Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

«Ознакомление дошкольников с природой. Курсовая работа: Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

Ознакомление с природой в повседневной жизни

Усваиваемые вне занятий знания об объектах и явлениях природы, ее сезонных изменениях составляют важное условие успешного обучения детей на занятиях, обеспечивают последовательность, необходимую системность этой работе. Дети накапливают конкретные представления и необходимый опыт общения с природой, упражняются в применении знаний и навыков.

В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы - наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д. Организация детей может быть различной - фронтальная, небольшими подгруппами, индивидуальная. Выбор формы организации дошкольников зависит от задач и содержания предстоящей работы.

Работа по ознакомлению с природой в повседневной жизни должна тщательно продумываться и целенаправленно планироваться с учетом перспектив обучения и воспитания детей в этой возрастной группе.

Осень

Работа в уголке природы

Осенью уголок природы в старшей группе пополняется новыми растениями и животными. Усложняются задачи, которые необходимо решать воспитателю. Он учит детей отличать новых питомцев от знакомых животных, сообщает об их потребностях, организовывает повседневный уход.

В старшей группе возможно организовать систему опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений. Для этого лучше взять те растения, которые достаточно быстро реагируют на изменения определенного фактора среды (свет, влага) и восстанавливают свое первоначальное состояние. Так, опыт по выявлению потребности растения во влаге можно провести с влаголюбивыми растениями (бальзамин, колеус).

Перед проведением опыта воспитатель продумывает, в какой форме будут отражаться его результаты, готовит необходимые материалы и пособия, например карты для зарисовки этапов опыта.

Опыт по выявлению потребности растения во влаге может быть проведен следующим образом. Перед выходными днями, в пятницу, воспитатель организует рассматривание растения (бальзамин) в хорошем состоянии. Вместе с детьми выясняет, как чувствует себя растение, как дети узнали об этом, какие у него листья, какой стебель, упругий ли. Педагог предлагает обследовать листья, стебель растения. Затем дети зарисовывают бальзамин с сочными зелеными листьями, стеблем на карте.

Повторное наблюдение проводится через 2-3 дня после перерыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге. Этот этап опыта лучше провести утром. Воспитатель предлагает детям посмотреть на бальзамин. Спрашивает, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими стали у него листья. Ребята сравнивают состояние листьев растения с рисунком (первый этап опыта). Воспитатель просит их подумать и сказать, почему бальзамин чувствует себя плохо, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагает потрогать землю в горшочке. Дети высказывают предположения о том, чего не хватает растению. Взрослый выслушивает все мнения детей и спрашивает, можно ли проверить, действительно ли бальзамину не хватает воды.

Дети обильно поливают растение. Воспитатель предлагает зарисовать поникший цветок и понаблюдать за ним. Рисунок выполняется во второй клетке карты. В верхнем углу клетки ставится знак, обозначающий вопрос: чего не хватает бальзамину?

В тот же день вечером при появлении признаков «оживления» бальзамина проводится заключительный этап опыта. Дети вспоминают, как чувствовал себя цветок утром. Воспитатель показывает карту с рисунками и задает вопросы: какие у растения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению? Затем воспитатель организует рассматривание бальзамина: какими стали листья? стебель? Почему? Чего не хватало бальзамину? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды? Дети зарисовывают политый бальзамин в оставшейся клетке карты. В верхнем углу ставится знак, обозначающий условие, необходимое для жизни растения,- воду. В заключение можно предложить ребятам придумать название получившейся карты («Как мы помогли растению», «Растение без воды гибнет», «Когда поливать растение» и т. д.).

Результаты опыта должны использоваться детьми в повседневном труде по уходу за растениями уголка природы. Для этого карту можно поместить в уголок природы. Воспитатель, контролируя работу дежурных, проверяет умения видеть состояние растения, своевременно поливать его.

В старшей группе проводятся и другие опыты (выявление потребностей растений в свете, почвенном питании, тепле). Интерес у детей вызывают простейшие опыты, убеждающие в том, что растения - живые существа. Они питаются, двигаются, размножаются, растут и даже приспосабливаются к окружающей среде. Детям этого возраста вполне доступна и организация элементарной поисковой деятельности, включающая систему опытов по выявлению признаков живого у растений.

В процессе дежурств следует обращать внимание дошкольников на состояние растений, животных, учить их по внешнему виду, особенностям поведения определять, какой требуется уход. Детей следует упражнять в этом и в процессе индивидуальных поручений.

Детей 5-6 лет увлекают наблюдения, направленные на выявление сходства и различия растений. Например, воспитанникам можно предложить найти на участке деревья, кусты, травянистые растения, а в уголке природы выявить среди комнатных растений одинаковые. Можно усложнить задачу, используя растения одного вида, например традесканции.

Воспитанники этой возрастной группы с желанием откликаются на предложение осмотреть уголок природы и найти тех, кому нужна помощь. Такие осмотры можно повторять неоднократно и в разных формах - поручение подгруппе детей, индивидуальное поручение, поручение во время дежурства, игра «Айболит». При этом существенно повышается ответственность детей за жизнь обитателей уголка природы, улучшается качество ухода за ними.

В труде закрепляются знания, полученные детьми на занятиях по обучению способам ухода за питомцами уголка природы (полив, удаление пыли, рыхление земли; кормление животных, поддержание в чистоте места их обитания). В свою очередь накопленный детьми опыт ухода служит основой для обобщающих занятий-бесед.

Интересны наблюдения за живородящими рыбками, млекопитающими, птицами. Их содержание разнообразно: это могут быть повадки животных, различные жизненные проявления (играет, зевает, умывается и т. д.). Полезно показать детям, что животные слышат, видят, чувствуют доброе отношение к ним, могут болеть, нуждаются в ласке и заботе.

В течение всей осени организуются наблюдения детей за погодой. Отмечается ее динамика внутри сезона. Воспитателю следует не упустить наблюдения за яркими осенними явлениями: утренними туманами, росой, инеем, утренними и вечерними заморозками. Интересны наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Чтобы дети видели сокращение световой части суток, длительность дня можно фиксировать в схеме-модели В полоске помещаются картинки, отражающие основные виды деятельности детей в течение дня в детском саду. Линия между изображением солнца обозначает долготу дня.

Дети могут заметить, какое бывает небо ранней осенью, а затем и поздней, обнаружить изменения в деятельности солнца (светит, но греет все меньше и меньше). Длительные, затяжные моросящие дожди, холодный ветер - эти признаки осени также доступны для наблюдения.

Рассматривание растений осуществляется в течение всего сезона; однако особое внимание детей следует обратить на их состояние в начале осени, ее середине (золотая осень) и в период поздней осени. Содержанием наблюдений на целевых прогулках могут стать первые признаки осени (покраснение плодов рябины, листьев некоторых деревьев и кустов, созревание плодов), полное расцвечивание листьев, затем листопад и оголенные деревья и кусты поздней осенью. Наряду с деревьями и кустами важно рассмотреть и травянистые растения цветника, огорода, дикорастущие растения. В процессе наблюдений воспитатель вместе с детьми устанавливает причины происходящих изменений, задает вопросы: что изменилось? Почему?

Осенью можно наблюдать и за животными. Интересны наблюдения за насекомыми - бабочками, жуками. Они прячутся от холода. Скопление жуков можно обнаружить под камнями, бабочек - в щелях. Нужно спросить детей, почему они не летают, отметить исчезновение комаров и мух, рассмотреть свернутые сухие листья плодовых деревьев, которые висят на концах веток: в них можно найти много живых существ.

Одновременно можно вести наблюдения за птицами: показать детям стаи ласточек, журавлей, уток, летящих в теплые края, птиц, приблизившихся к жилью человека. Следует приучать ребят ежедневно подкармливать птиц.

Зима

Работа в уголке природы

В течение зимы дети ухаживают за обитателями уголка природы, наблюдают за их поведением, повадками. В аквариум помещают новую рыбку, воспитатель предлагает сравнить ее с другими, выявить интересные особенности.

В конце зимы (конец января, февраль) можно посадить в ящики лук, петрушку, понаблюдать за их ростом.

Во время дежурств дети выполняют все виды ухода за растениями, упражняются в правильном выборе способа ухода, ориентируясь на сигнальные признаки, в подборе инструментов для удаления с листьев пыли. Дошкольников необходимо научить удовлетворять потребности растений в тепле - поливать водой комнатной температуры, не ставить на сквозняках и возле открытой форточки.

Интересно осуществить с детьми опыты по выявлению потребностей растений в свете, в тепле.

Наблюдения и труд на участке детского сада

Во время наблюдений за погодой воспитателю необходимо обратить внимание детей на солнце, время его восхода и захода. В начале зимы дни становятся короче, в январе начинают удлиняться. Следует отметить признаки наступающей зимы: холод, мороз, снег, замерзшая земля. Можно привлечь детей к измерению величины снежного покрова, рассматриванию снежинок, установлению зависимости свойств снега от температурных условий. Следует показать детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз - отдельные снежинки, в теплую погоду - хлопья, при похолодании - в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки. В конце зимы следует отметить изменения погоды, свойств снега в связи с потеплением.

Воспитатель должен организовать труд на участке (уборка снега на своей площадке, помощь малышам, устройство ледяных дорожек, стряхивание снега с ветвей кустов и деревьев).

Наблюдения за растениями зимой ограничены. Деревья и кусты находятся в состоянии покоя, трава укрыта снегом. Можно периодически осматривать растения участка, находить проявление их жизни.

Особенно интересны зимой наблюдения за поведением птиц, их образом жизни. Воспитатель отмечает общее и различное в поведении разных птиц в различную погоду, предлагает детям понаблюдать, как ведут себя птицы у кормушки, учит отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.

Весна

Работа в уголке природы

Весна - время оживания комнатных растений, изменений в поведении животных, время активного труда детей в уголке природы. Совместно с воспитателем осуществляется пересадка тех растений, которые в ней нуждаются. При этом важно показать дошкольникам корни, напомнить об их функциях в жизни растений.

Можно познакомить детей с подкормкой и раскрыть ее значение. Весной увеличивается потребность растений в свете и влаге. Следует обратить на это внимание детей, вместе с ними установить причины этого явления. Воспитатель проводит длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Для этого в уголке природы высаживают семена, выращивают рассаду овощей.

Весной можно понаблюдать с детьми за птицами, рыбами, особенно живородящими, обращая внимание на своеобразие поведения детенышей. Интересны также наблюдения за насекомыми, принесенными с целевых прогулок и экскурсий.

Наблюдения и труд на участке детского сада

Наблюдения за растениями в этот период года весьма разнообразны. Начать их следует с выявления признаков пробуждения растений. Воспитатель может научить детей узнавать растения по почкам, цветкам. Следует понаблюдать за местами появления первоцветов, установить причины разного места их произрастания. Позднее можно показать детям, как цветут кустарники (сирень, черемуха), научить различать их по запаху цветка, его строению, величине.

Интересны для детей длительные наблюдения за ростом и развитием одуванчика. Воспитатель учит их находить одуванчики с бутонами, цветами, семенами. Надо рассмотреть семя одуванчика с его «парашютиком», выяснить его приспособительное значение.

С детьми продолжают наблюдать за поведением птиц и насекомых. Воспитатель учит их отличать песни синицы, зяблика, крик грача, чириканье воробья. Интересны наблюдения за поведением взрослых птиц в период выращивания птенцов. Можно показать детям пробуждение насекомых, понаблюдать, как греются на солнышке первые бабочки, научить различать несколько видов бабочек.

Труд детей весной также разнообразен: уборка прошлогодней травы, окапывание растений, подкормка их. Можно организовать и перекопку земли, привлекая к этому ребят. Детей следует познакомить с трудом взрослых на участке - устройство клумб, высадка рассады. С этой целью могут быть организованы целевые прогулки.

Лето

Работа в уголке природы

Летом дети в основном находятся на участке, туда же выносится большинство обитателей уголка природы. Это могут быть кролики, домашние птицы (куры, гуси); на прогулку можно вынести черепаху и морскую свинку. Дежурные ухаживают за ними ежедневно.

Наблюдения и труд на участке детского сада

Летом может быть организован труд детей на огороде - рыхление, прополка. Перед прополкой воспитателю следует провести наблюдение за молодыми всходами, обратить внимание детей на то, что не все растения на грядке одинаковы. Сравнить их, выделить отличия сорной травы от всходов (форма и цвет листьев, высота стеблей особенности расположения на грядке - растет не рядками). Важно объяснить детям, какое влияние оказывает сорная трава на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу; загораживает от солнечного света).

Детей следует научить пропалывать грядки, подчеркнуть, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить из междурядий, попросить ответить почему. На участке можно закрепить у детей умение поливать растения, обратить их внимание на особенности полива большого пространства, сравнить с поливом комнатных растений.

На огороде и в цветнике летом работают и дежурные. Они поливают растения, рыхлят землю. Воспитатель показывает особенности движений растений, связанных с деятельностью солнца, например поворот соцветий подсолнечника. Темой сравнительных наблюдений может быть влияние ухода за растениями на жизнедеятельность молодых всходов. Интересно наблюдать за состоянием растений на непрореженном участке грядки и прореженном. Дети глубже осознают необходимость ухода за растениями, понимают направленность различных видов воздействия на растения и среду, связь между состоянием растений и условиями их произрастания.

Летом появляется возможность показать детям разнообразие растительного мира. Воспитатель организует целевые прогулки на луг, водоем, в лес, в парк. Знакомя ребят с водными растениями, воспитатель обращает их внимание на то, что растения и в воде укореняются в земле, на дне. Он показывает, как расположены листья белой кувшинки, желтой кубышки, выясняет вместе с детьми значение такого расположения для растения.

В ходе целевой прогулки на луг педагог учит детей узнавать и различать луговые травы (клевер, луговая герань, мышиный горошек, тысячелистник и т. д.), рассказывает об условиях жизни растений на лугу - много света, солнечно, почти нет деревьев, затеняющих травянистые растения. Дети узнают, что на лугу растут только светолюбивые травы. Они ярко цветут, пахнут, привлекая насекомых. Воспитатель организует наблюдение за насекомыми луга - кузнечиком, бабочкой, божьей коровкой, стрекозой.

Во время прогулок целесообразно проводить дидактические игры, упражняющие детей в различении растений: «Магазин цветов», «Цветы луга», «Найди по описанию», «Найти растение по листку (цветку)» и т. д. Наблюдения за насекомыми также можно сделать более интересными и увлекательными. Для этого воспитатель задает детям вопросы, в ответах на которые надо выделить отличительные, характерные признаки пчелы, жужелицы, водомерки (внешний вид, место обитания, способ передвижения), сравнить насекомых по выделенным признакам. Воспитанники старшей группы способны устанавливать связи между строением конечностей насекомых и способами их передвижения, окраской и местом обитания.

На прогулках летом дети часто находят животных, стремятся взять их в детский сад, домой. Воспитатель должен использовать такие ситуации для того, чтобы научить детей определять, будет ли животному хорошо в комнатных условиях. Для этого следует рассмотреть животное, вместе с детьми выявить систему его потребностей и предложить ребятам самостоятельно решить, смогут ли они сделать все необходимое для того, чтобы животное не погибло.

Во время прогулок по участку или за его пределами можно наблюдать и за другими животными. У детей должны накапливаться конкретные представления о внешнем виде, образе жизни многих животных. Лето - наиболее благодатная пора для этого. На прогулках к водоему следует познакомить детей с водными насекомыми и теми, что летают около воды (стрекоза, жук-плавунец, жук-вертячок, водомерка). Интересны наблюдения за ручейником, когда он строит свой домик.

Экскурсии в лес должны стать важным средством ознакомления детей с природой родного края. Воспитатель закрепляет представления детей о том, что в лесу растут разные растения (деревья, кусты, трава, ягоды, грибы), упражняет в различении деревьев (3-4 вида), кустарников (1-2 вида), цветущих трав (1 - 2 вида), уточняет представления о том, что в лесу обитают звери, птицы, насекомые. Дети упражняются в различении голосов некоторых лесных птиц.

В лесу можно понаблюдать за жизнью муравьев, установить, чем питаются насекомые, и сделать вывод о приносимой ими пользе для леса. На такой прогулке можно почитать или рассказать детям о «Приключениях муравьишки» (В. Бианки).

Интересны наблюдения за насекомоядными птицами (ласточка, стриж). Можно посмотреть их охоту за насекомыми, спросить детей, почему птицы так часто возвращаются к гнездам. Понаблюдать за особенностями полета разных птиц, сравнить. Рассказать детям о пользе, приносимой птицами.

Работа с календарем природы

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как. у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями, показанными на рисунке. Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.

В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования - бумагу, карандаши или краски.

Оформляют календари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды.

Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дням недели клетку

Татьяна Чурбанова

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Одно из них – ознакомление с природой . Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность , побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой , познание природу своего края , тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы , проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить .

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения . Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека , его гражданской ответственности за судьбу родной природы , и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе , начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда , когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу , видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе , родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой , какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой , происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность , умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой , далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы , сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы , любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения .

Общение с природой , познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины , тем больше мы начинаем любить её.

Концептуальность

Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами :

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края , который позволяет :

Использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

Решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

Создавать благоприятные условия для самовыражения.

Принцип научности и доступности понятий :

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея – формирование природоведческой культуры у детей дошкольного возраста . Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности.

Для достижения этой цели определены следующие задачи :

Развивать познавательный интерес к миру природы ;

Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы ;

Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта , сострадание, внимательность;

Прививать трудовые природоведческие навыки ;

Вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы . В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе . Освоили нормы поведения в природном окружении . Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе . Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Новизна опыта заключается в следующем :

В определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

В определении целей и результатов;

В нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

В обогащении жизненного опыта;

В связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

В пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Цель :

Воспитание экологически-грамотного, социально-активного дошкольника , ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы .

Задачи :

Формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие,

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы , восхититься ею, желания сохранить её,

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы ,

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.

МКДОУ «Детский сад № 21 «Теегин айс" г.Элиста, Республика Калмыкия

Программа

" ПРИРОДА И МЫ"

Методическая разработка по теме:

«Ознакомление старших дошкольников с родной природой»

Составитель: старший воспитатель Байрамукова Т.И.

Элиста, 2016

Пояснительная записка.

В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой.

Земля – наш дом! Но человек не всегда об этом помнит. И очень часто он выступает самоуверенным землевладельцем, а не осторожным пользователем Земли. Люди забывают, что их дом, по сути мал и жизнь очень хрупка и неповторима.

Рубят леса, жгут уголь и мазут, травят почву; глобальный характер приобрела проблема опустынивания степей Прикаспийского региона России в том числе и Калмыкии. Вследствие этого исчезают млекопитающие, птицы, озёра и моря находятся под угрозой загрязнения и гибели морской фауны.

Люди так увлеклись покорением природы, что не замечают (или не хотят замечать), как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей.

В городах воздух стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов. Питьевая вода стала опасной из-за насыщенности вредными веществами. Истощаются и высыхают природные родники.

Образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая подростковое поколение, является важным в решении вопроса сохранения природных ресурсов земли. Сущность экологического воспитания и образования заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умении вникать в её мир, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.

Дошкольное экологическое образование является первой ступенью в воспитании экологической культуры человека. Уже в этом возрасте необходимо закладывать ответственное отношение к окружающей среде. И мы, взрослые, должны донести до детей, что человек тесным образом связан с природой и каждый из нас отвечает за свои действия перед настоящим и будущим.

Дошкольное детство можно считать началом формирования экологической направленности личности. В это период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются первые природоведческие представления. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Дети 6-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие; связи в сообществах живых организмов; влияние деятельности человека на природу.

Важным содержательным элементом экологического воспитания ребёнка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у дошкольников могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к её познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Экологические знания не станут созидательными без тонкого чувствования и восприятия мира, без любви ко всему миру. Но ребёнок может полюбить и научится беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать его интерес. Поэтому познание природы и воспитание любви к ней невозможно без учёта того региона, где живёт ребёнок.

У детей дошкольного возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Сколько бы ребёнок не получил знаний о животном и растительном мире, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом в нём не зажигается любовь – всё бесплодно. Поэтому важным в экологическом воспитании является вырастить человека, способного жить в гармонии со всем миром.

Цель.

Удовлетворение познавательных интересов и потребностей детей в познании природы в единстве с экологической подготовкой;

Воспитание экологической культуры подрастающего поколения;

Формирование гуманной личности, способной к природоохранной деятельности.

Задачи.

- Формирование элементарных представлений о природном окружении как среде жизни человека;

Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса и способности к причинному объяснению фактов и явлений окружающей действительности;

Воспитание нравственного и эстетического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней соответственно с общечеловеческими нормами морали;

Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

Структура.

Программа составлена с учётом работы с детьми старшего дошкольного возраста,

6-7 лет. Её содержание состоит из следующих разделов: "Растения вокруг нас"; "Животные и птицы вокруг нас"; "Неживая природа"; "Связи в сообществах живых организмов"; "Природа родного края"; Охрана природы".

Каждой теме раздела отводится одно занятие в неделю по 30мин. с учётом предварительной работы и последующем закреплении полученных знаний (наблюдений, экскурсий, исследовательской деятельности, рассматривание иллюстраций, бесед, чтение художественной литературы).

Разделы программы и темы могут быть изменены или дополнены с учётом образовательной программы ДОУ, творческим подходом педагогов в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Программа составлена с учётом регионального подхода. В каждом разделе определена тема, непосредственно касающаяся природы Калмыкии. Отдельно выделен раздел "Природа родного края", где дети знакомятся с животным и растительным миром степного края, а так же с природоохранной деятельностью человека.

Разделы программы.

1. Растения вокруг нас.

Цели.

Формировать представления детей о многообразии растительного мира;

Закреплять знания о строении растений, о условиях, необходимых для роста и развития растений – свет, тепло, вода;

Знакомить с лекарственными травами, произрастающими на территории Калмыкии; дать знания о пользе для человека;

Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные;

Дать элементарные знания о культурных растениях; подвести к осознанию их ценности для жизни человека. (пища, здоровье, красота);

Углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, их разнообразии и многообразии; о условиях для их жизни и хорошего роста;

Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года.

Тема 1. "Царство растений" (многообразие растительного мира).

Тема 2. Культурные растения.

Тема 3. "Удивительное рядом" (комнатные растения).

Тема 4. Лечимся травами (лечебные свойства растений).

Тема 5. "От семени до семени" (выращивание растений).

Тема 6. Жизнь растений в разное время года.

Тема 7. "Зелёная служба Айболита".

Тема 8. Охрана растений "Растения просят помощи".

2. Животные и птицы вокруг нас.

Цели.

- Расширять представления детей о диких животных; о животных, обитающих в калмыцких степях; познакомить с приспособлением их к среде обитания в разное время года;

Дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку;

Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растении и животных;

Дать понятие, кто такие млекопитающие. Упражнять в классификации животных по разным признакам;

Систематизировать представления о домашних животных; формировать у детей ответственность по отношению к тем животным, которые зависят от человека;

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания;

Уточнять представления детей о знакомых птицах; показать их приспособленность к полёту по воздуху;

Обобщать знания детей о птицах, которые обитают в Калмыкии; закреплять представления о зимующих и перелётных птицах.

Тема 1. Дикие животные.

Тема 2. Условия жизни животных в природе.

Тема 3. Животные рядом с нами (о домашних животных).

Тема 4. Кто живёт в воде?

Тема 5. Подземные жители.

Тема 6. Кто такие млекопитающие?

Тема 7. Жизнь животных и птиц в разное время года.

а). Подготовка диких животных к зиме;

б). Как животные приспосабливаются к жизни в окружении снега?

в). Жалобная книга природы – забота о зимующих птицах.

г). Пришла весна – прилетели птицы.

д). Весна в жизни диких животных.

3. Связи в сообществах живых организмов.

Цели.

Обобщать представления детей о лесе, лугу, водоёме как природных сообществах; конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ;

Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных;

Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить растительность от вредных насекомых;

Познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные; дать знания о муравьях, как "санитарах" леса.

Тема 1. "Кто рядом живёт?" (сообщества жителей лесов, лугов, водоёмов).

Тема 2. "Муравьи – санитары леса".

Тема 4. Дерево – "дом для животных и птиц", роль в жизни человека.

Тема 5. Связь человека с окружающей его природой.

4. Неживая природа.

Цели.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды;

Обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе; дать элементарные знания о круговороте воды в природе;

Обобщать и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды;

Дать элементарные представления о воздухе, его важности в жизни живых организмов – жизнь на Земле не возможна без воздуха;

Знакомить детей со свойствами песка и глины, использование их человеком.

Тема 1. Удивительные свойства воды.

Тема 2.Чистая вода нужна всем и всегда.

Тема 3. "Ходит капелька по кругу" (круговорот воды в природе).

Тема 4. Воздух – природное богатство.

Тема 5. Знакомство со свойствами песка и глины.

Тема 6. Природные явления в разное время года.

5. Природа родного края – Калмыкии.

Цели.

Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края; формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины;

Знакомить с особенностями жизни животных, обитающих в Калмыкии;

Дать представление о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определённые места – заповедники;

Дать детям знания о родниках Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь её;

Познакомить с полезными ископаемыми родного края, добываемые человеком и польза для него.

Тема 1. Путешествие в загадочный мир природы Калмыкии.

Тема 2. "В гостях у степных жителей".

Тема 3. Водоёмы нашего края "Цените степную воду".

Тема 4. Кладовые природы Калмыкии (глина, песок, нефть, газ и др.)

Тема 5. Красота природы Калмыкии в песнях, стихах, картинах.

Тема 6. "С любовью по родному краю" (особенности и проблемы природы).

Тема 7. Заповедники Калмыкии.

6. Охрана природы.

Цели.

- формировать знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности; нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе;

Уточнить и пополнить знания детей о правилах поведения в природе;

Дать понятие, что такое Красная книга – в неё заносят виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.

Тема 1. Красная книга.

Тема 2. "Поможем природе" (виды деятельности человека по защите природы).

Тема 3. "Не вреди природе – навредишь себе" (правила поведения в природе).

Перспективный план к программе

«Природа и мы»

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

«Наш дом – Земля»

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

«Что там видно за окошком»

Формировать представление о многообразии растений и животных, о влиянии среды обитания на внешнем строении и особенности поведения животных. Расширять представление о растительном и животном мире степи. Закреплять знания основных правил поведения в природе.

«Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными травами, произрастающими в Калмыкии; формировать умение правильно использовать полезные травы (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства; в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе); Обратить внимание на то, что природа – источник не только красоты, но и пользы; формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему миру.

« В гостях у лесных жителей»

Познакомить с особенностями жизни животных, закрепить знания о диких животных леса и степи (как заботятся о своихдетенышах, как готовят ихк взрослой жизни); развивать умение воспринимать красоту окружающего мира, воспитывать заботливое отношение к природе.

Октябрь

«Царство растений»

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.

«Культурные растения»

Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.

«Насекомые. Муравьи – санитары леса, степи»

Познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные насекомые (н-р: гусеницы уничтожают растения и др.); углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для здоровья леса, степи.

«С любовью по родному краю» (игра-путешествие)

Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края. Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций. Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины.

Ноябрь

«Подготовка животных к зиме»

Д/игра «Если знаешь зверей, назови их скорей»

Продолжать знакомить детей с изменениями в жизни диких животных в разное время года

«Доктора леса»

Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять детей в умении классифицировать птиц по принципу «Зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Кто как летает по воздуху»

Уточнить представления детей о знакомых птицах. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Познакомить с другими животными, которые могут летать или совершать небольшие перелеты по воздуху (летучие мыши, насекомые, летающие рыбы). Показать, что есть нелетающие птицы (Пингвины, страусы), потому что у них маленькие (относительно тела) крылья. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира животных.

«Золотая осень»

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, изменении в жизни животных и растений. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им в трудное время.

Декабрь

«Удивительное рядом» (комнатные растения). Д/игра «Узнай по описанию»

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, с необходимыми условиями для их роста и развития, с пользой для человека(очищение воздуха); учить узнавать растение по описанию его внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за растениями.

«Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. Рассказать о родниках в степи Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь ее.

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

«Заповедники Калмыкии. Красная книга»

Дать представление детям о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определенные места – заповедники. Рассказать о том, что такое Красная книга – в нее заносятся виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения.

Январь

«Как приспосабливаются животные к жизни в окружении снега»

Учить понимать и видеть причинно-следственные зависимости. Выявить свойства снега как среды обитания и возможные пути приспособления живых организмов.

«Домашние животные – забота человека». Д/игра «Корм для животных"

Систематизировать представления детей о домашних животных, которые зависят от человека.

«О комнатных растениях – условия для роста и жизни» Д/игра «Помощники растений»

Углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, о их разнообразии и многообразии, о условиях для их жизни и хорошего роста. Закреплять знания о различных способах ухода за ними. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

«Что такое воздух»

Дать детям представление о воздухе, о его движении. Учить в процессе эксперимента выяснять – есть ли воздух в разных предметах.

Февраль

«Какая бывает вода?»

Обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Зеленая служба Айболита». Д/игра «Найди знакомое растение»

Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода. Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями

«Дикие животные». Д/игра «Зоологическая столовая»

Расширять представления детей о диких животных, показать роль покровительственной окраски в их жизни. Познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разное время года, дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку.

«Зима»

Уточнить и систематизировать представления детей о времени года – зиме: о жизни животных, птиц, насекомых в зимнее время.

Март

«Растения просят помощи»

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений. Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Кто рядом живет»

Обобщить представление детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

«О млекопитающих» Д/игра «Кто лишний»

Дать понятие, что млекопитающие это те животные, которые выкармливают детенышей молоком. Упражнять в классификации животных по разным признакам

«Весна в жизни диких животных»

Уточнить представления детей о том, какие изменения происходят в жизни животных весной (просыпаются животные, которые зимой спали, птицы начинают сооружать гнезда, животные благоустраивать норы, выводить потомство)

Апрель

«Пришла весна, прилетели птицы» (птицы Калмыкии)

Обобщить знания детей о птицах, обитающие в Калмыкии. Закрепить представления о перелетных и зимующих птицах, выделять и называть их характерные особенности. Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.Знакомить со стихами русских и калмыцких поэтов о временах года.

«Ходит капелька по кругу». Игра «Мы – капельки»

Обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

«О лягушках»

Показать все стадии развития лягушки, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны они природе, учит бережному отношению к ним и другим живым организмам; показать значение лягушек в пищевых цепочках.

«Что, где, когда» (занятие-викторина)

Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

«Цените степную воду» (родники Калмыкии)

Развивать представление детей о малочисленности водных ресурсов Калмыкии и необходимости беречь воду.

«Поможем природе»

Продолжать формировать у детей знания разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.

«Мы знаем и любим природу». Д/игра «Угадай правило»

Расширять, уточнять и пополнять знания детей о природе, о правилах поведений в природе. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.

Прежде чем приступить к описанию методов и форм, применяемых при ознакомлении дошкольников с неживой природой, я бы хотела дать вначале определение понятия метод. Под методом понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на достижение определённого воспитательно – образовательного результата усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

В процессе ознакомления детей с неживой природой в детском саду используются разнообразные методы:

I. Наглядные:

1) Наблюдение;

2) Рассматривание картин;

3) Демонстрация диа- и кинофильмов.

II. Практические:

1) Игровой метод;

3) Элементарные опыты.

III. Словесные:

1) Рассказ воспитателя;

2) Чтение художественного произведения;

3) Беседы.

I. Наглядные:

1) Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, характер поверхности. Для накопления знаний о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения тех задач, которые ставят пред собой воспитатель.

Установлено, что вначале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей): вопросы, загадки, сравнения, игровые и трудовые действия. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, он в работе использует стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественного произведения. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину, наблюдаемую с детьми. Этому поможет дневник наблюдения, он может быть разным: в виде рисунков, схематических отражений изменений.

2) Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть явления неживой природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности изменчивости природы. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Предметные картины используются для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Например, для формирования понятия «осень» следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательность изменения погоды: «Расскажите, как меняется погода от начала к концу осени». Рассматривание худ. картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.


3) Демонстрация кинофильмов и диафильмов – с их помощью воспитатель формирует у детей представление о динамике явлений неживой природы, которые протекают длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствует более успешному усвоению знаний (Например, « Разные времена года»).

Диапозитивы и диафильмы дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений (Например, «Свет и его свойства»).

К просмотру фильма детей необходимо готовить заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

II. Практические методы:

Дидактические игры – уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические игры с предметами («Чудесный магнит»), настольно-печатные («Четыре времени года»), словесные игры («Вода, воздух, земля»).

Творческие игры – дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Например, одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной и т.д. В них дети, созидая познают свойства и качества материалов.

2) Труд – имеет большое воспитательное и образовательное значение к своим обязанностям, создает условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Труд способствует развитию наблюдательности. Труд детей может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный труд помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд формирует трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Формируется умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия. Ведущий приём обучения старших дошкольников (я характеризую данный период так как данный возраст я рассматриваю в своей контрольной работе) новому виду труда – объяснения. Оценка труда должна носить положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества, к оценке должны привлекаться и сами дети.

3) Элементарные опыты – для установления детьми тех иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Решение задачи требует специального поиска анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждения условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов. Например, при проведении занятия на тему « Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами», используется фронтальный опыт – образование цепочки т.е. притягивание некоторых предметов к магниту, на основании этого воспитатель поясняет детям некоторые свойства магнита.

III. Словесные

Словесные методы необходимо совмещать с наглядными, использовать картины и диафильмы. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о неживой природе.

1) рассказ воспитателя.

Воспитатель должен строить рассказ с учётом опыта дошкольника, так как восприятие рассказа является сложной умственной деятельностью. Знания, сообщаемые в рассказе должны быть точными и достоверными. Яркость, образованность и корректность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказ обязательно сопровождается иллюстрированным материалом – фотографиями, картинами… Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна составлять не более 10-15 минут.

Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена систематизацию и обобщение полученных фактов их закрепление и уточнение.

Беседа – это итог, проведённой с детьми работы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выявления их особенностей, признаков… В первой части беседы с целью подготовки детей к обогащению включаются такие вопросы к детям «Какие месяца в году вы знаете, причислите их в логической последовательности». Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «А почему именно в такой последовательности один месяц сменяет другой, а не наоборот». Нельзя ставить вопросы, требующих односложных ответов: «Да», «Нет».

3) чтение художественной литературы.

С помощью книги можно узнать о явлениях природы. Основоположниками русской детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные научные факты. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы. Из произведений В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе. пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явлений, определённые качества предмета. Например, во время наблюдения зимой за льдом воспитатель может загадать загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно?». Итак, обязательное требование к беседе – сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.

1. Занятия дают возможность формировать знания последовательно. обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор зависит от основной задачи. Занятия в старших группах проводится 1 раз в неделю. В определении содержания программных задач, воспитатель исходить из требований «Программы воспитания в детском саду». В программное содержание включается 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные включают в себя развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, формирование навыков учебной деятельности. Воспитательные задачи, направленные на формирование положительного, бережного отношения к неживой природе. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картинки, рисунки, календари погоды. Только потом воспитатель продумывает ход занятия. В ходе занятия важно привлечь всех детей. В конце занятия воспитатель пользуется педагогической оценки навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса.

2. Экскурсии во время экскурсии ребёнок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. На экскурсиях у детей развивается любознательность. Воспитатель заранее определяет цель и содержание экскурсии. Важно выбрать дорогу, которая не будет утомительной, учитывать физические возможности детей, сезон, состояние погоды. Знания, полученные на экскурсии расширяют и закрепляют на занятиях. Через 2-3 для после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием дидактических игр, худ. литературы…

3. Работа в повседневной жизни

Прогулки детей знакомят с таянием снега, организуют игры с природным материалом – песком, водой, глиной…. Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Дети старшей группы наблюдения на прогулках в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе.

Литература:

1. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н, Поддъякова, М., 1984;

2. Корзакова Е. Формирование обобщённых представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание 1982;

3. Е.И. Красило Я и Мир вокруг меня// Мозырь 2001;

4. Пралеска,

5. Корастелева Т.М. Воспитание и обучение в детском саду

Этот раздел меню посвящен теме «Ознакомление детей с природой». В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Занятия сгруппированы по классам: «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Обитатели моря», «Растения» и «Экология», где каждое занятие посвящено одному конкретному виду. Исключением является раздел «Экология» - там даются более общие и комплексные знания по ознакомлению дошкольников с природой, и некоторое количество занятий о растениях, например занятие "Лекарственные растения". Большая часть конспектов снабжена фотографиями и аудио-файлами с голосами животных и птиц, причем Вы можете скачать конспект занятия одним архивом, содержащий и текстовый документ, и вспомогательные материалы для полноценного проведения занятия в детском саду.

Некоторые из занятий являются комплексными (интегрированными)- как правило, они построены по схеме "ознакомление дошкольников с природой" плюс "изо. деятельность" (лепка, рисование или конструирование из бумаги) и ссылки на некоторые из них есть в разделе комплексных занятий.

Необходимо помнить, что некоторые занятия содержат информацию о конкретном регионе (ареале). Поэтому стоит быть внимательным и, при необходимости, адаптировать занятие под свой регион. Пример: зайцы не везде "белеют" в зимнюю пору, в южных регионах этого не наблюдается. И т.д.

Любой из конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с природой, расположенных в этом разделе, можно скачать в виде документа Ворд.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изодеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом не теряя интереса и концентрации внимания.

В том случае, если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, по возможности, сообщите нам об этом. Кроме того, если у Вас есть собственные занятия по ознакомлению детей с природой, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы с радостью будем пополнять количество конспектов.