Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А.Сухомлински

Задачи направления:

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– Рисование

Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов.

Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.

Аппликация знакомство с приемом образование с целью создания выразительных приемов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.

  1. Развитие детского творчества

Развитие интереса к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Содействие возникновению чувства радости от самостоятельно нарисованного.

Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.

Развитие эстетического восприятия. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Приобщение к изобразительному искусству

Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знание об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства.

Работа в направлении художественно-эстетического развития нацелена на полноценное психическое развитие детей, на развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

  1. Эстетическая развивающая среда.

Формирование интереса к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дома, где живут дети. Привлечение внимания детей к своеобразному оформлению разных помещений.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

В разных возрастных группах программа предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

Формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В программе представлен новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий самостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и развлечения как основу творчества детей и формирования их интересов.

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды , выделены направления работы по ее созданию.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой и природными материалами), основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

    специально организованное обучение;

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

    групповые и подгрупповые занятия,

    праздники,

    развлечения,

    дидактические игры,

    выставки рисунков и поделок,

    занятия в библиотеке,

    создание рукописных книг,

    участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устная и письменная).

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент "отношения к информации" представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых "информация" первична, а "отношение" к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, "отношение к информации" первично, а сама "информация" вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы - "информации" и "отношения к информации" - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей - родители, педагоги, - должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И, в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов "информация" и "отношение к информации" очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем "отношением".

В исследованиях Н.Н. Поддъякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания - мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под редакцией Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина,-М., Просвещение, 1988,с.225.

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

  • а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
  • б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная "поисковая" деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной "поисковой" деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и "жажда" познания. Чем шире связь интереса с "ядром" личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением - важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной "ненасыщаемости" интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в "дело жизни". Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели - это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. "Два берега одной реки" - главный принцип, по которому строится взаимодействие ДОУ и семьи по всем вопросам, в том числе и по художественно-эстетическому развитию детей.

Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является:

  • - развитие способности художественного видения мира;
  • - приобщение к миру искусства;
  • - развитие художественно-творческих способностей.

По всем трем направлениям педагогами детского сада проводится тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание -- важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни -- большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.

"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве". Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания, 1987.-184с. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве". Н. Варкки "Ребенок в мире творчества", 2003,с.53

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Главное -- воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно - эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972. - 160 с. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

экологический образовательный эстетический дошкольник

Елена Пурюшина
Выступление на РМО воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть

Тема нашей сегодняшней встречи :

1. «Творческие проявления ребёнка. , как важная составляющая формирования успешной личности».

2. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО » (Тема моей презентации)

3. И мне хотелось бы начать нашу встречу с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал :

«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения .

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

4. В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Воспитание носит личностно-ориентированную направленность. Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание , как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности .

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать , чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности .

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности . Все зависит от первого дошкольного опыта , который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения , от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир , понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик» , который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания .

5. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

"искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

6. Многие ученые и педагоги занимались вопросами развития творчества детей . Вам знакомы эти фамилии, давайте их перечислим Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др.

7. ФГОС ДО выделяет 5 образовательных областей.

Давайте их вспомним?

Социально-коммуникативное развитие ;

Познавательное развитие ;

Речевое развитие ;

Физическое развитие ;

Художественно-эстетическое развитие ;

В рамках ФГТ область «Музыка» и «Художественное творчество » рассматривались отдельно, а теперь объединились в одну образовательную область «Художественно-эстетическое развитие » наряду с изобразительным и литературным искусством.

В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области было нецелесообразно, т. к. важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие , чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов . В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах , и то, как ребёнок научится их воспринимать и размышлять о них

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно -эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников , в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных , эстетических качеств личности детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает :

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки , художественной литературы , фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .(п. 2.6. стандарта)

8. Условия художественно-эстетического развития ребёнка

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка , предполагает создание следующих условий :

Обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

Организация художественной деятельности , адекватной данному возрасту : музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования ; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;

Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов материалов и средств воплощения художественного замысла ;

Поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

9. Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.) . Уделяется большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей , а также развитие художественного вкуса .

Таким образом, к педагогу предъявляются определенные требования. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

Построение развивающего образования , ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника ;

Организация сотрудничества с родителями воспитанников .

В пункте 3.4.2. ФГОС ДО говорится , что Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей , обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.)

10. Художественно -эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования , где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

11. К художественно -эстетической деятельности относится :

Изобразительная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Восприятие художественной литературы и фольклора

Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

12. 14 слайд (Фото на слайде : разные виды худ., деятельности)

Особенность художественно – эстетической деятельности – это то, что она обращена ко всей личности ребёнка

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

Художественно -эстетическая деятельность будет осуществляться успешно, если обеспечена :

Тесная связь с искусством.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности .

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно -творческой деятельности детей.

Создание эстетической развивающей среды .

15. 16 слайд

В последнем разделе Стандарта дошкольного образования представлены требования к результатам освоения Программы

(ФГОС ДО , гл. IV, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3) в виде целевых ориентиров возможных достижений ребёнка к начальному школьному обучению, которые «определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации , реализующей Программу» (п. 4.2. ФГОС ДО )

К целевым ориентирам дошкольного воспитания относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования . (п. 4.6. ФГОС ДО )

Ранний возраст :

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расческа, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого ;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

На этапе завершения дошкольного образования :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно -эстетической деятельности и др. ;

ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности,

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Ребёнок проявляет любознательность;

У ребёнка развита мелкая моторика ;

17. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования . (ФГОС ДО П . 4.7)

Как мы понимаем, результатом всей нашей работы является образование, воспитание и развитие ребенка .

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение , способность к волевым усилиям, любознательность.

Т. е главной целью дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, в том числе и в области художественно-эстетического развития , на этапе завершения ими дошкольного образования .

Ольга Сокольникова
Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 350

городского округа Самара

Художественно – эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

воспитатель

Севастьянова Ольга Николаевна

Самара 2014

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического развития , развития личности , формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ.

В психолого-педагогической литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, .

Осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать ознакомление и приобщение дошкольников к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству . Этой цели служит требование ФГОС к ООП, а именно содержание Программы должно обеспечивать развитие личности , мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :

-художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Не менее важной стороной содержания художественно - эстетического развития является его направленность на личностное развитие дошкольников .

Какие же стороны этого развития оно должно охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества . Важнейшим элементом содержания художественно – эстетического развития является воспитания у дошкольников художественных восприятий . Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке , но и в природе, а также в окружающей жизни.

Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями , связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.

Основной целью :

- развитие художественно -творческих способностей.

У малыша четвертого года жизни повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

У ребенка 3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам» . В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнего малыша к самостоятельности, но и проявляется определенный уровень его самосознания, то есть сознания своего «я» , своих возможностей. Установлено, что в развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка .

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в художественно-эстетическом развитии ребенка . Повышается интерес к художественным произведениям , к некоторым элементам их художественной формы , например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов , которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер.

Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности , формируются новые интересы и потребности.

На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.

Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей , предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.

Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.

Главными ориентирами, определившими стратегические направления современных исследователей художественно - эстетического развития детей младшего дошкольного возраста , является понимание ребенка как личности, уважение его прав и творческих проявлений, обогащение его эмоциональной сферы, организация деятельности , направленная на овладение знаниями о мире и искусстве, прекрасном и возвышенном.

Для реализации задач художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста необходимые следующие условия :

Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;

Насыщенность быта произведениями искусства;

Самостоятельная активная деятельность детей ;

Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Таким образом, основными педагогическими :

Эстетическая среда (эстетика быта, эстетика межличностных отношений, внешний вид человека) ;

Природа ;

- изодеятельность детей .

Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка , поэтому изобразительную деятельность можно назвать одним из ведущих средств художественно – эстетического развития младших дошкольников .

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте .

Средства изодеятельности для детей младшего дошкольного возраста являются :

Рисование;

Аппликация;

Конструирование.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы художественно – эстетического развития . От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям трехлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета .

Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком , ведя его руку.

Игровые приемы воспитания - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы воспитания будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность младших дошкольников является сильнейшей мотивацией для раскрытия творческих способностей.

Опыт работы показал, что все методы и приемы изобразительной деятельности , способствующие более эффективны при комплексном их использовании.

Интегрированный подход в дошкольных учреждениях - одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности .

Использование метода проектов в работе с детьми второй младшей группы по художественно – эстетическому развитию средствами изодеятельности устанавливает систему связей между отдельными компонентами этих процессов – между искусством и творчеством, хотя каждый вид художественной деятельности детей имеет свою специфику, свои средства образной выразительности. На сегодняшний день актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области.

Художественно – эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» .

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является :

- развитие способности художественного видения мира ;

Приобщение к миру искусства;

- развитие художественно -творческих способностей.

Основными педагогическими средствами художественно – эстетического развития младших дошкольников являются :

Эстетическая среда (эстетика быта, внешний вид человека) ;

Природа (гармония цвета, пропорций, звука) ;

- изодеятельность детей .

Методы и приемы изобразительной деятельности , способствующие художественно – эстетическому развитию младших дошкольников , более эффективны при комплексном их использовании, т. е. при интеграции образовательных областей, а именно, при использовании образовательной технологии – метода проектов.