Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке. Проект "календарь природы" в группе предшкольной подготовки Календарь природы в библиотеке

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»

Август. Спад лета

Месяц август

Температура воздуха: от +12° C до +22° C;

Световой день: 14 ч. 54 мин;

Погода: Теплое солнце, ночные похолодания;

Живая природа: Желтеет береза, сохнет трава, первый отлет птиц, первые листопады...

Август - время отступа жары к тихим безмятежным теплым денькам. Солнце пригревает уже не столь интенсивно, вечерами становится прохладней, зато погода становится более спокойной, умеренной и комфортной для долгих прогулок.

Календарь природы

I неделя - II неделя: дни продолжаются теплыми и жаркими, мягкими и безветренными, средняя температура постепенно опускается до +17° C, поспевание брусники, отлет стрижей, первые желтые листья на липе

III неделя - IV неделя: солнце становится менее жарким, как только средняя температура опустится ниже +15° C, первые окрашивания листьев на березе, природа начинает готовиться к осени

Наблюдение за природой (август)

Средняя дата

Цветет капуста

1 августа

Уборка пшеницы

4 августа

Уборка овса

9 августа

Засев озимой ржи

20 августа

Первый незаметный листопад

26 августа

Ночами возможны заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания батвы

Сентябрь. Ранняя осень

Месяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц...

Сентябрь - первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало "бабьего лета", иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание "бабьего лета", птицы улетают на юг

Наблюдение за природой (сентябрь)

Средняя дата

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки земли

4 сентября

Последние возможные грозы

12 сентября

Клен начинает терять листья

14 сентября

Роняет листья орешник

15 сентября

Рябина окрашивает листья

18 сентября

Желтеют листья у липы и березы

19 сентября

Начало листопада осины

19 сентября

Меняет окраску листьев клен

20 сентября

Вяз полностью теряет листья

20 сентября

Листопад затрагивает и дуб

20 сентября

Осина и яблоня меняют окраску листьев

21 сентября

Полностью опадают листья у черемухи и липы

24 сентября

Отлет журавлей на юг

27 сентября

Октябрь. Золотая осень

Месяц октябрь

Температура воздуха: от +3° C до +9° C;

Световой день: 10 ч. 30 мин;

Погода: Туман, долгие дожди;

Живая природа: Обильный листопад, отлет последних птиц...

Октябрь - месяц золотой осени, когда лес ненадолго одевается в самые расписные золотые одежды, ветер с шумом кружит листья в листопаде, выстилая лесные дорожки золотым ковром. Листья опадут очень быстро и следущая половина месяца будет не столь красива, а скорее дождлива, грязна и прохладна, тем более, что совсем скоро выпадет первый снег.

Календарь природы

I неделя: сильные листопады, самые яркие контрастные окраски деревьев, несмотря на половину сброшенных листьев, отлет грачей, возможна устойчиво не холодная погода.

II неделя: первые намеки на снежную пыль в воздухе, снег выпадает, но еще не садится на землю, окончание листопада

III неделя: по утрам и вечерам появляется тонкая наледь на лужах, исчезают облака, превращая небо в серую дождевую пленку

IV неделя: первые выпадения снега, снежный покров уже остается на почве, но спустя немного времени тает.

Наблюдение за природой (октябрь)

Средняя дата

Полностью осыпает листья осина

5 октября

Первый снег

14 октября

Полностью теряет листья клен

14 октября

Осыпалась береза

15 октября

Потерял все листья орешник

15 октября

Последние кучевые облака

19 октября

Лужи затягиваются льдом

21 октября

Ложится первый снежный покров

23 октября

Затягиваются льдом пруды

ноябрь - конец осени

Месяц ноябрь

Температура воздуха: от -3° C до +2° C;

Световой день: 8 ч. 24 мин;

Погода: Туманы, заморозки, первый снег, ледоход;

Живая природа: Конец листопада, замирание природы...

Ноябрь - месяц туманов и холодных ветров. Все ближе подступает зима, уже слышно ее холодное дыхание, а как выпадет снег и от осени почти не остается заметных следов, природа укутывается в белоснежное покрывало из еще тонкого льда и мокрого снега.

Календарь природы

I - II неделя: понижение температуры, дневная и ночная температура около 0° C

III - IV неделя: на земле ложится устойчивый покров снега, дожди сменяют моросящие снег с дождем осадки и снегопады

Наблюдение за природой (ноябрь)

Средняя дата

Календарь природы, как условие формирования развития наблюдательности и экологической грамотности ребенка

Проблема:

Что такое погода и от чего она зависит?

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Задачи:

    Развитие умения наблюдать за природой, анализировать полученные данные, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;

    Развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;

    Развитие умения использовать свой опыт и опыт предшествующих поколений в предсказании погоды;

    Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Гипотеза:

Предположим, что календарь природы способствует развитию наблюдательности, экологической грамотности ребенка.

Предполагаемый результат:

    Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека;

    Дети должны приобрести навыки использования термометра для наблюдения за погодой;

    Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении ветра, об осадках;

    Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Участники проекта:

Дети группы предшкольной подготовки (возраст 6-7 лет)

Продолжительность проекта: 1 год

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

    принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

    принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

    принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

    принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка бережного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Одну неделю каждого месяца в классе планируется:

    вести ежедневные наблюдения за погодой;

    изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;

    наблюдать за животными и птицами окружающего мира (в конце недели);

    ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

1. Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

2. Практический

3. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

    На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

    Выявлены основные требования к организации наблюдения за погодой.

    Был составлен перспективный план работы над проектом.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в парк, занятие на пришкольном участке.

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории школы

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в классе

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

пришкольном участке

2. Практический этап

Деятельность учителя

    Проведение целевых прогулок – экскурсия в парк (наблюдение за одним и тем же местом)

    Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).

    Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», конкурсы рисунков

    Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану .

    Проведение бесед с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;

    Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

    Выступление перед педагогами на тему «Работа с календарем природы как условие экологического воспитания» ;

Реализация проекта

Ежедневно дети подготовительного класса проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

    Наблюдения за облачностью

    Определяют температуру воздуха (снимают показания термометра).

    Наблюдение за осадками

    С помощью вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.

    Выставляют показания на стенде-календаре.

    Делают прогноз погоды на текущий день.

    Сообщают этот прогноз погоды учителям и другим учащимся.

Дневник наблюдений за погодой

Уровни освоения материала проекта

1 балл – низкий уровень

    ребенок проявляет интерес к темам раздела;

    при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

    затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла – средний уровень

    ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

    общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

    имеет системные знания по некоторым темам раздела.

3 балла – высокий уровень

    ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

    использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

    проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

    имеет системные знания по всем темам раздела.

Основные показатели знаний, умений и навыков проекта

ФИО ребенка

Знание погодных явлений

Народные приметы

Знание о профессии метеоролога

Знание метеорологических приборах

Умение использовать приборы

Календарь

Баллы

Уровень

1

2

3

Средний балл

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами является формирование следующих умений:

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы экологического воспитания).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдения в окружающем мире, работы с иллюстрациями.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД :

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

    Использовать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; делать выводы.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный образ в условные обозначения признаков погоды.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметным результатом является ежедневное заполнение дневника наблюдений

Вывод:

Мероприятия проекта смогут сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно повысить уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный коммуникативный опыт, возьмут на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует экологическому воспитанию детей.

Используемая литература

    Анохина Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2010. -190с.

    Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Методическое пособие.3-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 2006.-256с. с ил.

    Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.

    Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 200 текстов для внеклассного чтения.: Пособие для начальной школы. М. «АКВАРИУМ ЛТД», 2009. – 128 с.

    Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». –М.: Дрофа, 2011.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил.

    Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.

Детская экологическая библиотека "Радуга" продолжает в 2018 году
реализацию проекта "Календарь защитника природы".


Учитель биологии и экологии МБОУ «Естественно-математический лицей №20» г. Пскова, руководитель природоохранного объединения школьников «Зеленый патруль».

«В этой книге представлен разносторонний материал, посвященный самым важным проблемам охраны природы. Приведены факты и примеры как отрицательного, так и положительного воздействия человека на окружающую среду. Основные проблемы охраны природы рассматриваются в изложении многих известных ученых, писателей, общественных деятелей. Книга содержит много оригинальных иллюстраций. Для моих обучающихся, членов природоохранного объединения «Зеленый патруль», и для меня – это настольная книга в нашей деятельности».




Ассистент кафедры «Техносферная безопасность» Псковского Государственного университета.


«В современном мире насчитывается более 50 000 профессий. Все они по-своему интересны. Кто-то мечтает стать врачом, кто-то художником, кому-то нравится изучать историю. В старших классах меня стали интересовать вопросы, связанные с экологией, поэтому после окончания школы я не задумываясь поступила на направление «Инженерная защита окружающей среды».


Я выбрала профессию эколога, потому что востребованность профессиональных экологов на отечественном рынке труда в дальнейшем будет только возрастать. Потому что проблемы с окружающей средой становятся глобальными день за днём».



Наталья Сергеевна рекомендует прочитать книгу Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Дайте планете шанс!». Многие проблемы сегодня волнуют человечество: грозит ли постоянно растущему населению Земли голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьём? Какова перспектива развития энергетики? Могут ли ресурсы Мирового океана помочь в осуществлении этих проблем? Все ли проблемы тесно связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависит жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущего поколения.


Специалист по экологическому просвещению ФГБУ заповедник «Полистовский».

Светлана Александровна рассказывает: «Я выросла в многодетной семье, нас в семье было четверо. С самого детства моя жизнь была тесно связана с природой, так как мы с родителями всегда ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. На этих небольших прогулках я всегда задавала много вопросов: А что это за травка? Чей это домик? Где живёт ёжик? Мне всегда хотелось узнать побольше о жизни животных, растений. И тогда мне родители подарили на день рождения удивительную книжку – «Рассказы и сказки» Виталия Бианки, она и помогла мне узнать ответы на многие вопросы.

Сказки и рассказы детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти у многих поколений. Эти замечательные рассказы помогают детям понимать таинственный язык природы, развивать интерес к ней и наблюдательность, а что самое главное - эти рассказы помогают разгадать самые сокровенные тайны природы».



Заместитель директора по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров Государственного автономного учреждение «Противопожарный лесной центр».


В детстве летом большую часть времени Александр Анатольевич проводил в лесу, собирал ягоды, грибы и просто гулял. Зародившаяся в раннем детстве любовь к природе, лесу и всему живому повлияло на выбор профессии.

Нашим читателям Александр Анатольевич рекомендует прочесть книгу Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: «Это, пожалуй, самая известная книга о природе. Пришвин старается привлечь внимание юного читателя к необыкновенному величию русской природы, привить любовь к ней. Герои рассказа - двое осиротевших детей Митраша и Настя. Митраша постоянно поучает свою сестренку. Много рассказывает ей из того, что говорил ему отец. Очень детально Пришвин описывает лес. Он уделяет внимание каждой ягодке и каждому листочку, этим и ценен. После того как я прочел эту книгу, я еще сильнее стал любить природу, и это стало причиной выбора моей профессии, а именно, инженер лесного хозяйства».



Специалист по экологическому просвещению и туризму ФГБУ Национальный парк «Себежский».

Ирина Алексеевна рекомендует читателям книгу С. Т. Аксакова «Рассказы о родной природе». В книге 10 рассказов: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Вода», «Болота», «Степь», «Лес», «Охота», «Уженье». Ярко и красочно описан Аксаковым русский лес, изумительно тонко и точно подмечены характерные особенности птичьих голосов, запоминающиеся портреты отдельных древесных пород.

Необычайная свежесть, простота и глубокая наблюдательность автора как бы вводят читателя в сокровенную жизнь природы, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьёв, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по своей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины.



Ирина Алексеевна замечает: «Я думаю, что в наше время природе нужно уделять гораздо больше внимания, охранять ее, оберегать и ценить. В бешенном ритме жизни, не замечая простой красоты природы, мы просто принимаем это как должное. После прочтения этой книги нельзя остаться равнодушным к природе».



Юрий Васильевич Маслов (псевдоним – Юрий Маслов-Острович) - уроженец г. Острова Псковской области. Живёт в Ярославле. Биолог, писатель-натуралист, тележурналист-эколог, руководитель Ярославского регионального отделения Гильдии экологической журналистики Медиасоюза. Автор научно-популярных книг «Животный мир Ярославской области», «Реки Ярославской области», а также сборника рассказов о животных «Пряники для слона».

Юрий Васильевич рассказывает: «На выбор профессии повлиял пример деда, который очень хорошо знал природу. Живя в деревне, он вёл наблюдения за погодой, жизнью животных и растений и отсылал информацию в Петербург – известному профессору Дмитрию Кайгородову, основателю отечественной фенологии (науки о сезонных явлениях природы) и создателю всероссийской сети фенологов-любителей».



Юным читателям Юрий Васильевич рекомендует серию книг Игоря Акимушкина «Мир животных», в которых автор, профессиональный зоолог и популяризатор научных знаний, доступно и увлекательно рассказывает о разнообразии животных на планете. Эта информация не только интересна, но и важна: ведь биологическое разнообразие – одно из главных понятий экологической науки и охраны природы.



– ветеринарный врач, соучредитель Автономной некоммерческой зоозащитной организации «Шанс», которая является социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной для комплексного подхода к решению проблемы безнадзорных животных.

Екатерина Дубик рассказывает: «Меня зовут Екатерина, мне 28 лет, я ветеринарный врач. Сейчас я работаю в ветеринарном кабинете «Вета», очень люблю свою профессию и не представляю, что могла бы заниматься чем-то другим, но так было не всегда.

Любовь к животным у меня была с детства. Я дружила с бездомными кошками и угощала их мороженным. До сих пор в моей памяти живут многие из обитателей нашего двора, например, старенькая кошка Катя и большой полосатый кот Квака, названный мною так из-за своего голоса. Иногда я приносила домой подобранных животный поесть и передохнуть, но оставить их на совсем мне не разрешали, и я мечтала о своих. Конечно, такое частое общение с кошками и собаками не могло не сказаться, поэтому я решила, что непременно стану лечить животных, когда вырасту.

В старшей школе мечта стать ветеринаром уступила место другим мечтам, и я пошла учиться на переводчика, забыв о своем детском решении. Однако, трепетное отношение к животным, привитое с детства, не покидало и, вскоре, я встретила людей, которые лечат, кормят и пристраивают бездомных животных. Мне очень хотелось помочь им, и так я познакомилась с Зоозащитой и их работой. Несколько лет спустя, мы создали организацию «Шанс», который сейчас забирает с улиц бездомных собак, лечит и находит им дом. За все эти годы мы сумели спасти очень многих несчастных, и это большая гордость для меня.

Работая с защитниками животных, я поняла, насколько животные беззащитны перед людьми, что для того, чтобы помочь слабому, не нужно быть богатым или сильным, не нужно быть успешным или красивым, нужно лишь быть сострадательным и захотеть помочь. Тогда же я поняла, что не вижу свою жизнь в отрезе от животных и что для меня возможна лишь одна профессия - ветеринарный врач.

Когда я выучилась и начала работать по специальности, для меня произошло еще одно открытие: оказалось, что домашние животные, порой, нуждаются в помощи не меньше чем бездомные, и теперь, я могу быть полезна и им. Для меня нет большей радости, чем видеть счастливые морды моих пациентов и нет награды выше, чем чувство удовлетворения от своей работы».



Нашим читателям Екатерина рекомендует книгу Джеймса Хериота "О всех созданиях, больших и малых". Это записки ветеринарного врача, практикующего в английской провинции. 30-60 годы прошлого века. С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных и их взаимоотношениях с человеком. В своей книге он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в практике ветеринарного врача. Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам – то теплое и лиричное, то саркастическое – передано очень тонко, с большой человечностью и юмором. Любовь к своей профессии, сопричастность к страданиям больных животных, радость или грусть по поводу их состояния передаются настолько живо, что читатель чувствует себя как бы непосредственным участником происходящих событий.



Координатор экологического движения "Круг Жизни". «Круг жизни» - это общероссийское экологическое движение, в рамках которого макулатура и пластик обмениваются на саженцы деревьев и кустарников. Цель Движения - совершенствование среды обитания.

Максим рассказал нам не очень романтичную, но очень честную историю о том, почему выбрал для себя работу, связанную с экологией и охраной природы и о том, почему важно, чтобы каждый человек осознал важность заботы о природе:

«С детства люблю, чтобы дома был порядок. И вопрос только в том, что такое "дом". К счастью, я давно понял, что это не только стены и потолок, но и то, что вокруг них - природа. А во взрослой жизни я, радиоэлектроник по образованию, начал особо усердно вникать в вопросы экологии и здорового образа жизни после того, как в 25 лет заработал себе язву желудка.


Люди современных мегаполисов зачастую представляют себе природу отстранённо – как нечто далёкое, куда можно иногда съездить. Нет чёткого осознания, что природа – это и то, что каждый день стоит на нашем столе на завтрак, обед и ужин. Вся наша еда взята из природы. От ягод летом до хлеба с молоком каждый день. И тогда получается, что природа не такая уж и далекая, правда?»

«Хочется написать о книге для ребят постарше. О книге «Наследие» нашего соотечественника и современника Сергея Сергеевича Тармашева. Юноши нынче в принципе меньше читают, и, пожалуй, советовать к прочтению им стоит такое, что на самом деле зацепит. А цепляет больше всего то, что происходит в наше же время вокруг нас. То, в чём мы непосредственно участвуем. Если угодно - то, «что мы едим».

«Наследие» - книга научная и книга фантастическая. Но она и о природе. Точнее, о том, что с природой делает человечество, вторгаясь генной инженерией и тоннами мусора в естественные природные процессы. И к чему это может привести уже через десяток-другой лет. Да и уже приводит.



Знаете ли Вы точно и ёмко, что такое ГМО, пестициды и гербициды? Что будет с нами и нашими детьми, если продолжать развивать сельское хозяйство, основанное на всех этих штуках, а потом употреблять его продукты в пищу? Что будет с нашими детьми и внуками, если продолжать бездумно замусоривать наш общий дом - планету? А будут ли тогда вообще дети и внуки? А планета? А делать-то что? Как минимум, думать и изучать.

Для начала предлагаю прочесть книгу «Наследие» Сергея Тармашева , созданную на основе реальных исследований ученых-биологов. Книга отрезвляет, заставляет задуматься и повзрослеть. И уж точно пробуждает природное мировоззрение. Только с таким мировоззрением у нас у всех возможно будущее.

Когда кружка молока с хлебом и свежими ягодами не будет вызывать опасения, а будет радовать своей пользой, вкусом, и приятными воспоминаниями о лете».


СЕНТЯБРЬ


Зиновьева Елена Игоревна – учитель биологии "Погранично-таможенно-правового лицея».

Елена Игоревна рассказывает: «Я - учитель в третьем поколении. Бабушка была учителем географии, мама - учителем биологии. Мама очень любила цветы, знала название каждой травинки, эту любовь к природе она передала и мне».

Нашим читателям Елена Игоревна рекомендует книгу Морриса Рика «Тайны живой природы»: «Как- то в магазине мне попалась книга Морриса Рика «Тайны живой природы». Я стала её просматривать и не смогла оторваться - купила. В этой красочной книге увлекательно, с интересными подробностями рассказывается о любопытных, удивительных и порой необъяснимых сторонах жизни природы, о редких и мало известных фактах из жизни растений и животных, обитающих на суше и в морских глубинах. Думаю, что эта книга была бы интересна читателю любого возраста».



– эколог, региональный координатор проекта Kapoosta от федерального экологического движения «ЭКА».

Виктория Анатольевна рассказывает: «По образованию я инженер – эколог и я точно знаю, что профессия эколога очень востребована и актуальна. И это именно то, к чему у меня лежит душа и то, чем я хочу заниматься. Я сделала правильный выбор! Со студенческих времен участвую в различных экологических мероприятиях от субботников до участия в семинаре по защите экологических прав граждан. Несмотря на то, что сейчас во Пскове нет движения «ЭКА», но есть очень много неравнодушных граждан и организаций, который продолжают сортировать мусор, собирать батарейки, сдавать макулатуру и популяризируют своей деятельностью экологичный образ жизни.

Проект «Капуста» направлен как раз именно на создание уникального гида «зеленых» объектов – экомагазинов, вегетарианских кафе, благотворительных фондов, ООПТ, садов и парков, фестивалей, мастер-классов, лекций, где сознательные потребители могут найти для себя что-то экологичное, сдать вторсырье, стать волонтером или отправиться в экопоход, а для проектов-участников – рассказать о себе, найти партнера или помощника.

Проект является всероссийским, т.е. эко-объекты любого географического расположения размещаются в гиде, что становится дополнительным преимуществом для гостей нашего города и развития туристического бренда Пскова. Я рада сообщить, что на карте «Капусты» уже есть шесть «эко» точек и среди них Детская экологическая библиотека «Радуга»!

Вы можете помочь в наполнении нашей карты и украсить ее «зелеными» объектами Псковской области – присылайте предложения на электронную почту или пишите мне в соцсетях».


Нашим читателям Виктория анатольевна рекомендует книгу Мари Кондо «Магическая уборка»: «Большим вдохновением для меня стала книга Мари Кондо «Магическая уборка». «А при чем тут экология?», спросите вы. Но, если вы хорошо подумаете и посмотрите на то, что нас окружает, какое количество вещей, информации, то поверьте, вы кардинально пересмотрите свое мнение. Эта книга несет главный посыл об осознанном потреблении, о том, как мы обращаемся с вещами и почему, вынося горы мусора из дома, горы вещей в квартире не уменьшаются. Осознанное потребление и бережно обращение с вещами не что иное как первый кирпичик на пути к экологичному образу жизни. Почитайте и вы все поймете».


Учитель биологии, химии и географии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области».

Ольга Павловна рассказывает: «С раннего детства мне хотелось быть специалистом в области космонавтики, но, поняв, что мое здоровье не позволяет летать в космос, пришлось мечтать о профессии криминалиста. Увлекаясь книгами Шерлока Холмса и Жоржа Сименона я поняла, как важны знания по химии и биологии в раскрытии преступлений. Так началось увлечение этими науками. Большое влияние на выбор профессии оказала моя мама, учитель начальных классов. Она очень любила детей и вкладывала в них свою душу. Никогда я не видела усталость на ее лице. Любимая мама является живым примером, идеалом, к которому хотелось и хочется стремиться. А вторым человеком, повлиявшим на выбор профессии, оказалась моя классная руководительница, учитель биологии школы №18 Михайлова Нелли Константиновна. Нравилось мне больше всего ее душевное отношение к детям, ум и талант преподавания. Именно она пробудила у меня интерес к науке о жизни.

Биология стала для меня особенным, увлекательным предметом. Этот мир - мир с тысячами разных загадок и тайн заставляет остановиться, чтобы увидеть окружающую нас красоту, почувствовать шелест листьев и услышать голос природы. Для того чтобы защищать и охранять природу нужно хорошо ее понимать, поэтому будущим экологам так важно хорошо знать естественные науки. Их преподавание детям – мой вклад в охрану природы».



Нашим читателям Ольга Павловна рекомендует книгу Петра Багина «В лесу». «Она необычна, потому что делится на несколько смысловых зон. Сначала идет описание времени года с перечислением особенностей жизни и развития тех или иных животных, растений. Затем следуют красочные развороты, посвященные каждому месяцу в отдельности. На протяжении всего года, автор показывает нам и рассказывает о нескольких семьях животных: о медведях, кабанах, барсуках, лисах, волках, енотовидных собаках, росомахах и др. То есть мы встречаем одних и тех же героев на разных страницах книги и не только узнаем, чем они занимаются в то или иное время года, но и наблюдаем за ростом и развитием детенышей. А в последнем блоке даются познавательные факты, например, циклы жизни ос и шмелей, устройство муравейника, особенности жизни мелких и крупных мышей, о дятлах, журавлях и играх хищных птиц, о том, какие птицы остаются зимовать у нас, какое гнездо у белки, почему козодой так называется, какими бывают птенцы и многое- многое другое.

Читатели узнают, что обитатели леса живут непростой жизнью, вступают друг с другом в сложные отношения и действуют в соответствии со своими природными повадками. Книга прекрасно иллюстрирована. Считаю, что она понравится всем любителям природы!»



– главный специалист гидрохимической лаборатории СОП Псковский облсовпроф.

Наталья Владимировна рассказывает: «Я выбрала профессию эколога по зову сердца. C самого детства я была с природой на «ты». Выращивала с братом цветы в нашем огороде, помогала бездомным животным. Узнав, что в нашем городе открывается набор на обучение специалистов по охране окружающей среды, я сразу же подала документы именно на эту специальность и потом ни разу об этом не пожалела.

К сожалению, сейчас мировое сообщество в погоне за экономической прибылью стало забывать, что богатства Земли не бесконечны! Мне же небезразлично, какой след я оставлю после себя и какое будущее ждет наших детей».

«Я хотела бы посоветовать юным читателям эту детскую книгу с отнюдь недетским посылом. На сегодняшний день в ряду многочисленных экологических проблем вырубка лесов является одной из самых острых проблем на планете. Мало кто задумывается, что некоторые деревья для кого-то являются целой историей, возможно даже историей семьи. И книгу Анджелы Нанетти можно прочитать и раскрыть именно с экологической стороны.

«При чем тут экология?»,- спросит один из вас. А вот при чем... Ежегодно в городах ради улучшения инфраструктуры вырубаются сотни деревьев, а впоследствии высаживаются лишь единицы, которым еще предстоит вырасти. Ведь вырубить проще всего, а спасти мешающее реализации проекта дерево отважится далеко не каждый. В книге дедушка Оттавиано и его внук Тонино оказываются такими героями.



Для многих из нас самые теплые и знаковые воспоминания из детства связаны именно с дедушками и бабушками, они всегда для нас самые добрые, самые щедрые и самые понимающие. В книге рассказывается история про дедушку Оттавиано, который посадил вишню, когда у него родилась дочь - мама Тонино. От лица мальчика Тонино и ведется рассказ. Дедушка очень переживал потерю своей жены и то, что муниципалитет хотел отобрать у него землю, где росла его любимая вишня, посаженная в честь рождения дочери. Во всех переживаниях дедушку всегда поддерживал его любимый внук - Тонино. Тонино всегда на его стороне, хоть окружающие и называют Оттавиано сумасшедшим. Ведь Оттавиано верит, что человек не умирает, пока его кто-то любит, и пока вишневые деревья продолжают жить. В это верит и его внук Тонино.

«Когда я думаю о дедушке, то вспоминаю тот день, когда он научил меня слушать деревья…», - говорит Оттавиано.

Эта книга подарит вам много эмоций - вы будете и плакать, и смеяться. Она оставит след в сердце каждого.

Давайте будем беречь нашу планету и жить в гармонии с природой!»

Ольга Крохина
Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»

Тип проекта : экологический , исследовательский, долгосрочный

По продолжительности : 2 месяца

Возраст детей : 4 года

Образовательная область : «Познание» . Ребенок открывает мир природы .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Труд» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Безопасность» .

Актуальность проекта :

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе .

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения : сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Цель проекта : пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи :

Сформировать у детей элементарные экологические природе .

Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе ;

Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Развивать интерес к явлениям и объектам природы .

Пополнить развивающую среду в группе .

Организация уголка природы способствует :

развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ;

формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира ;

формированию элементарных экологических представлений ;

воспитанию умения вести себя в природе ;

воспитанию любви к природе и желанию беречь ее .

Ожидаемые результаты :

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе .

Дети знают взаимосвязь в природе , бережно относятся к живым объектам природы : животным, птицам, насекомым и т. д.

У детей развит интерес к явлениям и объектам природы .

Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Пополнена развивающая среда в группе .

Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей .

Пути реализации проекта

проекта Содержание работы с детьми Взаимодействие с родителями

подготовительный 1. Составление плана работы по проекту .

2. Сбор, накопление материала.

3. Включение в план-схему проекта занятий , игр и других видов детской деятельности.

4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

5. Создать проект экологического уголка в группе . - Беседа с родителями «Знакомство с проектом »

-«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

Участие в подборе литературы по проблеме.

основной 1. Подготовка консультаций по теме для родителей «Игры экологического характера » , «Наблюдаем за природой всей семьёй »

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке в средней группе за живой и неживой природой .

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Подбор картинок на тему праздники

8. Картотека бесед экологического характера .

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Подбор экологических сказок для детей . - Участие в подборе дидактического материала.

Развешать кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

Консультация для родителей

«Наблюдаем за природой всей семьёй »

Консультация для родителей

«Игры экологического характера »

заключительный 1. Обобщение материалов проекта .

2. Создание уголка природы в группе .

3. Призентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Презентация уголка природы для родителей

Заключение.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления , прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

В будущем данный проект поможет воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том , что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.

Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы :

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом . Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) .

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы ) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва : ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем) .

Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва : АРКТИ, 2001. - 128с.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество) .

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва : Издательский центр «Академия» , 2002. - 336с.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.