Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

«Попрыгунья Стрекоза…. Стрекоза как символ

Интервью Женскому Журналу — 2017

Борис ПАХОЛЬ,аспирант кафедры социальной психологи КНУ им. Т. Шевченко, психолог, бизнес-консультант, телеведущий проекта «Половинки-2015» («Новый канал»), эксперт проекта «Касается каждого» («Интер»)

а в т о р Виктория Шапаренко

Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела… Знаем, знаем, что дальше. Но признаться, регулярно встречаем «стрекоз», которым любая зима нипочем. Осуждаем либо восхищаемся, а то и слегка завидуем: вот бы самой так, легко и не парясь, порхать по жизни и играючи получать все что хочешь. Можно ли этому научиться и стоит ли равняться
на «стрекоз»? Что такое настоящая легкость
и как сбалансировать ее наполненностью? Попробуем разобраться вместе с психологом Борисом Пахолем. ИТАК

Don’t worry, be happy,
или Феномен попрыгуньи — стрекозы

Женщины, будто порхающие по жизни, относящиеся ко всему легко, действительно привлекательны. У меня есть такая знакомая (назовем ее Лена) – красавица, занимающаяся только собой: спа, спорт, шопинг… Причем независимо от жизненных обстоятельств. Так, когда погиб муж, который полностью обеспечивал ее с ребенком, она быстро оправилась, пошла работать, хотя и не привыкла к этому, но заработанное опять же тратила на обновки: «Надо радовать себя хотя бы мелочами». И как-то все опять сложилось: нашла нового мужа, вырастила сына, снова живет в свое удовольствие. Значит, это прекрасно – жить легко, не грузиться какими-то планами и стратегиями?

Психологически здоровый человек по жизни и должен заниматься «только собой». Конечно, мы можем сказать, что заботимся о других, живем ради них, однако нам это по какой-то причине выгодно делать. И речь не о финансовой выгоде: от общения с другими людьми мы получаем психологическое удовлетворение или по крайней мере стремимся к этому. Те же, кто живет ради других в ущерб себе, как правило, психологически неблагополучны. Так что, если девушка занимается собой, своим здоровьем и красотой, выстраивает взаимовыгодные отношения с другими людьми, это нормально.На мой взгляд, данная история – про ответственную, психологически адек- ватную девушку с ярко выраженным рыночным психотипом. Такие говорят: «В любой трудной ситуации качай попу!» – и рассматривают себя и свое тело как товар, который, если правильно его продать, обеспечит будущее. Когда девушка не ленится, то покупатель находится – обычно это мужчина того же психотипа. Поскольку Лена пошла на работу и смогла в кризисный период обеспечить свои нужды, считаю, что она психологически достаточно взрослая, без признаков инфантилизма. У нее как раз есть своя стратегия – вкладывать в себя, и она работает.

Другое дело, что в такой ситуации трудно диа- гностировать, будет ли Лена счастлива в дальнейшем с мужем, очевидно, выбранным прагматично, по кошельку. Ведь между партнерами рыночного типа настоящего доверия нет: оба понимают, что эти отношения недолговечны, так что надо пользоваться моментом.Начинается бесконечная игра в перетягивание каната: у девушки – попытки выбить побольше материальных ресурсов из мужчины, у мужчины – заставить девушку демпинговать, снизить требования, но при этом он должен обеспечить присутствие красавицы рядом с собой, ведь это дает ощущение некоего социального статуса. Поэтому, чтобы удержаться рядом с таким мужчиной, женщине нужно постоянно поддерживать сексапильность, быть самой дорогой на рынке, по- стоянно прицениваясь: на что клюют другие, а не подешевела ли она? Как в том советском фильме про Золушку, где сестры спорили, кто сколько знаков внимания получил, причем не важно от кого. Для женщины в данном случае ценны не отношения, а ощущение собственной стоимости, ведь это, как ей кажется, обеспечивает безбедное существование. А значит, появляется невроз страха за завтрашний день – глубинная проблема, которая характерна для всех представителей этого типа. У Лены он тоже есть, просто она с ним справляется, компенсирует его. Со следующим этапом кризиса она может столкнуться ближе к 35 годам, когда качай не качай попу, а ресурс молодости потихоньку истощается и на рынке надо продавать уже что-то другое – например, профессиональные и интеллектуальные навыки.

Вообще, каждый психотип как система социально одобряемых неврозов таит в себе потенциальные духовные кризисы, прохождение которых и есть путь психологического развития человека в аспекте межличностных отношений. Проходя их гармонично, человек становится более искренним, свободным, счастливым, а застревая в каком-то – наоборот, обрекает себя и близких на постоянное напряжение и страдания, растущие с каждым годом. Такое случается, если в нужный момент человек не принял решения – не начал работать над собой, вкладывать во что-то, кроме внешней привлекательности.Лена пока что гармонично прошла кризисы, у нее есть внутренний стержень. И поэтому ее нельзя назвать настоящей попрыгуньей-стрекозой (рыночным инфантом), которая совершенно не задумывается о будущем, легко и беззаботно тратит деньги – понятно, не свои. Такой попрыгунье рано или поздно «зима» со всеми вытекающими последствиями таки грозит.

«Попрыгунья-стрекоза» – дар божий или этому можно научиться? Ведь не у всех так выходит, даже если и хочется быть легче. В чем секрет?

Не у всех так выходит, потому что не было приложено достаточно усилий. «У меня не вышло» – это снятие с себя ответственности: «Я не упал – меня уронили». Если человек старается, не полу- читься не может, если нет – плохо старался.

Сильно стараться для того, чтобы стать легче? Похоже, в самой фор- мулировке есть некий парадокс.

Жить легче – это не значит, что ты просто гуляешь-отдыхаешь, за тебя платят, и все отлично. Легкость – это критерий качественных взаимоотношений с другими людьми и с самим собой. Речь идет о навыке, умении гармонично коммуницировать с окружающими. И если человек это умеет, то он этому когда-то учился, это не дается от природы.Любое саморазвитие – это наработка новых поведенческих форм, и тут всегда приходится напрягаться. Кому-то легче учиться из-за природных данных, кому-то – сложнее. Но научиться может каж- дый. Очень важно окружение, эмоционально значимые люди – как родители, так и те, кто нас в детстве восхищал, кто нам нравился, с кого мы копировали формы поведения. Это, на мой взгляд, играет решающую роль в том, раскроет человек потенциал, данный природой, или нет.

Правда ли, что таким женщинам мужчины отда- ют предпочтение чаще? Не есть ли это желанием подыграть им, предложить образ, отвлекающий от жизненных тревог? Может, это запрос времени? Как известно, в послевоенные или кризисные периоды даже мода меняется – предлагает женственные наряды и шпильки… Как правило, выбор партнера осуществляется в согласии с психотипическим сходством – на каждую девушку найдется свой ценитель. Если говорить именно о рыночном типаже, то муж- чинам нравятся «ухоженные» – тогда они чувствуют, что приобретают качественный товар, и получают временную удовлетворенность: «приобретением» можно похвастаться перед другими мужчинами, повысить свой статус в группе, где распространен рыночный тип отношений. Для других же культур или обществ могут быть ценными иные вещи: материнские качества, сексуальность, интеллект и т.д.Успешно проходя этапы своего развития, «стрекоза» превращается в личность с интерес- ным бэкграундом, с навыками сложного общения и становится незаменимой для своего мужчины. Ее невыгодно терять: он много в нее вложил, она знает все – начиная от его «черной» бухгалтерии и заканчивая привычками и слабостями. Она умеет искусно манипулировать, и даже если мотивы со временем поменяются, навыки останутся. Например, она научилась сглаживать конфликтные ситуации между партнерами – для того, чтобы мужчина от нее не ушел, но потом может применить этот полезный навык, работая помощником руково- дителя. Или же на ней записана значимая часть имущества, или она вовлечена в «схемы»… Коней на переправе не меняют.

Можно ли поставить знак равенства между легкостью и инфантильностью или это разные психологические категории?

Легкость – это позитивное качество психологически благополучного человека, навык установления и поддержания позитивных контактов с другими людьми. А инфантильность – признак негармоничной личности, психика которой зафиксировалась в определенном возрастном периоде, причем разница между биологическим и психологическим возрастом со временем становится все более заметной. И те, кто считает инфантильные проявления чем-то возвышенным, оказывают себе медвежью услугу, осознание которой наступает достаточно поздно и зачастую заканчивается плохо: алко- или наркозависимостью, игроманией, зависимостью от шопинга и косметических процедур и т.д. Так что это совсем не идентичные понятия.

Интересно, что в словах «легкость» и «легкомысленность» корень один, но смысловое наполнение совершенно разное. А еще есть «легкое поведение» с вполне определенным негативным посылом. Получается, в нашей культуре отношение к легкости очень неоднозначное? Выходит, что так, хотя это уже психосемантика, и тут все сложно. Конечно, мы можем искусственно наполнить эти категории иным смыслом, но вообще язык отражает ментальность, а значит, и поведение.

Какие ловушки у такой жизненной позиции? «Она идет по жизни смеясь…» И все как будто хорошо, но почему же она «плачет ночами»? Похоже, Мака- ревич пел именно об этом.
Это другой типаж, психотип сильной женщины – сердечной и сексуальной, которая ждет свое счастье. Это женщина-праздник, добрая, открытая, легкая, общительная, которая вносит в жизнь мужчины заботу, как мамочка, всегда готова пригреть и утешить. Да, для счастья все есть, но оно не приходит, потому что таких девочек, как Ассоль, наверное, в «деревне» много, и нужно чем-то выделяться. А она по сути ничего не делает, просто сильно верит и ждет, но, увы, мужчина-инфант быстро переключается на других женщин, не менее ярких и празднично-беззаботных. Это инфантильная позиция обоих партнеров. Что бы произошло с Ассоль, если бы Грей так и не приехал? Как раз «сильная женщина плачет у окна».

Значит, это тоже легкий образ, их немало: «стре- коза», Ассоль…
Да, причем каждый психотип диктует свое наполнение категории «легкость», и отношение к представителям других типажей отличается. Девушка из песни Макаревича, скорее всего, будет завидовать «стрекозе», у которой все склады- вается легко. А у девушки рыночного типа будет конкуренция: «Я стою дороже, чем эти дешевки!»Но все это псевдолегкость, потому что девуш- ка из песни Макаревича (она же Ассоль) только внешне легкая для всех, делает вид, что это так, и тратит кучу энергии для поддержания такого образа, а сама плачет ночами. «Стрекоза» тоже ведет беззаботную жизнь только на первый взгляд. Если же копнуть глубоко, окажется, что проблем и неврозов у нее не меньше, поэтому завидовать не надо.

Кстати, Остап Бендер – тоже псевдолегкий тип, только в мужской интерпретации. Это воспевание романтики обмана, кидка, без формального нарушения уголовного кодекса. Все мы помним о том, чем это закончилось.

Можно ли избежать всех этих подводных камней, гармонично совместить легкость и наполненность? Что для этого нужно? Образование и саморазвитие – тот стержень, который обеспечивает человеку возможность сохранять психологическую целостность на каждом этапе жизни. Образование помогает узнать, в какие ситуации попадали другие, учиться на чужих ошибках, предугадывать кризисы, саморазвитие – отрабатывать необходимые навыки, чтобы пройти их гармонично. Одно без другого, кстати, не работает: если человек занимается только образованием – получает- ся такой себе ботан, заучка, только саморазвитием – самородок, гуру из Бобруйска. Так что все просто, и в рамках любого психотипа можно развиваться, становясь все более свободным, успешным, целостным.

1) ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА-СТРЕКОЗА
Стрекоза – символ лёгкости, грациозности, легкомыслия, скорости. Иногда, как и бабочка, она олицетворяет бессмертие, возрождение, что применительно и к нашим чувствам – их способности восстанавливаться.

Стрекоза как бы находится в двух мирах. Ее переливающиеся крылья навевают воспоминания о магических временах и помогают осознать, что в этом мире существует только видимая реальность. Глядя на стрекозу, думается о том, что наша жизнь так же быстротечна, что не следует превращать ее в унылую действительность. Если захотите что-либо изменить в своей семейной и сексуальной жизни, то обратитесь к энергии стрекозы, ведь по фэн-шуй символ Стрекозы используют, если хотят пожелать легкости и новизны в партнерских отношениях.

Современная женщина, обремененная многими проблемами, зачастую не может себе позволить стрекозиной легкости. Хочется надеяться, что этот символ каким-то колдовским образом способен подарить ей энергию полёта, беззаботности и радости!
ИСТОЧНИК -
****************************************************
2) Стрекоза как символ. Что может означать подарок? Все началось с того, что я решила подарить подруге на день рождения какой-нибудь «говорящий» подарок. «Чего ей не хватает?» – задумалась я. Она, привыкшая все взвешивать и анализировать, напрочь лишилась легкости. Загруженность на работе лишила ее радости жизни. Зайдя в ювелирный магазин, я приступила к выбору кулона. Божья коровка? Нет! Бабочка? Нет? Стрекоза? Да... Тогда я не знала, что обозначает этот символ, но как-то интуитивно сделала выбор. Этому нежному большеглазому насекомому, именуемому стрекозой, посвящено немало стихов. Например, поэтесса Ирина Букреева написала хокку: В глаза стрекозе взглянуть. Увидеть, как небо полощет в озере облака... А с легкой руки классика-баснописца Ивана Крылова, который в басне «Стрекоза и Муравей» показал нашу героиню легкомысленной, пошли ассоциации с несерьезностью и нестабильностью: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Вообще, стрекоза – одно из древнейших насекомых, ее останки найдены в отложениях каменного угля времён юрского периода. Эти изящные насекомые не только выжили, но и распространились по всем частям света. Особым уважением стрекозы пользуются у японцев, они считаются символом воинственной отваги. Их приносили в жертву богам, прося победы. Островом Стрекоз, согласно легенде, был назван остров Хонсю. А стрекоза томбо, символизирующая в Японии храбрость, приносит счастье и удачу. Но что парадоксально, японцы считают стрекозу также символом безответственности и ненадежности. Ей посвящены множество хокку. В Китае стрекоза ассоциируется с наступлением лета, нестабильностью и слабостью. Эти насекомые – самые чуткие индикаторы окончания сезона дождей, грядущую смену погоды можно прочитать по их поведению. Миниатюрист Чен Фонг Шин на крыльях стрекозы не только рисовал, но и писал стихи. В Малайзии стрекоза является символом призрачности, у американских индейцев – вихря, быстроты, активности. На Западе она часто ассоциировалась с ведьмами (На английском языке слово стрекоза звучит как «dragonfly», дословно – «драконовая муха»). Славянские народы относились к стрекозам со страхом и предубеждением, считали ее ездовым животным черта. Вообще, насекомые – традиционный символ краткого человеческого существования на земле, а стрекозы и бабочки – символ спасения души.
Сегодня стрекоза – символ лёгкости, грациозности, легкомыслия, скорости. Иногда, как и бабочка, она олицетворяет бессмертие, возрождение, что применительно и к нашим чувствам – их способности восстанавливаться.
И напоследок – мое стихотворение: Любить хочу на износ. За все. Ни за что. Бесплатно. Судьба на крыльях стрекоз, На солнечном блюдце пятна...

Источник:
© Shkolazhizni.ru
*****************************************************
3) Интернет-магазин Лилит продолжает знакомить с наиболее распространенными символами. Что символизирует стрекоза? У разных народов мира стрекоза имеет совершенно разное значение.

Позже, во времена декаданса стрекоза становится символом роковой женщины - красивой, легкой, но расчетливой и хищной. Сочетание легкости, стремительности и хищной природы вдохновляло художников, поэтов, ювелиров - они создали множество прекрасных произведений искусств, отождествляя стрекозу с женственностью и неразгаданной женской природой.

В средние века в Европе стрекоза была зловещим символом. Ее называли "чертова игла" и считали, что укус стрекозы ядовит. Стрекоза была одним из символом ведьм. Также стрекоза считалась символом фей. Согласно древним кельтским легендам, иногда малый народ превращался в стрекоз, чтобы носиться над чистыми ручьями и глубокими омутами и заманивать незадачливых ловцов в опасные ловушки. На некоторых картинах феи изображаются с крылышками стрекозы.


В Фен Шуй стрекоза - символ ветра, существо стихии воздуха, бессмертия, возрождения. Ее изображение используют, когда нужно оживить отношения, ставшие рутиной.
ИСТОЧНИК -
**********************************************
4) Студия детской фотографии «Стрекоза».
Помнишь пословицу «Как корабль назовешь…», в ней есть смысл!
Ребёнок рождается, и ему дают имя. Книга пишется, и её называют. Студия детской фотографии создаётся, и вместе с тем получает название «Стрекоза».
Почему именно «Стрекоза»? Стоит спросить у создательницы студии, Юлии Елисеевой.
Стрекоза – потому что летнее настроение, активность и быстрота. Потому что время мечтать и воплощать. Потому что вихрь эмоций и изящество.
А что говорят в мире о Стрекозе, что она символизирует?
В древние времена стрекоза считалась символом фей. Древние кельтские легенды гласят, что иногда малый народ превращался в стрекоз, чтобы носиться над чистыми ручьями и глубокими омутами и заманивать незадачливых ловцов в опасные ловушки. На некоторых картинах феи изображаются с крылышками стрекозы.

Во времена декаданса стрекоза становится символом роковой женщины - красивой, легкой и хищной. Сочетание легкости, стремительности и хищной природы вдохновляло художников, поэтов, ювелиров - они создали множество прекрасных произведений искусств, отождествляя стрекозу с женственностью и неразгаданной женской природой.
У североамериканских индейцев стрекоза - символ возрождения. А в Японии стрекоза (томбо) - мужской символ. Стрекоза там считается талисманом мужества и является национальным символом Японии. Вот так-то))
По латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum - рожденная ароматом вселенной. В античном искусстве стрекоза изображалась как символ идиллического спокойствия и красоты.
Потому, с таким именем нам ничего не страшно;))))
Всем отличного настроения и плодотворного дня;)))
ИСТОЧНИК -
**********************************************************
5)Недавно наткнулась на красивый фетиш с изображением стрекозы и заинтересовалась символикой. Никогда бы не подумала, что стрекоза - такой мощный и разноплановый символ!! А главное - однозначно поняла, к чему меня к этому символу потянуло именно сейчас...
Стрекоза – одно из древнейших насекомых, ее останки найдены в отложениях каменного угля времён юрского периода. Эти изящные насекомые не только выжили, но и распространились по всем частям света.

Особым уважением стрекозы пользуются у японцев, они считаются символом воинственной отваги. Их приносили в жертву богам, прося победы. Островом Стрекоз, согласно легенде, был назван остров Хонсю. А стрекоза томбо, символизирующая в Японии храбрость, приносит счастье и удачу. Но что парадоксально, японцы считают стрекозу также символом безответственности и ненадежности.

У европейцев стрекоза - символ легкости, изящества, наступления лета, а также легкомысленности и эгоизма. Символ женщины легкой и прекрасной, которая любит веселиться и не задумывается о будущем. Именно этот символ использован в басне Крылова Стрекоза и Муравей.

В Японии стрекоза (томбо) - мужской символ. Стрекоза почитается как символ мужества и считается национальным символом Японии. Остров Хонсю называют иногда Островом Стрекоз. Красных японских стрекоз приносили в жертву богам, прося мужества и победы в бою.

У североамериканских индейцев стрекоза - символ возрождения, восстановления после тяжких испытаний. Такое значение символа стрекозы бытует в Соединенных Штатах.

Взято отсюда -
***************************************************
6) Словарь символов
Стрекоза
Может разделять символизм бабочки, олицетворяющей бессмертие и регенерацию. У американских индейцев олицетворяет вихрь, быстроту и активность. У китайцев - лето, нестабильность, слабость. У японцев национальная эмблема - Остров Стрекозы, но также и символ безответственности, ненадежности.
ИСТОЧНИК -
********************************************************
7) ЗНАЧЕНИЕ ТАТУИРОВКИ-СТРЕКОЗА
Изображения насекомых на теле человека всегда приковывают к себе внимание окружающих. Одни восхищается красотой выполненной работы, а другие наделяют татуировку определённой символикой. Причём, в разных странах отношение к одному и тому же рисунку может быть абсолютно противоположным. Яркий пример тому, татуировка бабочки. Для жителей Китая – это символ бессмертия и изобилия, а вот на территории СНГ к бабочкам на теле относятся, мягко сказать, негативно. Значение татуировки стрекозы летящая стрекоза Так же двояко воспринимают и татуировку в виде стрекозы. У европейцев – она считается зловещим символом. В старом мире насекомое прозвали «чертовой штопальной иглой» и опасались, как ведьм. Славяне стрекоз тоже не жаловали и даже побаивались. А вот в культурах Востока стрекозу считают символом радости, счастья и силы. В Японии даже один из островов назвали Островом Стрекоз. Для американцев татуировка стрекозы на теле – это знак возрождения после преодоления тяжёлых испытаний. Такой символикой её наделили ещё племена американских индейцев. Часто стрекоз связывают с бурным ростом и возмужанием. Поэтому не стоит воспринимать татуировки со стрекозоми как типично «женские татуировки». Сегодня татуировки стрекозы достаточно популярны и воспринимаются как символ лёгкости, легкомыслия и изменений. Эта татуировка для людей, которые хотят подчеркнуть в себе сочетание внешней хрупкости и внутренней силы. татуировка стрекозы на спине Для нанесения такого рисунка на тела используют почти все цвета радуги. Наносится такая татуировка в основном в стиле реализм или в стиле трайбл, хотя используют и упрощенный вариант, без прорисовки мелких деталей. Рисунок стрекозы вплетают и в различные стилизованные композиции. Причём на некоторых работах – это не одно насекомое, а целый рой.

Вадим Гаврилов, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им. С.Н.Скадовского биологического факультета МГУ Стрекозы — одни из самых древних насекомых: их предки появились на нашей планете около 350 млн лет назад, и за многомиллионолетнюю историю стрекозы практически не изменились. Но, даже не приобретя значительных усовершенствований в ходе эволюции, стрекоза представляет собой удивительное насекомое, практически идеального хищника. Считается, что именно стрекозы стали первыми животными, освоившими воздушное пространство.

Стройное вытянутое тело, широкая грудь, грызущий ротовой аппарат, большие крылья и хорошо развитое зрение многое говорят о стрекозе и ее образе жизни. Стрекоза является хищником, причем очень быстрым и ловким. Маленьких насекомых она ловит зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных — лапками.
Плосконожка (Platycnemis pennipes ) с жертвой Жертвами стрекозы чаще всего становятся насекомые, например мухи, комары и другие летающие насекомые, вплоть до стрекоз меньшего размера.

У стрекоз длинные ноги, направленные вперед; передние короче задних, что облегчает захват и удержание добычи.

Стройное тело стрекозы выполняет функцию балансира. У самцов на конце брюшка имеются своеобразные щипцы, которые помогают удерживать самку за шею во время спаривания.
Плосконожка (Platycnemis pennipes) Стрекозы — прекрасные летуны. Они то замирают в воздухе, то резко взмывают вверх. В броске они способны развивать скорость до 100 км/ч. Стрекозы могут летать без отдыха в течение нескольких часов. Скорость и продолжительность полета обеспечивают четыре крыла, причем каждая пара действует самостоятельно, но при этом удивительно слаженно. Стрекозы без труда могут совершать многокилометровые перелеты. Во время полета они производят крыльями 100−150 взмахов в секунду. С наступлением вечера стрекоза усаживается на какое-нибудь растение и отдыхает до следующего утра.
Желтоногий дедка (Gomphus flavipes ) При взгляде на стрекозу первое, что привлекает внимание, — глаза. Как и у многих насекомых, глаза у стрекоз фасеточные. Каждый состоит из 30 тыс. отдельных фасеток. Каждая фасетка работает сама по себе и изолирована от остальных пигментными клетками, причем только нижние способны различать цвета, а верхние — исключительно форму. С помощью верхних фасеток стрекоза различает лишь черные и белые тона, поэтому, заметив насекомое перед собой, старается не потерять его на светлом фоне неба. Но когда стрекоза поднимается над жертвой, готовясь к нападению, ей нужно хорошо видеть насекомое на фоне земли. И тут нужны нижние фасетки, с помощью которых она различает цвета.
Красотка блестящая (Calopteryx splendens ) Благодаря таким необычным свойствам глаз и их строению стрекозы видят значительно лучше многих других насекомых. Они замечают добычу на расстоянии нескольких метров. Их глаза одновременно видят всё, что происходит впереди, сзади и по бокам. Насекомые видят тени и чувствуют любое движение вокруг себя, в том числе и движение человека. Хотя сидят стрекозы неподвижно, их голова постоянно в движении — своими огромными фасеточными глазами эти хищники постоянно высматривают мух, комаров, слепней и другую добычу.
Стрекоза кроваво-красная (Sympetrum sanguineum ) Разные виды стрекоз отличаются друг от друга мелкими структурными особенностями, размерами и окраской, причем у некоторых окрашены даже крылья. В окраске у стрекоз преобладают зеленые, синие, желтые, коричневые оттенки. Крылья бывают с пятнами различных цветов. Обычно самки бледнее самцов.
Стрекоза желтая (Sympetrum flaveolum ) В Московской области отмечено около 60, а в мире — свыше 4500 видов стрекоз. В Подмосковье первые стрекозы появляются в конце мая. Как правило, это мелкие виды (стрелки), а крупные— настоящие стрекозы — начинают летать летом.

Стрекозы спариваются на лету. Вторичный копулятивный аппарат самцов высоко специализирован и не имеет аналогов среди насекомых — он находится в самом основании брюшка, куда семенная жидкость переносится из обычного полового отверстия на вершине (конце) брюшка. Спаривание стрекоз очень сложный процесс. После исполнения ритуала ухаживания самца за самкой стрекозы сцепляются в так называемую копуляционную пару, в которой самец удерживает возле себя самку при помощи ног, а затем при помощи специально приспособленных клещеобразных анальных придатков брюшка.
Плосконожка (Platycnemis pennipes ). Спаривание Самцы некоторых видов стрекоз удерживают самку за голову, у других видов — за переднегрудь, всё это происходит в полете, причем самец летит впереди. Самка изгибает брюшко вперед, к совокупительному аппарату самца, образуя «брачное кольцо». Стрекозы-стрелки подолгу летают вместе, причем самка периодически присаживается, а самец занимает перпендикулярное к ней положение и держит равновесие при помощи крыльев. Иногда присаживается самец, а самка висит, уцепившись за его брюшко. Спаривание, в зависимости от вида стрекоз, может длиться от нескольких секунд до нескольких часов.
Стрекоза желтая (Sympetrum flaveolum ). Спаривание Стрекозы откладывают яйца в воду или ткани водных растений, реже в мокрую почву. Некоторые самки откладывают яйца, по-прежнему находясь в сцепке с самцом, у других стрекоз самец летает в это время над самкой, в третьем случае самец просто улетает по своим делам, а самка откладывает яйца самостоятельно.

Превращение у стрекоз неполное. Неполовозрелые бескрылые нимфы стрекоз называются наядами и развиваются в воде. Нимфы стрекоз тоже хищники, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб; в свою очередь, служат пищей для рыб. По окончании развития нимфы выползают на околоводные растения или на почву вблизи водоема, где и проходит последняя линька, в результате которой на свет появляется взрослая крылатая стрекоза.

Выражаем призна тельность Олегу Костерину и Алексею Куприянову за помощь в подготов ке статьи .

Все началось с того, что я решила подарить подруге на день рождения какой-нибудь «говорящий» подарок. «Чего ей не хватает?» – задумалась я.

Она, привыкшая все взвешивать и анализировать, напрочь лишилась легкости. Загруженность на работе лишила ее радости жизни. Зайдя в ювелирный магазин, я приступила к выбору кулона. Божья коровка? Нет! Бабочка? Нет? Стрекоза? Да... Тогда я не знала, что обозначает этот символ, но как-то интуитивно сделала выбор.

Этому нежному большеглазому насекомому, именуемому стрекозой, посвящено немало стихов. Например, поэтесса Ирина Букреева написала хокку:

В глаза стрекозе взглянуть.
Увидеть, как небо
полощет в озере облака...

А с легкой руки классика-баснописца Ивана Крылова, который в басне «Стрекоза и Муравей» показал нашу героиню легкомысленной, пошли ассоциации с несерьезностью и нестабильностью:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Вообще, стрекоза – одно из древнейших насекомых, ее останки найдены в отложениях каменного угля времён юрского периода. Эти изящные насекомые не только выжили, но и распространились по всем частям света.

Особым уважением стрекозы пользуются у японцев, они считаются символом воинственной отваги. Их приносили в жертву богам, прося победы. Островом Стрекоз, согласно легенде, был назван остров Хонсю. А стрекоза томбо, символизирующая в Японии храбрость, приносит счастье и удачу. Но что парадоксально, японцы считают стрекозу также символом безответственности и ненадежности. Ей посвящены множество хокку.

В Китае стрекоза ассоциируется с наступлением лета, нестабильностью и слабостью. Эти насекомые – самые чуткие индикаторы окончания сезона дождей, грядущую смену погоды можно прочитать по их поведению. Миниатюрист Чен Фонг Шин на крыльях стрекозы не только рисовал, но и писал стихи.

В Малайзии стрекоза является символом призрачности, у американских индейцев – вихря, быстроты, активности. На Западе она часто ассоциировалась с ведьмами (На английском языке слово стрекоза звучит как «dragonfly», дословно – «драконовая муха»). Славянские народы относились к стрекозам со страхом и предубеждением, считали ее ездовым животным черта.

Вообще, насекомые – традиционный символ краткого человеческого существования на земле, а стрекозы и бабочки – символ спасения души. Сегодня стрекоза – символ лёгкости, грациозности, легкомыслия, скорости. Иногда, как и бабочка, она олицетворяет бессмертие, возрождение, что применительно и к нашим чувствам – их способности восстанавливаться.

Стрекоза как бы находится в двух мирах. Ее переливающиеся крылья навевают воспоминания о магических временах и помогают осознать, что в этом мире существует только видимая реальность. Глядя на стрекозу, думается о том, что наша жизнь так же быстротечна, что не следует превращать ее в унылую действительность. Если захотите что-либо изменить в своей семейной и сексуальной жизни, то обратитесь к энергии стрекозы, ведь по фэн-шуй символ Стрекозы используют, если хотят пожелать легкости и новизны в партнерских отношениях.

Современная женщина, обремененная многими проблемами, зачастую не может себе позволить стрекозиной легкости. Хочется надеяться, что этот символ каким-то колдовским образом способен подарить ей энергию полёта, беззаботности и радости! И напоследок – мое стихотворение:

Любить хочу на износ.
За все.
Ни за что.
Бесплатно.
Судьба на крыльях стрекоз,
На солнечном блюдце пятна...

Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги и в двадцати пяти верстах от большого торгового села Тумы. «Тума железная, а люди в ней каменные», – так местные жители сами про себя говорили. Жили мы в старом, заброшенном имении, где в 1812 году был построен пленными французами огромный деревянный дом с колоннами и ими же был разбит громадный липовый парк в подражание Версалю.

Представьте себе наше комическое положение: в нашем распоряжении двадцать три комнаты, но из них отапливается только одна, да и то так плохо, что в ней к утру замерзает вода и створки дверей покрываются инеем. Почта приходит то раз в неделю, то раз в два месяца, и привозит ее случайный мужичонка за пазухой своего зипуна, мокрого от снега, с размазанными адресами и со следами любознательности почтового чиновника. Вокруг нас столетний бор, где водятся медведи и откуда среди бела дня голодные волки забегают в окрестные села таскать зазевавшихся собачонок. Местное население говорит не понятным для нас певучим, цокающим и гокающим языком и смотрит на нас исподлобья, пристально, угрюмо и бесцеремонно. Оно убеждено твердо, что лес принадлежит богу и мужику, а управляющий имением немец-менонит из Сарепты, опустившийся и разленившийся от бездействия, только и знает, что ходит каждый день в лес отнимать топоры у мужиков-лесокрадов. К нашим услугам прекрасная французская библиотека XVIII столетия, но весь ее чудесный эльзевир обглодан мышами. А старинная портретная галерея в двухсветной зале, погибшая от сырости, плесени и дыма, скоробилась, почернела и потрескалась.

Представьте себе соседнюю деревню, всю занесенную снегом, представьте себе еще неизбежного в русской деревне дурачка Сережу, который ходит зимой почти голым, попа, который под праздник не играет в преферанс и пишет доносы, деревенского старосту – глупого, хитрого человека, дипломата и попрошайку, говорящего на ужасном «столичном» языке. Если вы все это себе представите, то вы, конечно, поймете, что мы дошли до скуки, до одурения. Нас уже больше не увлекали ни облавы на медведей, ни охота с гончими на зайцев, ни стрельба из пистолетов в цель, через три комнаты, на расстоянии двадцати пяти шагов, ни писание по вечерам совместных юмористических стихов. Признаться, мы перессорились между собою.

Да и то сказать: если бы нас спросили каждого поочередно, зачем мы приехали сюда, то, кажется, ни один не ответил бы на этот вопрос. Я в то время занимался живописью. Валериан Александрович писал символические стихи, а Васька увлекался Вагнером и играл призыв Тристана к Изольде на старых, разбитых, с пожелтевшими клавишами, клавикордах.

К Рождеству деревня вдруг оживилась. На Тристенке, в Бородине, в Брылине, Шустове, Никифоровском, в Козлах мужики начали варить пиво, то самое густое, тяжелое пиво, от которого чугунеет лицо и руки делаются как лубки. Между крестьянами, несмотря на преддверие праздника, было настолько много пьяных, что в Дягилеве сын проломил своему отцу голову, вырвав с этой целью стяг из забора, а в Круглицах опился до смерти какой-то древний старик. Рождество невольно увлекло нас. Первый визит мы сделали на Попиху: к попу и псаломщику, потом забрели ни с того, ни с сего к церковному сторожу Андрею, потом к двум сельским учительницам, а потом все пошло очень легко: от учительниц мы попали к доктору в Туму, потом к волостному писарю, где нас ожидал целый банкет, затем к уряднику, к хромоногому фельдшеру, потом к местному кулаку, Василию Егорову, который скупал со всей окрестности шкуры, холст, зерно, лес, кнуты, лукошки и веретена. И пошло и поехало!..

Нужно признаться, что мы чувствовали себя немного неловко. Мы никак не могли войти в темп этой жизни, которая устоялась в течение множества лет. Несмотря на нашу внешнюю развязность, мы все-таки были людьми с другой планеты. Выходило так, что мы наших соседей рассматривали в микроскоп, а они нас – в телескоп. Правда, мы делали попытки притвориться своими людьми, – этакими веселыми малыми в русском стиле. Когда у псаломщика девица сорока лет, Анна Игнатьевна, с мозолистыми руками, которыми она обыкновенно сама запрягала шоколадного мерина и возила на салазках бадью с водой, которую сама же вытягивала обледенелой веревкой из вонючего колодца, – когда она вдруг на вечеринке делала стыдливый вид, потупляла глаза, разводила руки и пела:

Ондрей Николаевич,

Доступаем, доступаем мы до вас,

Беспокоить хочем вас, хочем вас.

Беспокой прошу, покорно приношу, -

Кого любишь, того выбери,

За собою поведи, поведи,

Молодой назови, назови -

тогда мы храбро целовали ее в самые губы, несмотря на ее притворное сопротивление и кокетливый визг, что, конечно, полагалось по обычаю. После этих насильственных поцелуйчиков мы все становились в круг: четверо отпускных семинаристов, псаломщик, экономка из соседнего имения, две сельские учительницы, урядник в штатской форме, дьякон, местный фельдшер и мы – три эстета, искавшие в то время аристократической, изысканной красоты в звуках, словах и красках. Стараясь держать себя возможно лучше, мы кружились в общем хороводе налево и направо при общем реве и топоте, в то время как герой, распорядитель танцев и местный лев семинарист Воздвиженский носился по всей комнате, выделывая балетные па и щелкая над головой пальцами.

Как во городе королевна, королевна,

По-загороду королевич, королевич,

Молодой сын-короличек гуляе,

Он гуляе,

Он невесту себе выглядае, выглядае, -

Не моя ли расхорошая гуляе, там гуляе,

Золотой перстень воссияе, воссияе.

Потом вдруг хоровод останавливался, и все начинали петь уже несколько в другом, торжественном тоне:

Растворились королевские ворота,

Король королевне поклонился,

Королевна ему еще ниже.

И тут фельдшер и псаломщица выступали друг против друга и низко кланялись друг другу, а хор продолжал:

Ты подвинься, сударчик, поближе,

Прижмись ко груди потеснее,

Поцелуй, поцелуй понежнее.

Наконец мы попали в министерскую тумскую школу. Этого нельзя было избежать: раньше там было около пятнадцати репетиций, на которых детей дрессировали, как ученых собак, и, кажется, особенно имели при этом в виду нас, петербургских гостей. Мы пошли. Елка сразу разожглась благодаря пороховому шнуру. Что касается программы, то я знал ее заранее наизусть… «Я из лесу вышел, был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. – А кой те годочек? – Шестой миновал». Хотя надо сказать, что крошечный шестилетний мужичонка в огромной шапке из собачьего меха и в отцовских кожаных рукавицах об одном пальце – настоящий прирожденный артист – был очарователен со своей важной серьезностью и сиплым баском.

Остальное, нужно сказать, было очень гнусно сделано. В таком ложном народном духе.

Мне давно знакомы эти обычные номера: «Демьянова уха» в лицах, почему-то малорусские песни с исковерканным донельзя произношением, какие-то стишки слащавого дамского рукоделия, которые были исполнены хором: «Вот рождественская елка, днесь сегодня собрались, вот Петрушка, вот лошадка, вот и целый паровоз». Учитель, маленький, чахоточный человек, в длинном сюртуке и крахмаленном белье, одетом, очевидно, только на этот случай, то играл на скрипке, то дирижировал смычком, то задавал тон до-ми-соль-ми и время от времени стукал смычком по головам мальчишек.