Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Прекрасная эпоха – время роскоши. Возвращение к террору

Первая русская революция (1905-1907гг).

I. Социально-политический кризис начало 1900-х годов.

1. Причины.

а) Социально-экономические:

Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса (отсталость хозяйства, аграрное перенаселение, неполная собственность общины на землю);

Экономический кризис 1900-1903гг.; экономические последствия русско-японской войны.

б) Политические причины:

Сохранение самодержавия;

Рост рабочего движения и крестьянских волнений;

Обострение ситуации на окраинах империи (национальный вопрос);

Эсеровский террор.

В) Неадекватность мер самодержавия (фабричные инспекции, «Общества взаимопомощи», зубатовские организации, организация Гапона);

Г) «либеральная весна» Святополк-Мирского

Указ Николая II от 12 декабря 1904г. «О мерах совершенствования государственного порядка» (уступки обществу при сохранении незыблемости самодержавия).

2. Политические изменения в 1900-1904гг

А) Либеральные организации:

Создание журнала «Освобождение» (1902-1905гг.);

Союз «земцев-конституционалистов»;

«Банкетная компания» 1904г.

Б) Партия русских социалистов-революционеров:

«Аграрно-социалистическая лига» (В.М.Чернов, Париж, 1900г.) 1902г. – партия русских социалистов-революционеров;

Газета «Революционная Россия» (1901г.) и журнал «Вестник русской революции»;

Программа партии 1904г.;

Организация партии (ЦК, Совет партии, Боевая организация);

В) Социал-демократы:

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»;

I съезд РСДРП (1898г. Минск);

Газета «Искра» (Женева, 1900);

Работа Ленина «Что делать?» (1902) (сформулирована идея партии профессиональных революционеров);

II съезд РСДРП (1903): Устав партии;

споры между Лениным и Мартовым;

Большевики и меньшевики.

Г) консервативно-охранительные организации;

3. Национальный вопрос.

Левые организации и партии на окраинах:

Армения – «Гнчак» (1887г.) и Дашнакцутюн» (1890г.);

Польская социалистическая партия (1892г.);

«Бунд» («Всеобщий еврейский рабочий союз», 1897г.).

I. Первая русская революция 1905-1907гг.

1. Подъём революции.

А) начало и первая фаза революции (январь-март 1905г.):

Убийство великого князя Сергея Александровича. Забастовочное движение;

Б) вторая фаза революционного движения (апрель-август):

«Собрания избранных депутатов» - первого совета;

«Союз союзов» (Москва, май);

Восстания на броненосцах «Князь Потёмкин-Таврический» и «Георгий Победоносец»);



В) третья фаза (сентябрь-декабрь 1905г.):

Крестьянское движение. (в 50% уездов европейской части России крестьяне сожгли помещичьи имения);

II съезд Всероссийского крестьянского союза (ноябрь);

Волнение в Кронштадте и Севастополе;

Создание Советов в Москве и Петербурге;

Декабристское вооружённое восстание в Москве и его разгром;

2. Политические организации в период подъёма революции.

А) Либералы:

Оформление конституционно-демократической партии (П.Н.Милюков, С.А.Муромцев);

Б) социал-демократы:

III съезд РСДРП (апрель 1905г., сторонники Ленина);

Женевская конференция (меньшевики);

В) «Черносотенные» организации:

«Русская монархическая партия» (В.А.Грингмут);

«Союз русского народа» (А.И.Дубровин, В.М.Пуришкевич);

«Курская народная партия» (Н.Е.Марков);

Но пик крестьянского движения приходится на 1906г.

4. Политические партии на спаде революционного движения.

5. I Государственная дума (апрель – июль 1906г.; 72 дня):

43% - кадеты и примкнувшие к ним;

23% - трудовики и социал-демократы;

14% - представители национальных окраин;

20% - беспартийные;

6. II Государственная дума (февраль – июнь 1907г.).

Кадеты и «октябристы» - 45%;

Социал-демократы и эсеры – 43%;

7. «Третьеиюньский переворот» - конец революции.

II. Выводы.



1. Характер революции:

Аграрный, квази-буржуазный, демократический;

2. Особенности: совмещение рабочего и крестьянского движения.

3. Причины поражения: запас относительной прочности у самодержавия, поддержка его значительной частью населения, разрозненность революционных сил.

В 1884г умирает Александр III и новым царём становится Николай II. В мае 1896г. происходит знаменитая «Ходынка». Это был очень нехороший знак для царствования Николая II. В это время активно развивалось рабочее движение, и власть сделала попытку управлять этим движением. Было две формы управления данным процессом: одна форма получила название «зубатовщина» (Зубатов - это начальник московского охранного отделения). Зубатов считал, что забастовки естественны, и необходимо удержать рабочее движение рамками экономической борьбы. Более того – хорошо, если рабочие будут устраивать забастовки; их энергия будет уходить в сферу экономическую, а не политическую. Естественно, это раздражало капиталистов-промышленников, которые жаловались царю, и их поддержал Витте. Результатом борьбы стало предписание «обществу заниматься исключительно лекциями и собраниями». То есть, у Зубатова ничего не получилось. После революции 1917г. он покончит жизнь самоубийством.

Вторая форма разновидности полицейского социализма «гапоновщина». Священник Гапон возглавил организованное министерством внутренних дел собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. К началу 1905г. там было 10тыс.человек. Главной идеей Гапона был крестьянский социализм.

В попытках решения крестьянского вопроса, в правительстве выделяются два направления в начале XX века. Первое представлено министром внутренних дел Плеве. Он считал, что нужно усиливать надзор над крестьянами – это такой репрессивно-охранительный курс. Во главе другого направления стоял Витте (министр финансов). Витте считал, что нужно более гибко подходить к крестьянству; сделать крестьянина наравне с другими сословиями; предоставить больше самостоятельности. Манифест Николая II от 26 февраля 1903г. закрепил победу точки зрения Плеве, что обострило крестьянский вопрос.

В это же время начинает оформляться либеральное движение в России. Первым серьёзным шагом в программном и информационном оформлении либерализма стало создание журнала «Освобождение». Тираж был 9-10 тыс. экз; редактор Пётр Бернгардович Струве.

Лидерами либералов стали Струве и Милюков. Они предполагали, что им удастся создать единый фронт всего образованного русского общества, которое выступает за введение Конституции. Однако, славянофильская часть либералов не принимала эту идею. И летом-осенью 1905г. оформились две организации: «Союз освобождения» - 1600 человек; «Союз земцев- конституционалистов».

В марте 1905г. прошёл III съезд «Союза освобождения», и они приняли программу Конституционно демократической партии. Затем произошло объединение в «Союз союзов»; а предшествовало этому «банкетная компания». У либералов была очень интересная тактика. Они дистанцировались от революционного движения, но готовы были финансировать революционеров.

В октябре 1905г., кроме конституционных демократов, оформилась партия «октябристов». Это те люди, которые приняли Манифест 17 октября. В это же время шёл процесс организационных партий: социал-демократы, социалисты-революционеры. Важным этапом в создании партии революционного действия стал выход газеты «Искра» в 1900г. В редакцию входили Плеханов, Мартов, Ленин. Искра способствовала сплочению социал-демократических организаций. Это лишний раз говорит о том, какую роль могут сыграть СМИ.

Очень важную роль в укреплении искровского направления сыграла работа Ленина «Что делать?» 1902г. В июле-августе 1903г. в Брюсселе, а за тем в Лондоне, состоялся II съезд РСДРП. Центральным был вопрос «как должна строиться партия». Либо партия строится на федеративных началах, как совокупность организации; либо на основе централизма. Сошлись на идее централизма (но понимали его по-разному). По вопросу ЦК победили твёрдые искровцы. Но самым жёстким столкновением было столкновение по поводу «членства в партии». Съезд принял программу, подготовленную «Искрой», из двух частей: Программу максимум и Программу минимум. С самого начала в большевистскую партию был встроен принцип, согласно которому партия и её власть, это единственная ценность и единственная цель. Это была партия нового типа. Ленин сказал знаменитую фразу: «Дайте мне организацию революционеров, и я переверну Россию».

В сентябре 1903г. меньшевики создали свой организационный центр, отдельный от большевиков. На стороне меньшевиков оказалась заграничная лига революционной социал-демократии. Большевики создавали свои центры. Осенью 1904г. был создан Большевистский организационный центр. Туда вошли Ленин, Богданов (гениальный человек, который в 1916г. написал книгу «Текстология или всеобщая организационная наука» – теория систем, фантастическая книга «Марс», Гусев). Меньшевики усматривали в большевистских организациях опасность сектантства. Но до 1917г. большевики и меньшевики - это не отдельные партии; это фракции одной партии, у них одна программа и один Устав. Естественно, что между ними не было единства. Кроме того, и среди большевиков не было единства; там была группа, которая хотела изолировать Ленина. Во главе группы стоял Леонид Борисович Красин (этот человек сейчас намеренно забыт. По сути, этот человек был равно велик Ленину). Его группа решила в 1904г. лишить Ленина прав заграничного представительства ЦК, запретить публично выступать без санкции ЦК. Но эта затея провалилась, т.к. у Ленина оказалась более серьёзная поддержка.

В это же время активизировался Троцкий. Он был очень амбициозным человеком, хотел быть лидером. Он решил выступить примирителем меньшевиков и большевиков; тем самым он становился и лидером. Ленин в этом очень быстро разглядел опасность. Именно в это время Троцкий выдвинул идею «перманентной революции». В чём её суть? Троцкий считал, что для окончательной победы необходима революция в Европе, и весь революционный процесс должен идти постоянно.

Очень интересная фигура, которую надо знать. Это, по сути, идейный вдохновитель Троцкого; человек, который финансировал революционное движение; имя его Парвус (настоящая фамилия - Гельфанд). Он был политическим авантюристом. Большевики всячески от него открещивались.

Ещё в 1900г. шло объединение «народнических кружков». Но это уже были «народники» нового поколения. В 1896г. был сознан Союз социалистов-революционеров в Саратове; затем руководство перебирается в Москву; а затем в 1900г. в Париже Чернов создаёт «аграрно-социалистическую лигу». Партия эсеров была партией крестьянской демократии. Эсеры, в отличие от народников, не отрицали развития капитализма; но считали, что его насаждают сверху. Эсеры выступали за социализацию земли, в отличие от социал-демократов, которые выступали за ее национализацию. В чём разница между национализацией и социализацией? Национализация – это государству. В организационном отношении эсеры учитывали опыт Интернационала (куда они входили вместе с РСДРП). У эсеров было два руководящих органа: ЦК (идейная политическая деятельность партии) и Совет партии. Кроме того, у них была ещё одна организация; и в этом была особенность эсеров – «Боевая организация эсеров», которую создал Григорий Гершуни. Эта организация занималась обычным террором. Они убили 237 представителей власти. Очень интересная вещь – с 1903г. боевую организацию эсеров возглавил человек по имени Евно Азеф (он был агентом охранки). Его задачей было организовать теракт, и тем самым укрепить доверие к себе; и в то же время он предупреждал власть о готовящемся покушении. Эсеры в первый период революции насчитывали всего 65 тыс. человек. Наиболее крупными центрами эсеров были Петербург и Москва. Эсеры считали, что специфика русской революции не в буржуазности, как говорили социал-демократы, а в крестьянско-трудовом характере.

В целом, нужно сказать, что практически все политические организации оказались неподготовленными к революции.

Как развивались события в ходе революции?

В июле 1904г. эсер Сазонов убил министра внутренних дел Плеве (бросил бомбу). Уже тогда возникли подозрения, что через несколько соединяющих звеньев, в организации этого убийства каким-то образом был задействован главный враг Плеве - Витте. Новым министром внутренних дел стал князь Святополк-Мирский (человек либеральных взглядов; считал, что самодержавие должно установить контакт с обществом).

3 января 1905г. 12тысяч рабочих Путиловского завода начали стачку. В это же время поп Гапон предложил составить петицию и пойти к царю. Под петицией, в которой требования сочетались с верноподданническими призывами, поставили подписи 150 тысяч человек (и огромная толпа пошла к Зимнему дворцу). Дальше произошла непонятная вещь. Царь уехал. Вообще создаётся впечатление, что «кровавое воскресенье» - это двойная провокация. Провокация, которую организовывала полиция в своих интересах; и провокация, которую организовывали революционеры. По официальным данным, было убито 130 человек. С точки зрения морали, это был большой удар по Николаю II и самодержавию. Нужно сказать, что Николай II в очень важные моменты для державы всегда оказывался в стороне. Это объясняли тем, что он очень заботился о членах своей семьи. Но царь должен думать не о своей семье, как бы сложно это ни было; а думать о стране. Но Николай был частным человеком.

4 февраля террорист убил Московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича, и в первые месяцы 1905г. забастовали 700тыс.человек. Консерваторы обвинили Святополк-Мирского в том, что эти события - результат его либерализма; на его место назначили Трепова. Однако события развивались по нарастающей в двух направлениях: в либеральном и в революционном. В России в то время бастовало около 1млн.человек. И реагируя на это, правительство опубликовало 18 февраля 1905г. рескрипт, в котором предлагалось привлекать избранных от населения людей к участию в предварительной обработке законодательных предложений. Однако события развивались стремительно.

В июне 1905г. произошло восстание на броненосце «Князь Потёмкин». Но ещё до этого, в мае 1905г., в Иваново-Вознесенске возник новый низовой тип власти «Совет рабочих уполномоченных». Было избрано 100 делегатов; в основном ткачи, в Совет вошли меньшевики; Совет организовал рабочую дружину; заседал он по типу крестьянского схода. Просуществовав чуть больше 2-х месяцев, Совет объявил о самороспуске. После этого Советы начали возникать и в городах.

Затем в июле состоялся первый Всероссийский крестьянский Съезд, который выступил с отменой частной собственности. Всё это, плюс майская волна забастовок, плюс неудачи в войне с Японией; подстегнули сторонников «мягкого курса». В мае на рассмотрение министров был вынесен проект создания законно-совещательного органа, по имени автора проекта Булыгина он был назван «Булыгинской думой». В июле его обсудили, а 6 августа появился манифест о созыве думы. Манифест 6 августа вызвал возмущение оппозиций, началась крупнейшая забастовка. В такой ситуации, когда победил «мягкий курс», царь призвал Витте, который считал необходимостью пойти на уступки обществу и установить конституционный режим.

Результатом всех этих действий стало то, что царь вечером 17 октября неохотно подписал Манифест, в котором было обещано, что «народу предоставляется неприкосновенность личности, свобода слова, собрания организаций; не откладываются выборы в думу, а обеспечиваются в них присутствие тех слоёв населения, которые были лишены этого Манифестом 6 августа; и вводится правило, согласно которому ни один закон не может войти в силу без согласия Думы». Это было второе, за всю русскую историю, ограничение самодержавия! Оно, в конечном счёте, оказалось фатальным. Русская власть так устроена, что она не может быть ограниченной.

19 октября Витте был назначен премьер-министром, и Манифест все-таки позволил добиться двух результатов. Первый результат - самый важный. Он успокоил финансовые круги. Второй в том, что он расколол либеральную оппозицию. Кадеты очень сдержанно отнеслись к Манифесту. Консервативные и правящие круги, напуганные революцией и либерализмом, стали создавать свои организации. В мае 1906г. состоялся Съезд «уполномоченных дворянских обществ»; был принят Устав организации, избран постоянный Совет. Это не была партия, участникам организации разрешалось состоять в других партиях, кроме эсеров. Это было представительство не всего дворянства, а только представителей европейской части России. Массовую опору крайне правых составляли «черносотенные союзы и организации». Свои идейно-организационные корни черносотенцы видели в Чёрной Сотне Минина (которая спасла Москву). Черносотенцы говорили, что у Москвы свой особый путь; либералы настаивали, что Россия должна быть как Запад. Черносотенные организации стали появляться с весны 1905г. Наиболее крупная организация - «Союз русского народа» - быстро поглотила конкурентов. Численность участников группы росла; уже в 1907г. достигла 500тыс.чел. Верхушка Чёрной сотни состояла из помещиков, купцов, священнослужителей и представителей интеллигенции. Очень большую роль играл человек по имени Пуришкевич (внук кладбищенского священнослужителя, средней руки помещик).

Осень-зима 1905г. ознаменовалась всплеском активности не только правых и либеральных, а также рабочих и социалистических сил. 7 декабря 1905г. в Москве началась политическая забастовка, а затем вспыхнуло вооружённое восстание (центр которого был на Пресне). Восставших было 8тыс.человек; из них 1тыс. - вооружённые дружинники.

19 декабря из Петербурга был вызван Семёновский полк, во главе с полковником Георгием Мином. Восстание было подавлено, но стало высшим подъёмом революции в городе. В городе с 1906г. революция идёт на спад, а в деревне - это пик; это самая настоящая «пугачевщина». Но правящие круги уже почувствовали свою силу, они почувствовали, что революция идет на спад в городе; и они начинают отказываться от обещаний Манифеста 17 октября. Была ограничена свобода печати, свобода слова; кроме того, ускоренно пересматривались основные Законы, чтобы можно было поставить будущую государственную Думу перед свершившимся фактом и ограничить её законодательные-бюджетные-политические права.

Первая русская Дума была собрана 27 апреля 1906г. Выборы в Первую Думу принесли победу оппозиционным партиям (кадеты, трудовики). Трудовики – это трудовая партия, крестьянская фракция государственной Думы. Председателем Думы стал кадет Муромцев (тесть писателя Бунина).

5 мая думцы обратились к правительству с требованием отменить все ограничительные законы. Правительство ответило отказом. Тогда Дума большинством голосов приняла формулу «недоверия правительству». В то же время, революционное движение оживало. И 8 июля царским Манифестом Первая Дума была распущена. Одновременно был отправлен в отставку Горемыкин, которого сменил энергичный министр внутренних дел П.А. Столыпин. 180 членов распущенной Думы собрались в городе Выборг и обратились к населению с воззванием «не платить правительству налоги и не давать солдат в армию». Воззвание не получило отклика в стране. Что говорит о том, что общество было здоровым.

Вскоре после роспуска Думы, произошли военные бунты в Крондштадте; была сделана попытка организовать забастовку в Москве; усилился индивидуальный террор.

12 августа на даче Столыпина (на Аптекарском острове) был организован взрыв страшной силы; более 30-ти человек было убито, столько же ранено; дочь Столыпина лишилась обеих ног, сам он не пострадал).

В ответ власти 25 августа 1906г. опубликовали закон «об учреждении военно-полевых судов для борьбы с революционным террором». Было казнено 683 человека. Весной 1907г. действие этого закона прекратилось, но вместо военно-полевых судов начали действовать военные суды, отвечая жестокостью приговоров на жестокость революционеров.

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907г., но она оказалась ещё более радикальной, чем первая. СДки (социал-демократы), которые отказались от тактики бойкота, получили 65 мест, эсеры получили 37 мест, трудовики - 100, кадеты - 130. То есть, у левого блока было 222 депутатских места.

В апреле 1907г. разгорелись споры по двум вопросам: аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Большинство депутатов отказались выполнить требование правительства осудить революционный террор. Более того, 17 мая депутаты проголосовали против незаконных действий полиции. Это был такой разгул демократии.

1 июня Столыпин потребовал от Думы исключения 55 депутатов социал-демократов, и лишении 16-ти из них парламентской неприкосновенности, чтобы их можно было арестовать. Николай II, не дожидаясь решения Думы (поскольку он знал, что они ответят отказом), 3 июня объявил о её роспуске и назначении выборов в новую Думу на 1 ноября 1907г. Роспуск Второй думы называют «Государственным переворотом» (третьеиюньским). Режим, который установился после 3 июня, называют «Третьеиюньская монархия»; главным её архитектором являлся П.А. Столыпин.

Революция 1905-07гг. в исторической науке именуется «буржуазно-демократической», так как формально она ставила буржуазно-демократические задачи. Главным вопросом революции был аграрно-крестьянский. Важное место занимал и национальный вопрос; потому что 57% населения Российской империи составляли «инородцы».

В октябре 1894 г. скончался император Александр III. Хотя он почти год болел, его смерть оказалась неожиданной для общества и близких. Цесаревич Николай Александрович записал в дневнике: «Боже мой, что за день!.. Голова кругом идет, верить не хочется - кажется до того неправдоподобной ужасная действительность». Как наследник престола Николай II получил хорошее образование, чему способствовали и его учителя. Обучение наукам дополнялось опытом военной службы (строевая служба в гвардии, командование ротой, потом эскадроном) с получением соответствующих званий: штабс-ка- питан (1887), капитан (1891), полковник (1892). В семье был установлен строгий распорядок, и цесаревич не пренебрегал занятиями, хотя, как пишут многие авторы, звезд с неба не хватал. Хорошие манеры, образование и общее воспитание, приучившее к сдержанности, располагали к нему окружающих. Эти черты и молодость царя (26 лет) вселяли обществу надежды на будущее благополучие России. Но сам Николай II чувствовал себя неуверенно, записывая в дневнике: «Я не подготовлен быть царем. Я не могу управлять империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами». Александр III не приобщал цесаревича к делам государственного управления. У нового императора не было и собственного глубокого, всестороннего представления о своей роли верховного правителя огромной империи в ту переломную эпоху, в которую он встал у кормила власти. Обыденность этих воззрений Николая II выразилась в переписном листе в его известной записи о роде занятий: «Хозяин земли русской».

Начальные шаги молодого императора, в частности его замечания в адрес земских и дворянских собраний в январской речи 1895 г., показали следование курсу усопшего отца в неуклонной охране самодержавия. Предлагаемые преобразования российской жизни обычно вызывали у него отклик: «Даст Бог, постепенно так и сделаем». Различные уступки делались в безвыходных ситуациях и под давлением других лиц, что влекло по прошествии кризиса стремление минимизировать начатые преобразования и отдалить тех, под влиянием которых они проводились. В проводимой царем политике и принимаемых решениях не чувствовался опыт пребывания у власти. Несоответствие личности правителя огромной страны масштабам и сложности стоящих перед ним проблем, необходимость следовать воле более сильных людей развивали у Николая II недоверие, скрытность, хитрость и упрямство. Это часто затрудняло выработку и реализацию политических мер, деятельность органов верховного управления. Отмеченные черты Николая II объективно предопределили большую роль его окружения. В начале царствования особым влиянием пользовались мать Мария Федоровна и дяди императора, великие князья Владимир, Алексей и Сергей Александровичи, занимавшие важные государственные посты.

С начала 1900-х гг. постепенно усиливает свое воздействие на Николая II его жена - императрица Александра Федоровна. Венчание царя с гессенской принцессой Алисой, внучкой английской королевы Виктории, состоялось сразу после кончины Александра III. И современники, и исследователи отмечают властность императрицы, склонность к мистицизму, религиозную экзальтированность и полное неведение русской жизни. Долгое ожидание наследника, его врожденная тяжелая болезнь (гемофилия) способствовали развитию у Александры Федоровны истерии.

На рубеже XIX-XX вв. как высшее законосовещательное учреждение действовал назначаемый императором Государственный совет, рассматривавший новые законы или законодательные предположения своих членов. По-прежнему оставался в бездействии Совет министров, падала роль Комитета министров, но резко возросло при отсутствии ответственного правительства влияние отдельных министров, прежде всего внутренних дел и финансов. В течение всего царствования сохранялась практика учреждения временных Особых совещаний, комиссий и комитетов, которые были эффективным каналом воздействия на монарха клана высших сановников. Вплоть до 1905 г. в выработке внутриполитического курса была необычайно велика роль обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Внушая императору архаичные представления о характере самодержавной власти в России, он стал главным идеологом реакционно-кон- сервативного внутриполитического курса. В царствование Николая II резкое возрастание роли высших сановников происходило в силу несоразмерности масштабов личности императора и его министров, обладавших широтой государственного кругозора, более четким пониманием современных задач государственной политики. Такие министры, как С. Ю. Витте, И. Н. Дурново, В. К. Плеве, П. А. Столыпин, были крупными администраторами, отличались организаторскими способностями. В окружении Николая II не раз появлялись лица, не принадлежавшие к императорской семье или сановной элите, но сыгравшие заметную роль при принятии отдельных решений внутренней и внешней политики (князь В. П. Мещерский, ротмистр А. М. Безобразов, жандармский полковник С. В. Зубатов и др.). Постоянно около императорской четы находились весьма экзальтированные представители из числа официальных служителей православной церкви и лица, поведение которых не укладывалось в традиционные нормы ортодоксальной религии.

Прошлый век – это время кринолинов, турнюров, «полонеза», доломана, обильных рюшей и оборок всевозможных видов. Следующий за ним век, самый разгар эпохи красавиц (прекрасная эпоха), отличается простотой и здравым смыслом, и хотя детали по-прежнему тщательно проработаны, вычурная отделка платья и неестественные линии постепенно отходят на второй план. Эта тяга к простоте стала еще сильнее с началом Первой Мировой Войны, которая явно провозгласила два главных принципа женского платья – свободу и удобство ношения.

Прекрасная эпоха – время роскоши

В 1900-х г.г., если вы являлись изысканной молодой английской дамой, принадлежащей к элите общества, вам полагалось дважды в год совершать паломничество в Париж вместе с другими такими же женщинами из Нью-Йорка или Санкт-Петербурга.

В марте и сентябре можно было заметить группы женщин, посещающих студии на rue Halevy, la rue Auber, rue de la Paix , rue Taitbout и Вандомской площади.
В этих, часто тесных магазинчиках, с лихорадочно работающими в задних комнатах швеями они встречались со своим личным продавцом, которая помогала им выбрать гардероб на следующий сезон.

Эта женщина была их союзником и знала все самые темные секреты их жизни как личные, так и финансовые! Выживание таких ранних домов моды всецело зависело от их могущественных клиенток, а знание их маленьких секретов помогало им в этом!


Вооруженные копиями «Les Modes», они просматривали последние творения великих кутюрье, таких как Пуаре, Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, Мадлен Шерюи и других, чтобы придумать гардероб, который бы затмил гардеробы не только друзей, но и врагов!

Прошли десятилетия, и эти ужасные журнальные изображения статичных женщин, где виден каждый шов и каждый стежок, были вытеснены более свободным и плавным стилем «Ар Нуво», где использовались новые фотографичные методы изображения.

Вместе с продавцом женщины выбирали гардероб на следующие шесть месяцев: нижнее белье, домашнюю одежду, платья для прогулок, варианты чередования в одежде, костюмы для путешествий на поезде или в машине, вечерние наряды для праздного времяпрепровождения, наряды для особых случаев, таких как Аскот, свадьба, посещение театра. Список можно продолжать бесконечно, здесь все зависело от размера вашего кошелька!

Гардероб дамы эдвардианского периода (1901-1910 г)

Начнем с нательного гардероба. Он состоял из нескольких предметов нижнего белья – дневная и ночная сорочки, панталоны, гольфы и нижние юбки.

Женщины начинали свой день с выбора комбинации, затем надевали s-образный корсет, поверх которого шел лиф-чехол.

Далее шел дневной ансамбль. Обычно это была утренняя одежда, выполненная в строгом стиле, которую можно было носить при встрече с друзьями или при совершении покупок. Как правило, она состояла из аккуратной блузки и клинообразной юбки, в прохладную погоду сверху надевался жакет.

Возвращаясь к ланчу, необходимо было быстро переодеться в дневной наряд. Летом это всегда была какая-либо колоритная одежда пастельных цветов.

К 5 часам вечера можно было, что с облегчением и делалось, снять корсет и надеть чайный наряд для отдыха и приема друзей.

К 8 часам вечера женщину снова затягивали в корсет. Иногда нижнее белье менялось на свежее. После этого шел черед вечернего платья для дома или, при необходимости, для выхода в свет.

К 1910 г. такие платья стали претерпевать изменения под влиянием работ Поля Пуаре, чьи атласные и шелковые наряды, навеянные восточными мотивами, стали очень популярны среди элиты. Большим хитом 1910 г. в Лондоне стали дамские шаровары в качестве костюмированного вечернего наряда!

В течение дня необходимо было также, по крайней мере, дважды в день менять чулки – хлопковые – для ношения днем – вечером менялись на красивые вышитые шелковые чулки. Нелегко было быть женщиной эдвардианского периода!

Эдвардианский силуэт – мифы и реальность.

Целью корсета [если верить иллюстрациям] было вытолкнуть верхнюю часть тела вперед, как у голубя, а бедра отвести назад. Однако, Мэрион МакНили, сравнивая иллюстрации с фотографиями женщин 1900-х г.г. в их повседневной жизни, предположил в «Foundations Revealed», что реальной целью s-образных корсетов была демонстративно прямая осанка, созданная для того, чтобы подчеркнуть изгибы бедер и груди посредством отведения назад плеч, в результате чего грудь приподнималась, а бедра округлялись.

Мое мнение по данному вопросу следующее: существует тенденция, как и на современных модных иллюстрациях, чересчур подчеркивать линии. Сравнение представленной выше картинки дома мод Lucille от 1905 г. с красивой естественной фотографией молодой женщины из Лондона, сделанной Эдвардом Самбурном, доказывает тот факт, что женщины не затягивали корсеты слишком сильно!

Скорее всего, это была идеализированная версия женщины эдвардианской эпохи того времени, популяризованная с помощью иллюстраций Чарльза Даны Гибсона, и открыток с девушкой Гибсона Камиллой Клиффорд, в результате чего у нас сформировалось крайне утрированное впечатление о женских формах эдвардианской эпохи.

Мода в платьях – 1900 – 1909 г.г.

Женщины стали носить жакеты в строгом стиле, длинные юбки [подол немного приподнят], полусапожки на высоком каблуке.
Силуэт постепенно стал меняться с s-образного в 1901 г. на линию ампир к 1910 г. Типичными цветами одежды на каждый день для женщины эдвардианского периода было сочетание двух красок: светлый верх и темный низ. Материал – льняное полотно [для бедных], хлопок [для среднего класса] и шелк и качественный хлопок [для высшего класса].

Что касается деталей, в Прекрасную Эпоху кружевные оборки сигнализировали о социальном статусе женщины. Многочисленные оборки на плечах и корсаже, а также аппликации на юбках и платьях.

Несмотря на запрет на ношение корсетов, женщины, особенно из нового среднего класса, стали ощущать большую социальную свободу. Стало вполне нормальным для женщин совершать путешествия за границу на велосипедах – например, в Альпы или Италию, что прекрасно запечатлено в мелодраматической картине «Комната с видом», снятой по книге Э.М. Форстера, которую он опубликовал в 1908 г.

Популярная повседневная одежда состояла из белой или светлой хлопковой блузы с высоким воротником и темной клинообразной юбки, начинающейся под грудью и спускающейся вниз до лодыжек. Некоторые юбки также вшивались в корсетное изделие от талии до места под грудью. Такой стиль: простая спортивная блузка и юбка – впервые появился в конце 1890-х г.г.

Часто на юбках существовал один-единственный шов, в результате чего даже самые безнадежные фигуры приобретали приятную стройность!

Юбки и платья шились в пол, но так, чтобы женщинам удобно было забираться в повозки. К 1910 г. подол стал короче и заканчивался немного выше лодыжки. Первоначально в силуэте блузок присутствовали объемные плечи, но к 1914 г. они значительно сократились в объеме, что, в свою очередь, привело к большей округлости бедер.

К 1905 г. с возрастающей популярностью автомобилей женщины, следящие за модой, стали осенью и зимой носить манто или полудлинное пальто. Такие пальто были очень модными, они шли от плеча и заканчивались ниже талии, что в длину составляло примерно 15 дюймов. В таком наряде, да еще в новой короткой юбке, которая даже не доходила до лодыжек, женщина выглядела очень смело! Если на улице было сыро или шел снег, сверху можно было накинуть пыльник, чтобы уберечь одежду от грязи.

Послеобеденное платье, несмотря на то, что было выполнено в различных пастельных оттенках и с многочисленной вышивкой, по-прежнему оставалось достаточно консервативным в 1900-х г.г., так как его надевали для посещения официальных обедов, на встречи и консервативные женские собрания – здесь дресс-код находился под влиянием женщин с викторианскими взглядами на жизнь!

Чайные платья, в которые женщины, если они находились дома, обычно облачались к 5 часам вечера, были превосходны: как правило, они были выполнены из хлопка, белые и очень удобные. Это было единственное время для женщины эдвардианской эпохи, когда она могла снять корсет и дышать нормально! Женщины часто встречали и развлекали друзей в платье для чая, ведь можно было позволить себе быть крайне неформальной!

В Британии эдвардианского периода женщинам предоставлялась возможность продемонстрировать свои самые лучшие наряды из Парижа во время Лондонского сезона, проходящего с февраля по июль. Начиная с Ковент Гардена, королевских приемов и частных балов и концертов, и заканчивая скачками в Аскоте, элита общества демонстрировала свои самые последние, самые лучшие и самые худшие наряды.

Вечерние платья в эдвардианский период были вычурными и вызывающими, с глубоким вырезом, который открыто демонстрировал грудь женщины и ее украшения! Вечерние платья в 1900-х г.г. шились из роскошного материала. К 1910 г. женщины стали уставать от крупных вечерних платьев, особенно это касается француженок, которые решили отказаться от шлейфов на платье и перешли на стиль ампир от Пуаре, навеянный «Русскими Сезонами».

В 1909 г., когда эдвардианский период уже подходил к концу, возникла странная мода на узкие юбки с перехватом ниже колен, чей приход также причисляют к Полю Пуаре.

Такие узкие юбки сильно стягивали колени женщины, что затрудняло движение. В сочетании с все более популярными широкополыми шляпами [в некоторых случаях их размер доходил до 3 футов], получившими свою популярность благодаря Люсиль – основной конкурентки Пуаре из Америки, начинало казаться, что мода перешла все грани разумного к 1910 г.

Прически и дамские шляпы в эдвардианский период 1900 – 1918 г.г.

Модные журналы того времени стали уделять огромное внимание прическам. Самыми популярными тогда считались кудри, завитые щипцами в стиле «Помпадур», так как это был один из самых быстрых способов укладки волос. В 1911 г. 10-минутная прическа «Помпадур» становится самой популярной!

На таких прическах хорошо держались удивительно большие шляпы, которые затмевали прически, к которым они были приколоты.

К 1910 г. прически в стиле «Помпадур» постепенно сменились на «Низкий Помпадур», которые, в свою очередь, с наступлением Первой Мировой Войны превратились в простые низко уложенные пучки.

Чтобы использовать преимущества данной прически, шляпки стали носить ниже, прямо на пучке, ушли широкие поля и яркие перья предыдущих лет. Нормы военного времени не одобряли подобных вещей.

«Русские Сезоны» 1909 г. – Ветер Перемен

К 1900 г. Париж был мировой столицей моды, а дома моды Worth, Callot Soeurs, Doucet и Paquin входили в список лидирующих имен. Высокая мода или от-кутюр – так называлось предприятие, использующее самые дорогие ткани для продажи их влиятельной элите Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Однако стиль оставался прежним – линии Ампир и стиль Директории – высокая талия и прямые линии, пастельные краски, такие как зеленоватый цвет нильской воды, бледно-розовый и небесно-голубой, напоминающие чайные наряды и вечерние платья элиты общества.

Пришло время перемен. Этому предшествовали следующие события: влияние стиля «Ар Деко», возникшего из модернистского движения; наступление «Русских Сезонов», впервые прошедших в 1906 г. в форме выставки, организованной их основателем Сергеем Дягилевым, феноменальные выступления Русского Императорского Балета 1909 г. с их роскошными костюмами, навеянными востоком и созданные Леоном Бакстом.

Шаровары танцора Нижинского вызвали огромное удивление среди женщин, а мастер оппортунизма Поль Пуаре, рассмотрев их потенциал, создал гаремную юбку, которая на некоторое время стала очень популярной среди молодежи из британского высшего класса. Пуаре, возможно, под влиянием иллюстраций Бакста 1906 г. почувствовал необходимость в создании более выразительных иллюстраций для своих творений, в результате чего он привлек неизвестного тогда иллюстратора Поля Ирибо, работающего в стиле «Ар Нуво», для иллюстрирования своей работы «Платья Поля Пуаре» в 1908 г. Невозможно переоценить то влияние, которое эта работа оказала на возникновение моды и искусства. После этого два этих великих мастера работали вместе в течение двух десятилетий.

Возникновение современной моды – 1912 – 1919 г.г.

К 1912 г. силуэт приобрел более натуральные очертания. Женщины стали носить длинные прямые корсеты в качестве основы для плотно облегающих дневных нарядов.

Как ни странно, короткое возвращение в прошлое в 1914 г. было просто ностальгией: большая часть домов моды, включая дом моды Пуаре, представили временные стильные решения с турнюрами, обручами и подвязками. Однако желание перемен было уже не остановить, и к 1915 г. в разгар бушующей кровавой войны в Европе сестры Калло представляют совершенно новый силуэт – не окольцованную женскую сорочку поверх прямого основания.

Другим интересным нововведением в первые военные годы стало появление блузы, совпадающей по цвету – первый шаг на пути к повседневному стилю, которой было суждено стать главным элементом женского костюма.

Коко Шанель обожала женские сорочки или платья покроя «рубашка» и благодаря своей любви к популярной американской куртке или матросской блузе [блуза свободного покроя, подвязанная поясом] – она адаптировала джемпера, носимые моряками в популярном приморском городке Довиль (где она открыла новый магазин), и создала женский кардиган с выразительными ремнями на каждый день и карманами, который стал предвестником модного образа 1920 г. за 5 лет до того, как это стало нормой.

Как и Шанель, другому дизайнеру Жанне Ланвин, которая в данный период специализировалась на одежде для молодых женщин, также нравилась простота женской сорочки, и она приступила к созданию летних платьев для своих клиенток, которые возвестили уход от ограничивающих движение платьев.

Начало Первой Мировой Войны в 1914 г. не положило конец международным показам парижских коллекций. Но, несмотря на попытки редактора американского журнала «Vogue» Эдны Вулман Чейз организовать благотворительные мероприятия в помощь модной французской индустрии, Париж был вполне оправданно обеспокоен тем, что Америка, будучи конкурентом Парижа, намерена тем или иным способом извлечь выгоду из создавшейся ситуации. Если вам повезло иметь модные французские винтажные периодические издания того времени, такие как «Les Modes» и «La Petit Echo de la Mode», обратите внимание на то, что в них редко можно найти упоминание о войне.

Тем не менее, война шла повсюду, и женские платья, как и в 1940-х г.г., по необходимости, стали более военными.

Одежда стала разумной – куртки строгих линий, даже теплые полушинели и брюки приобрели особые женские очертания, если их носили женщины, которые помогали на войне. В Британии женщины присоединялись к добровольческим медицинским отрядам и состояли в службе медицинских сестер СВ. В США существовал резерв женского вспомогательного состава МП, а также специальные женские батальоны.

Такие военные группы были предназначены для женщин высшего класса, женщины же из рабочего класса в разных странах, особенно в Германии, трудились на военных заводах. В результате такой встряски социальных классов, когда бедные и богатые, мужчины и женщины все вместе, как никогда раньше, выросло такое явление, как эмансипация в женском платье.

1915 – 1919 г.г. – Новый силуэт.

Это было время фигуры в стиле «Ар Нуво»

Теперь акцент в женском белье делался не на придание форм женской фигуре, а на ее поддержку. Традиционный корсет превратился в бюстгальтер, который теперь стал незаменим для более физически активной женщины. Первый современный бюстгальтер появился благодаря Мэри Фелпс Джейкоб, это свое творение она запатентовала в 1914 г.

На смену традиционному лифу пришла мода на завышенную талию, подвязываемую красивым широким поясом-шарфом. Использовались такие ткани, как натуральный шелк, лен, хлопок и шерсть, также стал применяться искусственный шелк – саржа, габардин (шерсть), органза (шелк) и шифон (хлопок, шелк или вискоза). Благодаря молодым дизайнерам, таким как Коко Шанель, в жизнь стали входить такие материалы, как джерси и деним.

В 1910г. появился горизонтальный взгляд на дизайн платьев. В качестве альтернативы использовались вертикальные накидки, такие как популярные куртки-кимоно от Пуаре, которые надевались поверх комплекта из жакета и юбки строгих линий. Подол повседневной одежды находился на уровне немного выше лодыжки; традиционная длина в пол у вечернего платья начала немного приподниматься с 1910 г.

К 1915 г. вместе с появлением юбки-клеш (известной также как военный кринолин), сокращением длины одежды, а, следовательно, и с появлением видимой теперь обуви стал проявляться и новый силуэт. Обувь на шнуровке и с каблуком стала приятным дополнением моделей на зиму – бежевые и белые цвета присоединились к обычно черным и коричневым краскам! С развитием военных действий из коллекций стали исчезать вечерние платья, а также одежда для чая.

Аннет Келлерман – революция в купальниках

Дизайны купальников эдвардианского периода привели к свержению общественных нравов, когда женщины на пляже стали демонстрировать свои ноги, хоть и облаченные в чулки.

Если не принимать во внимание австралийцев, особенно австралийскую плавчиху Аннет Келлерман, которая, в некотором роде, произвела революцию в купальниках, то нужно отметить, что купальные костюмы менялись постепенно с 1900 по 1920 г.г.

Келлерман вызвала настоящий переполох, когда по прибытии в США она появилась на пляже в плотно облегающем тело купальнике, в результате чего она была арестована в Массачусетсе за непристойное обнажение. Суд над ней стал поворотным моментом в истории купального костюма, а также помог избавиться от устаревших норм, в результате которых она была заключена под стражу. Она создала образ для красоток в купальниках от Max Sennett, а также стандарты для сексуальных купальников от Jantzen, которые появились позднее.

Рождение образа платья-чарльстон

Трудно точно определить, когда появился стиль платья девчонки-сорванца с низкой талией, ставший нормой к 1920 г. Здесь притягивает внимание образ матери и дочери, созданный Жанной Ланвин в 1914 г.

Внимательно посмотрите на маленькое прямоугольное платье дочери с заниженной талией, и вы узнаете образ платья-чарльстон, которое будет доминировать лишь несколько лет спустя!

Черный цвет был стандартным цветом во время Первой Мировой Войны, и миниатюрная Коко Шанель решила взять максимум от него и других нейтральных красок, а также от моделей одежды военного времени, а благодаря любви Шанель к простоте и было создано платье-рубашка с поясом на низкой талии, модели которого были продемонстрированы в «Harpers Bazaar» в 1916 г.

Эта ее любовь к более спортивным и повседневным платьям начала быстро распространяться от приморского городка Довиль, где она открыла магазин, в Париж, Лондон и дальше. В издании « Harper’s Bazaar» 1917 г. было замечено, что имя Шанель просто не сходит с уст покупателей.

Звезда Поля Пуаре начала тускнеть с наступлением войны, и когда он вернулся в 1919 г. с многочисленными красивыми моделями в новом силуэте, его имя уже не вызывало такого восхищения. Случайно столкнувшись с Шанель в Париже в 1920 г., он спросил у нее:

«Мадам, по кому вы носите траур?» Шанель носила свои фирменные черные цвета. Она ответила: «По вам, мой дорогой Пуаре!»

Численность, состав, организационная структура партии Эсеров в начале 1900-х годов

Если судить о численности эсеровской партии в период ее подпольного существования довольно сложно, так как состав ее организаций был весьма текучим, не было четких критериев членства, к тому же по конспиративным соображениям члены партии не регистрировались. По нашим подсчетам, основанным на данных полицейских документов, за десятилетие, предшествовавшее первой российской революции, к эсеровскому движению были причастны около 2-2,5 тыс. человек. По социальному составу оно в этот период было преимущественно интеллигентским: доля интеллигенции составляла в нем более 70%, в том числе учащихся - около 30, удельный вес рабочих составлял 26, а крестьян - чуть более 1,5%. Партия была неоднородной в возрастном отношении и по стажу участия ее членов в революционном движении. iB ней явственно наблюдались два слоя: с одной стороны, “старики” - революционные народники 70-80-х годов; с другой - молодежь, вступившая в революционное движение в начале 900-х годов, 1 - Любопытно и следующее. Эсеров отличало от других течений не только мировоззрение, но в какой-то мере даже склад ума, психология. Марксизм, как правило, притягивал натуры рассудочные, уравновешенные, не склонные к бурным проявлениям чувств; а народничество (особенно его экстремистское крыло) объединяло людей более эмоциональных, постоянно испытывавших духовную и нравственную неудовлетворенность.

Известно, что эффективность партии как политической силы в условиях авторитарно-полицейского режима в немалой степени определялась степенью ее организованности. Что же представляли в этом отношении эсеры? Сравнивая свою партию с большевистской, В. М. Чернов отмечал, что они были “как бы двумя крайними полюсами”, что эсеры “грешили” более в сторону “организационного нигилизма и свободы от форм, граничащей с организационной расхлябанностью”. Эта “ахиллесова пята” эсеров довольно отчетливо заявила о себе уже на стадии их формирования в партию. Характерно, что в сообщении о возникновении партии вопрос, о ее организационной структуре вообще не был затронут. Видный деятель партии Е.С. Нечетный), совершивший поездку по России в 1902 г., не нашел никакой организации, похожей на партию, на местах он обнаружил “просто группы работавших людей”. Подобную же картину он наблюдал и в 1903-1904 гг.

Местные организации, комитеты и группы, составлявшие основу партии, формировались по территориальному принципу. В сложившейся организации, как правило, имелись союз пропагандистов” агитаторская сходка и технические группы (типографская и транспортная), занимавшиеся изданием, хранением и распространением литературы. Организации строились сверху вниз, т. е. вначале возникало “ядро” - комитет, а затем его члены создавали низшие подразделения. По мере роста партии вширь, возникновения новых функций, в ее организационной структуре появлялись новые компоненты. В апреле 1902 г. террористическим актом против министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО), к формированию которой Гершуни приступил еще осенью 1901 г. БО являлась самой законспирированной частью партии. В то время, когда во главе ее стоял Гершуни (до его ареста в мае 1903 г.) она была “рассеянной”: каждый из ее членов проживал отдельно, в своем регионе, ожидая, когда от главы организации придет вызов. Компактной, централизованной, с беспрекословной дисциплиной она стала при Азефе, он же полностью обновил и ее состав. Численность БО не была постоянной: при Гершуни в ней было не более 10-15 человек;в 1906 г. в нее входило около 25-30 человек. За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в ее внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903- 1908) являлись организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами ее ЦК.

В целях активизации и расширения партийной работы в деревне в 1902 г. был образован Крестьянский союз партии социалистов-революционеров. В мае 1903 г. было заявлено о создании “Союза народных учителей”, в 1903-1904 гг. при ряде комитетов стали возникать “Рабочие союзы”, которые объединяли членов комитета и примыкавших к нему лиц, занимавшихся революционной работой среди рабочих.

Трудноразрешимой загадкой является вопрос о ЦК партии. Из-за скудности и противоречивости имеющихся сведений практически невозможно точно выяснить, когда и где он возник, каков был его состав. Вероятно, ЦК партии как такового первоначально не было. Центральные функции исполнялись, видимо, наиболее сильной местной организацией - такой была сначала саратовская, а после ее разгрома в конце 1902 г. екатеринославская, одесская и киевская. Заслуживает внимания мнение М. М. Мельникова, видного деятеля эсеровского движения того времени, считавшего, что ЦК “вылупился”, причем “неожиданно”, т. е. без согласования с рядом местных организаций, из упоминавшейся выше Комиссии по сношению с заграницей и состоял, в частности, первоначально из Брешковской, Гершуни и Крафта, исполнявших функции разъездных агентов. После арестов Крафта и Гершуни и переезда за границу Брешковской с весны 1903 г. по апрель 1904 г. весь российский эсеровский ЦК воплощался в Азефе, формально ставшем его членом, очевидно, после возвращения из-за границы летом 1902 г. Начиная с апреля 1904 г. он начал формировать новый ЦК, кооптируя в него, главным образом, эсеров, проживавших легально, и старых известных народников, возвратившихся из ссылки.

Представителем российского центра за границей с момента возникновения партии был М. Р. Гоц. Характеризуя исключительную роль Гоца в партии в предреволюционный период, В. М. Чернов называл его “диктатором”. Михаил Рафаилович Гоц (1866-1906), сын московского купца-миллионера, отбыл каторгу и ссылку за участие в народовольческом движении. Оказавшись в 1900 г. за границей, он стал одним из активнейших организаторов эсеровских сил. Департамент полиции считал его “самым опасным человеком” в партии, имея в виду не только его энергию, организаторские способности, но и то, что он “без счета” давал деньги на революцию, особенно охотно на террор. На его средства первоначально существовали “Вестник русской революции” и “Революционая Россия”. Безграничным доверием Гоца пользовался Е. Ф. Азеф. Б. В. Савинков, вступивший в партию и ее Боевую организацию в 1903 г., отмечал, что в то время, по существу, только два члена ЦК, Гоц и Азеф, “распоряжались всей партией”.

В партии были очень слабыми вертикальные и горизонтальные связи: между местными организациями и центром, между отдельными местными организациями. На первом этапе объединение в эсеровской среде было не столько организационное, сколько идейное, осуществлявшееся газетой “Революционная Россия”.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Мы продолжаем радовать вас новыми рубриками – на этот раз мы хотим осуществить грезы тех, кто мечтал стать экспертом по моде: для них, а также для всех неравнодушных к стилю ретро, заводим рубрику «История моды XX века», в которой будем рассказывать о самых популярных фасонах, цветах, обуви и аксессуарах разных эпох.

1900-е годы: «Золотая эпоха»

Belle Epoque по-французски, The Age of Opulence по-английски – как только не называлась эпоха с 1900 по 1910 год в истории. Это время расцвета нуворишей – «новых богачей», которые неспешно прогуливаются по набережным Биаррица, катаются на лошадях в лондонском Hyde Park, посещают Metropolitan Opera в Нью-Йорке и, конечно, задают моду этого времени. Центром мира моды является Париж – здесь процветают кутюр, роскошные платья шьются неделями и только вручную, богато украшаются перьями, кружевом и вышивкой и демонстрируются на выставках, а затем отправляются в гардеробы своих состоятельных владелиц. Это время сближается с нашей эпохой поиском модных кумиров – модные журналы, только-только появлявшиеся в продаже, пока уступают открыткам с фотографиями популярных актрис, королевских особ и других икон стиля, look’и которых принято было копировать. Одним из таких примеров была Александра Датская – английская королева с 1902 года, тетя Николая II и жена Эдуарда VII.

Женская одежда в 1900-х: фасоны и цвета

В эту эпоху женская одежда все еще переживает влияние моды XIX века, подчиняясь четкому дресс-коду, изменять которому в высшем обществе не принято.

В 1900-е женский наряд подразумевал как минимум три части: это нижняя рубашка из тонкого хлопка, иногда с кружевными оборками, поверх нее узкий корсет на завязках (несмотря на то, что в эту эпоху уже начинают появляться первые публикации в прессе о вреде корсетов, модницы по-прежнему готовы страдать ради тонкой талии), а затем длинное платье . Надеть все это на себя было нелегкой задачей, девушкам помогали служанки, и их сборы перед выходом в свет занимали порой несколько часов.

Можно сказать, что в эту эпоху мода не переживала кардинальных перемен: большинство дизайнеров делали акцент на одни и те же фасоны, стараясь перещеголять друг друга в пышности декора и дороговизне ткани, выбранной для наряда. Платья создавались с силуэтом «песочные часы» с неизменной тонкой талией, подчеркнутой мягким поясом или лентой с бантом. Юбки вечерних платьев имели всегда длинный шлейф, в то время как повседневные платья могли спереди обнажать ноги до щиколотки. Пальто имели синонимичный приталенный силуэт, но чаще всего с объемным верхом в виде рукавов-буф или мехового воротника. Одежда для выхода в свет шилась из дорогого шелка и шифона, теплая зимняя одежда – из шерсти, бархата и натурального меха, повседневные и спортивные платья – из льна и легкого хлопка. Для декора дневных и вечерних платьевдизайнеры в изобилии использовали кружево, оборки, тесьму и вышивку.

Что касается цветовой гаммы, то в 1900-е в моде были пастельные тона – светло-розовый, молочный, бежевый, небесно-голубой и приглушенный бирюзовый (тот самый, в который сегодня окрашивают коробочки Tiffany’s). Верхняя одежда из практических соображений была темного цвета – черного, серого, пурпурного.

Обувь, аксессуары и детали в 1900-х годах

Маленьким модным фетишем эпохи 1900-х были чулки : они имели дневной и вечерний вариант, каждый из которых отличался по цвету и декору. Например, вечерние чулки, как правило, были черного цвета и украшались кружевными вставками в виде вертикальной широкой полоски или «змейки». Самой популярной моделью обуви в это время были туфли на низком каблуке в виде рюмки, который назывался louis, и с декоративной пряжкой, бантом или пуговицами спереди.

Революционным это десятилетие стало лишь для такого легендарного женского аксессуара, как сумка: если в начале 1900-х сумочки из бархата на длинных веревочных ремешках были практически бесполезной вещицей (женщины носили в них только papier poudré – салфетки с пудрой), то уже спустя несколько лет сумки неожиданно стали незаменимым аксессуаром и существенно увеличились в размерах. Но все же они не могли стать популярнее и значимее главного аксессуара эпохи 1900-х – шляпы: широкополая, тяжелая и щедро украшенная страусиными перьями, бисером, цветами из ткани и лентами, она стала практически модным символом этой эпохи.