Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Виды социального обеспечения семей с детьми. Социальное обеспечение семей с детьми в российской федерации сотникова лилия васильевна

Сегодня, в отсутствие нормативного определения в российском законодательстве понятия «социальное обеспечение» существует множество научных определений. Разностороннее понимание социального обеспечения указывает на особую значимость социального обеспечения для государства, общества, отдельного человека, а также иллюстрирует многогранность данного понятия.

Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Мачульская Е. Е. формулирует понятие социального обеспечения в экономическом смысле: «социальное обеспечение - это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств» 5 .

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Галаганов В. П. дает следующее определение социального обеспечения: «социальное обеспечение - это регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований» 6 .

Сулейманова Г. В.(кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, процессуального и трудового права юридического факультета Южного федерального университета) определяет социальное обеспечение как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) 7 .

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий - источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет:

1) специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;

2) средств государственного бюджета;

3) Региональных бюджетов: республиканского и территориальных фондов социальной поддержки

населения.

Второй критерий - круг лиц, подлежащих обеспечению.

Таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; Герои Советского союза и России и т. д.

Третий критерий - условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой.

Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

Государственные пенсии (трудовые и социальные);

Пособия;

Натуральное обеспечение;

Социальное обслуживание.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Оно неразрывно связано с правом человека на жизнь, ведь социальное обеспечение - единственная гарантия права на жизнь для людей, которые в силу различных, как правило, не зависящих от их воли причин утратили источник средств к существованию.

Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации».

В совокупности эти положения можно трактовать, как признанную на международном уровне обязанность государства оказывать всемерную поддержку семье, пока она выполняет функцию по воспитанию детей. Подобный подход не позволяет рассматривать социально-экономические меры по поддержке семьи как «вмешательство в личную жизнь семьи», что критикуется рядом исследователей. Международные правовые акты не случайно провозглашают семью естественной и основной ячейкой общества и гарантируют ей защиту со стороны общества и государства, ведь семья выполняет исключительные по значимости функции.

А.Г. Вишневский выделяет следующие функции семьи: экономическая (получение средств к существованию семьи); демографическая (обеспечение воспроизводства населения, создания и сохранения человеческих ценностей); социально-культурная (социализация личности и социальный контроль над поведением человека); социально-психологическая (реализация индивидуальных потребностей и стремлений человека, снятие эмоционального напряжения) . В условиях кризиса экономической, социальной и политической сфер 90-х гг. XX в. российская семья адаптировалась к изменениям путем трансформации присущих ей функций. Этот период ознаменовался постепенным разрушением института семьи как первичной ячейки общества: росло число разводов и неполных семей; распространились нетрадиционные сексуальные связи, феминизм, негативное отношение к браку. Деградация института семьи, материнства (отцовства), ослабление семейных связей вызвали устойчивую тенденцию к дефамилизации в обществе .

Конституция РФ гласит, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом (ч. 1 ст. 39), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). При этом современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей. Право социального обеспечения обладает средствами воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения в рамках правового регулирования социальной защиты граждан, имеющих детей. Более того, значение социального обеспечения семей с детьми возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей .

В этом контексте актуальным представляется исследование проблем реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей. С.И. Кобзева очень точно характеризует ситуацию в сфере социального обеспечения: «Отмена прав, скорее, осуществляется не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т.е. принижения, необоснованного ограничения их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право» .

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы осуществления социального обеспечения семей с детьми 6
1.1 Сущность социального обеспечения семей с детьми и его виды 6
1.2 Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей 10
2 Анализ современного состояние социального обеспечения семей с детьми 13
2.1 Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства 13
2.2 Федеральные программы по поддержке семей с детьми 16
3 Пути совершенствования социального обеспечения семей с детьми 19
Заключение 23
Список используемых источников 25

В статье 7 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ) провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.
Объектом исследования являются общественные отношения по вопросам социального обеспечения семей с детьми.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы права социального обеспечения, касающиеся темы исследования;
− научные публикации по исследуемым вопросам, которые изложены в списке литературы.
Цель данной работы – уяснение места компенсационных выплат в системе социального обеспечения; анализ современного состояния социального обеспечения семей с детьми; совершенствование законодательства РФ в системе компенсационных выплат.
Для достижения поставленных целей представляется необходимым решение следующих задач:
- раскрыть теоретико-методологические основы осуществления социального обеспечения семей с детьми;
- проанализировать современное состояние социального обеспечения семей с детьми;
- рассмотреть пути совершенствования социального обеспечения семей с детьми;
- в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследованию.

1 Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. - №237. - 1993.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 236-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №1 (часть 1). - Ст. 14.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. от 05.10.2015 № 285-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 267-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 № 240-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 30.09.2015 № 273-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. от 03.11.2015 № 303-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №42. - Ст. 5005.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. от 01.12.2014 № 407-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3686.
9. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 06.04.2015 №68-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №21. - Ст. 1929.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №19. - Ст. 2343.
11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №23. - Ст. 2994.
12. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (с изм. от 25.08.2015 № 889) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №5. - Ст. 739.
13. Закон РТ от 14.10.2010 № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан» [Текст] // Республика Татарстан. - №216. - 2010.

2 Учебная и специальная литература

14. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственно-правовой механизм охраны семьи и прав ребенка в РФ [Текст] / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российский следователь. - 2015. - №9. – С. 22-27.
15. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей [Текст] / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. - 2013. - №3. – С. 21-32.
16. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия [Текст] / Н.С. Бондарь. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 544 с.
17. Елисеева А.А. К вопросу о конституционных основах защиты семьи в Российской Федерации [Текст] / А.А. Елисеева // Семейное и жилищное право. - 2014. - №3. – С. 21-24.
18. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы правового регулирования социально-трудовых прав беременных женщин и женщин с детьми [Текст] / Ю.Б. Корсаненкова Ю.Б. // Трудовое право в России и за рубежом. - 2013. - №1. – С. 16-22.
19. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования [Текст] / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. – М.: Деловой двор, 2015. – 176 с.
20. Файнберг М.М. О Модернизация правовой системы Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дисс. к.ю.н. [Текст] / М.М. Файнберг. – Краснодар, 2008. – 167 с.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РФ 8 1.1 Современное состояние социального обеспечения семей с детьми в России 8 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 12 2.1 Основные направления социального обеспечения семей с детьми 12 2.1.1. Социальные пособия, льготы и компенсации матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), 13 2.1.2. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, 15 2.1.3. Льготы на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье 21 2.1.4. Социальное обеспечение семей с детьми, потерявших кормильца. 23 2.2 Особенности развития социального обеспечения семей с детьми 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Введение

Актуальность темы исследования. Социально-правовое исследование социального обеспечения семьям с детьми является актуальным как в общетеоретическом, так и в практическом (прикладном) плане. Понятие социального обеспечения семьям с детьми, которое фиксирует необходимость государственной поддержки лиц, находящихся в социально уязвимом положении, принадлежит к числу широко применяемых в юридической и обществоведческой литературе. Поэтому теоретический анализ содержания этого понятия, безусловно, важно. Кроме того, рядом с общетеоретическим, фактором актуальность такого исследования является современная ситуация социально-политического развития РФ, которая провозгласила себя социальным правовым государством. Поскольку высшей ценностью такого государства выступает личность и ее права, проблематика полноценной реализации социального обеспечения семьям с детьми, которые имеют непосредственное отношение к формированию условий достойной жизни человека, его социальной защиты. Учет социально-политических и экономических факторов развития социального обеспечения семей с детьми становится одним из элементов результативности государственных социальных реформ. Следует отметить, что это вполне соответствует современной международной практике социальной защиты человека в высокоразвитых странах. Россия, которая провозгласила приоритетным направлением внешней политики на защиту прав и свобод человека и гражданина, взяла тем самым соответствующие обязательства по обеспечению реализации прав человека. Среди них – право на социальную защиту, которое приобретает особое значение в условиях рыночных преобразований. Сегодня можно утверждать, что спад экономического развития, недостаточная социально-правовая защищенность широких слоев населения, их обнищание и неуверенность в будущем, увеличивает зависимость человека от социальной политики государства и побуждает последнюю уделять пристальное внимание разработке системы социальной защиты различных категорий населения. Русское государство на законодательном уровне выделило социально уязвимую категорию из числа нетрудоспособного населения – несовершеннолетних детей, а с ними – и семью, в которой они содержатся и воспитываются. Этим определены приоритеты социальной политики России, признано преимущество общечеловеческих (в частности – семейных) ценностей перед другими. Именно с семьей связаны такие факторы жизнеспособности общества, как генетический, интеллектуальный, этнический фонды, а также качество физического и духовного здоровья, связь поколений, сохранения нравственных и культурных ценностей, обеспечение необходимого уровня общественного порядка. Русское государство признает семью главной структурной единицей общества, а одним из ее главных функций, в свою очередь, - функцию рождения и воспитания детей. Наконец, нужно учесть и недостаточную исследованность проблемы социального обеспечения семей с детьми в правовой науке. Эта проблема в определенной мере исследовалась учеными в работах, посвященных анализу социального законодательства в целом (М.Г. Александров, В.С. Венедиктов, Д.М. Генкин, Л.Я Гинцбург, М.В. Молодцов, А.С.. Пашков, В.И. Прокопенко, В.Г. Ротань), в работах по проблемам оплаты компенсаций семъям с детьми (С.С. Каринский, Р.З. Лившиц, А.Ю. Пашерстник, А.И. Процевский). Авторы учебников и учебных пособий также внесли вклад в изучение проблемы социального обеспечения семей с детьми (Н.Б. Болотина, Г. И. Гуляев, А.Д. Зайкин, Г.И. Чанышев). Издание научно-популярной литературы также способствовало повышению уровня осмысления социально-правового явления, рассматривается (В.С. Андреев, М.И. Кучма, А.Н. Медведев, К. Молодцов, Н.А. Столяр Е.Л. Хлыстова). Однако исследования социального обеспечения семей с детьми с учетом современного законодательства и возможностей его развития на уровне комплексного научного исследования не осуществлялось. Это не может быть признано удовлетворительным. Объем нормативного материала, его сложность требуют его комплексного исследования. Изложенное выше, обусловило выбор темы курсовой работы «Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и направления развития». Целью исследования является определение современного состояния социально-правового регулирования отношений относительно социального обеспечения семей с детьми в системе государственной социальной политики. Для достижения названной цели в процессе работы над курсовой работой решались следующие задачи: 1. Сделать общую характеристику современного состояния социального обеспечения семей с детьми в России. 2. Раскрыть основные направления социального обеспечения семей с детьми. 3. Проанализировать систему социального обслуживания семей с детьми. 6. Разработать направления развития социального обеспечения семей с детьми. Объектом исследования являются общественные отношения, находящиеся в сфере регулирования законодательства о социальном обеспечении семьи с детьми в России. Предметом исследования стали правовые нормы права социального обеспечения семей с детьми. Вследствие наличия функциональных связей между отраслями права, в исследовании использовались различные методы исследования. Главным среди них был общенаучный диалектико-материалистический метод, который позволил исследовать проблемы, возникающие при регулировании отношений в сфере социального обеспечения семей с детьми, в единстве их социального содержания и правовой формы. Мы исходили из определяющего влияния общественных отношений на право и искали пути усиления активного обратного воздействия права на общественные отношения. С использованием метода логического анализа изучалась и формулировалась теоретическая модель отношений между государственной семейной политикой и институтом семьи, которая сравнивалась с существующей моделью, что позволило установить пути ее совершенствования. Исторический метод использовался, поскольку является плодотворным для поиска новых средств воздействия права на общественные отношения в социально-экономических условиях, которые изменяются. Метод сравнительного правоведения применялся для того, чтобы учесть опыт правового регулирования отношений относительно компенсаций в разных регионах Российской Федерации. Формально-юридический метод нашел применение при толковании правовых норм и разработке предложений по их применению. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды по теории права социального обеспечения С.С. Алексеева, В.С. Венедиктова, Л.Я. Гинцбурга, С. Гончаровой, П.И. Жигалкина, В.В. Жернакова, И.В. Зуба, С.С. Каринский, Р.И. Кондратьева, Р.З. Лившица, С.П. Маврина, А.Р. Мацюка, А.В. Смирнова и др. Научная новизна полученных результатов. Курсовая работа является научной работой, подготовленной по результатам исследования значительного нормативно-правового массива, который сложился за годы федерализма РФ и регулирует отношения в системе социального обеспечения семей с детьми. Вследствие исследования получены новые научные результаты, изложенные и обоснованные в настоящей работе, и были основой для формулирования предложений по применению и дальнейшему совершенствованию законодательства. Курсовая работа представляет собой попытку комплексного научного исследования теоретических и практических проблем социального обеспечения семей с детьми с учетом новейшего федерального и регионального российского законодательства и возможностей развития. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в выработке научно-обоснованной концепции возможностей развития отечественного законодательства о социальном обеспечении семьи. Полученные нами результаты и теоретические выводы, сделанные на их основе, пополняют потенциал науки права социального обеспечения, могут быть положены в основу дальнейших научных разработок. Практическое значение выражается в предложениях, направленных на совершенствование содержания и структуры законодательства о социальном обеспечении семьи и детьми в России. Результаты проведенного исследования могут использоваться в учебном процессе при изучении преподавания курса «Право социального обеспечения». Теоретические выводы и положения могут использоваться в дальнейших научных исследованиях. Структура курсовой работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и сooтветствующих задач, необходимых для достижения цели. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

В данной работе рассмотрена и проанализирована актуальная на сегодняшний день проблема социального обеспечения и поддержки семей с детьми. В заключении стоит отметить, что важным институтом права социального обеспечения, является институт государственной помощи семьям с детьми, суть которой заключается, прежде всего, в выполнении демографической функции, в улучшении материального положения семей с детьми и создании благоприятных условий для развития подрастающего поколения. Формы социальной поддержки семей с детьми занимает одно из ключевых мест в жизни общества, они непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием граждан. Истоками правового обеспечения социальной поддержки семей с детьми является правовая база об обеспечении граждан государственными льготами, которая состоит из Конституции Российской Федерации 1993 года, Семейного кодекса Российской Федерации, федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды поддержки многодетным семьям, инвалидам, детям-сиротам и детям лишенных родительской опеки и т.п. Представляется, что на сегодняшнем этапе развития русского общества функции права социального обеспечения должны иметь двухуровневую структуру - социальные и специальные юридические. К общесоциальным функциям следует отнести политическую, экономическую, демографическую, воспитательную, реабилитационную, охраны здоровья населения. К специально-юридических – регулятивную и охранительную. Важным институтом права социального обеспечения является институт государственной помощи семьям с детьми, суть которого заключается, прежде всего, в исполнении демографической функции права социального обеспечения, в улучшении материального положения семей с детьми и создании благоприятных условий для развития подрастающего поколения. Важной гарантией государственной защиты при предоставлении государственной помощи семьям с детьми считаем судебную защиту нарушенных прав. Поскольку при принятии решений суды самостоятельные и независимые от других ветвей государственной власти; специфическая функция государства - правосудие – находится в исключительной компетенции судов; суды специально созданные для осуществления правосудия, а для других юрисдикционных органов правовую защиту является одним из направлений деятельности; судебный процесс устраняет неравенство сторон, исчезает властное начало и лица наделяются равными возможностями отстаивать правомерность своей позиции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, № 4, 23-29.01.2009. 2. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». 3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011) // Российская газета, № 298, 2011. 4. Федеральный закон от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». // http://www.lawrussia.ru/texts/legal_913/doc913a787x192.htm (дата обращения 23.02.2015). 5. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 07.03.2011) // Российская газета, №98, 2011. 6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.12.2009) // Российская газета, № 219, 2009. 7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011) // Российская газета, №147, 2011. 8. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета, №132, 2008. 9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. 10. Федеральный закон. О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Принят Государственной Думой 3 апреля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 20 мая 1998 года. - http://open.lexpro.ru/document/44351#1 (дата обращения 25.02.2015). 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». 13. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета, №4918, 2009. 14. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (в редакции от 21.05.2012) «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан». - http://allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=43675 (дата обращения 25.02.2015). 15. Анализ социально-экономического положения многодетных семей: Коллективная монография. – М.: Минздравсоцразвития РФ, 2013. 16. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. – 2009. - №№8-9. – С.22-25. 17. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2012. – № 1. – С. 12-19. 18. Бабынина Л. С. Вопросы проектирования компенсационного пакета [Текст] / Л. С. Бабынина // Кадровое дело, 2004. - № 7. 19. Волокитина О.В. Правовая природа социальных льгот // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 2013. - № 12 (140). – С. 124-128. 20. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – М.: Академия, 2012. – 192 c. 21. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: КноРус, 2014. – 512 c. 22. Гостева Т.С. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи // Многодетная семья. - №2, 2012. – С. 16-19. 23. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей в Российской Федерации / Т.С. Гусева // Российский юридический журнал, 2012. - № 1 (январь-февраль). – С. 125-131. 24. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. 2012. - № 4. – С. 59-63. 25. Корсаненкова Ю. Б. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: учебное пособие / Ю.Б. Корсаненкова, А. Ф. Корсаненкова. – М. :Норма:ИНФРА-М, 2011. 26. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2011. – 576 c. 27. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения: Ежегодный доклад «Демографическая ситуация в РФ»/науч. ред. А.И. Антонов – М.: КДУ, 2008. 28. Огородникова С.С., Вакулич Д.О. Социальная защита в России. / пособие для студ ВУЗов / С. Огородникова. – Фостов-на-Дону.: Феникс, 2011. – 327 с. 29. Официальный сайт Департамента правовой и социальной защиты детства. Электронный ресурс. Режим доступа: . 30. Парфенов А.С. Демографический кризис: социальное прогнозирование и материнский капитал. // Вестник ОрелГАУ, 2010. - № 5. – С. 2-5. 31. Пособия на ребенка в 2015 году. – Электронный ресурс: http://posobie-expert.ru/posobiya-v-2015-godu/ (дата обращения 07.01.2015). 32. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждены решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 11 ноября 2008 г., пр. № 3.6-12/25). Электронный ресурс. Режим доступа: . 33. Фахрисламов А.А. Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по вопросам обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Екатеринбург, 2010 34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.02.2014г.) 35. Федченко А.А. Компенсационный пакет организации: подходы к формированию / А.А. Федченко // Вестник Воронежского государственного университета, серия: Экономика и управление, 2008. - № 1. - С. 114-122. 36. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие дополн. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2011. - 512 с. 37. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: пособие для студ. ВУЗов. – М.: Академия, 2013. – 548с.

Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.

Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ. В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».Социальная политика Российского государства в отношении семей с детьми определяется Конституцией Российской Федерации. Статья 38 Конституции указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная семейная политика, будучи важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых на федеральном и региональном уровне в отношении института семьи.

В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.

В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн человек.

С 2011 года начата реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн человек.Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2012 года. Предложенная программа содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей с детьми.

      Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей .

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения определяются ФЗ №81 «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» от 19 мая 1995г.(в ред. Федеральногозаконаот 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

    пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.

    ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

    единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

    ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей так же регулируется данным законом (введено Федеральнымзакономот 01.03.2008 N 18-ФЗ).

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. (часть вторая введена Федеральнымзакономот 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Рассмотрим такой вид гос. поддержки как, Семейный капитал.

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с действующим законодательством право на получение материнского капитала имеют:

    женщина, имеющая гражданствоРФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с1 января2007 года;

    мужчина, имеющий гражданствоРФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с1 января2007 года;

    отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданстваРФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления;

    несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца .

Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

Улучшение жилищных условий

    Погашение ипотечного кредитаили другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья;

    Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

    Компенсация за строительство дома;

    Ремонт и строительство дома своими силами;

    Долевое строительство;

    Участие в жилищно-строительных кооперативах.

Получение образования

    Проживание студента в общежитии образовательного учреждения

    Оплата услуг образовательного учреждения

Пенсионные накопления матери (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).

По общему правилу материнский капитал можно использовать после достижения ребёнком возраста трёх лет. Кроме случаев погашения кредита на приобретение жилья, строительства, реконструкции (в том числе погашения части ипотеки). На эти цели допускается расходование средств сразу после получения сертификата при условии, что кредит или заём был взят до 31 декабря 2010 года.

Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по потребительским кредитам и коммунальным услугам. Для защиты семейного капитала от неоправданной растраты родителями, обналичивание государственных сертификатов запрещено законом.