Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Обучение. Что такое образование

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся. Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

¦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

¦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

¦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

¦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

ориентированные на психическое развитие – концепция общего психологического развития (Л. В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

учитывающие личностное развитие – концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

3. Методы обучения

Одна из важнейших проблем дидактики – проблема выбора методов обучения – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам образовательный процесс, деятельность преподавателя и учащегося, а следовательно, и результат обучения в целом.

Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины – усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX–XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название «учение через деятельность», основанная на практических методах обучения.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

«Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет… Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения – содержание и логическая структура учебного материала – ггоинципы и средства обучения – преподаватель – обучающийся – методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и тд)».

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для из разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е. Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

Пассивные;

Активные.

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделившие следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные;

Репродуктивные;

Проблемное изложение изучаемого материала;

Частично-поисковые;

Исследовательские.

С иных позиций к классификации подошли Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

М. А. Данилов и Б. Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

Приобретение новых знаний;

Формирование умений и навыков и применения знаний на практике;

Проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.

Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.

4. Формы обучения

Под формой обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем.

Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:

Количество учащихся;

Место учебы;

Продолжительность учебных занятий и др. Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные.

В истории педагогики есть много примеров, когда в рамках той или иной системы обучения отдавалось предпочтение одной из форм обучения. Например, беллланкастерская в Англии, мангеймская система, система бригадного обучения в 20-х гг. XX в. в советских школах.

Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:

Общеклассные (или фронтальные);

Групповые (или бригадные);

Индивидуальные.

Такое деление называют традиционным потому, что оно охватывает только старые, общеизвестные, традиционные формы. Но учитель на уроке может, например, организовать и работу в малых группах, и индивидуальную, скажем, для отстающего ученика. Таким образом, практика показывает, что опытный учитель сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.


Необходимо купить диплом магистра по профессии энергетик производства, подскажите.

— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта . Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:
  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.
Словестные методы обучения:
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником , книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Применение познавательных игр и программное обучение

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;

ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры

ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие для студентов

2008
Курс «Педагогика» преследует несколько целей. Первая из них - знакомство с современной теорией и практикой педагогики. Вторая - освоение методов обучения и воспитания, новых идей, форм обучения и развития личности.

Используя пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену.

Предмет и задачи педагогики

Что такое педагогика?

В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» (грсч.). Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В середине XX века стало ясно, что в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека.

Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики - познать законы воспитания, образования и обучения людей и па этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики : многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая практика воспитания; данные специальных исследований; опыт педагогов-новаторов.

Что такое воспитание?

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы .

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого

с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы , направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Что называется обучением?

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества результат познания объективной действительности.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта, приобретенных навыков.

Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - впитываем, воспитывая - обучаем.

Что такое образование?

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование - процесс становления человека как социального существа иод воздействием всех факторов - экологических, социальных, экономических и т. д.

Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Какие науки входят в систему педагогических наук?

Философия - фундамент педагогики и, в частности та её часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

История педагогики - исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждений всех типов. Общая педагогика содержит четыре раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Возрастная педагогика - изучает закономерности воспитания человека внутри определенных возрастных групп.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Психология изучает закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, медициной, экономикой и т. д.

Методы педагогических исследований

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственный методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.

Конечная цель любого педагогического исследования – установление закономерностей.

Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Оно должно быть:

· длительным;

· систематическим;

· разносторонним;

· объективным;

· массовым.

Однако наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - это организованная познавательная деятельность , направленная на установление исторических связей воспитания, выявление общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Его называют ещё историческим. В узком смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов.

Изучение продуктов ученического творчества он поможет выявить особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу, мотивы деятельности и т. д.

Беседы - в них выявляется отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа отличается целенаправленностью. Разновидностью беседы является интервью.

Какие бывают педагогические эксперименты"."

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Оно отличается точностью, простотой, доступностью.

Какие существуют методы изучения коллективных явлений?

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами

В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие, указывать фамилию испытуемого и анонимные и т. д.

Широко используется социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

Какие используются количественные методы в педагогике?

Статистический метод.

Регистрация.

Современное средство педагогического исследование - моделирование. Это мысленно представленная система, которая адекватно отображает предмет исследования. Изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Общие закономерности развития.

В чем заключается процесс развития личности?

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильною вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования духовных характеристик личности.

Исследования позволили выявить общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека.

Какую роль играет наследственность в развитии человека?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным взаимодействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром.

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Как среда влияет на развитие личности?

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. В понятие социальная среда входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений и т. д. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. К какому результату приведет их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов.

Как влияет на развитие личности воспитание?

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную_ личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Одна из главных задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии со способностями и возможностями человека.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие.

Как влияет деятельность на развитие личности?

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков - игра, обучение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и т. д.

Деятельность может быть активной и пассивной.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник -потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Что такое возрастая периодизация?

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Какие виды периодизации приняты в современной науке?

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая:

1. период новорожденности (до 6 недель жизни)

2. грудной период (до 1 года)

3. ползунковый период (1-3 года)

4. дошкольный возраст (3-6 лет)

5. школьный возраст (6-11 лет)

6. юношеский период (15-20 лет)

Педагогическая:

1. младенчество(1 год жизни)

2. преддошкольный возраст (1-3 года)

3. дошкольный возраст (3- года)

· младший дошкольный (3-4 года)

· средний дошкольный (4-5 лет)

· старший дошкольный (5-6 лет)

4. младший школьный возраст (6-10 лет)

6. старший школьный возраст (15-18 лег)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов.

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется; физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее; каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

Между возрастом человека и темпом духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; духовное развитие людей протекает неравномерно. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный характер; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств; по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность.

Какие периоды называются сензитивными?

Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными .

Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств.

Большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации опыт.

Что такое индивидуальные особенности?

Особенное в человеке называется индивидуальным , а личность с ярко выраженным особенным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, способности, темперамент, характер личности.

Педагогический процесс.

Что такое педагогический процесс?

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития па основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Что представляет собой педагогический процесс как система?

Педагогический процесс - система, в которой воедино слиты процессы формирования, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы представляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Какие выделяют компоненты педагогического процесса?

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда.

Чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать воспитанников, способы сотрудничества с ними. Это духовные средства труда.

Что означает целостность педагогического процесса?

Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Целостность - главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие.

Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитании осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Какие существуют закономерности педагогического процесса?

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:

1. закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

2. закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темны и достигнутый уровень развития личности зависит:

· от наследственности

· воспитательной среды;

· применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит:

1. от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности;

2. интенсивности, характера и своевременностей внешних стимулов;

5. закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Зависит:

· от качества педагогической деятельности

· качества собственно учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;

6. закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят:

· от потребностей общества и личности,

· возможностей общества;

· условий протекания процесса.

Какие выделяют этапы педагогического процесса?

В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это последовательность развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

· целеполагание;

· диагностика условий;

· прогнозирование достижений;

Основной этап осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников ",

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса,

· создание благоприятных условий ,

· осуществления мер стимулирования,

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, учесть неэффективные моменты.

Дидактика как наука

Процесс обучение

Что называется дидактикой?

Дидактика - это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Какие существуют основные категории дидактики?

1. преподавание - деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний,

2. учение - процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности;

3. обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели;

4. образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков;

5. знания - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;

6. умения - овладения способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике;

7. навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства;

8. цель - то, к чему стремится обучение;

10. форма - способ существования учебного процесса;

11 .метод - путь достижения цели и задач обучения;

12. средство - предметная поддержка учебного процесса.

Что такое процесс обучения?

Процесс обучения - это дидактический процесс.

Процесс обучения это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества подрастающему поколению.

Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.

Ведь общество для того и познает мир, чтобы совершенствовать практическую деятельность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых - знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учащихся и преподавателей для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию способностей, выработке взглядов.

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).

Процесс обучения (но):

ДП= М + Аф + Ау, где ДП -дидактический процесс;

М - мотивация уч-ся к учению;

Аф - алгоритм функционирования уч-ся в учебно-познавательном
процессе ,

Ау - алгоритм управления преподавателем учебно-познавательным
процессом.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую. Они выступают в единстве, комплексно.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков, в усвоении учащимися видов деятельности.

Воспитательная функция, состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.

Развивающая функция состоит в развитии у детей психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности.

Что такое содержание образования?

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа требований общества образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизирую гея на основе психолого-дидактических знаний. Цели образования конкретизируются в следующих задачах:

· обеспечение необходимого уровня усвоения знаний, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшей жизни;

· развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, познавательных и практических умений"

· формирование мировоззрения, нравственных, эстетических качеств;

· формирование способностей к самообразованию и совершенствованию.

Какие существуют принципы формирования содержания?

Существуют следующие принципы формирования образования:

Гуманистичности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для обучения знаний достижениям научного и культурного прогресса; последовательности, заключающийся в планировании содержания; систематичности, предполагающий рассмотрение изучаемых знаний в системе; связи с жизнью как средство подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям; доступности.

Урок как форма обучения.

В чем заключается сущность и особенность урока?

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап) учебного процесса.

К уроку предъявляются определенные требования. Среди общих требований выделяются следующие:

Построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация всех дидактических принципов и правил; обеспечение условий для познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей; опора на достигнутый уровень развития учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Какие существуют цели уроков?

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:

· определение образовательных задач каждого урока,

· сочетание разнообразных видов, форм, методов;

· творческий подход к уроку.

Воспитательные требования:

· формирование и постановка достижимых воспитательных целей;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности;

· соблюдение требований педагогического такта.

Развивающие требования:

· формирование у учащихся положительной мотивации к учебе, интересов, творческой инициативы,

· учет уровня развития учащихся, их психологических способностей, проектирования «зоны ближайшего развития»,

· стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме перечисленных требований выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и т. д.

Как осуществляется подготовка к уроку?

Технология подготовки к уроку может быть следующей:

Изучение учебной программы и тематического плана; определение методической особенности темы; определение характера изложения учебного материала; подготовка психолого-педагогической диагностики особенностей и возможностей учащихся; выбор дидактических средств для реализации учебной деятельности учащихся.

При этом формируется несколько моделей урока:

    целевая - обоснуется постановка дидактических, воспитательных и развивающих задач обучения; реальность выполнения цели; связь цели данного урока с целью и задачами предыдущих и последующих уроков; мотивация учебной деятельности учащихся; содержательная -- соответствие содержания урока требованиям программы, распределение содержания на части, закопченные в смысловом отношении; методическая - выбор и реализация средств, приемов, методов обучения и форм организации учебного занятия; формирование познавательных интересов; осуществление индивидуального подхода к учащимся; создание на уроке ситуации успеха, процессуальная - выбор типа и вида урока, структура урока, ее особенности, логическая последовательность и чередование видов учебной деятельности, четкость организации урока, рациональное использование времени; эмоционально-интеллектуальная - образность, эмоциональность изучаемого материала, мимика, жесты, контакт с учащимися, выразительность, грамотность речи, санитарно-гигиеническое состояние комнаты, внешний вид.

Принципы и правила обучения.

Что такое принципы дидактики?

Процесс обучения это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Принципы обучения - это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.

Впервые принципы обучения были сформулированы чешским ученым.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются. Они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания.

Что такое правила обучения?

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения одного и того же принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Правила - это те положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.