Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Как и когда приучить ребёнка к горшку? Когда начинать приучать ребенка к горшку.

Приучить своего ребенка к горшку одни мамы стараются как можно раньше, дабы поскорее избавиться от денежного расхода на подгузники и от постоянной стирки, а другие считают, что это можно отложить на поздний срок. Все начитанные мамочки могут рассказать, когда их дети начинают ходить, ползать или говорить, но не все знают, когда необходимо посадить ребенка на горшок, чтобы можно было как можно легче приучить его к нему.

Иногда проходит несколько месяцев постоянных мучений и борьбы, а потом за пару дней ребенок учится ходить на горшочек. Все облегченно вздохнули, ну а на самом деле просто наступил период, когда ребенок может приучиться к горшку естественным способом.

Когда нужно приучать ребенка к горшку?

Ребенок произвольно задерживать дефекации и мочеиспускания учиться с шести месяцев до одного года. Именно этот период характеризуется изучением тела и его возможностей, например, он изучает содержимое своего горшка или хлопает ладошками по луже, которую сам и сделал.
Он задерживает мочеиспускание играя, при этом тренируя способность контролировать свое мочеиспускание. В это время можно предложить ребенку присаживаться на горшок, но больше для того, чтобы он с ним познакомился, а не для того, чтобы он справлял свои естественные нужды. Устойчивую привычку пользоваться горшком в этом возрасте активному ребенку сформировать вряд ли получиться, так как ему трудно усидеть на одном месте, а вот если ребенок спокойный, то это может удастся.
От десяти до тринадцати месяцев ребенок ищет большей самостоятельности, поэтому может противиться принуждениям и запретам взрослых и даже предложению воспользоваться горшком.
Многие дети даже если пользовались до этого времени горшком, то в этот период они могут отказаться садиться на горшок. А после этого времени – примерно к четырнадцати месяцам, уже можно сознательно приниматься учить ребенка использовать горшок.
В период приучения вам наверняка не избежать луж. К двум годам с детьми легче договориться, чем с малюткой, ведь в это время они понимают речь и им можно будет объяснить зачем и куда сходить в туалет, следовательно, количество луж сведется к минимуму.
Ко всему прочему именно в этом возрасте им наиболее интересны туалетные дела. Конечно, все цифры эти приблизительны, так как каждый конкретный ребенок развивается отдельно. Поведение ребенка подскажет вам, когда лучше приступить к вопросу приучения к горшку.

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Легче всего процесс приучения к горшку проходит у детей, мамы которых часто не пользовались подгузниками, но и у других детей есть шанс, только для этого нужно будет приложить немного больше усилий и терпения. Соблюдение следующих советов поможет вам значительно ускорить этот процесс:
- во время приучения к горшку нужно как можно меньше использовать подгузники, чтобы ребенок мог изучить свое тело, установить связь между позывами и отправлениями. Можно показать, как применяется горшок. Для этого понаблюдайте за ребенком и, как только вы заметили, что он готовится справить нужду, предложите ему горшок. Лучше будет, чтобы он на конкретном примере взрослого или старшего ребенка увидел, куда и как нужно справлять свою нужду.
- горшок всегда должен быть на виду и в пределах досягаемости.
- предлагайте горшок с поясняющими словами, например, давай пописаем или сюда надо какать.
- каждый раз, как ребенок сделает свои дела в ползунки, мягко напомните ему куда нужно писать, выразите легкое разочарование, но ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте сесть на горшок, иначе у ребенка вырабатывается отвращение.
- если ребенок использовал горшок по назначению, не забудьте его похвалить, обнять.
- после каждого сна и после каждой еды не забывайте предложить малышу горшок.
- не забывайте, что для того, чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться, поэтому при незнакомых людях или в незнакомой обстановке лучше не сажать ребенка на горшок.

Неудачи при приучении к горшку?

Аварии случаются даже у малыша, который умеет ходить на горшок:
- пока вы его приучаете к горшку;
- в период, когда режутся зубки;
- во время увлечения игрой, так как ребенок не ощущает потребности в этом;
- во время кризиса одного года.
Во время приучения к горшку лучше, чтобы в комнатах не было ковров, а кресла и диваны можно застелить сложенными полотенцами или одноразовыми пеленками. Швабра с поролоновой насадкой поможет вам быстро убрать лужу на полу.

Как не носить подгузники на улице?

После того, как ваш ребенок выработает устойчивый навык пользоваться горшком, можно начать обходиться на улице без подгузника. Малыши, которые не носили подгузники, к тому моменту, когда вы их будете приучать к горшку, уже умеют терпеть и проситься на улице в течении прогулки. Памперсных детей тоже ждет успех, просто нужно на прогулку брать побольше запасных штанишек. Следующие рекомендации подскажут вам как лучше поступить:
- предложите ребенку сходить на горшок непосредственно перед прогулкой, если не захочет, то нужно настоять;
- если у вас нет желания ходить в кустике, то можно прихватить горшок с собой;
- после аварии необходимо объяснить ребенку, что произошло – ты описал штанишки, они мокрые;
- если ребенок сам попросился в туалет необходимо его похвалить за это;
- сходить на горшок нужно предложить и после прогулки.
Пройдет немного времени и ваш малыш будет терпеть всю прогулку, а вам не придется носить с собой запас одежды и горшок.

Как отказаться на ночь от подгузника?

Обходиться без подгузника в ночное время можно будет после того, как у вашего ребенка выработается устойчивый навык в использовании горшка и он начнет просыпаться ночью, для того, чтобы сходить на горшок. Обычно это происходит к двум годам, когда функция задерживать мочеиспускание настолько укрепиться, что будет проявляться и в период сна. Приучить маленького ребенка не писать и спать всю ночь не удастся, так как человек не контролирует себя во время сна. Предложить малышу сходить на горшок перед сном – это единственное, что можно сделать.

Отчего ребенок больше 2 лет писается в кровать?

Если ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила его или не ругала, а не потому, что он испытывает в этом какую-то необходимость, то ночью, когда его сознание вместе с организмом будут спать, его подсознание способно выкинуть такой фокус. Ну а если ребенок испытывает удовольствие, когда ходит на горшок, то это означает, что у него сформировался и сознательный и подсознательный навык в этом, то проблемы ночью также отпадают. Следующие советы помогут вам в том, чтобы малыш полюбил эту процедуру:
- не нужно ругать ребенка, когда он описает штаны;
- не нужно его сильно хвалить или, тем более, награждать его ха то, что он сходил на горшок;
- если ребенок научился это делать сам, то не нужно его сажать на горшок.
Именно поэтому ребенок будет ходить на горшок не для того, чтобы его похвалили или не ругали, а от того, что сам получает удовольствие от управления своим телом.
Романова Оксана, специально для сайта

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Когда начинать приучать ребенка к горшку? Ребенок в возрасте 1-2 лет, как раз тогда, когда легче всего сформировать привычку пользоваться горшком, делает только то, что ему нравится.

Задача родителей – не «спугнуть» желание ребенка научиться писать в горшок, помочь ему освоиться с этим новым для себя процессом. Для ребенка же это целое открытие: он, оказывается, может, «как большой» писать в горшок!

Но от желания родителей, чтобы их ребенок поскорее стал пользоваться горшком, до реализации этого навыка, иногда может пройти достаточно много времени. Этот период (возраст 1-2 года) и является самым благоприятным временем для приучения к горшку.

Многие родители 5-6 месячных малышей с гордостью хвастаются: «А наш-то, наш-то… Уже на горшок ходит!». На самом же деле, это достижение не ребенка, а мамы, которая периодически сажает чадо на горшок.

По теории вероятности (особенно при знании примерного режима облегчения младенца), периодически желание ребенка «сходить в туалет» совпадает с моментом, когда родительница высаживает его на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Но на самом деле, в возрасте до 9-12 месяцев, ребенку «без разницы», пописает он в подгузник, на пол или в горшок. Так стоит ли тратить свое время и проявлять постоянное терпение в этот период?

Ведь у любой мамочки много гораздо более неотложных дел. Намного легче приучить ребенка к горшку, когда он уже может уверенно сидеть, манипулировать игрушками, ходить.

Его пассивный словарь достаточно широк, он сможет соотнести понятие горшка с предметом (горшок – это тот зеленый круглый «стульчик» с нарисованным тигренком, который стоит под детской кроваткой).

Он сможет сам найти и достать горшок по просьбе взрослого. Он сможет понять, что родители довольны его действиями (попросился на горшок), и что действия эти правильные.

Правила приучения малыша к горшку просты.Основная трудность заключается в том, что процесс этот требует большого терпения от родителей и регулярной повторяемости одного и того же ритуала.

Пока ребенок научиться осознавать, что он сам может контролировать мочеиспускание и дефекацию, понимать, что делать «пи-пи» и «ка-ка» нужно в горшок, проситься на горшок, снимать трусики, может пройти несколько недель, а то и месяцев.

Но вплоть до возраста 5-6 лет возможны «аварии» (заигрался, не рассчитал силы, не успел добежать до горшка).

Итак, примерно после года (можно с 9-10 месяцев) надо постепенно приучать малыша к горшку (а себя к мысли, что теперь и на долгое время слежение за желанием малыша облегчиться будет Вашей основной задачей).

Как приучить ребенка к горшку?

Отмените подгузник, когда вы дома (на ночь, на прогулку и в поликлинику – лучше пока оставить).

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Устройте ребенку знакомство с горшком.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Малыши любят все яркое и красивое.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Лучший способ обучения маленького ребенка – личный пример.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

По мере роста малыши учатся и постигают все тонкости «взрослого мира». Одним из этапов взросления малыша можно назвать приучение к горшку. В данной ситуации каждая мамочка действует интуитивно или исходя из имеющегося опыта с другими детьми. Однако не каждая знает, что в определенный период этот процесс может пройти гораздо легче и быстрее.

Во время приучения малыша к горшку особое значение имеет не сам процесс освоения, а его способ, то есть каким образом он приучается к новому для него действию. Задача родителей в этот период постараться сделать так, чтобы осваиваемые действия стали для малыша своими, а не тем, что требуют от него взрослые. Важно сформировать интерес малыша к своим движениям, побуждениям и т.д. В этот период важна совместная работа малыша и взрослого с новым предметом. Ребенок учится различать, как можно и как нельзя поступать, что, собственно, и вызывает обычно затруднения.

В какой период необходимо приучать малыша к горшку?
Задержка мочеиспускания и дефекации самостоятельно формируется у малыша примерно с семи месяцев и до года. В это время малыш вплотную занимается изучением своего тела и его возможностей (трогает руками содержимое горшка, хлопает ими по луже, сделанной им же и т.д.). Во время мочеиспускания, играя, малыш может произвольно задерживать этот процесс, вырабатывая, таким образом, способность регулировать мочеиспускание.

Именно в этот период можно пробовать предлагать ребенку сесть на горшок, но только в качестве ознакомления с этим «интереснейшим» предметом, а не для демонстрации непосредственного отправления естественной нужды. Выработать стабильный навык пользования горшком у ребенка в этот период, вероятнее всего, не удастся, поскольку дети в этом возрасте очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Но если малыш по характеру очень спокойный, может вполне получиться научить его пользоваться горшком.

С десяти до тринадцати месяцев малыши рвутся к самостоятельности и могут возмущаться на фоне запретов и каких-либо принуждений взрослых – это так называемый кризис одного года. Горшок входит в их число. Именно поэтому дети часто отказываются ходить на горшок, даже если до этого они были приучены и никаких проблем не возникало.

Примерно после четырнадцати месяцев жизни малыша можно приучать к самостоятельному пользованию горшком на сознательном уровне. Однако родителям придется набраться терпения и подготовиться к возникновению случайных луж.

С детьми в возрасте двух лет процесс приучения к горшку проходит легче и более быстро. Во-первых, ребенок хорошо понимает, что от него требуется, и «несанкционированные» лужи в данном случае наблюдаются реже. Во-вторых, в этом возрасте детей очень заботят туалетные дела, что, конечно же, дает преимущество в приучение.

Конечно, дети все разные, развитие каждого конкретного малыша может отличаться от среднестатистических данных, поэтому вышеуказанные цифры следует считать приблизительными. Поэтому в вопросе о возрасте, когда лучше начинать приучение к горшку, следует ориентироваться на поведение малыша.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку?
Следует отметить, что приучить к горшку детей, которые не носили памперсы , гораздо легче. А вот с детьми, которые носили памперсы все время, придется попотеть. В данном случае без луж и «кучек» не обойдется.

Для ускорения процесса приучения следует усвоить несколько простых рекомендаций.
Сначала нужно приобрести удобный, устойчивый и внешне привлекательный горшок. Можно разрешить малышу его потрогать и внимательно изучить. Горшок должен находиться в комнате малыша, в месте, где он обычно играет, чтобы ребенок постоянно его видел, а при желании мог на нем посидеть, освоиться, так сказать. Если у малыша этот предмет вызывает настороженность, торопиться с обучением не стоит.

Также следует отказаться от подгузников, если вы этого еще не сделали. Это необходимо для того, чтобы ребенок изучил свое тело и понял функции попы и половых органов, установив связь между позывами и их последствиями, причем не один раз.

Очень важно показать ребенку, как и когда необходимо использовать горшок. Понаблюдав за малышом, вы заметите, что перед актом мочеиспускания или дефекацией они затихает, кряхтит или выказывает свое недовольство. Именно в это время лучше всего предложить ребенку сходить на горшок («Солнышко мое, давай покакаем или пописаем в горшочек), ведь именно для этого он нам и нужен». Важно, чтобы взрослые продемонстрировали на собственном примере, как и куда необходимо справлять нужду.

Если малыш не хочет садиться на горшок, никогда не принуждайте его к этому насильно, иначе можно вызвать отвращение к этому необходимому предмету. Если же кроха нормально сидит и не пытается слезть с горшка, сажать ребенка на него можно вначале после того, как он пописает или покакает в подгузник. Грязный подгузник менять следует, когда малыш сидит на горшке, демонстративно положив его в горшок.

Далее необходимо наблюдать за малышом и сажать его на горшок по несколько раз в течение дня: после сна утром или днем, после еды, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если вы успели, как говориться, поймать момент, и горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша за проделанную работу (погладьте по голове, поцелуйте, да и просто скажите ласковое слово), чтобы у него запечатлелись в памяти приятные эмоции, связанные с использованием горшка.

Если у ребенка случилась «авария», не стоит ругать его или каким-либо образом показывать свое разочарование. Просто в такие моменты нужно ласково напоминать малышу, что «все дела» нужно делать в горшочек.

Замечу, если малыш еще не научился контролировать себя и ходить на горшок в дневное время, не нужно пытаться приучить его к этому ночью.

Помните, чтобы ребенок сходил в туалет, необходима спокойная обстановка. Стресс, посторонние люди, чужая обстановка не дают ребенку расслабиться и сделать все по правилам. Поэтому при приучении малыша к горшку этот фактор следует учитывать.

Чтобы ходить на горшок без напоминания каждому ребенку необходимо разное время. Чем старше ребенок, тем этот процесс протекает быстрее. Так, к примеру, годовалому крохе понадобится для этого от месяца до двух, а двухлетнему – неделя-две.

Стоит также отметить, что у ребенка, который умеет ходить на горшок, все же могут случаться «аварии». Обычно это происходит во время прорезывания зубов, болезни, во время увлекательной игры, в кризисный период одного года.

Как отказаться от подгузника на улице?
Как только у ребенка четко сформируется навык пользования горшком, можно начинать приучать кроху обходиться без «памперса» и на уличной прогулке. Делать это оптимально в теплое время года.

Как правило, малыши, не носившие подгузники, к моменту приучения к горшку могут терпеть во время прогулки и просятся на горшок. Те детки, которые подгузники носили, тоже научатся обходиться без них во время прогулок, только перед выходом на улицу подгузники следует снять, а с собой захватить несколько запасных штанишек.

Обязательно перед улицей необходимо предложить ребенку сходить на горшок, если желания у него такого нет, заставлять не следует. Если ребенку сложно сходить на улице «в кустики», можно взять с собой горшок. Если вы упустили момент, и ребенок сделал дело в штанишки, то необходимо ласково объяснить малышу, что произошла ошибка: «Зайчик мой, ты написал в штанишки! Посмотри, какие они теперь мокрые! Давай в следующий раз мы лучше сходим и польем травку!». После этого можно переодеть малыша.

Если все случилось как надо, обязательно похвалите малыша, но не переусердствуйте, иначе ребенок будет делать это не по желанию, а для того, чтобы его похвалили родители. После прогулки также необходимо предложить малышу сходить на горшок.

Подобные ежедневные «ритуалы» помогут ребенку обходиться без памперса и во время прогулок.

Постепенно, по мере укрепления навыка пользования горшком, ребенок будет самостоятельно просыпаться и ночью, чтобы справить нужду. Тогда можно буде обходиться без памперсов и в ночное время. К двум годам происходит укрепление функции задержки мочеиспускания во время сна, в результате ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок.

Когда не стоит приучать к горшку?
Не следует заниматься приучением ребенка к горшку:

  • во время болезни или сразу после нее;
  • если вы сменили место жительства или планируете это сделать в ближайшее время;
  • если вы ждете появления на свет второго ребенка или он только что родился;
  • если в семье кто-то сильно болеет или кто-то умер;
  • если вы разводитесь.
Напоследок отмечу, что малыши любят рассматривать и трогать руками содержимое горшка. Поэтому при подобных его попытках не кричите и не ругайтесь, дайте возможность малышу лично донести плоды своих трудов в туалет и смыть в унитаз.

Сегодня многие молодые родители задаются вопросом о том, как приучить ребёнка к горшку.

Это и не удивительно, ведь зачастую цены на подгузники сильно бьют по бюджету семьи. Более того, многим мамочкам приходится выслушивать целые петиции о том, как представители старшего поколения очень успешно высаживали на горшок годовалых малышей. Но в современных условиях жизни приучение к горшку оказывается не таким уж лёгким занятием.

Процесс вполне способен затянуться на долгий промежуток времени. Чтобы решение поставленной задачи оказалось удачным, придётся разобраться в некоторых нюансах.

Как познакомить ребёнка с горшком?

Среди многих родителей существует мнение, что шестимесячный возраст является вполне подходящим временем для начала формирования более или менее стабильных навыков правильного обращения с горшком. Но говоря о таких малышах, корректнее будет применить определение «знакомство» , ведь положительные результаты этого процесса в большинстве случаев свидетельствуют исключительно о рефлексивном исполнении, без правильного понимания ребёнком происходящего.

С полугодовалого возраста кроха лишь начинает изучать возможности собственного тела, а при условии отсутствия подгузников это кажется ещё более увлекательным и интересным. К малышу лишь постепенно приходит осознание того, для чего ему вообще нужны половые органы.

Ребёнка можно познакомить с горшком в шесть месяцев, позволить на нём посидеть. Однако, удерживая своё чадо в таком положении принудительно, существует вероятность добиться получения им отрицательных эмоций, что в дальнейшем станет причиной отказа от горшка надолго. Любой мамочке, стремящейся отучить годовалого малыша от подгузников , стоит запастись большим терпением, поскольку осознанно и самостоятельно он сможет проситься в туалет ещё очень нескоро.

Если ребёнок не возражает, его можно высаживать на горшок утром после пробуждения, еды и перед сном. Однако всё же следует быть готовым к тому, что действия его основываются именно на рефлексах.

Когда ребёнка приучать к горшку?

Наиболее правильным будет организация этого процесса уже по достижении малышом 18–24 месяцев, что во многом зависит от индивидуальных особенностей, физического и психологического развития.

Любая мама может проследить за поведением своего чада и выявить те основные признаки, которые будут свидетельствовать о его готовности приобретать новые навыки. К таковым можно отнести:

Двухгодовалые дети уже начинают находить связи между ощущением переполненного кишечника или мочевого пузыря и процессом опорожнения. В это время по определённым внешним признакам можно догадаться об их желании сходить в туалет. В такие моменты мамочке нужно достаточно понятно и спокойно постараться объяснить, что можно чувствовать себя значительно комфортнее, если помочиться не в трусики, а в горшок. При этом стоит совершенно ненавязчиво попробовать усадить на него малыша. Лучше не задерживаться на горшке более пяти минут . Неудачную попытку опорожниться правильнее будет повторить несколько позже.

Когда родители принимают решение приучить ребёнка к горшку, им нужно осознать, что в этом процессе сложнее будет детям, носящим подгузники. Последним проблематично проследить связь наполнения мочевого пузыря с необходимостью после этого опорожниться. Поэтому в таких случаях важно осознать потребность отказаться от памперсов. Есть ряд советов , соблюдение которых позволит добиться замечательных результатов.

Благодаря старательному и внимательному отношению матери, двухлетний малыш сможет приобрести постоянные навыки спустя всего неделю или две. При этом стоит помнить , что годовалый ребёнок может потратить на это пару месяцев. Важно также осознавать, что всем детям свойственны индивидуальные особенности, которые будут напрямую влиять на количество времени, необходимое для приучения к горшку.

В случае выработки у малыша отвращения к данному предмету, следует отказаться от высаживания на него в течение нескольких дней. Можно также попробовать вызвать интерес ребёнка при помощи покупки нового экземпляра другого цвета и с нанесёнными любимыми мультипликационными героями.

Использование семидневной методики Джины Форд

Многим мамочками весьма успешно была опробована на практике разработанная Джиной Форд методика, называемая «Добровольный малыш». Её применение способно дать положительные результаты при условии, когда ребёнку уже исполнилось полтора года, он прекрасно общается с мамой и может производить простые действия.

Согласно методике, первый день приучения к горшку должен начаться с решительного избавления от подгузника и радостного сообщения малышу, что поскольку он уже большой, ходить будет в одних трусиках. Утром после сна необходимо усадить кроху на его «пьедестал» и постараться продержать там около десяти минут. При этом важно быть рядом с ним , рассказывая обо всех выгодах этой процедуры. При отрицательном результате попыток к опорожнению указанные действия можно повторить спустя четверть часа, организовав в этот промежуток времени своеобразную экскурсию к туалету, объяснив его основное предназначение.

В этом вопросе следует запастись немалым терпением, поскольку, скорее всего, с первого раза не удастся избежать намокших штанишек. Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя ругать своё чадо за «подмоченную репутацию».

Во второй день закрепляются предыдущие успехи приучения. Здесь основная задача родителей состоит в том, чтобы проследить за поведением крохи, стараясь предугадать возникающие попытки справить нужду.

С наступлением третьего дня стоит полностью отказаться от использования подгузников даже во время прогулок. Чтобы при этом не намокнуть, желательно постараться справить нужду непосредственно перед выходом. С собой нужно захватить горшок, который предлагать ребёнку время от времени, ну и, конечно, запасную одежду.

Уже на четвёртый день будут заметны определённые успехи. Достаточно лишь напоминать крохе время от времени о необходимости сходить в туалет и хвалить за удачные попытки. Благодаря таким действиям уже к седьмому дню приучения к горшку у ребёнка развиваются устойчивые навыки справлять свои нужды в предназначенных для этого местах.

В эти дни следует одевать малыша в просторные и удобные вещи, которые можно легко снять. Нельзя его ругать, если он уселся опорожниться в трусиках , поскольку им просто не была в достаточной мере освоена очерёдность необходимых действий.

Правила выбора горшка

Сегодня на рынке представлен довольно широкий ассортимент разнообразных детских горшков, предназначенных для всех возрастов. Благодаря этому можно подобрать наиболее удобный и привлекательный для конкретного малыша вариант. Во время покупки этого аксессуара стоит руководствоваться определёнными рекомендациями, которые позволяют сделать приучение к нему более эффективным.

Как приучить ребёнка к горшку, не отбив желание им пользоваться

Существует несколько факторов , способных спровоцировать малыша отказаться эксплуатировать горшок.

Доктор Комаровский о том, как приучать ребёнка к горшку

Сегодня весьма большой популярностью пользуется известный педиатр Евгений Олегович Комаровский. У него есть своё видение вопроса , как приучать к горшку ребёнка. Основные рекомендации доктора заключаются в следующем:

Умение пользоваться туалетом является таким же навыком, как и способность брать предметы, ходить или ползать. Все дети в конечном счёте обретают его . Основная задача родителей при этом – грамотное и уверенное поведение, от которого зависит эффективность и безболезненность данного процесса. Использование мамой и папой правильного подхода станет фундаментом положительных результатов.