Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников. "Использование нетрадиционных приёмов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества"

С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Что способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в практике своей используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику и также работу с бумагой, что является отличным средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы я использую бумажные салфетки. Данный материал мы используем с детьми уже не первый год, начиная со второй младшей группы. Перед собой я поставила следующие цели:

– способствовать развитию образного мышления, речи у дошкольников;

– учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с салфеткой, для развития мелких мышц пальцев;

– продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные свойства бумаги.

Для достижения этих целей, я выделила задачи развивать у детей:

– умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них;

– художественно-творческие способности.

Работа с бумагой по программе начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность – все это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки. Так появилась картина "Зимняя картина".

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина "Мимоза". Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели, и дети часто любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка, цветок. Это и наткнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной салфеткой. Наметили план работы с детьми второй младшей группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными.

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе, имеет разновидности, без которых работы не представляют особой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще четыре вида сминания: между ладонями – "кулачком", "лодочкой", "продольное сминание", "ладонью на столе". В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева – не скручиванием, а способом продольного сминания.

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея небольшой опыт работы с салфеткой, я выделила для себя определенные этапы работы:

– начинать обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе, давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых снежинок, мячиков для клоунов;

– второй этап работы с комочками – наклеивание на линии: бусы, пуговицы;

– выкладывание комочками контур предмета: цветок, солнышко и т.д.

При сминании "кулачком" происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка и т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных шариков.

Сминание "лодочкой" на мой взгляд – самое "нежное". Я учила на примере образов: делаем пирожки, ладошки лодочкой.

"Продольное сминание" – с помощью его можно сделать интересные детали предметов: лучи солнца, ветки елки, хвост птицы и т.д.

Сминание "ладонью на столе" – самое сложное. Ладошка должна лежать на середине салфетки, а пальчики должны поднимать ее под ладошку.

Существуют различные способы скручивание салфеток. Способ скручивания салфетки напоминает прядение: салфетка находится на одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручивают.

Можно использовать четыре вида скручивания:

– целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с одного конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с обоих концов;

– частичное, когда заготовка скручивается посередине.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится не на салфетку, а на лист, т.е. на основу, фон. Клеем проводится линия или наносится капелька, несколько капель. Об этом важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям то, что доступно для возраста. Младшие школьники использовали простые способы сминания. Давала готовые, нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы стали делать во второй половине второй младшей группы. Дети средней группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем же можно увидеть творчество дошкольников?

Это и изменение величины предмета, и присутствие дополнительных деталей, и изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность. А самое главное – увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребенка.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на аппликации, но и в ознакомлении с окружающим миром: "Сравнение куста с деревом", "Первые цветы". Кроме того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией: "Одуванчики", "Клубочки" и т.д.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения, фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.

Нетрадиционные техники работы с бумагой

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку -дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий. По мнению Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. - это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.

В контексте с вышесказанным считаю, что нетрадиционные техники представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.

Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно - от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети приобретают навыки конструкторской, проектно-исследовательской деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Одним из путей развития художественно-творческих способностей является работа в технике квиллинг (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции).

В овладении этой техникой можно выделить три подготовительных этапа:

1-й этап - работа с бумажными салфетками. Этот этап возможно начинать осуществлять со второй младшей группой. Занятия с салфетками способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, так как существует взаимосвязь обшей и речевой моторики.

Предлагаемый вид работы очень интересен и необычаен. Для этого вида работы лучше подойдут цветные салфетки или гофрированная бумага, так как они легче скатываются в комочки.

Комочки можно скатывать двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, затем разрывается на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

Цветные комочки лучше приклеивать клеем- карандашом. Комочки следует приклеивать плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места. При аккуратном выполнении ваши работы будут объемными и красивыми. Нужно подобрать подходящий фон и цветную бумагу для работы. Нарисовать задуманную картинку. Скатать комочки и начинать работу с крупных деталей.

2-й этап - художественное моделирование из полосок бумаги. Эту работу целесообразно начать со средней группой. Полоски белой или цветной бумаги, клей - отличные материалы для художественно-творческой деятельности детей. В основе художественного моделирования из полосок бумаги лежат простейшие готовые элементы: кольцо, капля, листик.

Маленькие хитрости при подготовке материалов к занятиям:

1. Заготовить полоски лучше взрослому, они должны быть ровными, от этого зависит эстетичный вид поделки.

2. Ширина полоски 1,5-2 см, для разметки используется линейка.

3. Полоски следует начертить на альбомном листе параллельно его длинной стороне.

4. Готовые полоски разделить путем складывания и разрезания альбомного листа на 1/2, 1/4, 1/3, 2/3, 1/6.

5. Для некоторых поделок, например для гармошки, могут быть использованы как целые, так и склеенные полоски.

6. Маленькое кольцо лучше склеивать на круглом карандаше.

7. Склеивать композицию нужно осторожно, не сдвигая ее; если у ребенка не получается, помочь ему, показать, как нужно склеить.

3-й этап - работа с гофрокартоном, вводится в группе детей старшего дошкольного возраста. Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Детям очень нравится работать с гофрокартоном: полчаса - и в руках готовая поделка. Самые красивые получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, то есть в массе.

К концу третьего этапа дети постепенно овладевают различными техниками работы с бумагой, совершенствуют умения, навыки, и начинается заключительный этап - овладение ноной техникой работы с бумагой - квиллингом.

Квиллинг - называемый также квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Изготовление элементов :

1. Берут полоску нужного цвета, длины и ширины.

2. Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например на зубочистку.

3. Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.

4. Подклеивают внешний конец полоски.

5. Придают элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.

Базовые формы

Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалы и инструменты

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые - шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах. Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот - несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длинны или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая.

В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления. Основными являются пинцет, ножницы, тонкое шило и инструмент для наматывания с прорезью . Такой инструмент представляет собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. В прорезь вдевают кончик бумажной полоски и накручивают полоску на стержень, затем снимают уже готовый рулончик. Для того же служит и шило с той разницей, что кончик полоски не удерживается в прорези и может проскальзывать. Тем не менее, шило применяется, если нужно получить особенно плотный рулончик без отверстия посередине. Для наматывания применяются и гораздо более простые "инструменты", например деревянная зубочистка или шпилька для волос.

Часто используют также линейку с отверстиями разного диаметра. В таки отверстия кладут скрученные полоски, чтобы они разворачивались до определённого диаметра и элементы получались одинакового размера.

К пробковой дощечке удобно прикреплять булавками элементы при промежуточной сборке композиции. Затем готовые фрагменты переносятся на основу.

В квиллинге используются также машинки для нарезки бахромы, редкие гребни и другие приспособления. Вокруг зубьев гребней обводят бумажные ленты в некоторых видах квиллинга.

Клей применяется обычный ПВА или другой качественный клей для бумаги, достаточно густой. Лучше, если бутылочка будет иметь тонкую насадку, чтобы было удобно контролировать количество клея.

Немного истории

В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям - даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага - материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. Джейн Остин пишет в своём романе "Чувство и чувствительность" (1812): "Если мне выпадет пропустить роббер, - продолжала Элинор, - я могла бы помочь мисс Люси скручивать полоски для корзиночки". Судя по всему, речь здесь идёт именно о квиллинге. Известны также предметы мебели, покрытые узором в этой технике - результат нескольких лет кропотливой работы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Рaula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины.

Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Как я уже писала, появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе. Лично мне это кажется вполне вероятным.

Сегодня искусство бумажной филиграни особенно популярно в США и странах Латинской Америки (таких как Бразилия), распространено в Великобритании и некоторых других странах Европы, в Японии и Корее. В ряде стран оно только набирает популярность, а в некоторых - например в Израиле и Гонконге - о нём только начинают узнавать.

Работа в технике квиллинг представляется интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, помогают детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом.

Развлечение для детей с родителями

«День матери»

Зал украшен осенними листьями и веточками. Звучит спокойная «осенняя» музыка.

Мамы проходят в зал и занимают места для зрителей. Дети стоят за занавесом.

Звучит музыка, дети друг за другом выбегают, делая круг.

*Танец с листьями (музыка Вихаревой)

В конце танца дети в рассыпную останавливаются перед зрителями..

Ведущая: Дорогие мамы, милые бабушки!

Дорогие женщины!

Этот осенний вечер посвящается Вам!

Дети: От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща,

За то, что когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим ее и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза,

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце свое.

И просто за то,

Что она - наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим ее.

Ведущая: Мамин праздник на дворе, захотелось детворе

В этот добрый, светлый праздник приготовить вам подарок. Долго решали, что вам в праздник подарить? Долго- долго мы гадали, как всем мамам угодить.

Наконец пришло решенье, будет всем на удивленье,

не букет, не фокус, вам в подарок конкурс.

В конкурсе «А ну, ка, мамочки!» предлагаем вам участие принять, все свои таланты показать.

Прошу вас, мамочки и бабушки занять места для участников конкурса.Соревноваться у нас будут две команды: команда «Солнышко» и команда «Звездочка», участники, вы можете надеть медали-эмблемы своих команд. Представляю наше жюри. Жюри будет оценивать ваши выступления по5 бальной системе.

*Первый конкурс «Приветствие»

Команды озвучивают и показывают приветствие друг друга и гостей

Ведущая: Команды готовы. Первой выступает команда «Солнышко»

Выступление команд

Ведущая: Жюри готово объявить результаты?

Жюри объявляет оценки.

Сценка «Разгром» (участвуют Ваня Тверьянович с мамой)

Ведущая: Всем известно, что лучше всех и быстрее всех наводят порядок в доме наши мамы. И я объявляю следующий конкурс.

*Конкурс «Уборка»

Ведущая: Участники команд держатся, точнее «приклеиваются» за плечи друг к другу и в таком положении собирают вещи, разбросанные на полу, наклоняясь вместе и в одну сторону за первым участником. Кто больше соберет за 1 мин. вещей тот и заработает больше баллов.

Выступление команд Ведущая: Жюри оценивает выступление команд.

Ведущая: Жюри готово объявить оценки?

Жюри объявляет оценки конкурса

Ведущая:

*Конкурс «нарисуй картину на заданную тему»

Ведущая: команды обмениваются карточками с заданиями и рисуют картину, а мы с ребятами попробуем отгадать, какое задание было у каждой команды.

Выступление команд

Ведущая: Жюри оценивает наши команды. А для вас, дорогие, мамочки, только лишь для вас дети исполнят танец «Туча»

Ведущая:

Жюри объявляет оценки

Ведущая: Ребята, мы уже с вами знаем, что наши мамочки хорошо поют и я объявляю песенный конкурс.

*Конкурс «Вспомните песню и спойте ее»

Ведущая: Каждой команде я буду называть слово, вы должны вспомнить песню, где есть это слово и спеть строчки из этой песни (мама, папа, солнце, дружба, улыбка, детство)

Выступление команд

Ведущая: Пока жюри оценивает команды, я хочу вам загадать загадки: Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке....(бусы) В ушках маминых сверкают, Цветом радуги сверкают. Серебрятся капли-крошки Украшения....(сережки) Назовите-ка посуду: Ручка прицепилась к кругу. Блин испечь - ей ерунда Это же....(сковорода) В брюхе у него вода Забурлила от тепла. Как разгневанный начальник Быстро закипает....(чайник) Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут - Разольет в тарелки.. ..(суп)

Ведущая: Жюри мы готовы услышать ваши оценки.

Жюри объявляет оценки

Ведущая: А сейчас мы узнаем, умеют ли наши мамы отгадывать загадки.

*Конкурс «Говорят дети»

Ведущая: Каждой команде я загадаю загадки, которые сочинили сами дети. 1. Она греет, но это не солнце,

Ее включают, но это не фонарь.

Она нас кормит, но это не мама.

Она может обжечь, но это не огонь (плита)

2. Летом грустная,

Зимой веселая.

Ночью к ней приходит гость.

На ней красивые игрушки,

Много сюрпризов (елка)

З. Оно круглое с ниточками, оно желтое,

сверкает оно на верху на небе, где все голубое (солнце)

4. В них можно играть. Мамы и папы их покупают все новые и новые. Они бывают мягкие и жесткие. Могут пипикать как цыплята, бывают разноцветные, как радуга, их бывает много. (игрушки)

5.Она бывает светлой, красивая. Бывает разноцветная. Она похожая на половинку луны, на арку, и на гору она похожа. Нет, она как кусочек круга или колеса. Она бывает не всегда, а тогда ой........ (радуга)

6.Они бывают хорошие и добрые, их всегда бывает много. Они защищают

девочек и мам. Они бывают сильные, падают на пол, кричат, бывает, плачут, разбрасывают все. А бывает и малышей обижают. Могут быть непослушными, есть мороженное и пирожные. Любят смотреть мультики, любят театр. Им не разрешают в машине баловаться, ехать на руле. (мальчики)

7. Когда, вырастают, бывают водителями. А станут мамами и папами и им тогда можно курить. Нет, курить нельзя им, могут задохнуться (дети)

Ведущая: Пока жюри оценивает команды, ребята исполнят для вас песню

*Песня о маме. (Муз. и ел. Кожуховской С.Е.)

Жюри объявляет оценки

Ведущая: Ну, а сейчас, самый интересный конкурс.

*Конкурс «Отгадай профессию»

Ведущая: Вам предоставляются элементы костюмов, разные атрибуты. Вы должны загадать профессию, а ребята будут отгадывать.

Команды готовятся к выступлению Выступление команд

Ведущая: Пока жюри подводит общий итог конкурса, ребята хотят пригласить вас на танец

*Танец «Буги- Вуги Ведущая: Еще для вас мамы ребята нарисовали портреты небывалой красоты.

Дети вручают мамам свои рисунки

Ведущая: Все рассаживаемся по местам, сейчас жюри объявит победителя нам.

Жюри объявляет общий итог.

Ведущая: Победила команда.........., ей вручается приз........

команде...............за второе место вручается поощрительный приз...


Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей, отмечает, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют а развитие способностей к творчеству. Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображенного, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке и .

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности становится выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, рисованию, знакомить с нетрадиционными художественными техниками. Под техникой рисунка следует понимать владение материалами и инструментами, способы их использования с целью изображения и художественного выражения.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликация, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чувствительность

Развивает воображение, пространственное мышление

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его

Самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты.

Бумагокручение.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет, обьем.

Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребёнок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: силуэт. фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги формата А1.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: цвет, ритм фактура, объем.

Оборудование: гофрированная бумага, плотная белая бумага, клей ПВА, кисть.

Способ получения изображения: ребенок растягивает за один край полоски гофрированной бумаги и приклеивать на лист плотной белой бумаги.

Бумажная живопись.

Возраст: от 3 лет.

Средство выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей карандаш, плотная белая бумага..

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаги на клей. При этом они накладывают друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.


Марина Петрова

Цель : расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления , творческой активности детей дошкольного возраста, обогащать творческий опыт педагогов .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами работы с бумагой , показать приемы и этапы выполнения поделок способом «гармошка» , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Материал и оборудование : «Книга открыток» (изготовленных нетрадиционными техниками , кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, салфетки, подставки для кисточек.

Литература :

1. Аппликация и бумагопластика . - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Евсеев Г. А Бумажный мир . - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

3. Черныш И. Удивительная бумага . - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.

4. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги-М .:2008

5. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П .:Детство-

ПРЕСС 2009г.

6. Петрова И. М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.

Ход семинара-практикума : - Добрый день, уважаемые коллеги!

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаете вы

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества , креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности , отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой . Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае . Бумага один из простых , доступных материалов. Дети легко работают с бумагой , поскольку она легко поддается обработке . Если ребенку предложить разные сорта бумаги , он получит представление о том, что бумага бывает мягкой , жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать . Работа с бумагой требует сосредоточенности , внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка. Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

- развивают воображение , пространственное мышление;

- развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить,вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты . Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества . Работа нетрадиционными техниками работы с бумагой заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка . Эти занятия способствуют развитию у него творчества , пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям нетрадиционными техниками работы с бумагой , что является основой положительного отношения к труду.

В ходе реализации опыта работы «Использование нетрадиционных форм работы с бумагой (обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики , бумагокручения , торцевание)

для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стали базой для разработки программы кружка «Бумажная мастерская » (дополнительное образование (старший возраст, «Волшебные пальчики» (ранний возраст,основой проекта «Поздравительная открытка» ,результатом деятельности над которым явилась презентация «Книги открыток» ,в которой представлены открытки к тематическим и календарным праздникам, описанием содержания и значения праздников. Варианты открыток разнообразны, изготовлены в нетрадиционной технике (представление книги)

Вашему вниманию мне бы хотелось представить несколько вариантов открыток, изготовленых в нетрадиционной технике .

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание» ) – техника складывания бумаги . Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

3. Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий , в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги . Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку , карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

4. Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо» ) - искусство бумагокручения . Возникло в средневековой Европе , где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

5 «Сложенная бумага » - древнее искусство складывания фигурок из бумаги . Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была- papier-mch «жеваная бумага » ) – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги , картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

6 Торцевание - вид бумажного творчества , заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги .

Мне бы хотелось предложить вам еще один нетрадиционный способ работы с бумагой ,который можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми-«гармошка» .Я предлагаю познакомиться с этой техникой в практической деятельности и изготовить цветок- гвоздику.

Нам понадобится :

Цветная бумага ;

Ножницы;

Линейка;

Простой карандаш;

Клеящий карандаш;

Салфетки.

Прежде, чем мы приступим к работе , сделаем гимнастику для рук :

Наши руки умелые такие, (Поднять ладони вверх на уровне груди,пошевелить пальчиками.)

Наши руки – руки золотые. (Вытянуть руки вперед, поворачивать ладони вверх и вниз)

Они умеют вырезать, (Указательным и средним пальцем имитировать движение ножниц.)

Клей намазать, (Погладить одной ладонью другую.)

Шарф вязать, (Сцепить указательные пальцы.)

Могут домик смастерить, (Соединить пальцы в «щепотку» .)

Вот они какие, руки золотые. (Поднять руки вверх на уровень груди,пошевелить пальчиками)

Способ изготовления лепестков цветка.

Берём красную цветную бумагу и вырезаем три прямоугольника со сторонами 12 см.

Сгибаем прямоугольник по диагонали гармошкой.

Сгибаем пополам. Получилось шесть лепестков.

Приступаем к изготовлению листика. Вырезаем квадрат со сторонами 10 см.

Принцип работы тот же , что и при изготовлении лепестков.

Теперь приступаем к сборке и склеиванию лепестков.

Между двумя лепестками вкладываем стебелёк, намазанный клеем, и склеиваем.

Намазываем клеем лепестки у основания и склеиваем.

Нижнюю часть стебелька смазываем клеем и вставляем между листиками.

Когда клей высохнет, нужно расправить лепестки.

Получились замечательные цветы.

Благодарность за работу

Вам я выражаю,

Исполнения лучшего

Всем я вам желаю.

Сразу видно, что к работе

Вы относитесь с душой,

Потому и результат

Получается такой.

В завершении нашего семинара мне бы хотелось познакомить с набором литературы, в которой вы можете узнать, где можно использовать поделки из бумаги , как организовать деятельность детей с использованием поделок из бумаги (выставка литературы) .

Спасибо всем за внимание!





Нелли Кришталь
Нетрадиционные техники работы с бумагой

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку -дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий. По мнению Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. - это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.

В контексте с вышесказанным считаю, что нетрадиционные техники представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.

Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно - от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети приобретают навыки конструкторской, проектно-исследовательской деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Одним из путей развития художественно-творческих способностей является работа в технике квиллинг (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции).

В овладении этой техникой можно выделить три подготовительных этапа:

1-й этап - работа с бумажными салфетками. Этот этап возможно начинать осуществлять со второй младшей группой. Занятия с салфетками способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, так как существует взаимосвязь обшей и речевой моторики.

Предлагаемый вид работы очень интересен и необычаен. Для этого вида работы лучше подойдут цветные салфетки или гофрированная бумага, так как они легче скатываются в комочки.

Комочки можно скатывать двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, затем разрывается на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

Цветные комочки лучше приклеивать клеем-карандашом. Комочки следует приклеивать плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места. При аккуратном выполнении ваши работы будут объемными и красивыми. Нужно подобрать подходящий фон и цветную бумагу для работы. Нарисовать задуманную картинку. Скатать комочки и начинать работу с крупных деталей.

2-й этап - художественное моделирование из полосок бумаги. Эту работу целесообразно начать со средней группой. Полоски белой или цветной бумаги, клей - отличные материалы для художественно-творческой деятельности детей. В основе художественного моделирования из полосок бумаги лежат простейшие готовые элементы: кольцо, капля, листик.

Маленькие хитрости при подготовке материалов к занятиям:

1. Заготовить полоски лучше взрослому, они должны быть ровными, от этого зависит эстетичный вид поделки.

2. Ширина полоски 1,5-2 см, для разметки используется линейка.

3. Полоски следует начертить на альбомном листе параллельно его длинной стороне.

4. Готовые полоски разделить путем складывания и разрезания альбомного листа на 1/2, 1/4, 1/3, 2/3, 1/6.

5. Для некоторых поделок, например для гармошки, могут быть использованы как целые, так и склеенные полоски.

6. Маленькое кольцо лучше склеивать на круглом карандаше.

7. Склеивать композицию нужно осторожно, не сдвигая ее; если у ребенка не получается, помочь ему, показать, как нужно склеить.

3-й этап - работа с гофрокартоном, вводится в группе детей старшего дошкольного возраста. Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Самые красивые получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, то есть в массе.

К концу третьего этапа дети постепенно овладевают различными техниками работы с бумагой, совершенствуют умения, навыки, и начинается заключительный этап - овладение новой техникой работы с бумагой - квиллингом.

Квиллинг - бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов.

Изготовление элементов:

1. Берут полоску нужного цвета, длины и ширины.

2. Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например на зубочистку.

3. Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.

4. Подклеивают внешний конец полоски.

5. Придают элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.

Базовые формы

Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны, открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром.

Материалы и инструменты

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая.

В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления. Основными являются пинцет, ножницы, тонкое шило и инструмент для наматывания с прорезью. Такой инструмент представляет собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. В прорезь вдевают кончик бумажной полоски и накручивают полоску на стержень, затем снимают уже готовый рулончик. Для того же служит и шило с той разницей, что кончик полоски не удерживается в прорези и может проскальзывать. Для наматывания применяются и гораздо более простые "инструменты", например деревянная зубочистка или шпилька для волос.

Часто используют также линейку с отверстиями разного диаметра. В таки отверстия кладут скрученные полоски, чтобы они разворачивались до определённого диаметра и элементы получались одинакового размера.

К пробковой дощечке удобно прикреплять булавками элементы при промежуточной сборке композиции. Затем готовые фрагменты переносятся на основу.

Клей применяется обычный ПВА или другой качественный клей для бумаги.

Немного истории

В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям - даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага - материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова quill - перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга.

На протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США.

Сегодня искусство бумажной филиграни особенно популярно в США и странах Латинской Америки, распространено в Великобритании и некоторых других странах Европы, в Японии и Корее. В ряде стран оно только набирает популярность.

Работа в технике квиллинг представляется интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, помогают детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом.