Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

"Мы плакали и думали, что умрем". Как родители через боль учат детей самостоятельности

Каждый родитель видит в своём чаде самые лучшие проявления, тогда как со стороны это может быть далеко не соответствовать действительности. И то, каким, действительно вырастет ребёнок, зависит именно от родителей. Есть определённые вещи, научить которым может семья. Впоследствии это может значительно облегчить ребёнку жизнь и помочь взаимодействовать в социуме.

Вежливость

Научить ребёнка употреблять слова благодарности или приветствия достаточно просто. Зачастую малыши сами с огромным удовольствием произносят слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро». Хорошие манеры и приятное поведение открывают многие двери.

Научить отказывать

На первый взгляд довольно просто сказать человеку «нет», однако, многие люди не умеют отказывать. Ребёнок должен осознавать, что великолепно быть вежливым, однако, и этим качеством необходимо жертвовать ради самоуважения, а иногда и из чувства собственной безопасности.

Пунктуальность

Привычка опаздывать подводит в самый ответственный момент. Стоит объяснять ребёнку, чтобы быть всегда пунктуальным, надо с вечера сложить учебники, утром выйти на 10 минут раньше и пр. Очень важен и собственный пример родителей.

Правила безопасности

Приучить ребёнка соблюдать их, жизненно важно и необходимо. Причём желательно довести это до автоматизма.

Слушать собеседника

Умение внимательно слушать пригодится ребёнку на протяжении всей жизни. Для того чтобы привить ребёнку это качество, родителям необходимо внимательно выслушивать ребёнка, тем самым подавая личный пример.

Выражать свои чувства

В некоторых ситуациях детям необходимо рассказать о своих чувствах и переживаниях. В основном это происходит при стрессовой ситуации. Дети должны уметь передавать свои чувства, объясняя, что им больно, страшно или неприятно. Это поможет ребёнку не закрыться в себе и, избавит от определённых комплексов во взрослой жизни.

Задавать вопросы

Желание почемучки удовлетворить своё любопытство необходимо поощрять. В старшем возрасте это будет полезным, так как ребёнок не будет бояться задавать вопросы учителю, а во взрослой жизни свободно общаться с начальством.

Уметь сочувствовать

Научить ребёнка помогать больному животному, одинокому старику необходимо, чтобы он умел сочувствовать. Разговор об определённых жизненных ситуациях, о чужой боли, помогут понять ему, что такое сострадание и как важна именно его помощь.

Правильно питаться

Пищевые привычки закладываются у детей от родителей. И для того чтобы в дальнейшей жизни у ребёнка не возникало неправильных привычек в питании, необходимо с детства закладывать в них привычку к здоровой пище.

Делать зарядку

Для того чтобы ребёнок рос трудолюбивым, он должен трудиться над собой с самого детства. Поэтому родителям под силу приучить, даже на собственном примере, не лениться и, иногда пересилив себя, сделать зарядку. Да и здоровье ещё никому не помешало.

Понимать природу денег

Одной из задач родителей – обучить ребёнка финансовой грамотности для того, чтобы дети смогли грамотно распоряжаться денежными средствами в старшем возрасте и во взрослой жизни.

Научить оптимизму

С детства необходимо приучить ребёнка верить в лучшее, быть уверенным в своих силах и способностях. Самое главное, дети должны чувствовать, что сами родители верят в них.

Доводить дело до конца

Столкнувшись с тем, что не получается выполнить какую-либо задачу, ребёнок теряет интерес к этому. Родители могут давать ребёнку посильные задания, увеличивая их сложность. Испытав удовлетворение от выполненной задачи, ребёнок приучиться доводить дело до конца.

Кроме всего, ребёнка можно научить приучить к личной гигиене, заботе о близких. Все эти навыки, заложенные родителями, помогут ему в дальнейшей жизни.

Конфликт между родителями и детьми, наверное, никогда не закончится. И эта проблема может покалечить жизнь ребенку и нарушить гармонию в связи с родителями. Родители и не подозревают, что своим неправильным поведением могут испортить будущее своего ребенка, его взрослую жизнь тем, что будучи маленьким, он может получить стресс от такого поведения и неправильный образ для подражания. Ведь они учатся только у нас.

Все Ваши крики, ругань, даже если они по поводу, ребенок впитывает как губка. И в такой же ситуации со сверстниками будет копировать Вас, а позже и Вам выдаст подобное, что Вы будете в шоке и удивлены где он такого набрался. Так у Вас он и набрался, этому его научили Вы. Вспомнили?

Некоторые родители прямо таки заставляют детей реализовывать свои детские несбыточные мечты и повторять свои ошибки. Но помните, что этими действиями Вы не даете ребенку права выбора, навязывая свое чаще всего ошибочное мнение.

Если ребенок не хочет играть на фортепиано или гитаре, то не нужно его наказывать и настойчиво заставлять, ничего хорошего это не даст. Будет только хуже, он может разозлиться на Вас и возненавидит музыку.

Ребенок должен сделать выбор сам, что ему по душе и если эти интересы будут постоянно меняться, не беда, значит он в поиске.

Чем взрослее становится ребенок, тем больше появляется проблем. Вы заставляете его учиться, чтобы потом он пошел учиться в школу, институт и смог устроиться на работу. Конечно, учиться – это хорошо. Но опять появляется проблема, на кого нужно учиться.

Что делать, если Ваш ребенок не хочет быть музыкантом или учителем, а хочет быть бэтмэном, спасителем всей вселенной или программистом? Вы своим авторитетом начинаете подавлять свободу и право на выбор у ребенка, вместо того, чтобы правильно и спокойно разъяснить ему, что супергерой – это замечательно, но чтобы им стать нужно много знать и уметь, и для этого нужно хорошо учиться.

Любой выбор, который сделает ребенок, будет правильный, потому что его он сделал сам.

Поймите, если Вы всю свою жизнь тяжело работали, то не нужно и ребенка толкать в тот же омут. Если хорошо присмотреться к результатам Вашей работы, то кроме болезней и нерегулярной, мизерной пенсии за душой у большинства ничего и нет. И это итог 40 летнего рабочего стажа. И Вы хотите дать своему ребенку такую жизнь?

Постарайтесь быть добрыми родителями. Не стоит убивать в ребенке Била Гейтса и Джеки Чана, лучше помогите ему стать тем, кем сам захочет, а не тем, кем Вы хотите.

Работая по той профессии, которая не нравится – это очень глупо и невыносимо, и так жить, значит, жизнь попусту растрачена.

Вместо общепринятого мнения, давайте своему ребенку больше свободного выбора и чистого воздуха. И не стоит заставлять ребенка продолжать Вашу трудовую династию.

Если Вы не сможете помочь ребенку материально, тогда покажите, что Вы в него верите, окружите своею любовью и заботой.

Не хотите ему помогать, не помогайте, но и не нужно ему мешать жить и развиваться.

Придет время, когда он все вспомнит и хорошо, если сможет простить, а если не сможет. Ведь люди не все умеют прощать, это под силу только сильным личностям. Простить значит значить нужно уметь забыть плохое и снова полюбить, а ведь сердцу не накажешь.

Никогда нельзя вспоминать ребенку о том, что Вы ему помогли, а он таким непорядочным и бессердечным вырос. Это только Ваша проблема, а не ребенка. Значит, вы так его воспитывали, сделали его таким, а теперь получаете плоды своего воспитания. И они могут быть такими только в отношении к Вам. Ведь ребенок, ваше отражение и, если ваши с ним отношения не ладятся, то в этом виноваты только вы.

Ваша помощь должна быть безвозмездной, с открытым сердцем и доброй душой.

Нужно поступать так, как Вы хотите, чтобы они потом поступали с Вами. Многие из родителей не замечают, как своими запретами лишают ребенка общения, развития и приучают его всего бояться. Плохо, когда ребенка постоянно в жизни сопровождает страх. Из-за ваших запретов у ребенка появляется комплекс неполноценности и рушится вера в свои силы.

Помогите ребенку развиться правильно. Учите его, показывая и рассказывая положительные примеры. Внимательно присмотритесь, узнайте, чем ребенок увлекается и интересуется, это сделает из него личность. Если ребенок будет увлечен любимым делом, то и времени у него не будет на разные глупости. И авторитет среди своих сверстников он укрепит умением и способностями, а не сигаретой и стаканом.

С младенчества приучите его к тому, чтоб он употреблял здоровую пищу, спортом занимался, чтоб достигал поставленные цели. А главное нужно научить его любить и прощать. Смотреть с добротой на мир, который его окружает, обязательно нужно воспитать в нем любовь к природе и положительное мировосприятие.

Если Вы чего-то не знаете или не умеете, тогда нужно учиться вместе с ребенком.

И ребенку в будущем такие действия помогут. Так Вы сохраните хорошие отношения и любовь со своим ребенком, и обеспечите достойную старость себе.

Для своего ребенка Вы должны быть другом, опорой и поддержкой.

Воспитывайте своего ребенка и вместе с ним учитесь!

Мир меняется, меняется воспитание, восприятие и отношение к жизни. Так и наши детки – они современны, по-другому видят мир, быстрее растут, скорее учатся. 5 лет назад, став мамой, я и подумать не могла как буду удивляться, насколько быстро растут дети. А сегодня я уже задумываюсь о том, чему дети могут научить родителей, как моя дочка помогает мне стать лучше…

Безусловно, задача каждого родителя – научить своего ребенка, дать как можно больше знаний об окружающем мире и подарить наибольшее число возможностей для развития и самореализации. Но чем старше становится моя дочь, тем больше я понимаю, что с каждым днем все больше учусь у нее сама.

Чему дети могут научить родителей

И сегодняшнюю первую статью из серии «Ребенок в большом городе» я хотела бы посвятить тем полезным вещам, которым могут научить нас наши дети.

На Алине: Платье от российского дизайнера @born_by_theocean ; радужные колготки Next и модные сапоги Gallucci .

На Алине: Куртка Grow от @kidsgrow77 ; Сапоги Gallucci.

Если мы, как дети, чаще будет выбирать то, в чем нам комфортнее и уютнее, интуицией и внутренним осознанием, прислушиваться к себе, а не ставить в приоритеты «а что подумают другие», «это сейчас модно», то тоже научимся получать удовольствие от мелочей, быть немножко счастливее.

Чему дети могут научить родителей: Слышать и слушать

Эту особенность при общении с дочерью я стараюсь вспоминать достаточно часто. Когда-то еще до ее рождения в умной книжке я прочитала, о том, что нужно понимать важность тех малозначимых, казалось бы, на первый взгляд, вещей для ребенка. Что-то сказали в садике, обиделась, испугалась и так далее. Научившись слышать своих детей, мы лучше слышим окружающих, придаем большее значением их словам.

Стараться быть лучше, понимая, что ты пример

Как говориться «хочешь научить ребенка, покажи на своем примере». И это абсолютная правда.

  • Невозможно научить ребенка быть опрятным, самой разбрасывая вещи.
  • Нельзя приучить к хорошему вкусу в одежде, одеваясь самой безвкусно.
  • Хочешь, чтобы ребенок не кричал и не истерил, не кричи на него сама.
  • Хочешь вырастить помощницу, помогай ребенку, даже в мелочах, ему будет приятно. (Это не подразумевает «делай все сама»).
  • Хочешь, чтобы ребенок любил себя, полюби себя тоже и делись любовью с ним.

Дети – наше зеркало, и в тоже время в них столько доброты, открытости и искренности, что нам можно и нужно у них учиться. Начните прямо сегодня, сейчас!

Давно известна пословица «Яйца курицу не учат». Многие родители действительно считают, что у детей нечему учиться. Только ребенку необходимо учиться у старших.

Если мы посмотрим на жизнь ребенка, как он относится к своим проблемам, к трудностям, ошибкам, как он радуется солнечному свету, птицам, виляющему хвостом щенку, нам есть, о чем задуматься. Дети возвращают нас в мир радости, показывают нам, насколько наш мир прекрасен.

Шесть лет назад, в один теплый летний вечер мы с восьмилетним сыном возвращались домой с прогулки и увидели маленького ежика. Он так радовался этому ежику, что целый вечер только о нем говорил, засыпал с мыслями о ежике. Первыми его словами на следующее утро были рассказы о ежике.

И таких источников радости у детей множество.

А чему радуемся мы, взрослые? Как часто мы радуемся? Обращаем ли мы внимание на то, что нас окружает?

Открытость и искренность также относятся к урокам, которые нам преподносят дети. Дети говорят то, что думают, не скрывают своих чувств, выражая их открыто. Мы можем научиться у детей быть искренними и открытыми, жить «без масок», быть такими, какие есть.

Дети учат нас быть «здесь и сейчас». Они если чем-нибудь занимаются, то думают только об этом и все свои силы, свою энергию направляют на свое занятие. Они не думают, что было в прошлом, не беспокоятся в это время о будущем. Они заняты своим делом, поглощены им, полностью вовлечены в него.

Если бы мы, взрослые, так же, как и дети, относились к трудностям и проблемам, то их было бы намного меньше. Дети часто на случившееся говорят: «Ничего страшного, сейчас исправлю, уберу…» Именно такой подход к ситуации – подход с миром в сердце, без напряжения, страха, беспокойства – способствует принятию верного решения. В порыве чувств мы неспособны конструктивно разрешить ситуацию.

Дети не относятся критично к своим ошибкам, они воспринимают их как естественный этап своего развития. Детям естественно учиться на своих ошибках, и они делают соответствующие выводы из них даже без участия взрослых. Это взрослые ошибки возводят в ранг проблем и учат ребенка такому отношению к ним.

Первые годы своей жизни ребенок верит в себя и уверен в себе. Его уверенность не поддается сомнению. Научившись ходить, ребенок идет туда, куда хочет, и не думает о том, что он не сможет дойти, что у него не получится, что он может упасть. Хоть путь к цели и сопровождается падениями, ребенок, поднимаясь, идет дальше. Несколькими годами позже появляются разные увлечения. Выбирая себе занятие, кружок, ребенок верит в свои силы, свои возможности и не сомневается в том, что он не сможет что-то сделать. Лишь взрослые часто повторяют: «Ты не сможешь. У тебя не получится. У нас никто в семье этим не занимался, и ты не будешь».

Лучшее питание для вашего ребенка, натуральные продукты из США «OrganicAndNatural », теперь можно купить в Украине!

Дети учат нас любить, любить без всяких условий, любить просто так, просто потому, что этот человек есть. Их любовь не ожидает ничего взамен. Дети любят всем своим сердцем. Они чувствуют глубинное состояние любви и в этом состоянии действуют. Их внимание, подарки, забота наполнены любовью, потому они нам, взрослым, так приятны и так для нас ценны.

Бывает, ребенок не хочет завтракать так, как требуют взрослые, или гулять с другими ребятами на улице. И всем своим видом показывает, как ему не хочется этого делать. Даже начинает уговаривать, чтобы остаться при своем. Детям свойственно прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу, к своему сердцу, и следовать этому. Дети интуитивно ощущают эмоциональную атмосферу, в которой они находятся. И порой они не хотят разговаривать с человеком, который нам кажется очень вежливым и культурным. Дети «считывают» внутреннее состояние других людей и исходя из этого определяют свои дальнейшие действия. Их интуиция и чувство ситуации не притуплены и верны, даже если логические объяснения этому отсутствуют.

Двадцать восемь лет назад, когда мне было восемь лет, а брату шесть, к нам приехал гость – мужчина лет тридцати пяти. Как только он зашел в наш дом, поздоровался, брат сказал: «Ты у нас что-то украдешь». Родители сразу же попытались сгладить ситуацию, объясняя брату, что нельзя так говорить и относиться к людям. Когда этот гость уехал, вместе с ним «уехали» перчатки и дипломат отца, что на то время было для него ценным. Стоит учиться у детей слушать себя.

Также ценными являются уроки относительно мнения других людей, которые преподают нам дети. Когда они решили что-то сделать, что им важно и необходимо, то они не думают, что же о них в это время подумают другие люди. Дети просто делают то, что считают нужным. А ведь мнения других людей бывают разными и часто они вселяют сомнения. Дети не ставят мнения других людей «во главу угла» и не руководствуются ими во время принятия важных для них решений.

Дети много мечтают, и когда они мечтают, то не думают о том, насколько реальна их мечта, смогут ли они ее воплотить в жизнь. Они просто мечтают и верят, что их мечта сбудется. Вера в свою мечту помогает увидеть возможности для того, чтобы ее осуществить. Ребенок не думает о том, сможет ли он осуществить свою мечту, он думает лишь о том, КАК он сможет это сделать. И весь окружающий мир воспринимается им как союзник в исполнении мечты.

Часто дети выступают в роли учителей, уча родителей, какими им нужно быть. Стоит только начать воспринимать ребенка как учителя, и вы заметите, что ребенок сам будет вам говорить, какими вам необходимо быть и как такими стать.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

В одной семье семилетняя девочка говорит: «Я просто хочу, чтобы в этом доме было мирно. Я хочу, чтобы в этом доме было спокойно». Из уст детей слышны золотые зерна мудрости: «Мамочка, прояви мне любовь», «Не ругайся, а люби». Восьмилетний мальчик говорит: «Мама, а ты знаешь, какая самая большая сила в мире?» «И какая?» — переспрашивает мама. – «Любовь» — отвечает сын.

Уроки, которые преподают нам дети, индивидуальны для каждой семьи. Если ребенок родился в данной семье, значит он – учитель именно для этих родителей и преподносит уроки, которые им наиболее всего необходимы. В каждой семье свои уроки. Воспринимайте детей как учителей, и вы услышите, какие откровения они вам скажут.

В Библии в Евангелии от Матфея записаны такие слова Иисуса Христа: «Устами младенца глаголет истина».

Таким образом, дети учат родителей:

  • Радоваться жизни
  • Открытости и искренности
  • Быть «здесь и сейчас»
  • Трудности и ошибки воспринимать как естественный этап развития
  • Верить в себя и быть уверенными в себе
  • Любить
  • Слушать свое сердце
  • Не руководствоваться мнением других людей
  • Мечтать и осуществлять свою мечту

Дети – наши учителя, только позвольте им таковыми быть.

Ольга Чурикова, практический психолог, социальный педагог

Прямо сейчас на наших глазах наши дети приобретают привычки. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей еще в самом раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и тем самым облегчали повседневную жизнь.

1. Быть вежливым.

Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

2. Уметь говорить «нет».

Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, который постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить алкогольный коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

3. Соблюдать гигиену.

Надо с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены. В будущем эта привычка сослужит ему хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

4. Не опаздывать.

Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника. Поэтому с медлительными детьми стоит с самого раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше. Чтобы избежать утренней суматохи, готовить одежду и учебники с вечера и т.д. Взрослым следует своим собственным примером показывать, что приходить на дни рождения, дружеские встречи или к врачу необходимо строго к назначенному времени без опазданий.

5. Соблюдать правила безопасности.

Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока они не впечатаются в памяти. Взрослые должны объяснит ребенку, что нельзя перебегать дорогу на красный свет и играть на проезжей части, что пользоваться электроприборами нужно согласно инструкции, что обращаться с огнем следует очень аккуратно и т.д.

6. Уметь слушать.

Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших, быть внимательными.

7. Сосредотачиваться.

Современные дети утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Поэтому родители должны научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, и только после его завершении приниматься за другое.

8. Класть вещи на место.

Приучив ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

9. Извиняться.

Важно не относиться к ошибкам ребенка как к чему-то постыдному, не вырабатывать у него чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Читающему человеку никогда не будет скучно. Литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.

11. Питаться правильно.

Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

12. Знакомиться.

Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

13. Уважать личное пространство.

Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

14. Выражать свои чувства.

В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

15. Задавать вопросы.

В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и, тем самым, будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

16. Уметь сострадать и сочувствовать.

Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

17. Содержать вещи в порядке.

Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы существенно упрощают быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно переложить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

18. Готовить еду.

Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

19. Делать зарядку.

Здорово, когда спорт с самого детства – это неотъемлемая часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

20. Выступать на публике.

Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

21. Понимать природу денег.

Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанным средствам он узнает еще не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

22. Верить в лучшее.

Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее. Необходимо верить в своих детей и собственным примером демонстрировать им позитивное отношение к жизни.

23. Доводить дело до конца.

Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и как доводить начатое до конца. Обязательно надо дать прочувствовать ребенку удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

24. Делиться.

Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

25. Заботиться о близких.

Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.