Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

`Я сам строю свою жизнь` Программа по формированию жизненных ценностей у подростков. Занятие с элементами тренинга "самое ценное, что у меня есть"

Педагог-психолог Центра Осипова Елена Егоровна представляет упражнение «Мои ценности», которое она использует в работе с кандидатами в замещающие родители в рамках образовательной программы «Школа опекунов» по теме «Особенности ребенка, разлученного с семьей».

Для проведения упражнения слушателям группы необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект в умении быть собой — это способность выстраивать и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.

Утрата близких отношений — это травма, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.

Воспитатель (замещающий родитель) должен уметь обеспечить потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.

Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).

Цели: формирование представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке), спокойная музыка.

Продолжительность упражнения: 45-60 мин.

Ход упражнения:

Попросить участников обратиться к списку ценностей:

1. Люди

Среди людей, важных для меня, наиболее значимы...

2. Группы людей

Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

3. Религия и/или убеждения

4. Места

Места, которые важны для меня, это...

5. Дела

Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

6. Удовольствия

Я получаю удовольствие от...

7. Желания

8. Прошлое

События из моего прошлого, которые важны для меня...

Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей. Объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом ничего не узнает.

Необходимо предупредить участников, что упражнение может вызвать эмоции, но важно закончить каждое предложение. По каждому заголовку объяснить, что имеется в виду. Затем дать участникам время на то, чтобы записать свои ответы. Это должно быть сделано быстро, без долгих раздумий. (Во время заполнения карточек ведущий может включить спокойную музыку). Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.

  • Выполнив первое задание участникам необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой они на данный момент готовы расстаться. Для убедительности происходящего проговорите, что этот человек очень могуществен, и бороться с ним бесполезно, по сути, как и в жизни с некоторыми событиями. Важно убедиться, что все отложили какую-либо ценность.
  • Выполнив второе задание, участники снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Удовольствия».
  • Сделайте паузу, окиньте группу невозмутимым взглядом и скажите: «Кстати, те, у кого не карие глаза, должны лишиться еще одной ценности. Я намеревалась сказать об этом еще в самом начале».
  • Некоторые участники могут отказаться расставаться с ценностью, выражать недовольство, проявлять агрессию в адрес ведущего. Обратите их внимание, что так иногда реагирует и ребенок или подросток, но такое поведение часто характеризуют как «плохое».
  • Можете с помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение в общей группе.

  • Спросить каждого участника: «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?». Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что чувствует ваше тело - руки, ноги, голова?». (Чаще всего люди отмечают неприятные ощущения в груди - холод, тяжесть). Обращайте внимание на невербальное проявление волнения - манипулируют руками, потирают затылок, прячут взгляд. Когда участники говорят о чувствах, возможны слезы. В любом случае поблагодарите за открытость и переходите к следующему участнику.
  • После всех высказываний о чувствах, ощущениях на настоящий момент времени, обратите внимание участников, что именно это, по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи . Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека. В таких случаях важно помнить, каково ребенку чувствовать это.
  • Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
  • Некоторые участники могут задать вам вопрос, почему вы попросили участников с не карими глазами вычеркнуть дополнительный пункт. Некоторые люди не видят в этом требовании ничего особенного. Тем не менее, вам всегда следует объяснять, что это разделение людей по какому-либо формальному признаку может ощущаться как проявление несправедливости.
  • Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
  • Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело - руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

Вывод: разлучение с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом.

  • упражнения состоит в том, что участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»

Тема: «Путь к здоровью»

Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.

Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.

Методические рекомендации (для достижения цели ): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).

1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна

Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их беспокойства и интересы. Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда. Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на эти вопросы поможет найти цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти».

Цели занятий:

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на 8 занятий, продолжительность каждого занятия от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
Цикл тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Занятие 1. Семь «Я» человека.

Цель: формирование стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми.

I. Психолог сообщает цель предстоящих встреч, кратко рассказывает об этапах занятий.

Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни. Для начала познакомимся с ритуалом приветствия, которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!".

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии). (Приложение 1 )

II. Основная часть

1. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание.

2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.

3. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?

4. Психолог. Наше первое занятие мы посвятим одному очень важному вопросу. Что это за вопрос – предлагаю отгадать самим. (На доске записаны буквы, которые при перестановке превращаются в слово «м о п а н н с а о з и е ») Как вы думаете, что такое самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение 2 )

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я» человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли вы, с результатами теста? Полезна ли полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия. У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги градусники. Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо 38 – сложно, неинтересно, обременительно; 34 – бесперспективно, безразлично.

2. Ритуал прощания. Психолог предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга

Занятие 2. «Ни печали без радости, ни радости без печали».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях» (Приложение 3 )

2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулироватьпричины жизненных трудностей человека,определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

4. Обсуждение упражнения

5. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Беседа

Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина». (Приложение 4 )

2. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

3. Ритуал прощания

Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: формирование навыков преодоления стресса.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть.

1. Психолог предлагает ребятам вспомнить самый запоминающийся фрагмент прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение по цепочке.

2. Сказка «Охотник и его сыновья» (Приложение 5 )

Психолог знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

4. Психолог . История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.

5. Упражнение «Воздушные шары»

Психолог . Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения .

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции. Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Передай мяч, не используя ладони»

Участники встают в круг. Передают друг другу мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько раз. На заключительном круге, передавая мяч обычным образом, заканчивают предложение: «Любая проблема может быть решена, если…»

2. Ритуал прощания

Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Задание «Лилипуты и великаны»

Психолог. Представьте себе, что вам предложили совершить путешествие или в страну лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1 минута.

2.Обсуждение задания

3. Игра «Путешествие в горы» (Приложение 6 )

Психолог говорит о том, что сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры (приложение).Учащимся предлагается совершить путешествие в горы.

III. Заключительная часть

1. Психолог. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач? Как к ним относится? Каким образом данная игра относиться к теме нашего разговора?

2. Ритуал прощания

Занятие 5. «Ни один человек не может быть островом»

Цель: помощь в осознании роли общения в жизни человека.

I . Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Расшифруй»

Психолог. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использо­вать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

2. Беседа «Трудности человека, связанные с общением»

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери.)
Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться»? Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?

3. Упражнение «Умею ли я общаться»

Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаком « – » свое умение общаться.

4. Обсуждение упражнения

Учащиеся обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.Называют возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

5. Игра «Общий язык»

Группа разбивается на тройки, при помощи расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между собой, например, о том, где. Когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком состоянии тройка должна за минимальное время о чем-то договориться. Когда закончит работу последняя тройка в группе (за этим следит ведущий), можно приступать к обсуждению.

6. Обсуждение упражнения. Что способствовало нахождению общего языка?Что препятствовало нахождению общего языка?

7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама Линкольна (Приложение 7 )

8. Обсуждение ошибок оценивания людей в общении.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мне­нию, моменты урока.

2. Ритуал прощания

Занятие 6. «С кем поведешься от того и наберешься»

Цель: осознание подростками необходимости и важности объединения людей в группы по интересам; формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим слово «компания».
Слова, которые называют учащиеся, записываются на доске: «друг», «не бросят», «гуляем», «разговариваем», «не скучно» и др.

Вывод: в основном слово «компания» вызывает у нас позитивные чувства.

2. Беседа о причинах объединения в группы

Психолог обращает внимание учащихся на то полезное, что может принести то или иное объединение («научился играть на гитаре», «ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда ли это влияние является положительным.

3. Упражнение «Различия»

Психолог предлагает учащимся подумать и назвать отличия отрицательной компании от положительной. Ответы записываются на доске:

4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.

Обсуждение результатов теста. Согласны ли с полученными результатами? Какие выводы для себя сделали?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Комплименты»

Психолог. Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, вот что необходимо для приятного продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделали комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем установив контакт с партнером слева от него, сделать свой комплимент так по кругу до тех пор, пока все учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

2. Ритуал прощания

Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

Цель: осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Задачи: развивать представления о роли близких в жизни человека;формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни;

Оборудование: бумага для записей, карандаши.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Генеалогическое древо»

Психолог. Откуда мы родом? Где наши корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает нам поддержку. Учащимся предлагается изобразить генеалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек дедушек – корнями. Сколько уровней корней (поколений семьи) может нарисовать каждый из присутствующих? Нужно написать мена тех родственников, которых учащиеся вспомнят.В ходе обсуждения упражнения делается вывод, почему семья – это наши корни. Оказывается, это именно она дает нам поддержку уверенность в том, что мы кому-то нужны.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы анкеты.

3. Упражнение «Копилка семейных трудностей»

Психолог предлагает обсудить вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей?По результатам обсуждения составляется «Копилка семейных трудностей», которая фиксируется на доске. Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор до ночи, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

4. Упражнение «Советы»

Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.

5. Обсуждение упражнения

6. Упражнение «Фразы»

Учащимся предлагается порассуждать над некоторыми фразами ве­ликих людей.

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. (П. Буаст.)
  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства. (Эбнер-Эшенбах.)
  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками – все. (Жан Поль.)

Вопрос: Могут ли такие отношения, которые заключены в словах великих людей, привести к жизненным затруднениям?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит учащихся закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

2. Ритуал прощания

Занятие 8. До свидания!

Цель: обсуждение эффективности работы группы.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Новогодняя елка»

Все участник должны выстроить из самой группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все участвовали в постройке и каждый был удовлетворен своим местом. После того как елка будет построена, психолог «замораживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу.

2. Обсуждение упражнения. Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Как распределялись роли? Все ли участники довольны доставшимися ролям?

3. Упражнение «Чемодан»

Один из участников – Отъезжающий выходит из комнаты, другие начинают «собирать ему чемодан» в дорогу: пишут список положительных качеств, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в преодолении трудностей, которые могут встретиться ему на жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем Отъезжающему зачитывается вест список. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

4. Обсуждение упражнения

Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в дорогу?

5. Упражнение «Мое будущее» . Психолог предлагает учащимся закончить предложения:

– Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу… – Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь успеха…– Для этого необходимо…– Главная сложность, с которой я столкнусь…
– Преодолеть препятствия мне поможет…

6. Упражнение «Коллаж»

Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные яркие события.

III. Заключительная часть

Психолог. Пришло время подвести итоги наших встреч…

Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы.

2. Взаимные благодарности. Учащимся дается задание выразить свою благодарность друг другу: «Я тебе благодарен за…»

3. Ритуал прощания

Список литературы :

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100 графических тестов. Екатеринбург: У – фактория, 2005.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005
7. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,:Академия развития,2002.
8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.

Тренинговое занятие
«Жизненные ценности, или искусство жить достойно»
Цели:
1.Помочь студентам понять, что такое настоящие жизненные ценности, помочь расставить приоритеты в жизненных ценностях.
2.Способствовать формированию нравственной культуры, позитивного отношения к жизни, к своей личности.
Предварительная подготовка: проведение анкетирование студентов «Что ценно в моей жизни»
Форма классного часа: час общения
Ход классного часа.
1.Час общения начинается с рассказа психологом притчи (показ видеоролика)
Притча полная банка камней.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.Психолог: - Как вы думаете, о чем рассказывает видеоролик?
- О чем мы сегодня с вами поговорим?
Психолог: сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях (слайд 1)
- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, а что такое «жизненные ценности»? (слайд 2)
-Вы видите высказывания двух великих людей о жизненных ценностях, как вы их понимаете? (слайд 3)
Психолог: В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
- О чем это стихотворение?
- у всех ли людей одинаковые ценности? От чего это зависит, как вы думаете?
Психолог: действительно, мы с вами каждый выбираем, какими нам быть: добрыми или злыми, правдивыми или лживыми, милосердными или жестокими.
Среди студентов наше техникума в том году был проведен опрос «Что для меня ценно в жизни» И я думаю, что вам интересно будет узнать результаты этого опроса.
-Как вы думаете, какая жизненная ценность у наших студентов расположилась на первом месте, втором, третьем? (слайд 4)
Психолог: мы с вами ознакомились с результатами опроса, а какие ценности главными являются в вашей жизни? Предлагаю отметить это на колесе жизни. Перед вами листочки с изображением ценностей отметьте на них ваши сегодняшние ценности (беседа по полученным результатам)
Психолог: как вы думаете, поменяются ли ваши жизненные ценности через десять лет, когда у вас будут свои семь и дети, будет свой бизнес и карьерный рост? (ответы студентов)
Психолог: а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Аукцион ценностей»
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.
(раздать каждому учащемуся жетоны, заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей)
Правила игры.
Жетоны можно «потратить» или «сэкономить».
Выбрать можно одну вещь или никакую, но не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Итак, предлагаю сделать выбор.
Первая пара ценностей:
Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
Новый автомобиль. (1 жетон)
Следующая пара:
Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
Хорошее образование. (2 жетона)
Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
Здоровая семья. (2 жетона)
Всемирная слава. (3 жетона)
Потом:
Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
Чистая совесть. (2 жетона)
Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры.
Ответьте на следующие вопросы:
Трудно ли было сделать вам свой выбор? Почему?
Какой покупкой вы более всего довольны?
Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Психолог: у каждого свои собственные жизненные ценности. Но главное, какими бы они не были, они должны быть значительными, не вредить другим людям и нести собой добро. Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.
Основы воспитания закладываются в семье, но каждый человек может и должен воспитывать себя сам.
Психолог: говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Может быть, на Кавказе считать не умеют? Или эти приписки на могильных плитах делались с определенным смыслом? Если так, то какой смысл вложен в эти надписи?
Психолог: Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали
насыщенность жизни человека и то, какие ценности были главными в его жизни. Давайте и мы будем задумываться над тем, какие ценности мы ставим во главу своей жизни, и каким путем мы их достигаем.