. Но эта семья отличается от настоящей семьи.
Воспитатель:
А что же такое настоящая семья для человека?
Дети: семья, когда живут вместе: папа, мама и дети в одном доме; семья – это когда в доме все живут дружно. Все друг другу родственники.
Воспитатель :
Правильно, семья – это родители, дети, бабушки, дедушки, братья, сестры. Это дом, где всегда рады встрече друг с другом. Там уютно и тепло.
III. Основная часть
- Беседа о семье.
Воспитатель:
А какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь или смотрите на членов своей семьи?
Дети: Р адость, хорошее настроение, тепло.
Воспитатель: Ребята кто хочет рассказать о своей семье?
Кто составляет вашу семью?
Какая она - большая или маленькая?
Как вы относитесь в семье и друг к другу?
Дети: рассказы детей 5-6 предложений.
Воспитатель:
С пасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. Вы – самые счастливые, потому что в ваших семьях вас любят.
Сейчас мы немного поиграем, узнаем, умеете ли вы правильно угадывать настроение близких вам людей.
2.Игра «Угадай настроение»
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает эту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает.
Воспитатель:
Воспитатель приглашает детей в круг
3. «Физкультминутка»
Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик - братишка родной, | (хлопаем в ладоши) (шагаем на месте) |
Семья – это котик пушистенький мой, | (движение кистью руки – волна) |
Семья – это бабушки две дорогие, | (шагаем на месте) |
Семья – и сестренки мои озорные, | (прыжки на месте, руки на поясе) |
Семья – это крестный, и тети, и дяди, Семья – это елка в красивом наряде, | (шагаем на месте) (разводим руки в стороны) |
Семья – это праздник за круглым столом, Семья – это счастье, Где любят и ждут, и не помнят о злом! | (руки на поясе, делаем наклоны туловищем влево-вправо) (шагаем на месте) |
Воспитатель: приглашает детей сесть.
4. Развивающие задания. Пословицы.
Воспитатель: - Ребята, а кто знает пословицы о семье.
Дети: дети рассказывают пословицы
- В хорошей семье, хорошие дети растут.
- За общим семейным столом еда вкуснее.
- Брат брата не выдаст.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
…………………………………………………..
5. Практическая часть. Рисунок «Моя семья».
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы знаете много пословиц.
А теперь я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи нарисовать рисунок «Моя семья»! Но для начала садитесь поудобнее, подумайте о своей семье.
Воспитатель предлагает детям приступить к рисованию.
Дети рисуют семью (звучит музыка).
Воспитатель по мере готовности детских работ располагает их на переносном стенде.
Воспитатель :
Ребята приглядитесь внимательнее к своим родным на ваших рисунках. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Сходство проявляется не только во внешности. Вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Воспитатель : предлагает рассказать, кто из членов семьи изображен на рисунке .
Дети: мини – рассказы
Воспитатель: Молодцы.
IV. Заключительная часть
Воспитатель:
Сегодня мы с вами выяснили, что семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения, мир и любовь.
Образовательная область . Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6
Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.
Задачи:
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
развивать связную речь.
Закреплять и расширять представления детей о семье;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий,
Составление рассказов на тему «Моя семья»,
Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;
инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;
Рисование портретов членов семьи.
Оборудование:
Карточка с ребусом;
Семейные фотографии;
Предметы для подвижной игры.
Ход занятия.
1.Организация детей.
2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).
Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
3. Беседа.
Как вы понимаете, что такое «семья»?
Кто вы для мамы?
Кто вы для папы?
- Кто это «Мамина мама»?
- Кто это «Папин папа»?
- Кто вы для бабушки?
- Как называют в семье девочку и мальчика?
3.Рассматривание стенда «Моя семья».
Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.
4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.
5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».
А какие они родные и дорогие вам люди?
Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).
Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).
Бабушка …
Дедушка…
Братик…
Сестрёнка…
6. Физкультминутка «Семейная зарядка».
7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».
А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.
Как вы думаете, о чём подумал Миша?
Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
8.Подвижная игра «Мы – помощники».
- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.
- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.
- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.
- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.
8.Пословицы о семье из «сундучка».
Назовите пословицы о семье.
При солнышке тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, но дома лучше.
Не будет добра, если в доме вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?
9. Итог.
-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.
Конспект НОД для детей 6-7 лет "Моя семья"
Автор: Митришкина Татьяна ПавловнаМесто работы: Структурное подразделение ГБОУ ООШ №18 "Детский сад " Центр коррекции и развития детей" г.Новокуйбышевск
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в областях: «Коммуникация. Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе.
(Проводится в течении двух дней)
Тема:
«Моя семья»
Цель:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Предварительная работа:
рисунки детей на тему «Моя семья»
обсуждение пословиц о семье
сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Дочки матери»
чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама»
Материал: фигурки членов семьи, рисунки детей, мяч
Логика:
Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жила-была девочка, которая жила одна-одинешенька на свете. (Ставит фигурку девочки). А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?
Дети: нет
Воспитатель:
тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с девочкой (предложить детям выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья
Воспитатель:
правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?
Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.
Воспитатель:
а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.
Воспитатель:
ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Игра «Назови пропущенное слово»
Воспитатель:
я буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь вспомнить окончание пословиц.
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка) ».
«Золото и серебро не стареют, (отец и мать) цены не имеют».
Воспитатель:
а сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево»
Я буду садовник, который ухаживает за семенем, вода это родители, без которой не сможет вырасти семечко, а вы будете семенами растения.
-Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное (дети сжимаются в комочек, закрывают голову руками). Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель
: а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас угощение.
Игра «Угадайте что»
Из фруктов сварят – (фруктовый компот)
Из овощей сделают – (овощной салат)
Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, на свои рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети составляют рассказы о своих родных, по своим работам. По ходу воспитатель может задавать вопросы о членах семьи: как зовут маму, папу? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть у тебя брат или сестра? Кто за тобой больше ухаживает? Как ты заботишься о своих родных? Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Читает стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем - волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель:
а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д.