Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Дети, которым не хватает внимания. Как понять, что ребенок страдает от недостатка родительского внимания

Однажды пятилетний Дима, вернувшись из детского сада, обнаружил дома настоящего фокстерьера. «Я нашла его на улице, он, видимо, потерялся и теперь будет жить у нас», -сказала мама.

Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.

Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…

Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли. Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно. «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием

В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.

Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.

Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами. Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка : «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.

Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?

Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).

Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.

Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.

И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.

Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).

Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!

Воскресная история

А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.

Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности. При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии. Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.

Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?

Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.

Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории. При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка : «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч. У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».

Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.

Любовь без границ

Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия , но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка , а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?

Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию. Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах. Это лучшая профилактика ревности.

Это важно!

Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.

Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины, на первый взгляд, самые уважительные: изнуряющая работа, обеспечивающая достаток и уверенность в завтрашнем дне, всепоглощающая забота о младшем члене семьи, напряженная учеба... Для ребенка такая ситуация не просто мучительна – опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него вереницу негативных представлений о самом себе, окружающих и мире в целом. Предупредить формирование ошибочных суждений вроде «Я недостоин любви», «Мои чувства и желания не имеют значения» легче, чем исправлять их в будущем. Каково значение родительского внимания для ребенка? По каким признакам взрослые могут понять, что маленький человек страдает от его недостатка? Существуют ли простые способы решить проблему? На вопросы портала ответила психолог Екатерина Гончарук (г. Москва).

На кону – счастливая жизнь

Внимание родителей – это один из понятных для ребенка языков любви (наравне с тактильным контактом и словами), поэтому недостаток внимания близких людей он воспринимает очень болезненно. Психолог Екатерина Гончарук объясняет, каковы жизненные перспективы такого ребенка:

– Тот, кто с детства чувствует себя недолюбленным, обречен на постоянную борьбу за место под солнцем и рано приходит к убеждению: «Любовь можно только заслужить». С малых лет такой человек примеряет на себя разные роли и маски, подстраивается под окружающих, стремясь получить от них порцию внимания, и не знает, какой он настоящий, каковы его истинные потребности и стремления. Если родители (как правило, бессознательно) регулярно транслируют ребенку мысль: «Мы любим тебя за то, что ты такой, как мы хотим» или предъявляют к нему непомерные требования, эмоциональная дистанция между ними и ребенком увеличивается. Результатом плохого контакта и обоюдной потери доверия часто становятся серьезные проблемы в семье в период полового созревания сына или дочери. Так, подросток может попасть в дурную компанию, начать курить, употреблять алкоголь, пристраститься к наркотикам, вступать в беспорядочные интимные отношения. Не получая позитивного внимания, он ищет хотя бы негативного. Ребенок, который смирился с мыслью, что сам по себе он недостаточно хорош, что любовь и внимание можно только заслужить или купить (например, с помощью денег, подарков), либо превращается в перфекциониста, который всю жизнь своими успехами и достижениями пытается доказать родителям, что он достоин их любви и внимания, либо становится жертвой заниженной самооценки и нередко до конца своих дней исповедует принцип «Не высовываться!».

Самоощущение и картина мира человека, который с первых дней жизни получал достаточный объем внимания близких, совершенно иные. Психолог Екатерина Гончарук поясняет:

– Ключевая установка «долюбленного» ребенка, который получает достаточно позитивного внимания родителей, звучит так: «я – ОК, ты – ОК». Такой ребенок растет в дружественном мире, верит в себя, легко вступает в контакты с окружающими, без особых сложностей находит друзей, быстрее учится договариваться и сотрудничать, в целом более оптимистичен. В сущности, способ и особенности взаимодействия с родителями как с первым социумом в жизни каждый человек переносит на остальных людей.

Внимание любой ценой…

– О том, что ребенку недостает внимания родителей, можно заподозрить, если он часто болеет (у него снижен иммунитет); замкнут, с трудом идет на контакт со сверстниками и взрослыми; обнаруживает болезненную привязанность к матери; демонстративно нарушает установленные правила и границы, регулярно устраивает себе праздники непослушания; ведет себя агрессивно, с охотой ввязывается в детские драки; осознанно сквернословит. Однако важно знать: указанные проявления могут быть вызваны не только нехваткой родительского внимания, но и другими причинами, – предупреждает Екатерина Гончарук. – Поэтому в каждом конкретном случае нежелательного или тревожащего поведения ребенка родителям лучше обратиться за консультацией к психологу.

Попытка ребенка получить внимание родителей проходит несколько стадий:

  • Желание позитивного внимания и поиск путей его завоевания. Ребенок ходит за мамой по пятам, не отпускает ее от себя, ноет, проникновенно заглядывает в глаза, перебивает, начинает «хулиганить», когда мама общается с кем-то, кроме него.
  • Неудовлетворенность результатами и усиление методов воздействия. Резкие действия, крики, нарушение границ и правил обычно позволяют маленькому человеку получить порцию негативного внимания .

Если ребенку не удается обратить на себя внимание взрослых с помощью плохого поведения, он выбирает одну из следующих стратегий:

  • «тихоня» оставляет попытки «урвать» долю родительского внимания, становится пассивным, постепенно отдаляется от мамы и начинает жить жизнью «вещи в себе» (при этом взрослые часто не замечают, что ребенок замкнулся);
  • «борец» мстит за невнимание с помощью агрессии, оскорблений. Месть иногда сопровождается стремлением получить хотя бы негативное внимание матери и отца.

– Выбор ребенком того или иного способа обратить на себя внимание зависит от того, на какие уловки ранее повелся родитель в подобных случаях. Большое значение также имеет темперамент. Ребенок экспериментирует, пробуя разные варианты и изучая реакцию взрослых, – объясняет психолог Екатерина Гончарук.

Как общаться с ребенком

Беспокоиться не о чем, если…

Напоследок психолог Екатерина Гончарук перечисляет признаки, по которым можно понять, что потребность ребенка во внимании матери и отца удовлетворена:

– У ребенка появляются собственные дела, он хочет побыть и поиграть один, без участия родителей. Если говорить в целом, такой ребенок растет дружелюбным и спокойным, легко идет на контакт, доверяет взрослым. Начиная с годовалого возраста (или чуть раньше) он без слез и истерик остается в компании знакомых взрослых, если мама ненадолго отлучилась из дому.

Беседовала Ирина Барейко

Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

Мы удивляемся, когда наши дети начинают грубить нам, вести, как нам кажется, себя так, как мы себе не позволяли. Отдаляются от нас.

В самых крайних случаях, начинают употреблять наркотики и вовлекаются в криминальные группы. Таким подросткам свойственна внушаемость, инфантильность, эмоциональная незрелость.

И это не по причине того, что в них эти характерные черты были заложены с самого рождения, это мы воспитали их такими .


Не телевизор воспитал их и не компьютер, а взрослые, которые позволяли бесконтрольно смотреть и играть в них. Мы не слышали и не замечали их, когда было необходимо.

Конечно, у каждого из нас найдется много причин оправдывающих нас. По типу: «Время такое, надо вертеться…».

И они отвечают нам взаимностью. Понимая, что группе сверстников они нужнее, чем нам.

Задержавшись на работе, взяв работу «на дом», уезжая в бесконечные командировки, уходя в свою усталость, разнузданность и «развязанность» своих желаний, мы теряем контакт со своими детьми.

Особо «замученные» родители начинают жаловаться своим детям на свою жизнь, на свое переутомление, и бессилие перед тем, как трудно воспитывать сына или дочь «двоечника».

Срывая на детей свою агрессию за собственную жизненную неудовлетворенность. Тем самым формируя у детей чувство вины и ощущение собственной никчемности.

Конечно, от этого хочется уйти, уйти туда, где принимают и понимают.

Такая ситуация не редка и все больше становится обыденностью нашей жизни. Дети с недостатком внимания со стороны родителей с каждым годом приходят все больше на консультацию к психологам.

Смысл запроса на работу психолога, как правило, один: «Сделайте с ним что-нибудь, чтобы он больше так не делал» .

Сама формулировка запроса содержит в себе эмоциональное отвержение ребенка.

Чувствуя «ненужность» своим родителям, дети начинают вести себя демонстративно.

Под «демонстративностью» можно понимать широкий спектр поведенческих реакций. От излишней моторной активности, до агрессивного поведения.

Общая реакция сопровождается неустойчивым настроением, которое утрируется в подростковом возрасте и становится более заметно.

У демонстративного поведения, в какой бы степени оно не проявлялось, есть один мотив – сделать так, чтобы меня заметили . И чем старше становится ребенок, тем сильнее это становится его характерной чертой.

И хорошо, если эта черта в человеке помогает ему стать хорошим актером или реализоваться в другой творческой деятельности, но чаще это приводит к эмоциональной неустойчивости и нарушениям поведения, которые оставляют отпечаток на всю жизнь человека.

Это ощущение остается в форме пустоты, ощущение, что чего-то не хватает в жизни, и эту «пустоту» необходимо чем-то заполнить.

Часто это является одним из факторов формирования зависимостей.

Пытаясь заполнить «душевную пустоту», человек сталкивается с неудовлетворенностью, поскольку «душевная пустота» является духовным началом жизнедеятельности человека, заполнить ее материальными вещами не возможно. Это представляется возможным только с помощью духовного развития.

Наша действительность в самом деле вынуждает взрослого человека много работать, вести активный образ жизни, уметь ориентироваться в большом потоке информации.

А еще необходимо уделить время отдыху, приготовлению и приему пищи, сну и другим нуждам.

В результате времени на детей не остается совсем или остается, но недостаточно.

Как быть в современных условиях, когда один только путь на работу и с работы порой занимает несколько часов?

Ситуация на столько сложна, что вынуждает специалистов говорить о формировании «инфантильного общества» .

Основными мотивами поведения которого, являются привлечение к себе внимания любой ценой, и суть которого, в эмоциональной незрелости, в неумении грамотно, уверено, ответственно принимать решения и в детских (капризных) реакциях на происходящее.

Проще говоря, мы все больше учимся играть строгих родителей, оставаясь при этом в детской позиции .

И это закономерно.

Как может быть воспитан взрослый человек, если ему эти самые взрослые не уделяли и не уделяют должного внимания?

Не показывают им собственный позитивный пример, не воспитывают положительные ценности и умения чувственного отношения к миру и окружающим?

Не дают в должной мере им любви, тем самым не обучая любить?

Мы заняты. Нам не до этого. Или наше превратное понимание о любви и воспитании, превращают наших детей в тех, кому не до нас.

Что же необходимо делать?

Для начала нужно просто подумать, что вы делаете из своей жизни? Что вы хотите от жизни?

Необходимо понять, что ваше внимание и время ценно вашим детям. Что дети не улыбаются без причины.

Эти причины создает детям взрослый. И хорошо, если он способен вызвать улыбку на лице ребенка не только покупкой новой игрушки.

Наше время – время умения правильно расставлять приоритеты. И полезнее для ребенка будет, если вы его поставите на первое место. Не отстранитесь от него, уйдя в «важные дела», хотя бы когда он просит вашего внимания.

Психологи советуют планировать свою занятость, выделяя время на общение с ребенком. Однако, ставя в приоритет своего ребенка, вы должны в любой момент уметь выделить ему необходимое время, даже если сильно заняты.

Иногда нашим детям нужно меньше, чем мы думаем. И это «небольшое», укладывается в понятии – любовь.

Чтобы воспитать из ребенка здорового человека, необходимо быть ему родителем. А значит уделять ему внимание и время, давать ему необходимую ласку и тепло, любить его и говорить ему об этом.

Правила для родителей, которые хотели бы исполнять свою роль не только формально

Следование этим правила поможет вашему сыну или дочке стать счастливее.

1. Стремитесь оба участвовать в воспитании вашего ребенка, не сваливайте ответственность на одного родителя.

2. Не ругайтесь и не оскорбляйте друг друга при ребенке.

3. Принимайте пищу вместе, хотя бы один раз в день, и помните, что в счастливых семьях за столом разговаривают.

4. Проявляйте любовь к своему супругу или супруге, показывая ребенку, что вы счастливы вместе.

5. Выполняйте свои обещания или не обещайте, если не уверены, что вы сможете его выполнить.

6. Чаще показывайте, и рассказывайте ребенку, как красив и интересен этот мир.

7. Организовывайте семейный отдых вместе.

8. Планируйте совместные путешествия и вылазки на природу.

9. Устраивайте семейные праздники и мероприятия.

10. Уделяйте время на физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие ваших детей.

11. Старайтесь общаться с другими семьями, в которых есть дети.

12. Если что-то из этого списка вызывает у вас трудности, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

Послушание и не послушание

Родительство – одна из главных ценностей, которая нам дана природой. С одной стороны это радость сопричастности к становлению новой личности, с другой стороны это большая ответственность, так как только от нас зависит, какими наши дети войдут во взрослую жизнь.

Какой родитель не задавался вопросом: «А правильно ли я поступаю с ребенком в том или ином случае?» , и здесь единственным мерилом нашей родительской состоятельности является поведение наших детей — насколько то, как поступают наши дети, вписывается в рамки наших ожиданий и чаяний. Мы гордимся успехам ребенка и расстраиваемся, когда дети поступают не так, как нам хочется, при этом мы не всегда правильно реагируем на его действия.

Почему дети ведут себя «плохо»

Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

В прошлые времена, когда большинство людей обеспечивали свое существование за счет физического труда, помощь детей в семье была просто необходима, и они могли каким-то образом проявить себя. Со временем образ жизни менялся, и ребенку становилось все труднее находить себе достойное применение и ощущать свою значимость. В современном мире нам труднее найти возможности, где наши дети могли ощутить свою ценность.

Мы, взрослые хотим чувствовать свою значимость и причастность ко всему? И если мы утрачиваем это чувство, наше поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Мы начинаем кому-то что-то доказывать, жалеть себя, замыкаться в себе, искать виноватых и т.д.

Дети же ведут себя плохо потому, что они сомневаются в собственных способностях и не видят возможности доказать нам свои таланты. Наши дети хотят соответствовать нашим ожиданиям, нам же остается одно: дать понять чего мы от них ожидаем, направить их поведение в нужном русле и давать подтверждения в правильности их действий. Если они не получают нужного подтверждения они стараются обратить на себя внимание плохим поведением. Это вызывает наше беспокойство, но беспокойство это только переживание, а не решение.

У ребенка есть свои потребности, и эти потребности меняются по мере взросления, но на ранних этапах ребенку крайне необходимо ощущать безопасность, комфорт, ласку, заботу чуть позже добавляются потребности присущие взрослому человеку – потребность в познании, развитии, самоуважении, свободе и т.д.

Для удовлетворения своих потребностей ребенок поступает также как взрослый – стремиться получить то, чего хочет. Арсенал возможностей ребенка не такой богатый, как у взрослого, поэтому ребенок пытается добиться своего всеми доступными методами. Если ребенок не получает правильных ориентиров или его усилия остаются без внимания с нашей стороны, ребенок начинает действовать самостоятельно, но его цели могут смещаться. Действуя в направлении смещенных целей, у ребенка меняется и поведение, которое мы определяем как плохое.

На этом этапе важно перейти от вопроса, «кто виноват», к вопросу «что делать с этой ситуации».

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно выделил четыре смещенных цели: внимание, влияние, месть и уклонение.

Плохое поведение это индикатор возникших у ребенка проблем, поэтому первый вопрос, который должны задать себе родители: «А что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением?»

Цель - привлечение внимания

Есть способ, с помощью которого можно правильно определить ошибочную цель поведения ребенка. Ребенок, цель которого - привлечь внимание, как правило, вызывает у взрослых раздражение . Обычной реакцией на поведение такого ребенка будет негативное внимание взрослого. Однако не все дети, чтобы привлечь к себе внимание, пользуются плохим поведением. Присмотритесь к ребенку, который привлекает к себе внимание хорошим поведением. Для него важно быть «умницей» и всем угождать. Такого ребенка дома и в школе часто называют «паинькой». И здесь опять-таки важна ваша ответная реакция. Если постоянное стремление этого ребенка угодить вам или в чем-то отличиться вызывает у вас раздражение, - то это первый признак, что его ошибочная цель - внимание.

Переориентация цели «привлечение внимания»

Результатом достижения этой цели для ребенка будет получение вашего внимания любыми доступными способами. Ребенок приравнивает Внимание к собственной ценности важности – получения подтверждения в любви. Суть переориентации будет сводиться к тому, что Родитель дает Ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляет, выбранного ребенком поведения. Как этого достигать?

Метод 1 что делать, если ребенок требует внимания

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов:

  1. Не заглядывайте в глаза ребенку , когда ребенок демонстрирует поведение, которое вас не устраивает.
  2. Не разговаривайте с ним .
  3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.
  4. Немедленно приступайте к делу , пройдите первые три этапа - не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать вас. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Например: Мужчина сидит к комнате и разговаривает с пришедшим гостем, из своей комнаты забегает сын и говорит, что ему срочно нужно помочь построить башню. «Па-а-а-а-а-па! Ну, пойдем». Один и рабочих вариантов – продолжать беседовать с гостем и не глядя на ребенка поглаживать его по спине или плечу. Иметь выдержку, нытье очень скоро прекратиться. Ребенок получает подтверждение в любви, но не получает подкрепления перебиванию разговора.

Помните: Что бы закрепить успех увеличивайте частоту общения именно в тех ситуациях, когда ребенок не борется за ваше внимание.

Метод 2 что делать, если ребенок требует внимания

Если ребенок «добивается» внимания и делает это так, что вы начинаете чувствовать раздражение, нужно перевести ребенка из одного места в другое:

  1. Ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания).
  2. Сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы, и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует - это то, что вам нужно!
  3. Если ребенок выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Ваша цель, как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения.

Например можно договориться с ребенком о каком-нибудь сигнале, который даст возможность ребенку не только осознавать и контролировать свои чувства, но и корректно получать желаемое.

Важно запомнить, что даже очень занятой родитель должен уметь находить возможность «выкраивать» время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получать от него свою «долю» внимания.

Дмитрий Телечкун,
специалист по воспитанию,
руководитель .

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Как вы думаете, вы обижаете своих детей? Давайте разбираться вместе!

Все о воспитании

Просмотрено

10 «токсичных» привычек родителей и как они разрушают детей, не осознавая этого!

Это интересно!

Просмотрено

5 советов от специалистов: Как облегчить течение послеродовой депрессии

Советы родителям

Просмотрено

Запомните эти важные советы педиатра в отношении повышенной температуры у детей!

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Как бороться с искривлением позвоночника у ребенка