Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Изо ктд план конспект к новому. План-конспект воспитательного мероприятия по игровому творческому проектированию: «Нам есть чем гордиться

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

КТД «Как встречают Новый год люди разных стран»

Г. Камышлов, 2016 год

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, кото­рые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направ­лены на комплексное решение задач гармоничного развития лич­ности.

КТД – это дело, которое предполагает непрерывный поиск лучших решений для достижения поставленной цели, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. В деле принимают участие ученики и их родители, вожатые, классный руководитель.

Требования к КТД

    КТД должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, полученные ранее.

    Каждый должен найти себе место в деле.

    Необходимо соблюдать последовательность действий. Любой этап – творчество ребёнка, которое нужно заметить.

Форма КТД

    Общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и другое).

    Трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и другое).

    Познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тусовка мечтателей).

    Спортивные (весёлые старты, день здоровья, другое).

    Художественные (карнавал мод, театр пантомимы).

    Досуговые (аукцион забав, живые картины, рыцарский турнир).

Схема организации КТД:

    Предварительная работа.

    Коллективное планирование.

    Коллективная подготовка к делу.

    Проведение КТД.

    Коллективное подведение итогов.

    Важнейшее последствие.

(В течение 10 дней поиск информации по теме, затем распределение в группы, составление сценария своего выступления, репетиции каждой группы в тайне друг от друга, выступление, подведение итогов, последствия)

КТД (Коллективное творческое дело) "Как встречают Новый год люди разных стран"

Цель: сформировать представление об особенностях празднования Нового года в разных странах.

Задачи:

    раскрытие творческого потенциала участников КТД;

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

    развитие умения пользоваться различными источниками информации.

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Оборудование: мотибана, костюмы героев, конфетти, леденцы, виноград, электронная презентация, телевизор, видеофильм.

План-конспект проведения КТД

1. Организационно-мотивационный этап : (5 мин.)

– Какой праздник вы любите больше всего? (День рождения, Новый год …)

– Почему? (Приносит радость, подарки …)

– До Нового года осталось 2 недели, и я думаю, всем будет интересно узнать об этом празднике как можно больше.

– Я предлагаю вам отправиться в новогоднее путешествие вместе с тетушкой Совой, для того, чтобы узнать историю возникновения этого праздника

2. Сообщение темы и цели (5 мин.)

Просмотр фильма (В гостях у тётушки Совы « Откуда идет традиция праздновать Новый год» ) (3минуты)

– Что вы узнали из рассказа тетушки Совы? (Откуда идет традиция праздновать Новый год.) А сейчас вы расскажите друг другу, каковы же традиции празднования в разных странах.

3. Работа по теме. (Выступление групп) (1,20 ч.)

Классный руководитель:

– Приглашаю первую группу. Они расскажут, как празднуют Новый год в Японии.

Группа (состоит из 5 учеников, 1 родителя и 1 вожатого):

1 ученик:

– Мы хотим рассказать о праздновании Нового года в Японии и подготовили свое выступление в форме репортажа.

(1 родитель и 1 ребенок выступают в роли телеведущих; 1 ребенок – корреспондент;

3 учеников и 1 вожатый – работники музея)

2 телеведущих (В качестве декорации используется “телевизор” сделанный своими руками):

– Здравствуйте, дорогие телезрители!

– Доброе утро всем!

– Сегодняшняя наша передача сразу же начнется с хороших новостей. Скоро Новый год!

– Да, это приятная новость и главное совершенно неожиданная! (Смеется).

– Шутки в сторону, на связи Токио – столица Японии! (Приложение 1 . Слайд 1)

– Владимир? (пауза)

– Алина? (пауза)

– Да, я вас слышу, говорите!

Корреспондент:

– Мы ведем свой репортаж из Токио. Традиции празднования Нового года в Японии весьма необычны, я бы даже сказал экзотичны.

1 ученик . Фукувараи в переводе с японского означает «счастливый смех», и играть в неё могут даже самые маленькие японцы. Суть игры проста: Вам дают большое изображение с чистым овалом лица и отдельно от него глаза, рот, щёки, брови, уши и другие положенные вещи. Задача проста – восстановить справедливость и приклеить недостающие части обратно. Однако, чтобы было интереснее и веселее, вам завязывают глаза и предлагают творить:) Традиционно, собираются несколько участником за большим столом и каждому дают своё «лицо». В конце игры все участники снимают повязки и оценивают результаты друг друга под громкий всеобщий смех. Если играют члены одной семьи, в конце игры часто сравнивают, какое лицо на кого похоже.

Вожатый. (Приложение 1 . Слайд 5):

– Новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Цифра 108 выбрана не случайно. Считается, что у человека 6 пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. Каждый из них имеет 18 различных оттенков – 108 пагубных страстей. Японцы считают, что каждый из этих ударов изгоняет 1 из недостатков.

1 ученик. (Приложение 1 . Слайд 6):

– В лавках можно приобрести различные сувениры: “хамаюми” – похожие на “медвежью лапу” грабли из бамбука, которыми очень удобно “загребать” счастье.

2 ученик. (Приложение 1 . Слайд 7):

– Под Новый год в Японии принято изготавливать и дарить кукол-неваляшек “Дарума” с белыми глазницами. Один глаз раскрашивают, когда загадывают желание, а второй после его исполнения. В награду за “прозрение” “Дарума” выполняет загаданное желание. И когда “чудо” свершится, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память.

3 ученик. (Приложение 1 . Слайд 8):

– “Мотибана” – новогоднее деревце или ветки украшенные новогодними игрушками. Ставится внутри дома. (Слайд остается на экране)

Корреспондент :

– Заканчиваем свой репортаж, поздравляем всех с Новым годом!

Телеведущие:

– На этом мы заканчиваем свой репортаж. Всех с Новым годом! До свидания! До встреч в новом 2017 году на нашем канале.

Стук в дверь.

Классный руководитель : – Войдите.

Секретарь:

– Я от директора. Вам пришел факс, получите. (Передают игрушки.)

Дети дарят всем нарисованную на картоне “даруму”.

Вожатый:

– На этом наша группа заканчивает свое выступление. От нас еще один подарок для всех – “мотибана”. (Заносит “мотибану”, которую группа сделала предварительно)

– Посмотрите на экран, так “мотибана” выглядит в Японии, а эту мы сделали своими собственными руками.

Классный руководитель:

– Спасибо, ребята! Елочка получилась замечательная. Ваш подарок еще очень нам пригодится.

– Приглашаю 2 группу. Они расскажут о праздновании Нового года в Италии.

(Группа состоит из 7 человек, 5 учеников и 2 родителей, 1 из родителей исполняет роль Бефаны, 2 – роль ведущего)

1 ведущий (ученик):

– В Италии Новый год начинается 6 января. На Новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград – символы долголетия, здоровья и благополучия.

2 ведущий (родитель):

– В Италии есть такой обычай – в новогоднюю ночь набрать “новую” воду из источника. Итальянцы говорят, что новая вода с оливковой веточкой – лучший подарок друзьям, она приносит счастье.

1 ведущий (ученик):

– Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году. Если первым встречным будет монах или священник – это плохо, а встретить дедушку с горбом – к большой удаче.

2 ведущий (родитель):

– Итальянские дети с нетерпением ждут добрую фею Бефану.

Сценка

Бефана с Арлекино, Пульчинелло и Серветтой влетают в класс и кричат:

Бефана:

– Где мы приземлились, друзья?

Пульчинелло (грубый):

– Что вы сами не видите?

Бефана:

– По-моему мы не в Италии, слишком холодно!

Сервета (обращаясь к зрителям):

– Бонджёрно, сеньоры и сеньориты! В какую страну нас занесло?

Зрители:

– Вы в России.

Бефана:

– Разрешите представиться:

– Я, Бефана!

Я добрая итальянская фея. Прилетаю ночью на волшебной метле в каждый итальянский дом, открываю двери маленьким золотым ключиком, и, войдя в комнату, где спят дети, наполняю подарками детские чулочки, подвешенные к камину.

– А это мои друзья и помощники. Знакомьтесь:

– Арлекин! (делают шаг вперед и кланяются)

– Пульчинелло!

– Серветта!

Пульчинелло:

– Арлекин, почему ты с кастрюлей?

Арлекин, разглядывая кастрюлю, надевает ее на голову и тут же снимает.

Арлекин:

– Я должен вам напомнить, что в Италии в Новый год опасно гулять по городу…

Все герои:

– Почему?

Арлекин:

– Потому (пауза), что по нашему обычаю, в новогоднюю ночь нужно выбрасывать из окон старые вещи, в том числе и мебель! А вдруг мне диван на голову упадет?!

Все герои забегали, засуетились.

Бефана:

– Успокойтесь! Напоминаю вам, мы в России.

Все облегченно вздыхают.

Сервета:

– А вы то, что здесь все собрались? Тоже Новый год встречаете?

Зрители:

Бефана:

– И, наверное, ждете подарки?

А знаете ли вы, что в Италии сорванцам и двоечникам подарки не дарят, а посыпают их голову золой.

– Сейчас (достает мешочек с “золой” – конфетти) я (пауза) потом быстро говорит:

Признавайтесь, кто из вас проказники и двоечники?!

Реакция зрителей. Обыгрывание ситуации.

Арлекин:

– Да ты что Бефана не видишь, все дети хорошие, воспитанные, умные. Дари всем леденцы!

Бефана соглашается и раздает всем леденцы.

Пульчинелло:

– Бефана, пора спешить, подул попутный ветер, надо лететь на Родину, ведь нас ждут итальянские дети!

Бефана:

– Мы ведь еще виноград не купили! А его ведь его еще и засушить нужно!

Все герои: – Аривидерчи! Чао! Пока!

Классный руководитель:

– Что-то я не поняла про виноград? Причем здесь он, да еще сушеный?

1 ведущий:

– Да просто в Италии у каждого на тарелке в полночь должны оказаться по 12 сушеных виноградин. С каждым ударом колокола надо съесть по 1 виноградинке, загадывая желание.

2 ведущий:

– Вот и мы представим, к примеру, что мы в Венеции, новогодняя ночь и на блюде виноград. Мы предлагаем съесть по одной виноградинке и загадать желание.

(Участники группы предлагают всем желающим съесть по 1 виноградинке и загадать желание. Раздается бой курантов все загадывают желание.)

Классный руководитель:

– Следующая страна – Испания.

Группа (состоит из 7 человек, из них 1 вожатый):

1 ученик:

– Мы подготовили свое выступление в форме урока истории. Итак. 3 – “в” класс. 4 школа. Урок истории.

Учитель (роль учителя играет ученик): Дети, какое слово лишнее? (На доске слова: стол, стул, Испания, кресло)

1 ученик: Лишнее слово Испания.

– Правильно, какой молодец! А почему?

– Сформулируйте тему урока.

2 ученик: Мебель.

Учитель: Подумайте хорошенько, дети, у нас же урок истории! Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке!

3 ученик: Испания.

Учитель: Молодец! Принесешь на перемене дневник – 5!

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Новый год в Испании”

– Сначала проверим домашнее задание.

(Все сжимаются, боятся, что их спросят)

– Как испанцы дарят подарки в новогоднюю ночь?

– Так, (пауза) отвечает… Боря!

4 ученик (Боря): Я не готов!

Учитель: Как?! Я же задала эту тему 3 дня назад! Можно было выучить?!

Боря: Да, но я забыл.

Учитель: Садись, радость ты моя (с иронией)! Кто знает ответ?

5 ученик: Я!

Учитель: Слушаю. Боря, ты тоже слушай.

5 ученик: Раздача подарков происходит в форме лотереи 6 января. 6 января – это День подарков. Испанцы очень любят дарить подарки и в Новый год каждому члену семьи достается по 30 подарков. Представляете, 30 подарков!

6 ученик: Можно добавить?

Учитель: Пожалуйста.

6 ученик: А вот непослушные дети страдают в Испании больше, чем в других странах. Родители иногда пачкают им во сне лицо углем.

Боря (громко шепчет): Хорошо, что я не испанец!

(Шум в классе)

Учитель успокаивает класс.

1 ученик: А у меня вопрос:

– А что, в Испании нет Деда Мороза и подарки, дарят только родственники?

Боря: Да ты что, даже я знаю, что в Испании есть Дед Мороз, только я забыл, как его зовут.

Но зато помню, что он не заходит в дома, а подарки испанским детям оставляет на балконе. Ну, как же его зовут?

2 ученик: Я могу подсказать! Можно? Олентцеро или ласково Папа Ноель.

Учитель: Ну, хватит, хватит выкрикивать и подсказывать! Мы столько времени потеряли.

Боже мой, до конца урока 5 минут, а мы еще не познакомились с новым материалом.

Так, все внимательно слушаем.

– Кто готовил сообщение?

3 ученик: Я. Новый год по-испански – довольно оригинальный праздник. В Новогоднюю ночь улицы перегораживаются заборами, всюду разбросаны капканы, а на деревьях развешены острые предметы, чтобы поймать нечисть, но иногда страдают ничего не знающие туристы. Так что, если вы попадете в Новый год в Испанию, будьте осторожны!

Но когда часы пробьют 12, все заграждения убирают, и испанцы начинают поздравлять друг друга, веселиться. И самое интересное, начинают петь и танцевать, взявшись за руки.

– Мы подготовили танец, можно мы его покажем?

Учитель: Да вы что, у нас новая тема, а до конца урока 2 минуты!

(Уговаривают)

– Ну, хорошо. Только, если вы меня научите.

Испанский танец под руководством вожатого .

Учитель хвалит за выступление.

– На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу. До свидания.

Классный руководитель: И, наконец, я приглашаю группу, которая расскажет нам о праздновании Нового года в России.

(В группе 7 человек, из них 1 –это родитель, играет роль Деда Мороза, 2 – вожатая, играет Снегурочку).

1 ученик: Обычай встречать Новый год в ночь на 1 января введен на Руси в 1700 году. До этого Новый год встречали 1 сентября. И ввел этот праздник Петр Первый (Приложение 1 . Слайд10.) Это его мы должны благодарить за новогоднее веселье, за фейерверки в ночном зимнем небе, за катания на санях с горы. (Приложение 1 . Слайд 11). Он придумал украшать дома и ворота ветками сосны.

2 ученик: А обычай наряжать на праздник елку появился позднее, в 19 веке и пришел из Германии.

3 ученик: Приблизительно вместе с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз. Хотя возраст его больше 1000 лет.

1 ученик: Слушай, а может, хватит рассказывать? Это скучно. Может мы, не скажем, а покажем?

2 ученик: Согласен. Начинаем!

3 ученик:

Снова к нам пришел сегодня

Праздник елки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

4 ученик:

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

“Здравствуй, здравствуй, Новый год!

5 ученик: Но как же мы будем праздновать Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?

2 ученик: Так давайте позовем их.

Все: Дед Мороз! Снегурочка!

Дед Мороз:

Здравствуйте, здравствуйте!

С Новым годом! С Новым годом!

Поздравляю всех детей!

Поздравляю всех гостей!

Желаю успехов, здоровья и сил!

очень, ребятки, сюда я спешил.

Чуть по дороге в овраг не свалился.

Но, кажется, вовремя в гости явился.

Снегурочка.

Встречают песней Новый год,

Встречают пляской Новый год,

Встречают с елкой Новый год!

– А где же ваша елочка?

Классный руководитель: А у нас сегодня Японская елочка – “мотибана”. Ведь сегодня мы узнали о том, как празднуют Новый год в других странах.

Дед Мороз: Ах, какие молодцы!И японская елочка нам подойдет!Мы вокруг нее и хоровод поводим и песню споем. В круг скорее все вставайте, хоровод свой начинайте! (Хоровод.)

Дед Мороз: Праздник мог бы продолжаться: в танцах, в песнях есть запас! Но пришла пора прощаться, к сожалению, сейчас.

Снегурочка: А подарки!

Дед Мороз: Ох, совсем я старый стал, забыл! Забыл дома! Ой! Ой! Ой! Что же теперь дети без подарков останутся? Снегурочка, что делать?

Снегурочка: Дедушка Мороз, нужно быстрее отправляться за подарками! У ребят утренник 26 декабря. Как раз к утреннику мы и успеем с подарками!

– Ребята, подождете 10 дней?

Дед Мороз: Мы не прощаемся ребята, а говорим вам: “До встречи!”

– Поторопись Снегурочка! (Уходят.)

4. Закрепление изученного. (10 мин.)

– Не получилось? Было трудно?

Самое главное, что узнали сегодня:

– В какой бы стране мира мы не находились в Новый год везде вас будет ждать, что?

Дети отвечают (радость, веселье и подарки).

6. Подведение итога. (20 мин.) Чаепитие. Всем хорошего Нового года!

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» Г. БЕЛГОРОДА

Конспект внеклассного мероприятия в 9 классе

по теме

«А ну-ка, мальчики»


Подготовила: Рудная Екатерина Александровна, учитель математики

БЕЛГОРОД 2013

План-конспект проведения КТД

Тема: «А ну-ка, мальчики»

Класс: 9 «а»

Цель: поздравить мальчиков и ветеранов с Днем защитника Отечества, создать праздничное настроение и активизировать учащихся.

Задачи:

    раскрытие творческого потенциала участников КТД;

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

    развитие умения пользоваться различными источниками информации.

Оборудование: оформление класса, бланки оценивания для жюри, компьютер с колонками, диск с музыкой, резинка, 2 обруча, 2 мешочка с песком, 2 молотка, гвозди, 2 деревянных бруска, карточки со словами для рифм, подарки мальчикам, открытки с поздравлением ветеранам ВОВ, посуда и продукты для чаепития.

Традиционно в этот день проводятся мероприятия, в которых мальчиков и мужчин школы и класса поздравляют с Днем Защитника Отечества. Так не пришло ли время нам с вами, девочки, подумать над поздравлением для мужской половины класса?

Давайте подумаем над тем, как лучше будет поздравить наших ребят, и когда мы с вами будем это делать.

Но я знаю, что помимо мальчиков, у вас есть традиция в классе – каждый год поздравлять ветеранов-мужчин ВОВ. Поэтому, перед нами стоит задача подумать и над их поздравлением. Какие у вас есть предложения?

Предлагаю вам дома подумать над конкурсами и заданиями для мальчиков, поздравлениями ветеранов, а также над названием для планируемого нами праздника.

У вас был один день подумать над поздравлением для мальчиков. Теперь давайте вместе внимательно выслушаем каждого с его предложениями и коллективным голосованием выберем с вами лучшие варианты.

Давайте сделаем такой сценарий мероприятия, чтобы в нем были задействованы и конкурсы, и викторина, и устное поздравление, например в виде стихов.

Так, какие варианты поздравления ветеранов вы придумали?

Мы выслушали все предложения, а теперь предлагаю разбиться на группы, каждая из которых будет отвечать за какой-то этап праздника.

Таким образом, проанализировав все предложения, мы пришли с вами к решению устроить нашим мальчикам соревнование. Тогда, пусть праздник так и называется: «А ну-ка, мальчики», на который мы пригласим в качестве зрителей ветеранов ВОВ.

Нами было определены следующие этапы подготовки и проведения праздника:

    Вступительное слово, обозначенное чтением стихотворения.

    Историческая справка о празднике.

    Проведение следующих конкурсов:

    приветствие;

  • снайперы;

    конкурс пословиц;

    танцевальный конкурс;

    литературный конкурс.

    Поздравление ребят подарками, а ветеранов открытками.

    Поздравительное стихотворение, завершающее праздник.

Для успешного проведения праздника мы разделились на 7 групп, которые в свою очередь выполняют:

    Украшение класса.

    Подготовка и отправление приглашений ветеранам на праздник.

    Выбор и чтение стихотворений.

    Подготовка инвентаря и музыки для конкурсов.

    Покупка подарков мальчикам.

    Оформление открыток ветеранам.

    Чаепитие с тортом.

Для более качественного проведения праздника, предлагаю дать мальчикам домашнее задание, в котором они подготовятся для первого конкурса «Приветствие». А теперь давайте выберем совет дела, который и будет отвечать за подготовку мероприятия. В него входит по одному человеку от группы.

Сценарий праздника

Ученица :

Среди февральских холодов

Мы поздравляем в этот час

Тебя, - всегда ты в бой готов, -

Защитник Родины и нас!

Твой разговор с врагами прост,

Что могут развязать войну:

В свой богатырский встанешь рост -

Закроешь грудью всю страну!

Ты не отдашь ни пяди им

Земли великой и святой,

И мы за то благодарим

Тебя, любимый наш герой!

Ученица_1: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы отмечаем День защитника Отечества. Этот праздник был установлен в 1919 году как День Красной Армии и посвящён её победам над войсками в Германии в 1918 году. С 1946 года, после переименования Красной Армии в Советскую Армию, изменилось и название праздника. Он стал именоваться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота. В настоящее время 23 февраля отмечают как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации.

Ученица_2: День защитника Отечества – это профессиональный праздник военных. Впрочем, этот праздник давно перестал быть просто профессиональным. Он превратился у нас в праздник всех мужчин. Мужчина всегда должен быть сильным, мужественным, способным защитить свою семью и Родину вне зависимости от того, военный он или нет.

Ученица_1: Сегодня мы проведём праздник-соревнование, посвященный Дню защитника Отечества «А ну-ка, мальчики», в котором примет участие сильная половина нашего класса – наши мальчики. Для начала игры мальчикам нужно разделиться на две команды.

Ученица_2: Теперь представим вам наше самое справедливое и объективное жюри, в состав которого входят ученицы нашего класса: Татьяна, Арина и София. Ну а теперь, когда участники готовы, жюри представлено, начинаем наш турнир «А ну-ка мальчики».

Конкурс 1. «Приветствие»

Итак, первый конкурс «Приветствие». От каждого из вас требуется ваша визитная карточка, то есть представление самого себя. Это может быть стихотворение, интересный рассказ, танец, песня. Выступление каждой команды оценивается максимум в 3 балла.

Ученица_1: Какие у нас мальчишки молодцы! Они так легко справились с этим заданием!

Конкурс «Резинка»

Участники двух команд встают в круг из резинки. Пока звучит музыка, они ходят по кругу, как только музыка останавливается им необходимо быстро выпрыгнуть из резинки. Оставшийся в кругу игрок выбывает. Играем до тех пор, пока вас не станет трое. Та команда, игроков которой осталось меньше, среди оставшихся трех, и получает награду – 3 балла.

Ученица_2: Да, наши мальчики ловки и быстры!.. А теперь давайте проверим насколько они меткие!

Конкурс «Снайперы»

Цель снайпера -это обруч, который лежит на небольшом расстоянии напротив игрока. Стоя спиной к обручу, нужно попасть в него мешочком. У каждого игрока по три попытки. Тот, у кого больше будет попаданий и победит. Каждая победа игроков приносит 1 балл их команде.

Ученица_1: Да, ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием. А теперь давайте проверим насколько вы сильны.

Конкурс «Ловкость рук»

Каждой команде предлагается деревянный брус, гвоздь и молоток. Суть в том, чтобы забить гвоздь в брусок как можно глубже. Каждый участник пробует свои силы, после чего победителя определят жюри с помощью линейки, измерив, насколько гвоздь выступает из бруска.

Ученица_2: Ну что, в силе, ловкости, меткости ребята уже посоревновались. Теперь предлагаем проверить наших ребят на знание различных пословиц.

Конкурс пословиц

Для этого конкурса необходимо выбрать по одному участнику от каждой команды. Для двух участников одновременно я читаю начало пословицы, кто первым может закончить пословицу – поднимает руку и отвечает. В том случает, если оба участника не знают правильные ответы, то команды помогают своему участнику. Только, конечно, не выкрикивая ответ. Для того, чтобы сказать ответ, ребята должны поднять правую руку. Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

    Не имей сто рублей, а... (имей сто друзей).

    Встречают по одёжке, а... (провожают по уму).

    Ученье свет, а... (неученье тьма).

    Делу – время, а... (потехе – час).

    Сам пропадай, а... (друга – выручай).

    Старый друг,... (лучше новых двух).

    На Руси не все караси,... (есть и ерши).

Ученица_1: Следующий у нас конкурс танцевальный.

Танцевальный конкурс

Выбираются по два участника из каждой команды, которым необходимо будет под разную музыку станцевать танец, причем, участники обеих команд танцуют одновременно. Жюри оценивают каждую команду максимально в 4 балла.

а) танец маленьких утят;

б) танец белых лебедей;

в) русский народный танец;

г) рок-н-ролл.

Ученица_2: Танцуете вы, конечно, здорово! Но умеете ли вы сочинять стихотворения? На этот вопрос нам поможет ответить следующий конкурс.

Литературный конкурс

Каждой команде предлагается сочинить стихотворение из 4-х строк на заданные рифмы. Участвуют все члены команды. Максимальная оценка за конкурс: 3 балла. Слова для рифмы:

Кровь-любовь

Конь-огонь.

Ученица_1: А теперь предоставим слово нашему жюри. Уважаемые члены жюри, озвучьте, пожалуйста, результаты соревнований.

Мы поздравляем команду-победительницу, но хотим пожелать, чтобы всегда побеждала дружба.

Ученица: Дорогие наши мальчики, и ветерана ВОВ,

Пусть светит солнце в мирном небе

И не зовет труба в поход.

Чтоб только на ученьях солдат

В атаку шел вперед.

Пусть вместо взрывов гром весенний

Природу будит ото сна,

А наши дети спят спокойно

Сегодня, завтра и всегда!

Здоровья крепкого и счастья

Всем тем, кто мир наш отстоял.

И кто его сегодня охраняет

И кто сполна долг Родине отдал!

Ученица_2: Дорогие ребята и гости, спасибо всем за внимание и активное участие. А теперь предлагаем вам продолжить празднование Дня защитника Отечества за чаепитием с тортом.

Чтение стихотворения ученицей 9а класса

Приветствие гостей, участников и зрителей праздника

Участники делятся на две команды, члены жюри рассаживаются на свои места

Представление жюри

Мальчики показывают своё приветствие

Инвентарь подготовлен заранее

Инвентарь подготовлен заранее

Инвентарь подготовлен заранее

В тишине участники конкурса продолжают пословицы, а команды их поддерживают

Под музыку участники команд танцуют танцы

Рифмы заранее написаны на карточках

Жюри озвучивает результаты соревнования

Подарки мальчикам и открытки ветеранам ВОВ

Все участники и гости принимают участие в чаепитии

А теперь на листочках прошу каждого описать свои впечатления, переживания о проведенном мероприятии. Помочь вам в этом могут следующие вопросы:

    Ребята, как вы оцениваете проведенный нами праздник?

    Какие моменты удались особенно хорошо, а какие не очень?

    Что, по-вашему мнению, послужило причиной тех или иных неудач?

    Что в следующий раз вы бы сделали по-другому?

Все ваши впечатления и предложения мы учтем, когда будем готовиться к следующим мероприятиям. Спасибо всем за участие, до свидания!

Список литературы

    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных дел. – М., 2007.

    Даль В. Пословицы и поговорки русского народа - М., 1957.

    – педагогический форум.

    Методическая служба ИО СПО

Проект внеурочного занятия по организации коллективно-творческого дела.

Учитель: ФИО, место работы (полностью): Мазилова Александра Сергеевна, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»

Программа: Организация КТД (коллективно-творческого дела).

Тема внеурочного занятия: «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания» (внеклассное занятие для обучающихся 7-х классов).

Цель и ожидаемый результат: формирование представления о технологии коллективно-творческого дела, освоение 1-4 этапов алгоритма КТД.

Задачи внеурочного занятия:

Задачи педагога:

создать условия для мотивации к деятельности и постановке познавательной задачи;

способствовать применению обучающимися субъективно нового знания;

создать условия для развития творческого потенциала обучающихся;

развивать рефлексивные способности.

Социальные задачи (для детей):

ознакомиться с алгоритмом организации КТД;

развивать творческие и интеллектуальные способности в процессе разработки мероприятия;

научиться правилам и формам совместной работы;

совершенствовать организаторские способности.

Оборудование к внеурочному занятию: мультимедийный проектор

Обеспечение:

– ватман (4 шт.);

– фломастеры;

раздаточный материал «Алгоритм организации КТД».

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся, опыта

Приветствие и начало занятия.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы все пришли сюда добровольно. Это означает, что вместе собрались люди творческие, с активной жизненной позицией. Я уверена, что наша работа будет плодотворной и интересной.

Тема нашего занятия «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания».

Что такое, по-вашему, коллективно-творческое дело?

Давайте вместе попробуем расшифровать.

Вы все верно (почти верно) назвали:

Учитель обращается к презентации

Коллективно-творческое дело это:

    Дело , потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

    Оно - коллективное , потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят, педагогов, как их общая забота.

    Оно - творческое , потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

Дети смотрят на слайд.

Ответы детей.

Дети смотрят на слайд.

Коммуникативные

(формируем умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками).

Коммуникативные

Познавательные

(формируем умение анализировать и отличать новое от уже известного).

2. Целеполагание, планирование деятельности

Как вы считаете, организовать Дело легко?

Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

А чему бы вы хотели научиться, или какие задачи вы ставите перед собой?

Учитель обращается к презентации

Итак, задачи поставлены. А как вы считаете, какие компоненты успеха необходимы при разработке и реализации КТД?

Помните, что при организации любого творческого мероприятия следует помнить главные компоненты успеха:

    • интересные задания;

      красивое оформление;

      материальное обеспечение;

      находчивый ведущий;

      компетентное жюри;

      эмоциональные зрители;

      музыкальное сопровождение;

      подготовленные команды;

      призы для победителей.

      исполнительные помощники;

      сплоченная команда организаторов.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

3. Осуществление деятельности по плану

Вы как раз и будете сегодня выступать в роли сплоченной, креативной команды организаторов, а еще и вооруженной специальными знаниями, так как существует специальная технология организации КТД. Итак, для разработки интересного, креативного, нового мероприятия вам нужно разбиться на команды.

А для этого предлагаю каждому подойти к столу, выбрать геометрическую фигуру, которая вам нравится.

Сядьте, пожалуйста, за соответствующий стол.

Вот у нас и образовались команды. Вы, наверное, удивитесь, но объединились вы совсем не случайно.

Учитель обращается к презентации.

Учитель зачитывает характеристику каждой фигуры.

Группа треугольников

Это форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Группа квадратов

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, отличаются истинные квадраты.

Группа кругов.

Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях., обладает способностью сопереживать, эмоционально отзываться на переживание другого человека.

Группа прямоугольников.

Символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Возможно, Вы сегодня придумаете что-нибудь креативное, что изменит нашу и вашу жизнь в лучшую сторону.

Мы решили, что вам сегодня совсем не помешают опытные помощники. Это наши министры Школьной Республики:

Министр культуры – будет помогать команде прямоугольников.

Министр печати – команда кругов.

Министр правопорядка – команда квадратов.

Премьер-министр – команда треугольников.

Для меня сегодня особенно ценно, что вы являетесь представителями разных классов. Ведь знакомство с новыми интересными людьми – это большая ценность. Я предлагаю начать знакомство. Для этого проведем маленькую игру на сплочение.

Правила следующие:

в группе начинает министр, например, Оля на опеле едет в Омск, следующий человек из группы повторяет эту фразу и предлагает фразу на свое имя. Например, Оля на опеле едет в Омск, Ира на иже едет в Испанию.

Ира произнесла фразы, взяла Олю за руку, и т.д.

Игра эта похожа на «снежный ком».

Если закончили задание, поднимаем скрепленные руки вверх.

(сопутствующий слайд)

Вот теперь мы с вами готовы к работе.

Предлагаю вам вспомнить те КТД, которые вам уже известны, когда-либо проводились в ваших классах, в школе.

Предлагаю вам за 1,5 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его.

Есть среди вас те, кто участвовал в организации одного из них?

Если скажут, да – молодцы, значит, у вас уже есть опыт.

Если нет – сейчас у вас есть реальная возможность попробовать себя в этой роли.

Вы обозначили одну из задач – познакомиться с алгоритмом организации КТД.

Учитель обращается к презентации.

Представляю Вам его. (Вывести сразу весь, пусть кто-то озвучит.).

Начнем с 1-го этапа.

Каждое из перечисленных вами мероприятий начиналось с идеи, замысла.

1 этап КТД – идея, замысел.

На какие темы можно организовать КТД?

Есть несколько направлений.

Предлагаю вам выбрать карточку.

Итак, судьба определила вам направление мероприятия.

Задание – разработать совершенно новое КТД.

Приступаем к реализации 1-го этапа алгоритма.

Предлагаю вам сейчас обсудить Идею мероприятия по тому направлению, которое вы выбрали. Но она должна быть непросто «взята ради идеи», а должна развивать способности.

Учитель обращается к презентации.

Запишите на листе ватмана вашу лучшую идею.

(5 мин.)

2 этап – наполнить содержанием ваше дело.

Этот этап тесно связан с 4 этапом «определение формы мероприятия», их можно поменять местами. То есть выбрать сначала форму, а затем наполнить содержанием.

Вспоминая наши школьные дела, вы уже вспомнили много форм, но у вас есть таблички вам в помощь, где предложены другие формы. Вы можете воспользоваться подсказками, а можете изобрести совершенно новую форму мероприятия.

3 этап. Определить возраст и количество участников КТД.

Учитель обращается к презентации.

(10 мин.)

Увидела очень много интересного, пока наблюдала за вашей работой.

Теперь предлагаю вам озвучить ваши идеи.

Следующим этапом алгоритма КТД является решение организационных проблем. И это будет темой нашего следующего занятия.

Дети выбирают геометрическую фигуру: треугольник, квадрат, круг, или прямоугольник.

Садятся за соответствующий стол.

Дети заслушивают характеристики выбранных геометрических фигур, соотносят со своими качествами.

Министры ШР присоединяются к своим командам.

Дети вместе с министрами в своей группе (команде) проводят игру на знакомство и сплочение.

По завершению игры поднимают скрепленные руки вверх.

Дети работают в своих группах 1,5 минуты.

Дают ответы по порядку.

Дети отвечают.

Дети смотрят на слайд и раздаточный материал. Слушают ученика, который озвучивает этапы КТД.

Ответы детей.

Представитель команды выбирает карточку, где указано одно из направлений внеурочной деятельности (мероприятия).

Дети читают вопросы на слайде, обсуждают, придумывают идею.

Дети записывают лучшую идею на листе ватмана.

Дети знакомятся с информацией на раздаточном материале (формы мероприятий), выбирают форму, придумывают содержание дела.

Дети определяют для учеников какого возраста новое мероприятие будет интересно и актуально.

Дети отвечают.

Личностные

(ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»).

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(смысловое чтение)

Регулятивные

(планирование).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные

(участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные (компетентности в поступках и деятельности).

4.Самоконтроль

А сейчас бы я хотела предоставить слово министрам, которые помогали вам.

Подведем итоги.

Мы с вами проработали только 4 пункта алгоритма организации КТД.

Он на этом не заканчивается. Теперь перед вами стоит более сложная задача – проработать организационные проблемы мероприятия и провести его.

Предлагаю реализовать ваши идеи и провести мероприятие на уровне школы или класса.

Министры дают оценку работы групп, подводят итоги.

Регулятивные

(способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

5. Рефлексия

Вспомним цель нашего занятия.

Достигли ли мы ее?

А сейчас бы хотела услышать от вас мнения по поводу занятия.

Предлагаю в форме незаконченных предложений.

Учитель обращается к презентации.

Например:

сегодня я понял, что…

для меня было открытием, что…

для меня было неожиданностью, что…

горжусь собой за то, что…

хотелось бы…

Я рада, что наша встреча прошла не зря. Благодарю вас всех за плодотворную работу. Вы – молодцы!

Вам успехов.

Спасибо.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Регулятивные (способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль, самооценка.).

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

ЦЕЛЬ : - создать условия для освоения подростами методики организации коллективного творческого дела в детском лагере.

ЗАДАЧИ :

  • дать понятие алгоритма организации КТД; плана, сценария, сценарного плана;
  • определить содержание дела;
  • развить навыки работы в группе;
  • развить навыки самопрезентации и публичного выступления.

ФОРМА : деловая игра

Коллективные творческие дела – это не классный час, не воспитательное мероприятие, это – совместный поиск лучших решений общественно-значимых задач. В нашем случае – это организация досуговых мероприятий.

Методика проведения коллективно-творческих дел предполагает такую организацию совместной деятельности подростков и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в диагностике интересов и потребностей данного коллектива, формулировке проблемы, планировании, проведении и коллективном анализе. КТД – это форма работы, которая направлена на развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

Существует три основных типа КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. Досуговые мероприятия соединяют в себе представление и большое творческое дело.

Алгоритм организации КТД (схема 1).

Правильно спланированное дело – это пятьдесят процентов успешного его выполнения. План – это этапы дела. Развернутый план предполагает более подробное изложение этапов. В сценарий же включаются все нюансы: названия музыкальных сопровождений, слова ведущих и всех ролевых участников, присутствующих и гостей, тексты песен и стихотворений. Написать полностью сценарий – кропотливая работа, требующая времени и творческих усилий. Хороший сценарий начинается с названия, слов приветствия. Каждой группе дается задание. Включает в себя все моменты передвижения в пространстве, звуковое и световое оформление, смену декораций, роли и т.д. до слов прощания и заключительных аккордов. Более упрощенный вариант – сценарный план представления(праздника, концерта, диско-театра).

Сценарный план состоит из трех частей: начало, основная часть, заключительная часть. В сценарный план обязательно вписываются слова ведущего (или нескольких), остальные этапы – кратко или в развернутом виде, при использовании музыкальных номеров можно указать только названия. Концертный сценарный план может состоять из большего количества частей, это зависит от задумок организаторов. Главное - удержать внимание во время представления (использовать смену действий, декораций, «конфликт»).

ЭТАПЫ проведения занятия :

1 этап – 10 минут.

Воспроизвести знания, которые дают представление о формах организации досуговых мероприятий. Воспроизведение знаний позволит определить их осмысленное восприятие, что предусматривает ответы на вопросы:

  1. Для чего нужны досуговые мероприятия в детском лагере?
  2. Что вы знаете о коллективных творческих делах?
  3. Чем КТД отличается от других мероприятий?

2 этап – 10 минут.

Усвоение базы данных на уровне деятельности по распознаванию объектов. Совместно с инструктором группа анализирует КТД. Участники детской группы выделяют этапы, устанавливают связь между ними, определяют пути решения поставленной цели (схема 1).

Используя такие понятия как план, сценарий, сценарный план выявить существенные отличия при их составлении и написании.

3 этап – 30 минут.

Работа в группах. Каждой группе дается задание: за 30 минут разработать и написать сценарный план проведения праздника. Обосновать каждый пункт сценарного плана, продумать слова ведущего (или нескольких), указать музыкальное оформление праздника, используемый реквизит. Используйте приложение 1.

Законы работы в группе:

  • Здесь нет наблюдателей.
  • Ни один из участников не имеет права подводить своих товарищей.
  • Если высказывается ошибочное мнение, спокойно выслушай, а потом выскажи свое.
  • Говори лаконично, конкретно, по-деловому… с достаточной долей юмора.

Девиз работы: «Не стыдно не знать, стыдно не познавать!»

4 этап - 25 минут.

Самопрезентация групп – участников деловой игры (по 5 минут), в которой нужно рассказать о технологии проведения выбранного коллективного творческого дела, предоставить готовый сценарный план проведения праздника. Ответы на вопросы «экспертов» из других групп.

Оценка работы творческих групп.

Стадиии и целеполагания .

  1. Предварительная работа
    • Для чего, с кем?
    • С какой целью?
    • Кто может помочь?
    • Как подключить ребят, родителей, учителей?
    • Кому быть организатором?
  2. Коллективное планирование
    • Какие дела проведем?
    • На радость и пользу кому?
    • Где лучше проводить?
    • С кем лучше проводить?
  3. Подготовка дела
    • Как развивать положительные качества ребят?
    • Как преодолевать отрицательные качества ребят?
    • Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
    • Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
  4. Проведение дела
    • Как воодушевить и помочь ребятам сосредоточиться на главном в КТД?
    • Как увлечь личным примером?
    • Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
    • Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
  5. Подведение итогов
    • Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
    • Как анализировать и оценивать свою работу?
    • Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
  6. Ближайшие последствия
    • Как внедрить в жизнь выводы и предложения?
    • Как использовать полученный опыт в жизни коллектива?
    • Как научить осуществлять собственные решения?

Задание для групп .

За 30 минут составить план КТД и сценарный план праздника «...» (для каждой группы свой вариант). Распределить между членами творческой группы обязанности для проведения КТД, выбрать ведущего (или двух), подготовиться к самопрезентации своего проекта.

Занятие состоит из нескольких этапов. Первый и второй являются своеобразной творческой разминкой, которая должна обеспечить атмосферу и игровой настрой участников, а также постепенность в усложнении творческих задач. Третий этап – основной, на котором и происходит разработка новых форм. Каждый этап отличается своей методической ценностью, так как обогащает участников конкретными идеями.

Во вводной части занятия вожатому необходимо настроить ребят на активную работу, рассказать о методических особенностях коллективно-творческого дела, предложить им привести соответствующие примеры коллективно-творческих дел, либо назвать подобные дела самому.

Всех участников занятия нужно разделить на небольшие группы численностью от 3 до 7 человек.

1 этап. «Опыт».

Ребятам предлагается для начала обратиться к своему опыту и вспомнить те КТД, которые им уже известны.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать вожатому (или его помощнику), ответить на вопросы других групп.

Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел.

Вожатый внимательно следит за тем, какие дела называют дети, с целью уточнения может сам задавать вопросы. Он имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначающие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т.п.).

Группы, отвечая на вопросы участников и вожатого, должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы.

Помощники вожатого (или же он сам) могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит активизировать участников.

При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально в их перечне и сколько осталось после исключения уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая – для подсчета общего количества дел, названных всеми участниками.) После выступления всех групп вожатый может предложить участникам дополнить общий перечень, если по ходу удалось вспомнить что-то еще (каждое дополнение приносит группе одно очко).

Таким образом, на этом этапе в определенном смысле организуется обмен опытом между ребятами – участниками занятия.


2 этап. «Вариация».

Вожатый объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т.п.

Задание группам. За одну (или две) минуту предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Всем группам может быть дана одна и та же форма либо каждой группе своя. Предлагать уже прозвучавшие на 1 этапе дела группы не должны.

Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иной предлагаемое дело.

На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи творческих коллективных дел, никогда и никем ранее не проводившихся. На такие идеи вожатому следует обратить внимание участников. Абсолютно нереальные на первый взгляд идеи не стоит сразу отвергать, предложите их развить.

Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

3 этап. «Идеи» (или «Защита идей»).

Вожатый объясняет, что принцип разработки новых дел лучше всего освоить на примере сюжетно-ролевых КТД. Их отличительными признаками являются:

– наличие сюжета, по которому развиваются «события»;

– роли, выполняемые участниками;

– правила игрового поведения.

Чтобы разработать новую форму дела, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Что может стать основой для выбора сюжета, послужить импульсом идеи для его разработки?

Можно предложить по крайней мере три пути для поиска.

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или их комплексы. Например, мастерская, академия, город и т.п. Чтобы разработать сюжетно-ролевое КТД, надо представить себе, как можно «сыграть» в это учреждение. Например, возьмем такое учреждение, как аптека. В аптеку приходят люди за лекарствами. Работники аптеки предлагают лекарства, дают советы по лечению и профилактике заболеваний. Роли «работников аптеки», «больных», «болезней», «лекарств» могут с успехом сыграть ребята даже младшего возраста. А если пофантазировать, то можно придумать аптеку не простую, а скажем, «зеленую», где «живут» препараты лекарственных растений, которые готовы помочь человеку и сразиться с его недугами. Но и они, в свою очередь, обратятся к нему за помощью и защитой. Рассуждая аналогичным образом, используя знания о различных учреждениях, можно придумать множество разнообразных сюжетно-ролевых КТД.

Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни. Например, фестиваль, пресс-конференция, путешествие и т.д. Традиционный ход этих событий в жизни подскажет общий замысел КТД.

В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах . Например, шкатулка. Она может быть, скажем, музыкальной. Открывая ее, знакомишься с музыкальными произведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая страницы которого узнаешь много интересного.

После такого рассказа ребята получают творческие задания. У вожатого должны быть заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким (каждый ряд слов можно написать на карточках определенным цветом):

1 – академия, аптека, почта, цирк, музей, клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.;

2 – путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.;

3 – газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п.

Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда (выбирает представитель группы). Разработать новое КТД и подготовить его защиту. При защите необходимо отразить следующее:

– назвать форму, указать возраст и количество возможных участников;

– сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может быть интересно и полезно ребятам;

– изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела;

– охарактеризовать возможные способы подготовки дела.

Время на подготовку групп – 20 минут.

Чтобы ребятам было легче выполнять задание – придумывать «новое КТД», можно предложить им следующий алгоритм деятельности:

1. Выбрать в каждой карточке по одному слову, обозначающему предмет, событие и учреждение. (Можно и не раздавать группам готовые карточки, а попросить ребят самих придумать слова-ассоциации к словам «учреждение», «событие», «предмет».)

2. К выбранным словам нужно придумать по три–пять слов-ассоциаций.

3. Составить предложение из слов-ассоциаций (взять по одному из каждого ряда) или несколько предложений.

4. В группе (до этого момента ребята могут работать индивидуально) из всех предложений выбрать наиболее понравившиеся и составить из них связный рассказ (сказку, историю и т.д.). По сути, рассказ уже является сюжетом, идеей дела.

5. По составленному рассказу определить название дела.

6. Ответить на вопросы:

– Что? (Какое будет дело, его форма.)

– Где? (Место проведения дела.)

– Когда? (Время проведения.)

– Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела.)

– Зачем? (Полезность дела для ребенка и вожатого.)

– Как? (Метод подготовки дела.)

По истечении отведенного времени вожатый объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники занятия могут задать группе вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью, например, цветовых карточек, представляющих шкалу оценок, по каждому из параметров: возможность воплощения на практике, оригинальность замысла и т.д.

Пока идет защита, помощники вожатого (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется «группа-лидер» каждого этапа занятия и «абсолютный чемпион»; обращается внимание участников на общий перечень дел, составленный в ходе занятия; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.