Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Экспериментирование со льдом на прогулке (фотоотчет). План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Экспериментирование со льдом

Тюрина Юлия Александровна
Картотека опытов со льдом и снегом для детей старшего дошкольного возраста

Опыт «Лед и соль»

Нам понадобятся: Кубики льда, соль

Ход эксперимента:

Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.

Теория: Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

Опыт «Температура замерзания различных жидкостей»

Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики и различные жидкости: вода, молоко, растительное масло и т. д.

Ход эксперимента: Мы налили в стаканчики воду, молоко и масло. Поставили их в морозилку (с температурой -15°C) на ночь. А утром проверили, что с ними произошло.

Оказалось, что вода и молоко замерзли, а масло так и осталось жидким, только помутнело. Сюрприз ждал нас и когда молоко стало таять - оно свернулось. В молоке вода отделилась от жира и мы получили нечто, похожее на творог.

Теория: Разные жидкости имеют разную температуру замерзания (температуру, при котором меняется состояние вещества и оно переходит из жидкого в твердое). Например, морская вода замерзает при температуре -1-2°С. 40% раствор спирта (а по-простому, водка) замерзает при -28°С, а чистый этиловый спирт при -117°С! Бензин замерзнет при температуре от -118°С до -151°С. Молоко замерзает при температуре всего на полградуса меньше воды. А растительное масло от -16°C до -19°C.

Опыт «Делаем мороз -30 градусов без холодильника»

Нам понадобятся: Железная кружка, кубики льда, соль, полиэтиленовый пакет, молоток, деревянная доска или табуретка (впрочем, можно использовать любую подставку: тарелку, металлический поднос, пластиковую миску, только эффект будет длится не так долго).

Ход эксперимента:

Для эксперимента надо положить в полиэтиленовый пакет кубики льда (10 шт.) и с помощью молотка разбить их в "кашу" (если на улице есть снег, можно не колоть лед, а воспользоваться им). Потом нужно выложить колотый лед в железную кружку, налить на подставку (большую доску или табуретку) небольшую лужицу воды и поставить кружку в нее. А потом насыпать в кружку 2 ст. л. соли и перемешать соль со льдом. Осторожно, не беритесь за кружку голыми руками, а используйте прихватки или варежки! Ведь в это время она остыла до -30 градусов Цельсия! Дальше надо подождать 2-3 минуты. А после этого попробовать поднять кружку с подставки. Это сделать невозможно - она накрепко примерзла!

Теория: В предыдущих опытах мы уже наблюдали как соль действует на лед. Он начинает таять. Этот процесс требует очень больших затрат энергии. Ведь чтобы из твердого состояния вода перешла в жидкое, должен разрушиться порядок молекул (кристаллическая решетка). А энергия это берется из окружающей среды, резко охлаждая все вокруг. Поэтому получается, что лед в кружке тает, а сама она охлаждается до больших температур. Таких, что от нее замерзает лужица на подставке и та намертво приклеивается к кружке.

Опыт «Плавает ли лед?»

Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего

Ход эксперимента:

Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!

Теория: Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Опыт «Получаем чистый лед»

Нам понадобится : Вода (обычная, соленая и сладкая).

Для начала нужно сказать о том, что океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.

Ход эксперимента: Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей - как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?

Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно - на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.

Опыт «Лед в кипятке»

Нам понадобиться: пробирка, спиртовая горелка, льдинки, холодная вода, грузик.

Ход эксперимента: возьмите пробирку, наполните водой, погрузите в нее кусочек льда, а чтобы он не всплыл вверх (лед легче воды, придавите его свинцовой пулей или медным грузиком. При этом вода должна иметь свободный доступ ко льду. Теперь приблизьте пробирку к спиртовой горелке так, чтобы пламя касалось лишь верхней части пробирки. Вскоре вода начинает кипеть, выделяя клубы пара. Но странная вещь: лед на дне пробирки не тает! Мы будто имеем перед собой маленькое чудо: лед, не тающий в кипящей воде.

Разгадка кроется в том, что на дне пробирки вода вовсе не кипит, а остается холодной; она кипит только вверху.

Мы наблюдаем не «лед в кипятке», а «лед под кипятком». Расширяясь от тепла, вода становится легче и не опускается на дно, а остается в верхней части пробирки. Движение теплой воды и перемешивание слоев будут происходить лишь в верхней части пробирки и не захватят нижних более плотных слоев. Тепло может передаваться вниз только лишь благодаря теплопроводности, но теплопроводность воды чрезвычайно мала.

Опыт «Снежные цветы»

Ход эксперимента: В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Опыт «Нужен ли растениям снег»

Нам понадобиться: 2 ёмкости с водой.

Ход эксперимента : Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.

Теория : Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

Опыт «Ледяные самоцветы: красим лед изнутри»

Нам необходимо: Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски, поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки.

Ход эксперимента: Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.

Теория: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Опыт «Как Дед Мороз расписывает нам окошки?»

Нам понадобится: кусок пластика или сухая стеклянная пластина, потребуется чашка горячей воды и различной толщины кисточки

Ход эксперимента: Все видели морозные узоры на оконных стеклах. Попробуем воспроизвести их в "лабораторных" условиях. Вместо оконного стекла возьмем кусок пластика или сухую стеклянную пластину, которая заменит нам окно. Еще потребуется чашка горячей воды и различной толщины кисточки. Погода в день проведения эксперимента должна быть достаточно морозной. Выйдя на улицу, на сухую предварительно протертую поверхность стекла с помощью кисточки аккуратно нанесите узор горячей водой. Работать нужно быстро, пока вода не застыла. Повторно проводить кисточкой по тому же месту не следует, а вот после замерзания картинки можно повторить процедуру и сделать все линии толще и заметнее. Несомненно, существуют и другие опыты со льдом. Кое-что вы можете придумать и сами. Главное - пробудить и поддержать интерес малышей к таким необычным и разнообразным природным явлениям!

ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом.

Цели и задачи:

* Закрепить знания детей о зиме.

*Закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда (твёрдый,

Холодный, скользкий, в тепле тает).

*Познакомить с другими свойствами льда (хрупкий, плавает).

*Побуждать исследовательский интерес, любознательность.

*Знакомить детей со способами обследования: понюхать, потрогать, наблюдать.

*Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. *Формировать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений

Сформулировать правила безопасности со льдом.

Предварительная работа:

Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая на прогулках, что с ней происходит на морозе. Знакомятся со свойствами льда.

Материал: Таз с водой, фигурные кусочки льда, молоточки, кораблик изо льда, мелкие игрушки, замороженные во льду, апельсин или яблоко.

Ход деятельности.

Вводная часть. Звон колокольчиков за дверью. Пришла зима, на санках привезла сюрпризы . Дети вслушиваются, идут к двери.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Да, это Зима-волшебница. Здравствуй, Зима!

Зима: Здравствуйте, ребята! Здороваются.

Опыт 1: Вода превращается в лёд.

Зима: Ребята, я принесла вам сюрпризы. Вот смотрите. Открывает.

Что это? Потрогайте. (Вода ). Ребята, скажите мне, пожалуйста, Зима какая?

Я - Зима холодная, морозная. Посмотрите, я сейчас подую на воду холодом.

(Берёт воду , д ует и превращает её в лёд). Вот вам сюрприз, а мне пора.

Я из снега. У вас здесь тепло, я, кажется, начинаю... таять. До свидания!

Воспитатель: Давайте, поблагодарим Зиму-волшебницу и проводим её!

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что сделала Зима. Зима пришла, холод и мороз принесла, воду заморозила. Рассматривают. Посмотрите. Потрогайте лёд. Дотроньтесь до него рукой. Какой он? Проведите пальчиком. скользит.

Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной

Дорожке? (Можно поскользнуться и упасть ). Почему?

Дети: Лёд скользкий.

Воспитатель: Ребята, я видела, что некоторые дети едят лёд. Можно лёд есть?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принесла нам зима? Апельсин. Понюхаем

его. Какой он ароматный! А теперь понюхайте лёд. (у льда нет запаха).

Воспитатель: А что будет, если по льду постучать? О тветы детей.

Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Чем мы можем постучать по льду?

Возьмите молоточки, постучите по льду. Что произошло?

Воспитатель: Раскололся, потому что он хрупкий.

Воспитатель: Посмотрим, что ещё Зима нам принесла. Дети разглядывают санки с сюрпризами.

Опыт 2: Фигурные льдинки.

Воспитатель достаёт растаявшие фигурные льдинки.

Воспитатель: Что это? Ребята, посмотрите, что случилось с ледяными фигурками?

Давайте внимательно рассмотрим растаявший лёд. Что вы видите? (вода).

Потрогайте. Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?

Почему ладошки стали мокрыми? Лёд растаял. (Лёд растаял, потому что здесь

Тепло).

Воспитатель: Вода очень холодная, ручки наши замерзли, давайте погреемся.

Игра-песенка Е.Железновой «Мороз»

Сюрприз: Ледяные раскопки.

Воспитатель: Вновь обращает внимание детей на санки, на следующий сюрприз.

Ой, ребята, посмотрите, что Зима натворила. (Во льду заморожены игрушки).

Что же делать? Молоточками расколоть лёд и освободить игрушки.

Предложите детям вызволить игрушки изо льда. Подберите подходящие предметы - маленькие машинки, фигурки животных, а потом заморозьте их в большой форме.

Эксперимент. Лёд плавает

Воспитатель: Посмотрите, что ещё Зима нам принесла. Кораблик! Потрогайте из чего сделан кораблик? Как проверить, может ли он плавать?

На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.

Дети опускают его в емкость с водой - он плавает.

Рефлексия. Сколько Зима принесла нам сюрпризов!

Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил? Что сделала Зима?

/Волшебница-зима превращает воду - в лёд, в тепле лёд тает./

Лёд какой?

Людям нужно осторожно обращать со льдом. Объясните, почему?


Салтыкова Надежда Викторовна

воспитатель МБДОУ№ 168 г. Кемерово

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

Тема «Свойства снега и льда»

Цель: Учить выявлять и описывать свойства снега и льда.

Формировать элементарные навыки экспериментирования, учить делать выводы.

Дать представления о гололёде как явлении природы, что гололёд появляется после оттепели в заморозки.

Развивать познавательную активность, желание узнавать новое.

Активизировать и обогащать словарь детей (гололёд, оттепель)

Материал: Полиэтиленовый пакет, ножницы, 2прозрачных стакана, снег, лёд, формочки, мяч, снежинка, рисунки снежинок, снеговик, аквариум с водой.

А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

«Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок.

Он холодный. Как лягушка,

А зовут его …(снежок)

Правильно. Сегодня мы будем говорить о снеге. В какое время года он появляется? (Снег появляется в холодное время года - зимой.)

А сейчас у нас какое время года? Какой первый месяц зимы?

Как мы узнаём, что наступила зима? (снег лёг на землю и больше не тает.)

Давайте поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы будете называть приметы зимы (холодно, идёт снег, почва промёрзла, дует холодный ветер, деревья голые стоят, ночь длинная день короткий, дети и взрослые тепло одеты).

В жарких странах (в Африке) бывает снег? В Африке не бывает холодной зимы. Там дети никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что бы вы рассказали детям о снеге, какой он? Давайте встанем в круг и будем передавать по кругу снежинку, и говорить какой бывает снег (холодный, белый, мягкий, пушистый, искристый, мокрый, красивый).

Откуда падает снег на землю? (снег падает из пушистых облаков)

На что похожи снежинки? (на звёздочки)

Кто расскажет стихотворение о снежинке? Двое детей читают стихи, выученные заранее.

Любим мы красоту зимней природы, не передать словами, как блестит снег в солнечную погоду, как скрипит он под ногами в мороз. А ещё мы любим зимние забавы. Как вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, с горки, на лыжах, делать снежную крепость, лепить снежную бабу, играть в хоккей).

А можно ли довести снег до Африки? (нет, он растает, так как в Африке жарко).

А может кто - то придумает, как довести снег? (в морозильной камере)

А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и узнаем о свойствах снега.

Из чего получается снег? (Из снежинок)

Посмотрите рисунки снежинок, какие они красивые и все разные, но у всех восемь лучиков. Мы с вами рассматривали снежинки на прогулке и видели, что они прозрачные, а почему тогда снег белый, а не прозрачный?

Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт.

Опыи№1.Показать детям полиэтиленовый пакет. Он прозрачный. Разрезать его на мелкие кусочки и собрать в кучу. Какого цвета куча? Белая.

Подобное происходит и со снегом. Прозрачные снежинки слипаются друг с другом, и получается белый снег.

Опыт №2. Сравнить снег и лёд

Предложить рассмотреть снег и лёд. Какого цвета снег и лёд? Давайте посмотрим через лёд, какой он? Лёд прозрачный, а снег белый. Потрогайте его на ощупь. Лёд - твёрдый, гладкий, а снег рыхлый, мягкий. Как вы думаете. Зависит от температуры воздуха состояние снега и льда? Что быстрее растает? Положить на ладошку немного снега, что с ним произошло? (на ладошке осталась вода). А теперь возьмите льдинку. Что быстрее растаяло? А что будет, если воду в формочке вынести на улицу? (она замёрзнет и снова превратится в лёд)

Вывод: Снег - это вода, лёд - это замороженная вода. Снег тает быстрее, чем лёд.

Сюрпризный момент.

«Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке метла.» (снеговик)

Правильно это снеговик. Он пришёл к нам в гости и принёс с собой снег и лёд.

Проводится игра «Минута радости» (Дети лепят из снега снежные комочки).

Дети, а почему игра называется « Минута радости?» (Снег быстро тает. Потому что в комнате тепло.

Молодцы ребята. Отгадайте ещё одну загадку?

« Без доски, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как сине стекло,

Скользко, весело, светло.» (Лёд)

Как вы думаете, что такое лёд? (это замороженная вода)

Давайте продолжим наше экспериментирование.

Опыт №3Удивительные свойства льда.

Предложить детям рассмотреть льдинки разной формы. Как они были сделаны? Давайте посмотрим, что будет, если их поместить в ёмкость с водой. Дети опускают льдинки в аквариум с водой. Обратить внимание на то, что льдинки не тонут. Объяснить, что лёд легче воды. Это свойство льда спасает водоёмы от промерзания и защищает живущих в водоёме обитателей.

Вывод: Лёд - легче воды, поэтому не тонет.

А сейчас давайте поиграем. Физкультурная пауза.

Игра - упражнение « Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок, (Дети идут по кругу, друг за другом,

Кати по снегу свой снежок Изображая, что катают перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком (Останавливаются, рисуют двумя

руками ком)

И станет ком снеговиком (Рисуют снеговика из трёх кругов)

Его улыбка так светла! (Показывают пальцами на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову

ладошками, показывают нос, встают прямо,

держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечёт слегка (Медленно приседают)

Увы! - и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками).

Ребята вы узнали свойства снега и льда. Ещё есть такое явление - гололёд. Кто знает, что такое гололёд? В какую погоду он бывает? (после оттепели, когда наступают заморозки.)

Чем опасно это явление?

« Не идётся и не едется,

Потому что - гололедица;

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется»

Как нужно себя вести во время гололёда?

Итог занятия: Ребята, вам понравилось экспериментировать? Молодцы, вы были внимательными и узнали сегодня новые свойства снега и льда.

Исмаилова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 1 "Лёвушка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Киселевск
Наименование материала: Конспет культурной деятельности
Тема: Экспериментальной деятельности старшей группы "Зима".Свойства воды, льда, снега.
Дата публикации: 18.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей

группе тема « Зима» Свойство воды, льда, снега.

Цель : формирование исследовательского и познавательного интереса через

экспериментирование со льдом и снегом.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация,

Задачи:

Развивающие задачи :

расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в

природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,

длинные ночи и т.д.);

Обучающие задачи :формировать умение детей в ходе

экспериментирования определять свойства льда и снега (белый,

бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в

воде; тают в тепле); учить детей выдвигать гипотезы и проверять их

опытным путем; обогащать словарный запас детей;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментальной

деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность,

желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа : наблюдение на прогулке за зимними явлениями;

рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Оборудование : две тарелки; по два стаканчика с водой на каждого ребёнка;

цветные полоски; краски синяя, зелёная; мисочки для снега; цветные

бусинки; костюм Зимы (для взрослого); костюм снеговика (детский);

карточки с зимними развлечениями; мольберт; карточки с приметами всех

времён года; магниты.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

О каком времени года это стихотворение?

Назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас?

Какой будет? какой был?

2. Игра.

Давайте с вами поиграем в игру «Зимние слова». Дети, вам нужно хлопать в

ладоши, если услышите слова связанные с зимой. (Снежинка, тепло, Новый

год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад,

Снегурочка, лыжи и т. д.) .

Ребята посмотрите картинки (воспитатель обращает внимание детей на

мольберт), здесь мы видим, как мы зимой веселимся.

В какие игры мы

играем зимой?

3.Скажите, а вы любите отгадывать загадки?

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

Физкульминутка «Снеговик »

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

Дети под музыку выполняют ритмические движения.

А теперь мы как настоящие учёные будем заниматься исследовательской

работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-

исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших

исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема

научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты

наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств

снега и льда,).

Воспитатель : Ребята, давайте подумаем, как будем освобождать бусинки

из ледового плена.

Детей:

Воспитатель: Правильно, давайте несколько бусинок поставим около

обогревателя, несколько бусинок над батареей, несколько положим в таз с

горячей водой. Посмотрим, где быстрее всего растает лёд?

Воспитатель : Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять

превратился в воду?

Дети: Нагреть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи

между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.

Опыт 1 . Определение цвета.

Какого цвета снег?

Дети: Белого.

Дети: Бесцветного.

Опыт 2 . Определение прозрачности.

Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета

стал лёд?

Дети: Красного.

Положите под снег. Что вы видите?

Дети:

Теперь положите под лёд синюю полоску.

Вывод . Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт 3. Определение качества снега и льда.

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала

посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите,

какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?

Вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд

тяжёлый, твёрдый.

Опыт 4. Определение прочности.

Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно

назвать это свойство снега?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним

случилось?

Дети: Он раскололся, он хрупкий.

Опыт 5. Тонет, не тонет.

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Дети: снег тает в воде, а лед плавает на поверхности

А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в

другой стаканчик – лёд.

Вывод. Лёд и снег не тонут.

Опыт 6 . Ребята пришло время проверить, что стало с бусинками,

освободились ли они от ледяного плена?

Дети проверяют все бусинки и делают вывод, что в горячей воде все они

Воспитатель: предлагает детям все бусинки поместить в горячую воду.

Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под воздействием тепла

превращается в воду.

Лёд – это замёрзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под

воздействием тепла превращается в воду.

Воспитатель: Спрашивает у ребят про бусинки. И как им удалось с таким

трудным заданием справиться?

Дети: Лёд растаял в горячей воде и бусинки освободились от ледяного

Воспитатель: Ребята большое вам спасибо. А за то, что вы такие молодцы

я принёс вам угощение – леденцы!

Опыт 7. Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его

оставить в группе?

Дети: нет

У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать

искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8.Итог занятия

Игровая деятельность детей с искусственным снегом

Анна Бахарева

Цель : формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом .

Задачи :

Расширять знания детей о зиме;

Продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;

Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега .

Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа : наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия : снежинка из картона, цветной картон, пластмассовые тарелочки, бутылки с разведенной в воде цветной гуашью, два пластиковых стакана, кусочки льда, снег .

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель показывает детям снежинку из картона и читает стихотворение Бальмонта "Снежинка".

Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая, Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится, Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лежит пушистая

Снежинка смелая. Какая чистая,

какая смелая!

2. Наблюдение

Ребята, посмотрите, сколько вокруг подружек- снежинок. Давайте их рассмотрим. (Дети набирают в ладошки немного снега .)

А есть ли среди снежинок одинаковые? (ответы детей) . Правильно, они все разные, но все очень красивые!

Ой, кажется у меня руки замерзли и варежки стали мокрые. Что же происходит? (Ответы детей : снег холодный , поэтому замерли руки, а варежки стали мокрые.

Вывод : снег в руках быстро тает

Давайте же скорее согреемся.

3. Физкультминутка "Мы погреемся немножко"

Мы погреемся немножко,

мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)

Мы погреемся немножко,

мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги)

4. Эксперимент №1

Что же такое снег ? Как он образуется?

Ответ детей : это вода от холода превратилась в снег .

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда :

То в снег превратится , то в лед

Растает – и снова в поход.

Ребята, а какого снег цвета ? А лед? Ответить на эти вопросы нам поможет эксперимент . Нам понадобится цветной картон, немного снега и кусочки льда . Посмотрите, я положу кусочек льда на картон и вы сделайте то же самое. Что в видите? Какого цвета лед? (ответы детей) Правильно, через лед можно увидеть цвет картона.

Вывод : лед прозрачный.

А теперь положим на картон кусочек снега . Что вы видите теперь? Какого цвета снег ? (ответы детей) . Правильно, снег остался белым .

Вывод : снег непрозрачный .

5. Игра "Зима, зима на улице"

Воспитатель называет какое -либо условие, например : "На улице идет снег ", а дети подбирают к нему отличительные признаки, например : "Люди надели шубы, пальто, обули теплые сапоги".

6. Эксперимент №2

А для следующего эксперимента наберем немного снега в тарелочки и подождем, когда снег растает . Как вы думаете, долго нам придется ждать?

Ответы детей : долго, ведь на улице холодно.

Но есть способ уменьшить время таяния снега . Посмотрите, я посыплю снег в емкостях солью . Что же происходит? (Ответы детей.) Правильно, снег быстро тает .

Вывод : снег под действием соли тает и превращается в воду.

А когда можно использовать это свойство снега ?

Когда дороги скользкие и много снега .

Молодцы, чтобы очистить дороги от снега , их нужно посыпать солью.

7. Физкультминутка «Мы снежок с тобой лепили»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

(поднимаем руки вверх)

Два – поймаем.

(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

Три – уроним.

(опускаем руки вниз)

И… сломаем.

8. Эксперимент №3

А теперь я предлагаю вам превратить белый снег в разноцветный . Как же мы можем это сделать. (Предположения детей.)

Воспитатель раздает детям бутылки с заранее разведенной в группе цветной гуашью . Дети выливают цветную воду на снег в виде разных узоров. А затем лепят из снега снежки или снежную бабу.


Ребята, у вас получились замечательные, необычные фигуры из разноцветного снега . А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось (ответы детей) .

Публикации по теме:

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей. Задачи: Расширить у детей представление о том, что Солнце является.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы Тема: «Эксперименты с бумагой и тканью» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Опыты на прогулке со снегом» Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Опыты на прогулке со снегом» Цели: 1. Продолжать знакомиться с особенностями.