Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Проект по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе.

Со второй половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основой взаимодействия методики, в том числе и музыкального воспитания, с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущий вид деятельности. В дошкольном детстве – это игра. Проблемам игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, известных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Ф.И.Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Марковой Е.И.Удальцовой и др,. Вопросами музыкально – ритмической деятельности детей средствами коммуникативных игр и танцев занимаются педагоги А. И. Буренина, Л.И.Плаксина.

Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Несомненно, занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей с нарушением зрения, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность.

Музыкальная коммуникативная играэто синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Это определило тему опыта работы «Использование коммуникативных танцев и игр для развития музыкально — ритмических движений у детей с нарушением зрения».

Цель опыта работы: развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения для формирования ориентировки в пространстве посредством коммуникативных игр и танцев.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать систему коммуникативных игр и танцев по развитию музыкально — ритмических движений в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

2. Развивать у детей с нарушением зрения музыкальность, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности к самовыражению в движении под музыку, нравственно — коммуникативные качества личности.

3. Использовать коммуникативные танцы и игры с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях и в совместной деятельности в группах компенсирующей направленности.

В своем опыте работы опиралась на основные дидактические принципы обучения и воспитания. В том числе принцип коррекционно — компенсирующей направленности обучения и воспитания, который предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

Принцип личностно — деятельностного подхода в воспитании и обучении позволяет рассматривать личность ребёнка с проблемами как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

Принцип художественно — коррекционного воздействия предполагает использование художественно — коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста и одновременно на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Работа построена в тесном контакте с воспитателями коррекционной группы для детей с нарушением зрения, учителем — дефектологом и врачом-офтальмологом на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Для реализации поставленных задач составлен план работы по использованию коммуникативных игр и танцев с музыкальным сопровождением в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.

1 квартал — осенние занятия и развлечения:

— Танцы – игры: «Все танцуем вместе», «Найди себе друга», «Веселые пары», «Здравствуй, друг!», «Музыкальный паровозик», «Зеркало».

— Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?»

— Игры: «А кто у нас самый умный», «Бабушка Маланья», «Все мы рады», «Сороконожка».

— Музыкальные игры: «Гуляем играем», «Передай мяч», «Кто скорее», «Роботы и звёздочки», «Ищи», «Великаны и гномы», «Кот и мыши», «Колпачок».

— Танцы: «Приглашение», «Весёлый танец», «Танец в кругу», «Отвернись — повернись», «Потанцуй со мной дружок».

2 квартал — зима и Новый год:

— Танцы – игры: «Варежки передавайте», «Если нравится тебе, то делай так!», «Четыре шага».

— Игры с дедом Морозом: «У тебя Дед Мороз», «Горячая пора», «Дед мороз и дети», «По тропиночке лесной», «Холодно замёрзли руки», «Лавата» .

— Игры: «Хвост Бабы Яги», «Зимушка», «В нашем зале все друзья».

— Песни – танцы: «Согревалочка», «Пингвины».

— Песня – игра «В снежки».

— Танцы: «Озорная полька», «Передача платочка», «Отойди и подойди», «Найди себе пару», «Ну и до свидания», «Мальчики и девочки».

— Пляски: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», «Ну и до свидания!», «Танцуем с мамой», «Полька – знакомство», «Полька – шутка».

— Песня – игра «Три хлопка».

— Игры с пением: «Наша тётя – весельчак», « Каравай», «Кто у нас хороший».

— Игры: «Лягушки и аисты», «Жмурки», «Весёлый паровозик».

— Танцы: «Танцуй как я», «Музыкальный паровозик».

На непрерывной образовательной деятельности использовала музыкальные коммуникативные игры, которые помогли детям с нарушением зрения адаптироваться к условиям ДОУ, сняли телесные зажимы, способствовали эмоциональной разрядке, развили воображение, мимику и жесты, активизировали внимание, научили соблюдать правила, познакомили с чувствами и научили их распознавать.

В своей работе применяла следующую классификацию коммуникативных игр:

Игры — импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки» и др.).

Игры – зеркала, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.).

Игры – массажи и тактильные игры («Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», «Мы капусту рубим..» и др.).

Ритмо – интонационные игры с именами, которые являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях («Сон», «Дед Егор»).

— Игры на развитие танцевального и вокального творчества (танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья»).

— Игры-фантазии, направленные на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах («Нарисуй музыку»).

— Игры на развитие внимания («Замри», «Будь ловким», «Угадай, кто позвал», «Передай мяч»).

В коррекционно — воспитательной работе, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, эффективно реализовала такие направления: развитие динамической стороны общения (лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению), а также развитие эмпатии и сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Использованные танцы и игры, способствовали развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия.

Наиболее эффективной формой коммуникативных музыкальных игр явились танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствовали повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.).

Коммуникативные игры применяла не только в работе с детьми, но и родителями. В ходе проведения мероприятий творческого объединения для детей и родителей «Навстречу друг другу» с успехом прошли совместные игры: «Как живёшь?», «Весёлый оркестр», «У меня, у тебя», «Здравствуйте», «Я от тебя убегу, убегу»; игры для повышения самооценки «Шляпа знакомств», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Передай сигнал», «Сладкий апельсин».

На праздниках и развлечениях практиковала игры и танцы с мамами и бабушками: «Найди маму», «Пляска с мамами», «Танец в кругу»; на Новогодних утренниках использовала игры с Дедом Морозом и другими персонажами; при проведении Масленицы — игры «Соколик мой», «У бабушки Маланьи», «Ручеёк», «Тетёры», «Как у нашей Дуни», «Дрёма».

Эти игры побудили детей и родителей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений как в детском коллективе, так и среди родителей. Игры повысили их настроение и придали чувство собственной значимости; сформировали умение по взгляду партнера понять его намерения.

Ценность и польза коммуникативных танцев игр очевидна. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим. Все эти факторы определяют судьбу ребенка, дают ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализовать себя как личность.

Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно и нужно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими патологию развития зрительного анализатора.

Список информационных источников.

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.

2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.

4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.

Нестеренко Наталья Игоревна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской обл.

В настоящее время встречается всё больше детей с неадекватной самооценкой, ребёнок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о социально-эмоциональном развитии дошкольников, о формировании таких качеств, как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Дошкольный возраст это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Основной целью в работе с детьми является формирование у ребёнка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Через коммуникативные музыкальные танцы - игры эффективно реализуются следующие задачи:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Уверенность в себе.

Коммуникативные танцы - игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

В работе с детьми можно использовать следующие коммуникативные игры: Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?» - данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку в группе. Например, во время игры дети стоят в кругу и поют «Мы сегодня, мы сегодня, мы сегодня собрались» , один ребенок в это время - ведущий идёт по кругу, по окончании музыкальной фразы подходит к ребёнку и поёт: «Ты кто?» , ребенок-участник поёт своё имя. Ведущий встаёт на место отвечавшего ребёнка, тот становится ведущим, идёт по кругу, игра продолжается. «Игры-фантазии» направлены на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах. Например, во время игры «Нарисуй музыку» детям предлагают выразить свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки и придумать сюжетную картину к ней в паре или в группе из 3-5 человек. Дети договариваются в процессе придумывания и выстраивания общей сюжетной линии, выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Можно оформить выставку детских творческих работ «Мы рисуем музыку» . «Игры-массажи» построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку. Игры на развитие танцевального и вокального творчества («Зеркало» , танец - игра «Если нравится тебе, то делай так!» , «Придумай песенку воробья» и др.) побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы: «Приглашение» , «Вот и поздоровались» , «Потанцуй со мной, дружок» , «У меня, у тебя» , полька «Ну и до свидания!» «Лавата» , «Танцуем с мамой» , «Музыкальный паровозик» другие. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ценность и польза коммуникативных танцев - игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы - игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.

Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, шкал, так и коррекционных учреждений. Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств. Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург. 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г. К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к Танцам-играм. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!
Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение-р. н. м. «Тень-тень, потетень»
Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий - взрослый или ребенок.
Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.
Вступление
Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».
1часть
1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются - кивок головой. (Рис. 1).
2-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.
3- 8-я фразы - те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Часть I
1. Поиграем веселей
2. Веселые дети
3. Озорные Козлики
4. Ай-да Сапожники!
5. «Ручеек» с платочком
6. Пляска «Приглашение»
7. Веселые пары
8. Танец с гусеницей
9. Танец-игра с игрушками
10. Игра с перестроениями
Часть II
1. «Светит месяц» (Россия)
2. «Брейк-миксер» (США)
3. «Бинго» (С ША)
4. «Ручеек» (Россия)
5. «Ножка» (Бразилия)
6. «Перекрестный танец» (Польша)
7. «Паш-паш» (Швейцария)
8. «Сапожники» (Швеция)
9. Танец с хлопками (Португалия)
10. Танец с прыжками (Швеция)
11.Полька (Австрия)
12. Вальс друзей (С. Коротаева)
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Коммуникативные танцы-игры для детей, Буренина А.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Формирование личностной значимости студентов педагогических специальностей, Абыденова Н.А., 2008
  • Вопросы дошкольной педагогики, Международный научно-методический журнал, № 7 (17), 2018
  • Путь к независимости, Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам, Бейкер Брюс Л., Брайтман А.Д., 2007

Следующие учебники и книги.

Светлана Серебренникова
Методическое пособие «Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Аюна»

Методическое пособие «Подвижные коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей »

Музыкальный руководитель : Серебренникова Светлана Михайловна

«Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей , вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности» Б. Т. Лихачев

Аннотация

Данные методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта, опыта А. И. Буренниной и авторской педагогической методики Данная работа может оказать помощь педагогам – практикам, организаторам воспитательной работы с детьми для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках или развлечениях (дошкольники, учащиеся младших классов) Данное методическое пособие рассматривает вопросы

Введение

Актуальность

1.1. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей

1.2. Показатели развития коммуникативной

1.3. Использование коммуникативных

Заключение

Список литературы

Введение

Эпоха глобальных перемен, пришедшая на смену относительной стабильности как в сферах экономики и идеологии, так и в более тонких сферах нравственности и морали, вынужденно создают новый тип более пластичного и гибкого человека. В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения, и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии . В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности : коммуникативной , познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной .

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка – искусство , обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей .

Особая роль в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность

Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих

способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях

мы расширяем поиск эффективных форм работы с детьми. В наше время

все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или

расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам

следует заботиться о развитии его социально - эмоциональном

воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств , как

коммуникабельность , активность, самостоятельность, инициатива.

В этой связи актуальным является поиск методик , направленных на

создание у ребенка системы психологических установок для решения

проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим

Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, Е. Г. Злобина, М. И. Лисина, Т. А. Репина, З. С. Целенко, и др.). Поэтому с такой тщательностью подбираются меры воспитательного воздействия и обучения, но и они не могут предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами современного общества. Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в коммуникативной музыкально –игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и творческими возможностями. Музыкальные игры занимают достаточно много времени, поэтому их целесообразнее использовать в досуговой деятельности старших дошкольников и школьников. Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально -игровой деятельности :

Познавательной;

коммуникативной ;

Рекреационной;

Компенсаторной;

Креативной;

Эстетической.

Иначе говоря, музыкальные игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения , развития личности и отдыха . Коммуникативная музыкальная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сферы.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей , умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков . В данном случае коммуникативные игры –танцы и творческой деятельности детей этого возраста . Среди всех видов деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Цель настоящей работы :

Теоретическое обоснование проблемы развития музыкальной коммуникативной деятельности детей , осуществление связи теории с практикой на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности. Формирование активного творческого восприятия музыки у детей через способность получения наслаждение от контакта с музыкой , игрой,

совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным .

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной коммуникативной деятельности детей

1.1. Особенности музыкальной коммуникативной деятельности у детей

Коммуникативная музыкально – игровая деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности : восприятием музыки , исполнительством, и творчеством. В процессе музыкально - игровой деятельности детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и формируют культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик . Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию интегративных качеств личности, а следовательно действительно развитого во всех отношениях человека. Поэтому все виды игр предлагаемых в данном пособии являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие принципы : единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач , психологическая комфортность, научная обоснованность и практическая применимость, интеграции образовательных областей, «минимакса» (разноуровневое музыкальное развитие детей - в соответствии со своими природными возможностями).

Важной особенностью коммуникативных танцев-игр , является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу

В этих танцах- играх, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание. Есть еще одно важное направление подобного материала– это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющими различные патологии развития (т. к. у детей с проблемами развитии нарушена эмоциональная сфера). Выявленные особенности предметно-практического взаимодействия дошкольников в музыкальной коммуникативной игре могут рассматриваться как диагностические. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально – психологического развития ребенка . Простая фабула позволяет ребенку выстраивать свой вариант развития сюжета игры , что поддерживает на высоком уровне интерес к игре и высокую активность играющих. Музыкальная игра-общение равных . Отмеченные особенности музыкальной коммуникативной игры , как и игры в целом придают ей особенное педагогической значение. Она –

Фактор развития ребенка ;

способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры ;

Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него основам общения;

Мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную политру человеческих отношений;

Деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка ;

способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры .

1.2. Показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте.

Коммуникативные игры - это игры с использованием музыки , основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это - синтез музыки с речью , движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но - с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах , найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное - они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей .

В коммуникативных танцах - играх (помимо развития музыкального слуха , выразительности движений, ориентировки в пространстве) могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы :

развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт : инициативности, готовности к общению;

развитии эмпатии , сочуствия к партнеру; эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощушения, что связанно с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Основным показателем использования в практике коммуникативных игр является желание детей играть , танцевать, общаться с музыкой , радость и удовольствие, которое они получают от совместной деятельности в процессе игры .

1.3. Использование коммуникативных танцев-игр в педагогической практике

Коммуникативные игры производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности :

это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)

их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

этот материал может быть использован на праздниках, где собраны дети разных возрастов.

Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов – это три «И» - Интеграция, Игра, Импровизация. Коммуникативные знания , умения, навыки я развиваются у детей во всех видах музыкальной деятельности , через использования следующие методы : наблюдение, естественный эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование.

Для успешного выполнения работы применяются различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей , совместная деятельность с семьёй).

На музыкальных занятиях и в досуговой деятельности для развития коммуникативных умений и навыков используются хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия , коммуникативные телесные и контактные игры , народные хороводные игры .

В пении и песенном творчестве полезны приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольшых ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку» , «Закончи мелодию» , дидактические игры «Передай звук по цепочке» , «Весёлый бубен» .

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные

Танцы со сменой партнёров

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм . Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало , что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные» . Причины такого разделения бывают разными, последствия - порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды» , могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.

Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами» , открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. Усвоение ребёнком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом общества, полнее реализовать себя.

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребёнка, где закладываются основы для его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми.

Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребёнка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя. Игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности, коммуникативного развития детей .

Серьёзной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций, не только фольклорной, но и совместной детской игры вообще . Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша , дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой, и, таким образом, имеют асоциальную направленность.

Коммуникативное развитие детей , посредством музыкально- коммуникативных , фольклорных игр, возрождение игровой практики в ДОУ - особая задача.

Один из оптимальных путей решения основной задачи - творческое развитие музыкально- коммуникативным играм как к воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребёнка . При организации коммуникативных музыкальных игр , направленных на развитие социальных качеств ребёнка, необходимо учитывать особенности музыкального развития детей на различных возрастных этапах, а именно – физиологические особенности детского голоса, физические, двигательно-координационные способности ребёнка .

Судьбы игр не одинаковы. Одни из них исчезают, теряя свое былое значение, другие трансформируются в современные варианты, развиваются . К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей , хотя и широко внедряются в ДОУ. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены ДОУ не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы. Для педагога в этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики в ДОУ. Один из оптимальных путей решения этой задачи – творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным коммуникативным играм как воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребенка .

Детские игры основаны на простых движениях : шаг, ходьба, бег, легкие прыжки, приседания, хлопки, притопы, покачивания с ноги на ногу. Основная фигура, в границах которой развертываются детские игры – круг , движения диктуются текстами песенок и связаны с изображением их персонажей – птиц, животных – в прибаутках или самих частей тела.

Одной из ведущих задач детских фольклорных игр является развитие коммуникативных навыков ребенка , обогащение возможностей его социального общения. В этом смысле детский игровой фольклор раскрывает механизмы реализации социально-адаптационного потенциала искусства.

Так, фольклорные игры подсказывают нам , что ребенок к четырехлетнему возрасту способен научиться переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению с помощью соответствующих действий : широких потягивающих движений всем телом, плавных, волнообразных движений руками, временного пребывания в статической позе – «замирания» . Игры научают ребенка этому полезному качеству саморегуляции и контроля за своим состоянием. Многие из них предусматривают развитие у детей тактильных ощущений : познание силы прикосновений, их возможностей в регуляции собственного эмоционального состояния и налаживании доброжелательных контактов с окружающими.

Своеобразными тренингами на преодоление микростресса являются игры , в которых догоняют, ловят, «пятнают» . Игр подобного рода много : «Гори, гори, ясно» , «Кривой петух» , «Бубен, бубен – долгий нос» , «У медведя во бору» и др. Почти все эти игры сопровождаются несложными распевами и интонационно- выразительными приговорами, которые помогают организовать игру ритмически, а также задают игровые движения.

В процессе обыгрывания фольклорных песенок с помощью выразительных движений дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Опора на этот прием, подсказанный народной педагогикой, поможет развить выразительность речевой интонации, явится основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации .

В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни. Произведения детского игрового фольклора с этой точки зрения представляются сферой социального творчества ребенка, фактором социализации личности.

Мониторинг развития коммуникативных качеств у детей старшего возраста

Направления по развитию у детей навыков общения :

Развитие динамической стороны общения;

Легкость вступления в контакт;

Инициативность;

Стремление готовности к общению;

Развитие эмпатии ;

Сочувствие партнеру;

Эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки

Анна Любивая
Коммуникативные музыкальные танцы-игры в социально-личностном развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ойский детский сад»

Составила :

музыкальный руководитель

Любивая Анна Андреевна.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии . Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности . Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке , правильное восприятие содержания музыкальных произведений , пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки , основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью , движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.

Наблюдения во время музыкальных занятий показали социальных социализации дошкольников .

Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы – игры , меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах – играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и не заметно для ребенка усваиваются.

ЦЕЛЬ :

улучшение социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных танцев - игр .

Наблюдения во время музыкальных занятий показал , что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников .

Через коммуникативные музыкальные танцы - игр эффективно реализуются следующие задачи

Развитие динамической стороны общения : лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.

Развитие эмпатии , сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Уверенность в себе.

Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре .

Обогащая музыкально -слуховые навыки детей, мы научим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно рассказать целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению , мы научим их понимать музыку , чувствовать её, любить.

Публикации по теме:

Коммуникативные и театрализованные игры для дошкольников Коммуникативные игры Кривое колесо (умеренно подвижная игра для детей от 5 лет) Играющие встают взявшись за руки, спиной в круг. Это «колесо».

Коммуникативные игры Как заинтересовать современных детей? Коммуникативные игры Коммуникативная игра-это вид игр который помогает развивать коммуникативные.

Коммуникативные игры ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ИГРЫ Младший возраст Игра «Здравствуйте, ладошки!» Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности концентрировать.

Коммуникативные игры для старших дошкольников «Охота на тигров» «Небоскреб» «Ладонь в ладонь» Название игры: «Ладонь в ладонь» Цель игры: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни.

Коммуникативные игры-танцы в работе с детьми групп компенсирующей направленности Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм.

Коммуникативные умения дошкольников и игра Аннотация: В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности,.

Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Коммуникативные игры для дошкольников Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия.