Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Классный час на тему: "Культура поведения в общественных местах". Классный час на тему: Классный час: "Правила поведения в общественных местах"

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Владимировна. Я проведу у вас этот классный час. Сегодня у нас с вами очень широкая тема для беседы.

Ее название очень длинное и сложное: помогите мне его разгадать:

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(Аппетита)

Давайте прочитаем ключевое слово. Это слово общественные. А тема классного часа «Правила поведения в общественных местах». Какие общественные места вы знаете? (школа, транспорт, магазин, кинотеатр).

Общественные места – это места большого скопления людей.

Следующая загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже почти два месяца школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

А теперь внимание на слайд: закрепим свои знания.


Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Ребята, я думаю, вы уже знакомы с библиотекой. А почему в библиотеке нужно вести себя тихо? Что такое читальный зал?


Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)




Послушайте следующее стихотворение и определите следующее общественное место.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил:

Мне, жене и дочке,

Во втором рядочке

Дайте лучшие места.

Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРОВО - вежливое слово.

Вдруг ворвался косолапый.

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Касса, выдай мне билет!

Ваше вежливое слово?

У меня такого нет.

Ах, у вас такого нет?

Не получите билет…

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И пришёл к лохматой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то…

Вот уже второй звонок1

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир даёт билеты -

Не один, а целых три!

О каком общественном месте шла речь?

За какие слова кассир давала билеты?

Чему учит вас это стихотворение?

Давайте мы поиграем в игру « Вежливо – невежливо». Если вежливо, то следует поднять зелёный кружок, если нет – красный кружок.

в гостях нужно

Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

Не клади локти на стол, не играй во время еды.

Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

Спасибо за внимание

Тема: Этикет в общественных местах.

Цель: - формировать умения правильно вести себя в общественных местах (в театре, на концерте, в музее), умение вести себя правильно в различных ситуациях.

2. Тема: Стихотворение А.Барто

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и в венке.

Я сижу дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка,

Вдруг вижу – нету номерка…

Может он под стулом где-то7

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?

Почему нам стоит об этом поговорить?

3. Цели: - Какие поставим цели на урок?

(1.Знаю… 2. Умею. 3. Выполняю…)

Зачем нам нужно говорить о правилах поведения в общественных местах7

Что должно стать результатом нашего урока? (Не только знать правила, но и соблюдать их. А это мы можем видеть каждый раз, когда ходим в библиотеку, в театр, в кинотеатр, в музей).

Как вы считаете, о чём нам нужно сегодня поговорить?

Решение этических задач.

Правила вежливости в общественных местах.

Правила поведения в театре и на концерте.

Правила поведения в музее.

Что мы называем общественными местами?

Почему именно в этих местах есть определённые правила поведения?

В общественных местах бывает не мало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом и соблюдать определённые правила так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим.

Сейчас каждый из вас решит тест по решению этических задач, а в конце урока, когда вы всё послушаете, вы сравните свои ответы и убедитесь, что вы ещё не всё знаете о правилах поведения в общественных местах и в дальнейшем постараетесь их соблюдать.

1. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

в) желательно, но не обязательно.

2. В какой одежде ходят в кино?

3. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

в) в любом, кроме большой меховой шапки;

г) только в небольшом, являющемся частью нарядного вечернего костюма.

4. У кого должны находиться входные билеты?

в) у того, кто их приобрёл;

5. Кто покупает программу в театре, на концерте?

в) не имеет значения.

6. Кто выходит первым из театрального, концертного зала или кинозала?

в) юноша и девушка одновременно - под руку.

7. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) спиной к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену;

б) лицом к сидящим;

в) боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кино, театре?

а) можно, если успеешь это сделать первым;

9. Можно ли одолжить программу, бинокль у соседа по ряду?

а) модно, ничего особенного в этом нет;

б) нельзя, программу и бинокль приобретает каждый сам;

в) на ваше усмотрение.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес ещё не поднят?

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот- вот начнётся?

в) можно – в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) можно, если это интересно вашим соседям;

б) нежелательно, если вы не уверенны в реакции ваших соседей;

в) нельзя, подождите антракта.

13. Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

б) желательно, чтобы подбодрить артистов;

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) взять с собой несколько носовых платков;

б) ничего особенного не предпринимать – окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам

в) в таком состоянии лучше остаться дома.

. 3. Правила вежливости в общественных местах.

Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаёмся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе вам приходится выполнять правила общения.. выполнять правила вежливости. Какие7

Стихотворение Э Мошковской «Вежливое слово»

К началу всё готово!

За вежливое слово!

А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Я бы очень попросил:

Мне, жене и дочке,

Во втором рядочке

Дайте лучшие места.

Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРОВО – вежливое слово.

Вдруг ворвался косолапый.

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Касса, выдай мне билет!

Ваше вежливое слово?

У меня такого нет.

Ах, у вас такого нет?

Не получите билет…

И ушёл он со слезами,

И пришёл к лохматой маме.

Мама шлёпнула слегка

И достала из комода

Очень вежливое что-то…

Вот уже второй звонок1

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых три!

За какие слова кассир давала билеты?

Чему учит вас это стихотворение?

Зачем нам надо быть вежливыми в общественных местах?

К чему приводит иногда ваша невежливость?

Собираясь в театр, изменишь ли ты свой внешний вид? (нарядная одежда)

Стоит ли спешить к началу сеанса или представления? (почитать афиши, купить программу, снять одежду и получить номерок) Или лучше прийти к последнему звонку?

О чём предупреждают звонки?

О чём нужно вспомнить, сдавая пальто в гардероб? (о деньгах, о платочке и т.д.)

Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам так часто встречаются во время спектакля, киносеанса и т. д. Вы должны обсудить как вам поступить в этой ситуации и объяснить почему вы так решили?

Работа в группах.

Спектакль или фильм уже длится целый час. Вы очень хотите есть. У вас в кармане конфеты, а у товарища есть семечки. Что вы сделаете?

Вы опоздали не по своей вине. Спектакль уже начался. Вы вошли в зал после звонка. Как вы поступите? Как вы пройдёте к своему месту?

Актёры не прочитали ещё последние слова, ещё не закрылся занавес, не зажёгся свет. Вы вспомнили, что около гардероба сейчас будет целая толпа народа, а вам нужно быстро уйти из театра. Как вы поступите?

Вы смотрите спектакль. Он вам очень нравится. Герои спектакля играют прекрасно, как будто это на самом деле. Вы начинаете делится своими впечатлениями со своими соседями. Правильно ли вы поступаете? Как быть вам иначе?

Вы смотрите кино или спектакль. Вам очень захотелось в туалет. Как вы поступите в такой ситуации? Как быть иначе?

ВЫВОД: (говорят дети)

Каждому из вас я сейчас памятки о поведении в театре и на концерте, в кинотеатре.

Правила поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.

Приведи себя в порядок.

Рассчитай время: в кино – сними шапку, в театре – разденься в гардеробе и получи номерок.

Не сори, не бегай в фойе.

Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.

Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.

Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.

Правила поведения в музее .

Бывал ли ты когда –нибудь в музеях? Зачем они нужны?

– Какие правила ты выполнял, находясь в музее?

Почему нельзя громко разговаривать?

Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?

Почему нельзя трогать руками экспонаты?

К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?

Сдерживай свои эмоции(восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.

Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай свой вопрос.

Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.

Практические задания (работа в группах).

Сейчас каждая группа получит задание-ситуацию, которые часто встречаются в вашей жизни. Какие вы сделаете выводы из прочитанного и что предложите другим.

Класс идёт на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло., ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них только сделал замечание, но ребята на это никак не отреагировали. А когда пришли в класс и учитель на уроке истории спросил, что они видели в музее и как это можно связать с сегодняшней темой, многие не могли ничего ответить.

Проанализируйте поведение детей во время экскурсии.

Что ваша группа предложит нашим ребятам из класса? Какие правила им напомнит?

Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля; толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься?». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.

Кто из ребят вёл себя правильно, а кто нет?

Что значит вежливо и деликатно вести себя?

Как бы поступили вы в этой ситуации?

В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал очень рано, почистил костюм, пальто, ботинки. Быстро позавтракал и пошёл в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступление гимнастов.

Витина мама и его сестрёнка Маша остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели зрителей. А среди них Витю. Маша закричала: «Мама, смотри Витя!» А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Её сын сидел, болтал ногами, ел мороженое, которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть. И молча вышла из комнаты.

Почему маме стало стыдно?

Какие правила этикета нужно соблюдать в цирке?

Ребята всем классом пошли смотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много людей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся её потерять. А Зина не видела, что происходит на экране и всё время спрашивала соседку Лиду.

Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось очень смешно.

Было ли смешно другим детям в зале?

Найдите нарушение правил этикета в общественных местах в этой ситуации?

Что мы с вами сегодня рассматривали на уроке и для чего?

Классный час на тему "Правила поведения в общественных местах"

Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

1. Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).

2. Формировать положительные моральные качества.

Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.

Наш классный час посвящен правилам поведения в общественных местах

Задание. Соедините стрелочками слова левого и правого столбика. (слайд №2)

1. Правила поведения в гостях

К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?(волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) (Слайд№3-6)

По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;

Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;

Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;

Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась есть бесшумно.

Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.

Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)

Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.

Правила поведения в гостях (слайд №7)

· В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно

· Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

· Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

· Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

· Не клади локти на стол, не играй во время еды.

· Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

Но нашим гостям нужно попасть в библиотеку, чтобы подготовить домашние задания, которые были заданы в лесной школе.

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

· В добрый час молвить, в худой - промолчать.

· Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Доброе слово железные ворота отопрет.

· Долго думал, да хорошо сказал.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Кстати промолчать, что большое слово сказать.

· Лишнее говорить, себе вредить.

· Складно бает, да дела не знает.

· На великое дело - великое слово.

· Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

2. Правила поведения в общественном транспорте

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд 8-9)

Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

Если ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…

Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…

Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Ехать очень хорошо.

Понравился ли вам главный герой?

Какое правило нарушил Николай

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров . (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Полную информацию смотрите в файле.

Классный час

на тему: «Культура и этикет»

класс: 4 «Е»

подготовила : Смагулова Д.Б.

проверила : Сыздыкова Л.Т.

дата проведения : 13.02.17

Астана, 2017 г.

Классный час на тему: «Культура и этикет»

Цель : освоение учащимися основных правил культурного поведения в общественных местах и обществе.

Задачи :

    Ознакомить детей с правилами поведения в общественных местах;

    Развитие у детей навыка работы в группах;

    Введение понятий «этикет», «культура».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Карточки с заданиями.

Ход классного часа:

    Организационный момент:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы проведем классный час, но перед его началом, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

    Тема урока (5-6 мин):

Тема нашего классного часа очень интересная. А какая именно тема, вы попробуете догадаться сами, просмотрев фрагмент из мультфильма. (Фрагмент мультфильма «Винни-пух идет в гости»).

Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

Как вы думаете, повел ли себя воспитанно Винни-пух? Кролик?

Тема сегодняшнего классного часа: «Этикет» (слайд).

    Основная часть (27 мин):

Общее обсуждение темы:

«Мозговая атака».

Кто такой воспитанный человек?

Какими качествами он должен обладать?

А как вы думаете, существует ли своеобразный кодекс, который содержит в себе правила вежливости и поведения в общественных местах? (слайд)

(обсудить эти вопросы в микрогруппах)

Обобщение ответов детей и создание общего вывода, представления об этикете и воспитанном человеке.

Этикет – это установленный порядок или своеобразный кодекс правил поведения в общественных местах и обществе. Как вы думаете, о каких общественных местах идет речь?

(кино, театр, гости и т.д.) А школа – это общественное место?

Входит ли в этикет правила хорошего тона?

Задания для микрогрупп:

Итак, сегодня мы попробуем создать свой кодекс правил поведения. Каждая группа выберет для себя определенное задание.

(на столе лежат карточки по разделам «Правила поведения в театре», «Правила поведения в кинотеатре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в школе», «Правило хорошего тона» с различными ситуациями).

Группа «Правила поведения в театре».

    Лёша и Катя собрались в театр на спектакль. Придя за 20 минут до начала представления, дети сдали свою верхнюю одежду в гардероб, зашли в зал и нашли свои места.

    Тёма, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим.

    Тёма сев на свое место, начинает расспрашивать, что же уже показали артисты. Немного посмотрев игру актеров, мальчик достает свою шоколадку с кармана и начинает шумно разворачивать. Поняв, что ему скучно, посреди представления он решает пойти в буфет.

    Марина искала своё место в зале. Найдя место, которое располагалось в конце ряда, она начала пробираться между рядами, повернувшись к сидящим лицом.

    Лёша с Катей сев на свои места, обсуждали предстоящее представление шёпотом, чтобы не мешать другим. Когда в зале потемнело и прозвенел третий звонок, они быстро стихли в ожидании начала спектакля.

Группа «Правила поведения в кинотеатре»

    Айдана с Аружан решили сходить в кинотеатр на премьеру фильма. Киносеанс начинался в 13.00. Девочки пришли в кинотеатр в 12.30. Сдали свою одежду в гардероб, купили билеты в кассе. Успев сделать все дела, Айдана с Аружан зашли в зал, прошли на свои места.

    Тёма пришел на киносеанс. Опоздав на него на 15 минут, он ворвался в зал, плюхнулся на свое место и тут, увидел своих знакомых, которые тоже опоздали на фильм. Он начал громко кричать, отчаянно звав их и размахивая руками, в надежде, что его друзья его заметят.

    После чего Тёма достал из своего большого рюкзака газировку, которая немного растряслась, пока он бежал в кинотеатр. Открыв ее, он обрызгал себя и рядом сидящих людей.

    Тут у Тёмы громко зазвонил телефон. Он начал громко разговаривать со своим другом по телефону, рассказывая, на какой фильм он пошел и что же тут происходит.

    Сев на свои места, Айдана и Аружан поставили свои телефоны «на беззвучный режим». По пути в зал они взяли с собой сок и попкорн. После завершения сеанса, встав со своих мест, девочки посмотрели, не оставили ли они после себя мусор и отправились не спеша на выход.

Группа «Правила поведения в гостях»

    У Тёмы сегодня день рождения. Звонят в дверь. Мальчик попросил открыть дверь свою бабушку. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Тёме мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?».

    Камилу пригласили на празднование дня рождения ее одноклассницы. Согласившись, Камила стала думать о подарке. Девочка решила подарить книгу своей однокласснице, которая очень любит читать.

    К Тёме вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку Тёмы, которая встречала гостей, они хором кричат: «Поздравляем!».

    Опаздывая на день рождения одноклассницы, Камила преждевременно позвонила ей, чтобы предупредить её и извиниться за неудобства.

    Тёма подошел к своим друзьям, взял подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит: «Проходите в комнату, пальто снимайте!».

Группа «Правила поведения в школе»

    Прозвенел звонок на перемену. Тёма вскочил, побежал к выходу с класса, по пути расталкивая своих одноклассников. Выбежав в коридор, он сбил первоклассника и побежал быстрее в буфет.

    Саша, выходя на перемену, для начала пропустил вперед своих одноклассниц, после чего вышел сам. Выйдя в коридор, он решил посмотреть доску объявлений, которая находилась в холле школы. Увидев бежавшего первоклассника, Саша его предупредил, что бегать по школе нельзя.

    Увидев большую очередь возле буфета, Тёма решил схитрить, расталкивая всех стоящих, со словами: «Тёть Маш, дайте мне сок! Вот вам 100 тенге, дайте сок! Я на урок опаздываю!»

    На 15-ти минутной перемене, как обычно, 4 «А» класс собирался в столовую с классным руководителем. Саша встал в пару с Алиной, для того, чтобы пройти в столовую на обед. Когда они зашли в столовую, Саша сел на свое место и пожелал всем приятного аппетита.

    Сегодня 5 урок – урок литературного чтения. Тёма прочитал произведение, которое задавали на дом. Он так сильно хотел ответить на уроке. Классный руководитель начал урок. Не успев даже спросить, кто подготовился к уроку, Тёма начал громко кричать: «Я готов! Я хочу ответить!»

Группа «Правила хорошего тона».

    Тёма вышел во двор погулять. На лавочке сидела соседка с 3-го этажа. Увидев мальчика, она поздоровалась: «Тёмочка, доброе утро!». Тёме было некогда с ней здороваться, он буркнул в ответ: «Ага» и побежал к своим друзьям.

    Айдар поехал в школу на автобусе. Зайдя в автобус, он увидел свободное место. Убедившись, что нет старших и пожилых людей, которые хотели бы сесть, он сел. На следующей остановке в автобус зашла бабушка. Айдар уступил место бабушке со словами: «Присаживайтесь, пожалуйста!».

    В библиотеке Айдар увидел девочку, которая не могла достать нужную ей книгу с верхнего стеллажа. Девочка увидела Айдара и попросила его: «Привет! Ты не мог бы мне помочь достать эту книгу?». Айдар с радостью ответил: «Привет! Конечно!», а девочка поблагодарила его за книгу.

    Тёма ужинал дома с семьей. Закончив приём пищи, Тёма встал со стола и, не поблагодарив за ужин, ушел играть в компьютер.

    У 4 «А» класса проходил урок физической культуры. Тёма задел Алину, которая бежала рядом. Алина упала. Тёма, переступив через одноклассницу, побежал дальше.

Ребята, вам попадется определенное задание по разным темам. В каждом конверте вы найдете карточки с жизненными ситуациями. Ваша задача: внимательно прочитать и проанализировать ситуацию и подумать, соответствует ли она правилам этикета или нет. Проанализировав ситуацию, попробуйте вывести свое правило этикета и написать его на листе А3. На анализ ситуации и запись правила вам дается по 3 минуты. После того, как каждая группа закончит со своим правилом, передает свой постер другой группе. Для следующей группы дается уже другая ситуация, но задание тоже самое. Таким образом, каждая группа должна поработать с каждым постером и вернуть его первой группе. Когда ваш постер вернется к вам же, вам дается 2 минуты на выступление и анализ добавленных правил.

(идет выступление каждой команды)

Дети, а как вы думаете, Тёма – воспитанный мальчик? А вы поступаете так, как он? Что нужно сделать для того, чтобы стать воспитанным человеком?

Давайте посмотрим, какие правила поведения вы упустили и какие совпали с нашим кодексом. (слайд)

    Закрепление темы и подведение итогов :

А теперь, давайте подведем итог нашего классного часа. Сейчас рассчитаемся на 1, 2, 3, 4, 5.

1 номера:

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

2 номера:

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

3 номера:

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

4 номера:

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы ведь в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

5 номера:

Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Все, что видит, покупать,

Станьте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите букву "А"!

И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся

С продавцами во главе,

К вам директор магазина

Подползет и скажет маме:

"Заберите все бесплатно,

Пусть он только замолчит".

Творческое задание:

Ребята, теперь вас ждет творческое задание. Теперь у нас образовалось 5 новых групп. На столе у вас лежат карточки с «Вредными советами». Ваша задача: прочитать и попробовать инсценировать это стихотворение. То есть, каждая группа будет в роли актеров театра. У вас есть ровно минута на то, чтобы распределить роли между участниками группы и попробовать сыграть сценку. На выступление 2 минуты.

(дети ставят сценки по стихам Г.Остера «Вредные советы»)

Как вы думаете, эти стихотворения соответствуют правилам этики? Можно ли так поступать, как советует автор? Поступают ли так воспитанные дети?

Я надеюсь, вам понравился наш классный час и впредь, вы будете воспитанными по отношению к своим сверстникам, родным, старшим и остальным, даже незнакомым людям!

Классный час « Правила, обязательные для всех»

Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Ход классного часа.

Культура поведения в общественных местах.

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Тот, кто ездит домой, общается с родителями, братьями и сёстрами, с соседями; все вы в школе общаетесь со многими учителями, школьными товарищами; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомиыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с прсьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и не знакоиыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свестят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спиться мне…

Из-за этой самой птицей

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласиться-

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим-

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил…

До чего же я старался!

Я с девчёнками не дрался.

Как увижу я девчёнку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто с ней я не знаком.

Мама очень удивилась:

Что с тобой, скажи на милость?

Может ты у нас больной-

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

Чудеса,- сказала мама

И купила снегиря…

Я кричу на всю квартиру:

У меня сегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение « Правила, обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихотворения.

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных-

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну ещё туда- сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки- пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну ещё туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

Учитель помогает сформулировать учащимся первое правило: « Быть всегда, везде и со всеми честными».

Учитель: Второе правило правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, в театр, на урок, на любое мероприятие. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.

Третье правило деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

И четвётрое – правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знпть, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуации о поведении в общественных местах.

1-я ситуация.

Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рассталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: « Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув еа пастрадавшего. Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как вы поступили бы в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

2-я ситуация.

Пятый класс идёт на экскурсию в музей. Ещё издали слышно, что идёт много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить « ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у кмоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомтесь с этими « Не» повнимательнее.

- Не спеши первым сесть за стол.

-Не разговаривай во вреия еды.

-Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

- Не чавкай.

- Не рвись первым выскакивать в двери.

- Не перебивай говорящего.

- Не размахивай руками.

- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

- Не передразнивай говорящего , даже если он заика.

- Не садись раньше старшего без его разрешения.

- Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

- Не забудь снять головной убор, входя в дом.

- Не повторяй слишком часто «я».

- Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

-Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

- Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь толкнёшь.

— Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

- Не держи руки в карманах.

- Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

- Не призноси слов, точное значение которых тебе не известно.

- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру « Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила « Не», то справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть « правила хорошего тона», например: « За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила « Не», например, « не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак…

- При еде… (не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).

-Приветствуя старшего…

- При разговоре с другом…

- При входе в общественный транспорт…

- В людных местах и на улице…

- Входя в школу…

Итог

Чему новому вы научились на классном часе?

Какие из четырёх правил вежливости вы запомнили?

Нужно ли везде и всегда соблюдать правила вежливости?

Классный час « Воля и её развитие».

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф : « Воля и труд человека, дивные дива творят».

Н. Некрасов.

Ход классного часа.

Классный руководитель . Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди — разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?

Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.

А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.

Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и пртребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.

Человеку приходится управлять своими жкланиями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания (явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Я считаю,что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно, желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего (я говорю о благородных целях). Но прилагая волеые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно расчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрецательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.

Задание 1

Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? (Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выбирите 2-3 наиболее значимые для вас категории, выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.

Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? (Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по соавнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; уснех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д).

Задание 2

Нарисуйте (изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».

Ребята рисуют, объясняют :

Жирная точка (« Так надо – и точка!»);

И! (« Что, надо? Придётся!»)

Руки, сгибающие стальной прут (« Воля – это сила!») и др.

Классный руководитель.

Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдкржаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня свами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили (сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,(а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.

Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3

Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3

Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3

Я бываю раздрожителен. 1 2 3

Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3

Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3

Я страдаю бессоницей. 1 2 3

Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3

У неня не хватает времени на отдых. 1 2 3

У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3

Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3

Еще раз напомним тему корректного поведения, чтобы не ударить в грязь лицом, не прослыть хамлом, а оставаться в любой ситуации леди или джентльменом. Порой, некоторые нормы поведения, – мы не говорим о светских раутах и прочих развлечениях высшего общества из классической литературы, – иногда нужно напоминать не только подросткам, но и взрослым.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов в малознакомых компаниях, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения и на работе, – особенно в новом коллективе, – и на вечеринке.

Этикет поведения в публичных местах

На улице и в общественном транспорте

Большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице, в транспорте. Главное правило поведения на улице, да и в общественном транспорте тоже, – не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, распихивая всех и «работая локтями». Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу.

Если нужно остановиться в плотном потоке людей, сначала отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, извинитесь.

Будьте аккуратны на улице, не разбрасывайте где попало обертки от конфет и другой мусор. Если рядом нет урны, положите фантик в сумку или карман.

Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором.

Сидеть в вагоне метро или салоне автобуса с широко расставленными ногами, занимая два сиденья также против правил этикета.

На лестнице

Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади - мужчина. Однако, если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения.

Кстати, сторона лестницы с перилами - привилегия женщин, пожилых людей, детей.

У дверей

Традиционно мужчина пропускает вперед женщину. Младший уступает дорогу старшему, а подчиненный – начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если двери одинарные, входящий пропускает выходящего. Если перед вами двухстворчатые двери – левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу.

В лифте

Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. Если вы – ближайший к кнопкам, спросите, на кнопку какого этажа нужно нажать.

В последнее время принято здороваться не только с соседями по дому или офису, но и с любым «соседом» по лифту. А в лифтах в торговых центрах это совсем не обязательно.

В театре, в кино и на концерте

В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра: тот, кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями. Высокий головной убор стоит снять.

Во время спектаклей и концертов считается дурным тоном привлекать к себе внимание громким голосом и жестикуляцией. Премьера любого спектакля – торжественное мероприятие, поэтому можно прийти одетым наряднее, чем в будни.

Крайне невоспитанно опаздывать на спектакль. Если это все-таки произошло, не следует потихоньку пробираться к своему месту в зале.

На концертах не нужно подпевать исполнителям или оркестру или отбивать такт ногами. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера.

Если ваше место в середине ряда, то проходить к нему необходимо лицом к зрителям, уже сидящим в этом ряду.

В театре и на концерте невежливо что-то жевать или пить. И уже тем более шуршать пакетиками или чавкать принесенной едой. Не забывайте переставить телефон в режим вибрации, или отключите совсем. Если забыли и телефон зазвонил во время кино (спектакля, концерта) – извинитесь.

В музее

Согласно правилам этикета, прежде чем отправиться осматривать музейные экспонаты, нужно пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду. Крупные сумки, портфели, пакеты, рюкзаки и зонты также положено оставлять в гардеробе.

Если в музее – как правило, это старинные дворцы и усадьбы – сохранился старинный паркет, посетителям предлагаются специальные войлочные тапки, которые следует надевать поверх уличной обуви.

По залам музея следует передвигаться как можно тише. Недопустимо громко разговаривать или кричать, подзывая своего спутника.

В крупных музеях считается неправильной попытка торопливо осмотреть всю экспозицию за время одного посещения. Лучше всего выбрать один или несколько соседних залов, отложив осмотр остальной части экспозиции до следующего посещения.

Подробнее о правилах поведения в музеях читайте в статье «Как вести себя в музее».

В библиотеке

Библиотека – это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие. В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. В читальном зале нужно соблюдать тишину, так что говорить по телефону – за пределами зала.

Книги нужно сохранять в том состоянии, в каком они попали в руки. Загибать уголки страниц недопустимо, как и ставить на них бутылки с водой или другие предметы.

В ресторане

Речь сейчас не о фаст-фуде и сетевых кофейнях. А именно о ресторанах.

Главное правило - за одежду спутницы отвечает мужчина. Он помогает снять пальто и сдает его в гардероб. На входе в зал посетителей встречает метрдотель, который провожает их к свободному месту. Следом за ним идет дама, замыкает процессию ее спутник. Метрдотель помогает женщине занять ее место, мужчина усаживается сам.

В более демократичных заведениях, где нет метрдотеля, клиенты самостоятельно идут к свободному столику. В этом случае джентльмен следует первым, дама - за ним. Он отодвигает стул, усаживает свою спутницу, после садится сам. При этом лучше расположиться таким образом, чтобы официанту было удобнее обслуживать даму, поскольку именно ей блюда подают в первую очередь.

Правильное поведение в ресторане мы раскладывали по полочкам в статье «Как не опозориться в ресторане».

Как вести себя на природе

Главная проблема – это мусор. Не оставляйте бутылки, обертки и прочие ненужные вещи в парках! Донести до урны не сложно. Если урна далековато, возьмите с собой пакет из дома, он почти ничего не весит.

Этикет для самых маленьких

Очень важно научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома чадо выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет придерживаться: авторитет родителя сильнее детсада и школы. Так что показывайте на собственном примере. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша.

Помните, если вы, к примеру, в магазине здороваетесь и не благодарите продавца за то, что он вас обслужил, то и от своего ребенка этого никогда не дождетесь. Если в транспорте вы будете грубы с пассажирами и кондуктором, или не уступаете место пожилому человеку или беременной женщине, или просто уставшей даме с тяжелыми сумками, то ваш ребенок не будет этого делать, когда подрастет. В случае с транспортом стоит помнить и о плохой ролевой модели: когда вам уступают место, то садитесь сами, и ребенка, особенно мальчика, – он же будущий мужчина, – сажайте на колени, не оставайтесь стоять, когда ребенок сидит. Ведь мама (или бабушка) – прежде всего женщина, она устала, и ей нужно сесть. Иначе стоящая женщина запечалится в голове у ребенка и останется нормой.