Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Семинар практикум для педагогов доу. Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ

Семинар-практикум для педагогов «Волшебный песок»


Баскакова Светлана Александровна. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 74» город Ярославль.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.




Проведение семинара.
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.


Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).




Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.


Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.



Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.





Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.





Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.



Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.



Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?









Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам, к тому же,
Есть он даже и у лужи. (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве
Каждый, кто проходит
Подойдёт, нагнётся-
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
-Что для вас было самым трудным?
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.














Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора всесадятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель : повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,

поэтому их роль в формировании его личности огромна».

I. Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». В анкетировании приняли участие 32 родителей. Предлагалось ответить на 8 вопросов. Проанализировав анкеты, мы увидели следующие результаты:

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт - 18 ответов

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам - 7 ответов

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей - 17 ответов

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы - 16 ответов

Д. Иное - интернет - 1 ответ

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся - 22 ответа

Б. Неудобно отрывать педагога от работы - 10 ответов

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом - о ответов

Г. Считаю педагога не совсем компетентным - ответов

Д. Иное - 0 ответов

3. Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей - 21 ответов

Б. Где многому учат - 16 ответов

В. Куда дети бегут с удовольствием - 22 ответа

Г. Где всегда ждут детей - 11 ответов

Д. Где уважают родителей и детей - 14 ответов

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги - 22 ответа

Ж. Где детям тепло и уютно - 12 ответов

З. Иное - где безопасно - 1 ответ

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей - 15 ответов

Б. Учит детей - 3 ответа

В. Относится к чужим детям как к своим - 18 ответов

Г. Понимает детей и родителей - 22 ответа

Д. Это терпеливый воспитатель - 13 ответов

Е. Хорошо готовит детей к школе - 9 ответов

Ж. Это вторая мама - 5 ответов

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники - 12 ответов

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми - 16 ответов

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка - 28 ответов

Г. Обеспечивает безопасность ребенка - 11 ответов

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований - 10 ответов

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы - 13 ответов

Ж. Общается с родителями на равных - 8 ответов

З. Иное - 0 ответов

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?

А. За материальной помощью - 3 ответа

Б. Что – то сделать для группы - 9 ответов

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка - 3 ответа

Г. Вовремя оплатили за детский сад - 6 ответов

Д. Когда ребенок что – то натворил - 5 ответов

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома - 9 ответов

Ж. Чтобы похвалить ребенка - 12 ответов

З. Иное - 0 ответов

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья - 19 ответов

Б. Детский сад - 21 ответов

В. Иное - ответов

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе

А.Полезна - 31 ответов

Б. Не очень - 0 ответов

В. Бесполезная - 0 ответов

Г. Я ее не читаю - 1 ответ

Д. Иное - 0 ответов

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Был проведен опрос среди воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями», в котором приняло участие 8 воспитателей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения наши педагоги проводят так:

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?

Традиционные : родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

Нетрадиционные : семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?

а) да - 6 воспитателей - 75%

б) иногда - 2 воспитателя - 25%

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?

а) да - 100%, но отзываются не все, из - за своей занятости

4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?

а) да - 5 воспитателей - 63%

б) не со всеми - 2 воспитателя - 25% (не всем родителям интересно, большинство ссылаются на нехватку времени)

в) старается держаться дистанции, так как родители все разные - 12%

5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.

а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду - 7 воспитателей - 88%

б) Материально-хозяйственная помощь - 4 воспитателя - 50%

в) Правильная организация досуга детей и родителей - 6 воспитателей - 75%

г) Соблюдение всех требований воспитателя - 4 воспитателя - 50%

д) Нет целей 0%

6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Побольше привлекать к жизни ДОУ. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны; заниматься педагогическим просвещение родителей, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно - творческие группы родителей, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем; больше показывать открытые занятия для родителей, организовывать Дни открытых дверей, совместные субботники.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале семинара. Как изменить такое положение (непонимание между семьей и доу)? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы работы, формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов, имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Что включает в себя досуговое и наглядно - информационное направление, с какими трудностями можно сталкнуться с их реализацией нам расскажет воспитатель второй младшей группы Набздырева Ю. В.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями: наглядно - информационное и досуговое напрвление»

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей. О них нам расскажет воспитатель второй младшей группы Соколова А. А.

Консультация «Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции.

Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольныхучрежднний, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. О правилах общения педагогов с родителями нам напомнит педагог - психолог Пашедко М. Р.

Консультация «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

II . Практическая часть.

Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Чтобы пополнить наше с вами мастерство, теоритический. но и практический багаж знаний в области коммуникативной компетентности, педагог - психоло Пашедко Мария Рафиковна подготовила для нас с вами треннинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Список использованных источников

1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.

2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеек»

Семинар-практикум для педагогов
«Давайте поиграем!»

Подготовила:
старший воспитатель
Козлова Лариса Александровна

Г. Вологда, 2014г.

Ведущая: И ещё одно творческое задание.
Попробуйте из двух предметов сделать один, из тарелки и вилки, табуретки и клещей, молотка и клещей. Попробуйте нарисовать и придумать название.
Ведущая: Игра «Выведение следствий». Вамнужно ответить на вопросы, начинающиеся со слов «Что произойдёт»
«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?» и. т. п.
Рефлексия «Все у меня в руках».
Ведущая: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Нашу встречу мне хочется закончить стихотворением Дианы Плескачёвой.
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии
Дельфины там летучие
Порхают в небесах.
Там бабочки цветочные
Гоняют носорогов
И крошечные гномики
Стоят на головах.
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии
Там не бывает холода,
Там лето круглый год.
Там можно вместо каши
Есть целый день мороженое
И никакого супа -
За этим смотрит кот.
Да, много там смешного,
Чудного, заводного,
Веселого, прекрасного
В моей стране живет!
Ведущая: Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.