Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Познавательное развитие во второй младшей группе рекомендации. Конспект нод по познавательному развитию в младшей группе доу

Познавательное развитие (РЭМП).

Конспект итогового занятия

во второй младшей группе.

Подготовила и провела:

воспитатель Сигаева А. А.

г. Кыштым.

Программное содержание:

совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб;

совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, высоте, ширине, обозначать результаты сравнения словами длинный- короткий, высокий- низкий, широкий- узкий;

упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результат сравнения словами большой, маленький;

продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много;

упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди - сзади, слева- справа;

закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

развивать внимание, мышление, память, воображение.

Демонстрационный материал:

геометрические фигуры - квадрат, круг, треугольник, шар, куб; цветы желтого, синего, зеленого, красного цвета; чудесный мешочек; кукла Катя; кубики (большие и маленькие) по количеству детей; длинная и короткая картонные дорожки; большая и маленькая коробки; картонные ручейки (широкий и узкий); мольберт; 3 картонных елки разной высоты; картонный зайчик.

Ход занятия.

Стук в дверь.

В-ль: Ребята, а к нам кто-то в гости пришел. Кто это?

Дети: Кукла Катя!

В-ль: Да, это кукла Катя и она чем-то расстроена. Катя, почему ты плачешь?

Катя: Я играла в кубики: они были большие и маленькие, а когда пошла к вам в гости, то все кубики перепутала и разобрать их не смогу.

В-ль: Катя, а хочешь, мы тебе поможем?

Дети идут к рассыпанным на ковре кубикам. Впереди две дорожки: короткая и длинная. Ребята, перед нами две дорожки. Это какая дорожка? (Длинная). А это какая? (Короткая). А по какой дорожке мы пойдем? Правильно, по длинной.

Там же стоят 2 коробки: большая и маленькая.

В-ль: Давайте поможем Кате собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие- в большую коробку. Ребята, возьмите по одному кубику. Посмотрите на свои кубики и покажите мне большие кубики, а теперь покажите маленькие. Сколько у вас кубиков в руках? (Один) А сколько кубиков в коробках? (Ни одного). А теперь положите кубики в коробки, только будьте внимательными- куда класть большие, а куда маленькие. Сколько стало кубиков в коробках? (Много). Катя довольна!

Катя: Ура! Спасибо вам, ребята! А за это я вам подарю чудесный мешочек с геометрическими фигурами.

В-ль: Спасибо, тебе, Катя! Ребята, давайте покажем Кате, что мы знаем геометрические фигуры. Каждый из вас по очереди достает одну фигуру, показывает нам и называет ее.

Катя: Какие вы молодцы! А еще я хочу показать вам цветочную поляну. Там так красиво!

В-ль ведет детей за собой. Перед ними 2 ручейка: широкий и узкий.

В-ль: Чтобы нам туда попасть нужно перешагнуть через два ручейка. Это какой ручей? (Широкий) А чтобы через него перешагнуть шаг какой должен быть?(Широкий, большой). А это какой ручеек? (Узкий). И шаг какой? (Маленький).

В-ль: Какие красивые цветы! Справа от вас цветы какого цвета? (Красного) Слева от вас какого цвета? (Зеленого). Перед вами цветы какого цвета? (Синие) Сзади вас цветы какие? (Желтые). Ребята, понравилась вам цветочная поляна?

А пока мы с вами играли за нами наблюдал Зайчик. Подходим к мольберту: на нем три елки разной высоты.

В-ль: Зайчик живет под самой высокой елкой. Как узнать, какая елка самая высокая? (Сдвинуть их рядом: приложить). Кто покажет, где живет Зайчик? Давайте посадим его под высокую елку. Молодцы! Помогли Зайчику.

В-ль: Ребята, а чтобы нам оказаться снова в д/с, нужно поиграть в игру «Когда это бывает?» Слушайте меня внимательно. Я начинаю, а вы продолжаете.

Мы приходим в д/с, делаем зарядку, завтракаем… утром. Занимаемся, гуляем, обедаем… днем. Приходим домой, смотрим «Спокойной ночи, малыши!»… вечером. Спим… ночью. Вот мы и вернулись с вами в нашу группу.

Конспекты занятий во второй младшей группе по ФГОС.

Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей второй младшей группы (3-4 лет)
«Подарок для Медведя»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности;

Задачи:

Образовательные: формировать у детей представления о свойствах муки в процессе элементарных опытов, формировать умение раскатывать комочки круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, закреплять умение аккуратно пользоваться соленым тестом;

Развивающие: развивать умение совместно со взрослыми выполнять практические познавательные действия экспериментального характера по выявлению свойств изучаемого объекта;

Воспитательные: воспитывать доброе, отзывчивое отношение к другим, дружеские отношения в коллективе детей в процессе исследовательской деятельности;

Средства обучения: Аудиозапись физминутки «Я пеку, пеку, пеку…» , музыка для лепки, соленое тесто, кукла Маша, подарочная коробка, баночка с мукой, тарелки, стаканы, салфетки по количеству детей, тазик для замешивания теста, поднос, мешок с фруктами и изделиями из теста, корзинка.

Предварительная работа: Беседа о профессии «Повар», просмотр мультфильма «Маша и Медведь», игровая ситуация «День рождения куклы Кати», рассматривание изделий из теста, д /и «Что сделано из теста?»

Ход НОД

I.Организационно-мотивационная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на пришедшую в гости куклу Машу из мультфильма.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Вы узнали ее?

Дети: Маша

Воспитатель:

— А из какого мультфильма она пришла?

Дети: Из мультфильма «Маша и медведь»

Воспитатель:

— Ребята, Маша очень просит ей помочь. Скоро у ее друга медведя День рождения, а она не знает, с чем нужно приходить на праздник и что дарить. Давайте ей поможем, скажем, с чем принято ходить на День рождения.

Дети: С подарками

Воспитатель:

— А что можно дарить имениннику?

Дети: Машинки, куклы, конструкторы

Воспитатель:

— А откуда берутся подарки?

Дети: Их покупают в магазине

Воспитатель:

— А если мы не можем купить подарок?

(подводит к мысли, что можно что-то найти в группе или сделать своими руками)

Предлагает посмотреть, нет ли чего в группе, что можно подарить Медведю. Обращает внимание на подарочную коробку)

II.Основная часть

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, тут какая-то коробка, как вы думаете, что это может быть?

Дети: Высказывают предположения

Воспитатель:

— А давайте посмотрим, что же там находится? (Открывает коробку достает банку с белым веществом)

— Что же это?

Дети: Мука

Воспитатель:

— Правильно мука.

— А какого цвета мука? На что похожа?

Дети: На снег

Воспитатель:

— А как вы думаете, муку можно подарить как подарок?

Дети: Нет

Воспитатель:

— Ребята, а вы хотите поиграть с мукой? (Приглашает пройти детей к столам для экспериментирования)

Экспериментирование.

— Как вы думаете, а мука чем-то пахнет, у нее есть запах? А как можно это проверить?

Дети: Понюхать

(Открывает крышку и дает детям понюхать.)

Воспитатель:

— Имеет ли мука запах?

Дети: Нет, не пахнет

(Начинает сыпать муку детям в тарелки)

Воспитатель:

Что я делаю, что происходит с мукой?

Дети: Сыплется

Значит она – сыпучая (повторяет с детьми это слово)

— Какая мука на ощупь?

Дети: (трогают муку руками) Мягкая

Воспитатель:

— А как вы думаете, на ней можно что-нибудь нарисовать? Попробуйте.

Дети: (пробуют нарисовать на муке)

Воспитатель:

А как вы думаете, а мука лепиться? Из нее можно что-то слепить. Попробуйте.

Дети: (пробуют из нее что-нибудь слепить, но ничего не получается)

Воспитатель:

— А чтобы она лепилась, что нужно сделать?

Дети: Добавить в нее воды

(Предлагает высыпать муку к ней в тазик и налить туда воды из стаканчиков)

Перемешивает ложкой муку.

Воспитатель:

— Что стало с мукой. Какая она стала?

Дети: Липкая

Воспитатель:

— Во что она превратилась?

Дети : В тесто

Воспитатель:

Ребята, а мы тесто сырое можем подарить медведю? Это хороший подарок?

Дети: Нет

Воспитатель:

А что можно сделать из теста?

Дети: Баранки, пряники, печенья

Воспитатель предлагает поиграть в Д/И «Что пекут из теста?»

В мешочке находятся предметы, сделанные из теста и не из теста (баранка, пряник, печенье, конфета, яблоко, морковь и т.п.). Дети по очереди достают предметы, если они из теста – кладут на тарелку, если нет – в корзинку.

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, сколько всего можно испечь из теста. Что-то из этого мы можем подарить Медведю.

(Предлагает вспомнить, что любил в мультфильме Медведь)

Дети: Пряники

Воспитатель:

Поможем Маше испечь пряники?

Дети соглашаются.

Воспитатель:

— Давайте рассмотрим пряник, какой он формы, на что похож?

Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны подготовить свои пальчики.

Физминутка «Я пеку, пеку,пеку…»

(Вместе с детьми переходит к столам для лепки. Садится вместе с детьми и сначала сама демонстрирует способ лепки пряников)

Воспитатель:

— Отщипываем кусочек теста. Кладем на ладошку и начинаем катать круговыми движениями. Получился шар. Не сильно сжимаем этот шар ладошками — получился пряник. Кладем готовый пряничек на тарелочку.

Дети: Под музыку начинают лепить пряники и кладут их на тарелку

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, сколько пряников у вас на тарелочках, давайте их красиво сложим на поднос и попросим Дарью Викторовну отнести наши пряники на кухню. Что там с ними сделают? Где будут печься пряники?

Дети: Испекут в духовке

III. Заключительная часть

Воспитатель:

— Ребята, а что мы сегодня с вами лепили?

Дети: Пряники

Воспитатель:

Для кого?

Дети: Для Медведя

Воспитатель:

А из чего мы сделали наши пряники?

Дети: Из теста

Воспитатель:

А тесто из чего получили?

Дети: Из муки

(Младший воспитатель в группу вносит поднос с готовыми пряниками)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите наши прянички испеклись.

(Рассматривают пряники на подносе)

Воспитатель:

— Ребята, давайте поможем Маше сложить пряники в коробку, и пусть она подарит их своему другу Медведю.

Дети: складывают пряники в подарочную коробку

Воспитатель:

— Ребята, Маша говорит вам спасибо, вы большие молодцы! Ей пора спешить к Медведю, а я ее провожу и помогу донести коробку с подарком.

Номинация: конспекты занятий в детском саду по ФГОС.

Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ №18 «Ягодка» г. Калуги
Месторасположение: г. Калуга

Программное содержание:
1. Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру;
2. Развивать познавательную активность детей;
3. Познакомить детей с особенностями обитания диких животных;
4. Учить отвечать на проблемные вопросы;
5. Учить делать самостоятельно элементарные выводы;
6. Активизировать речь детей за счёт перечисления внешних признаков животных;
7. Воспитывать желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации.

Оборудование:
Игрушка бельчонок, корзинка с угощением, плоскостные (нарисованные) жилища диких животных (логово волка, нора лисы, берлога медведя); белые полоски, которыми закрывается вход в жилище зверей, белка, дерево с дуплом; аудиозапись музыки.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями, рассматривание иллюстраций о жизни животных в лесу, чтение художественных произведений.

Ход НОД:

Организационный момент: пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька – медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.

— Ребята, вы знаете, что сегодня утром, когда я шла в детский сад, со мной вот какая история приключилась. Иду я в детский сад, поднимаюсь на крыльцо, слышу, кто-то плачет. Наклонилась, а в углу сидит – смотрите кто (маленький бельчонок).
— Кто это? Смотрите, какой он маленький, испуганный (дети гладят бельчонка, рассматривают его) . Я спросила, что с ним случилось, и вы знаете, что он мне ответил: он потерялся и теперь не знает, как ему попасть домой. Что же делать? (Высказывания детей) .
— Ребятки, я знала, что вы сможете помочь бельчонку, я сразу так и сказала ему: не плачь бельчонок, наши ребята обязательно тебе помогут. А вы знаете где живёт бельчонок? (Ответы детей) .
— Бельчонок, ты живёшь в лесу, в дупле, на высоком дереве. Чтобы тебе помочь, мы должны попасть в лес. А чтобы оказаться в лесу, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

Раз. Два, три, четыре, пять, попадаем в лес опять.

Звучит музыка.

— Ребята, вот мы и в лесу. Какой здесь свежий воздух, тишина: ни птичьих голосов, ни шуршания листочков. Только снег под ногами хрустит. Зима. Бельчонок, ты помнишь, где в лесу находится твой домик? Нет ребята, не помнит. Посмотрите, вот чьи-то следы. Давайте пойдём по этим следам, может они приведут нас к домику бельчонка.

Дети за воспитателем подходят к норе лисы.

— Смотрите, вот чей-то домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? (Высказывание детей ). Почему вы так думаете?

(Дети обосновывают свои ответы: бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле) .

— Да, ребята, вы правы. Такой домик называется нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей) . Давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся. (Дети дуют) . Кто же в норе живёт? (Ответ детей: лиса.) Посмотрите, лиса, какая? (Высказывания детей ). А как называют детёнышей лисы? Где же живёт лиса? Пока она нас не заметила, давайте тихонько пойдём дальше.

Смотрите, вот ещё чей- то домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? (Высказывания детей ).
Почему вы так думаете? (Дети обосновывают свои ответы: бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).

Да, ребята, вы правы. Такой дом называется логово, он больше, чем нора. Кто же там живёт? (Высказывания детей ). Давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся. (Дети дуют ). Кто же в логове живёт? (Волк ). Посмотрите, какой волк? А как называют детёнышей у волков? Где же живёт волк? Пока он нас не заметил, давайте тихонько пойдём дальше. Старайтесь идти по моему следу, чтобы в глубокий сугроб не провалиться.

Воспитатель и дети подходят к следующему домику.

— Смотрите, какой большой сугроб, это, наверное, тоже домик. Бельчонок, это твой домик? Не знает. Ребята, как вы думаете, это домик бельчонка? Почему вы так думаете? (Бельчонок живёт в дупле, оно на дереве, а этот домик на земле).

Да, ребята, вы правы. Этот большой сугроб очень похож на берлогу, давайте тихонько подуем на вход, чтобы снежок разлетелся и посмотрим, кто же там живёт? (Дети дуют ). Кого вы видите в берлоге? (Медведя ). Что медведь делает? (Спит) . Посмотрите, какой медведь? А как называют детёнышей у медведя? Где спит зимой медведь? Пока он не проснулся, давайте тихонько пойдём дальше.

Воспитатель и дети подходят к дереву.

Ребята, смотрите, какое высокое дерево у нас на пути, да и бельчонок как-то зарадовался. Что он увидел, как вы думаете? Бельчонок, ребята говорят, что наконец-то нашли твой домик. Ребята, скажите бельчонку, как называется его дом. (Дупло) . Где дом находится? А вы никого не замечаете в дупле? Да, это твоя мама, бельчонок.

Воспитатель сажает в дупло бельчонка.

— Смотрите, как обрадовались бельчонок и его мама. Хорошо, что мы им помогли. Ой, белка из дупла нам что-то даёт. (Рассматривают корзину с орешками ). Это она нас угощает и благодарит за помощь, ведь мы помогли её бельчонку попасть домой. Давайте поблагодарим белочку за угощение и попрощаемся с нашими лесными друзьями. А ты, бельчонок, постарайся больше не теряться. Ой, что-то стало холодать, пора нам возвращаться домой. Закройте ваши глазки.

Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова:

Закрываем крепко глазки,
И сейчас же: раз, два, три –
Возвратились все мы в группу.
Оглянись и посмотри!

Вот мы с вами снова в нашей группе. Согрелись?
А где мы с вами были? Кого видели? Где живёт лиса (волк, медведь, белка )? Что делает медведь зимой? Вы, молодцы, помогли бельчонку найти свой домик. А мама белка за это вам прислала угощение из своих запасов – орешки. Угощайтесь.

Познавательное развитие во второй младшей группе на тему «Дерево и его свойства»

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: развитие у детей навыков к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

    Формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (камень, салфетка, деревянный брусок), на примере их взаимодействия с водой; познакомить со свойствами воды (прозрачная, без запаха).

    Развивать мелкую моторику, формировать ручную ловкость.

    Воспитывать стремление у детей помогать героям сказки на основе деятельного сопереживания им.

    Активизировать речь детей глаголами (плавать, тонуть).

Демонстрационный материал: игрушки (лягушка, муравей, жучок, бабочка)

Раздаточный материал: брусок дерева, салфетка, камень, божья коровка, деревянная палочка листик бумаги на каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», разучивание эмоционального приветствия.

Ход НОД.

Воспитатель и дети в хороводе:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы подружим с вами маленькие пальчики

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Ребята, к нам в гости кто-то пришёл. Посмотрите на них, вы их узнали? (обращает внимание на стол)

Правильно, молодцы. К нам пришел лягушонок, муравей, жучок, бабочка. А хотите я вам расскажу сказку про наших гостей? (дети рассаживаются полукругом вокруг стола, на столе лягушонок, муравей, жучок и бабочка.

Однажды пошли гулять лягушонок, муравей, жучок и бабочка. Пришли на речку.

Давайте купаться!- сказал лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, -сказали жучок, муравей и бабочка.

Ква-ха-ха! Ква-ха ха! –засмеялся лягушонок. Куда вы годитесь! И так стал хохотать, что чуть было не захлебнулся. Обиделись муравей, жучок и бабочка, стали думать. Думали, думали и придумали. И решили построить кораблик.

А может быть мы тоже кораблик построим? Чтобы через речку перебраться. Подойдите к столам-перед вам тазик, что в нём? (ответы детей)

Верно, вода. А какого она цвета? (Она без цвета, прозрачная)

Как она пахнет? (Вода не имеет запаха)

Твердая вода или жидкая? (Дети трогают пальчиками воду)

Какую форму принимает вода? (Форму сосуда)

Это будет наша речка. На чем можно переплыть через неё? (варианты детей)

Посмотрите, что лежит на тарелочке? (Бумажная салфетка)

Можно ли на бумаге плавать, как на кораблике?

Давайте попробуем, возьмём салфетку и опустим её в воду. Ребята, как вы думаете, салфетка утонет, если я посажу на кого-нибудь неё? (Дети наблюдают за тем, как салфетка мокнет и идёт ко дну)

Теперь попробуйте вы, возьмите свои салфетки и опустите их в воду. Посмотрите, плывет ли ваш бумажный кораблик? (Салфетка тонет, дети приходят к выводу, что из салфетки построить кораблик нельзя)

Воспитатель обращает внимание на вторую тарелочку, на которой лежат камушки.

Что лежит в этой тарелочки? А давайте попробуем построить кораблик из камня. (Дети берут камушки и опускают их в воду)

Что происходит? Да, камушки тонут. Можно ли построить корабль из камня? (Нет)

Почему? (Он тонет).

А что лежит в третьей тарелочке? (Деревянный брусочек)

Ребята, а можно ли построить кораблик из деревянного брусочка? Давайте опустим деревянный брусочек в воду, что происходит? Правильно, брусочек не тонет, он плавает.

Из чего же можно построить кораблик? Из деревянного брусочка.

Ребята, а давайте вернёмся к нашей сказке. Полетела бабочка, принесла листочек, жучок-дощечку, муравей-палочку. И пошла работа: в дощечку воткнули палочку, надели на палочку листочек-получился кораблик. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли. Лягушонок из воды голову высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл и не догонишь.

Физкультминутка.

Ребята, давайте отдохнём, ложитесь на коврик спиной вниз. Представьте себе, что вы превратились в маленьких жучков.

-«Жук упал и встать не может

Ждёт, ну кто ему поможет».

Дети машут ручками и ножками, а воспитатель помогает им поочерёдно встать

А к нам из сказки пришёл в гости жучок со своими друзьями. Давайте мы с вами тоже построим кораблики и покатаем маленьких жучков.

Из чего мы решили построить кораблик? (Брусок)

Ребята, возьмите брусочек, в отверстие бруска вставьте палочку и оденьте парус.

Молодцы, у вас получились кораблики

Ребята, из чего мы хотели построить кораблик, но у нас не получилось? (Камень, салфетка)

А почему не получилось, что произошло с салфеткой и камнем? (Утонули)

После занятия дети играют с корабликами.














2.2 Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

2.2.1. Содержание психолого-педагогической работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, приобщению их к социокультурным ценностям и ознакомлению с миром природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичное представление об объектах окружающего мира.

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь-одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Сенсорное развитие.

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям названия форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Дидактические игры.

Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить детей с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской /поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Ознакомление с миром природы.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продол­жать знакомить с домашними животными и их детенышами, особеннос­тями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птица­ми (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, го­лубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми­дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за дру­гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре­вается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных ви­дах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос­ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок­раску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово­щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наибо­лее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями ве сенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: ста­ло пригревать солнышко - потеплело - появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:

жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки,

появляются птенцы в гнездах.

Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреп л ять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Приложение № 4

Перспективный план работы по познавательному развитию дошкольников.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы.

Дата

Тема

Цель

Компонент ДОУ

Сентябрь

2 неделя

(О.В.Дыбина Тема 11)

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения.

Сентябрь

3 неделя

«Мой родной город»

(О.В.Дыбина Тема 17)

Учить детей называть родной город; дать элементарные представления о родном городе; подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин; воспитывать любовь к родному городу.

Сентябрь

4 неделя

«Теремок»

(О.В.Дыбина Тема 8)

Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Сентябрь

5 неделя

«Овощи с огорода»

(О.А.Соломенникова 1)

Формировать умение детей различать по внешнему виду и вкусу овощи, называть их (огурец, помидор, морковь, репа); расширять представления о выращивании овощных культур; вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».

Октябрь

1 неделя

«Путешествие в осень»

(О.А.Соломенникова 8)

Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, формировать представления о временах года, об основных признаках осени; уточнить и закрепить названия цветов.

Октябрь

2 неделя

«По грибы, по ягоды...»

Формировать представления о грибах и ягодах учить различать съедобные и несъедобные грибы; формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; формировать интерес к природе; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику; ориентировку в пространстве.

Октябрь

3 неделя

«Транспорт»

(О.В.Дыбина Тема 1)

Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции), продолжать учить безопасному пове­дению на улицах и дорогах; воспитывать культуру пешехода и пассажира, желание заботиться о своей безопасности; познакомить со значе­нием транспорта в жизни че­ловека.

Октябрь

4 неделя

«Разноцветные деревья»

Формировать представления детей о деревьях нашего края, о сезонных изменениях в природе с наступлением осени, учить узнавать разные породы деревьев по их листьям.

Ноябрь

1неделя

«Узнай, какая вода»

(О.В.Дыбина)

Помочь выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Ноябрь

2 неделя

«Ищем воздух»

(О.В.Дыбина)

Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве; познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и помочь обнаружить его; научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Ноябрь

3 неделя

«Путешествие в лес»

Формировать представления о диких животных и их детёнышах ; развивать наблюдательность, внимательность, познавательные интересы; воспитывать любовь к природе, животным, бережное отношение к ним.

Ноябрь

4 неделя

«В гостях у бабушки»

(О.А.Соломенникова 12)

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; учить правильно обращаться с домашними животными; формировать заботливое отношение к домашним животным; воспитывать активность, самостоятельность.

Ноябрь

5 неделя

«Мебель»

(О.В.Дыбина Тема 2)

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д); группировать предметы по признакам.

Декабрь

1 неделя

«Чудесный мешочек»

(О.В.Дыбина Тема 7 и 5)

Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой; побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Декабрь

2 неделя

(О.А.Соломенникова 17)

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы; формировать эстетическое отношение к окружающей природе; обогащать и активизировать словарный запас.

Декабрь

3 неделя

«Подкормка птиц зимой»

(О.А.Соломенникова 15)

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы; показать детям кормушку для птиц; формировать желание подкармливать птиц зимой; расширять представления о зимующих птицах.

Декабрь

4 неделя

«Новогодние загадки»

Формировать представления детей о новогоднем празднике; рассказать об обычае украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к ис­тории; формировать представления детей об образе и облике деда Мороза; воспитывать интерес, любознательность; активизировать воображение.

Январь

2 неделя

«Тихо, тихо снег идёт...»

Формировать представления о временах года, об основных признаках зимы; формировать представления о правилах безопасного поведения зимой; учить видеть красоту русской зимы; формировать представление о зимних развлечениях и забавах; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

Январь

3 неделя

«Наш зайчонок заболел»

(О.В.Дыбина Тема 12)

Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

4 неделя

«Папа, мама, я - семья»

(О.В.Дыбина Тема 3)

Формировать первоначальные представления о семье; воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Февраль

1 неделя

«Смешной рисунок»

(О.В.Дыбина Тема 16)

Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности.

Февраль

2 неделя

«Одежда»

(О.В.Дыбина Тема 4)

Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Февраль

3 неделя

«Золотая мама»

(О.В.Дыбина Тема 9)

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её поверхности.

Февраль

4 неделя

«Наши папы»

Формировать у детей первичные гендерные представления (воспитать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины); формировать умение рассказывать небольшие истории из личного опыта; воспитывать любовь к Родине; воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.

Март

1 неделя

(О.В.Дыбина Тема 18)

Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

2 неделя

«Прогулка по весеннему лесу»

(О.А.Соломенникова 23)

Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды; расширять представления о лесных растениях и животных; формировать элементарные представления о простейших связях в природе; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Март

3 неделя

«Приглашение к обеду»

Формировать представления детей о посуде и её частях; расширять качественный словарь.

Март

4 неделя

«Путешествие в театр»

Формировать представления детей о театре, как виде искусства; формировать представления об особенностях различных театров; рассказать детям о некоторых театрах Саратова; дать представления о правилах поведения в театре; способствовать развитию интереса к театральному искусству как источнику радости и переживаний.

Апрель

1 неделя

(О.А.Соломенникова 20)

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о комнатных растениях, их роли для человека;
формировать представления о строении и условиях жизнедеятельности растений;
развивать память, связную речь, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать эстетический вкус.

Апрель

2 неделя

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.); расширять кругозор; воспитывать нравственность на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток и т. д.)

Апрель

3 неделя

(О.В.Дыбина

Тема 10)

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира; приобщать детей к русской национальной культуре; воспитывать уважение к культуре своего народа; развивать эстетический вкус.

Апрель

4 неделя

«Няня моет посуду»

(О.В.Дыбина

Тема 23)

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду; воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Май

1 неделя

(О.В.Дыбина

Тема 24)

Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

2 неделя

«У меня живёт котёнок»

(О.А.Соломенникова 18)

    Формировать положительно – эмоциональное отношение и умение правильно обращаться с животным; продолжать знакомить детей с домашним животным – котенок, с отличительными особенностями внешнего вида, чем питается, что опасно для котенка; учить детей пользоваться карточками-моделями; развивать желание наблюдать за котенком; учить делиться полученными впечатлениями.

Май

3 неделя

«Приключения в комнате»

(О.В.Дыбина

Тема 14)

Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё); воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

Май

4 неделя

«Экологическая тропа»

(О.А.Соломенникова 25)

Расширять знания детей о растениях; формировать бережное отношение к ним; дать представление о посадке деревьев; формировать трудовые навыки.

Май

5 неделя

«Летняя прогулка»

Формировать представления о временах года, об основных признаках лета; формировать представления о правилах безопасного поведения летом; учить видеть красоту лета; формировать представление о летних развлечениях и забавах; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

Комплексно – тематическое планирование по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, приобщение их к социокультурным ценностям и ознакомление с миром природы.

(Приложение № 4)

п/п

Тема

Количест

во часов

Дата

Отметка

о выполнении

«Хорошо у нас в детском саду» (О.В.Дыбина Тема 11)

Приобщение к социокультурным ценностям

«Мой родной город»

(О.В.Дыбина Тема 17)

«Теремок»

(О.В.Дыбина Тема 8)

Ознакомление с миром природы

«Овощи с огорода»

(О.А.Соломенникова 1)

Ознакомление с миром природы «Путешествие в осень»

(О.А.Соломенникова 8)

«По грибы, по ягоды...»

Приобщение к социокультурным ценностям «Транспорт»

(О.В.Дыбина Тема 1)

Ознакомление с миром природы «Разноцветные деревья»

ПИД

«Узнай, какая вода»

(О.В.Дыбина)

ПИД

«Ищем воздух»

(О.В.Дыбина)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Путешествие в лес»

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«В гостях у бабушки»

(О.А.Соломенникова 12)

Приобщение к социокультурным ценностям «Мебель»

(О.В.Дыбина Тема 2)

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Чудесный мешочек»

(О.В.Дыбина Тема 7 и 5)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«В декабре, в декабре, много снега во дворе»

(О.А.Соломенникова 17)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Подкормка птиц зимой»

(О.А.Соломенникова 15)

Приобщение к социокультурным ценностям «Новогодние загадки»

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Тихо, тихо снег идёт...»

Приобщение к социокультурным ценностям «Наш зайчонок заболел»

(О.В.Дыбина Тема 12)

Приобщение к социокультурным ценностям «Папа, мама, я - семья»

(О.В.Дыбина Тема 3)

1

21

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Смешной рисунок»

(О.В.Дыбина Тема 16)

1

22

Приобщение к социокультурным ценностям «Одежда»

(О.В.Дыбина Тема 4)

1

23

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Золотая мама»

(О.В.Дыбина Тема 9)

1

24

Приобщение к социокультурным ценностям «Наши папы»

1

25

Приобщение к социокультурным ценностям «Вот какая мама, золотая прямо»

(О.В.Дыбина Тема 18)

1

26

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Прогулка по весеннему лесу»

(О.А.Соломенникова 23)

1

27

Приобщение к социокультурным ценностям «Приглашение к обеду»

1

28

Приобщение к социокультурным ценностям «Путешествие в театр»

1

29

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Уход за комнатными растениями»

(О.А.Соломенникова 20)

1

30

Приобщение к социокультурным ценностям «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

1

31

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Найди предметы рукотворного мира»

(О.В.Дыбина

Тема 10)

1

32

Приобщение к социокультурным ценностям

«Няня моет посуду»

(О.В.Дыбина

Тема 23)

1

33

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Что лучше: бумага или ткань?»

(О.В.Дыбина

Тема 24)

1

34

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«У меня живёт котёнок»

(О.А.Соломенникова 18)

1

35

Приобщение к социокультурным ценностям «Приключения в комнате»

(О.В.Дыбина

Тема 14)

1

36

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Экологическая тропа»

(О.А.Соломенникова 25)

1

37

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Летняя прогулка»

1

2.2.2. Содержание психолого – педагогической работы по формированию элементарных математических представлений.

Количество.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи-круглые, эти – все красные, эти – все большие и т.д.).

Учить составлять группы из одинаковых предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?», отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный-короткий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

Р азвивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема

Количество

часов

Дата

Отметка о выполнении

Цвет.

1

01.09.15

Цвет.

1

08.09.15

Цвет.

1

15.09.15

Цвет.

1

22.09.15

Оттенки цветов.

1

29.09.15

Оттенки цветов.

1

06.10.15

Оттенки цветов.

1

13.10.15

Большой и маленький.

1

20.10.15

Большой и маленький.

1

27.10.15

Цвет и форма

1

03.11.15

Один, много.

1

10.11.15

Цвет и форма.

1

17.11.15

Один, много.

1

24.11.15

Столько же, больше, меньше

больше

1

01.12.15

Столько же, больше, меньше.

1

08.12.15

Столько же, больше,

меньше.

1

15.12.15

Столько же, больше,

меньше.

1

22.12.15

Счет до двух.

1

29.12.15

Числа и цифры

1 и 2.

1

12.01.16

Длиннее, короче.

1

19.01.16

Круг

1

26.01.16

Шар

1

02.02.16

Счет до трех.

1

09.02.16

Треугольник.

1

16.02.16

Число и цифра3.

1

01.03.16

На, над, под.

1

15.03.16

Выше, ниже.

1

22.03.16

Слева, справа.

1

29.03.16

Длиннее, короче.

1

05.04.16

Счет до трех.

1

12.04.16

Величина, форма, цвет.

1

19.04.16

Части суток.

1

26.04.16

Один – много.

1

03.05.16

Ориентировка в

пространстве

1

11.05.16

Геометрические

фигуры