Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Социальная работа с семьей сущность специфика содержание. Модели социальной работы с семьями

Социальная работа с семьей

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

Помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

Регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Заключение.

В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно - бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально - статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально - экономические проблемы, Социально - бытовые проблемы, Социально - психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. - 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты - Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. - Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. - 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями...

Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Социальная адаптация в современных условиях

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальная работа с семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи...

Социальная работа с семьёй

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни...

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с наркозависимыми и их семьями (на примере реабилитационного центра Екатеринбургской епархии)

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

Цели и задачи работы семьями

Основная цель в работе - создание условий для улучшения качества жизни семей с детьми. Целью развития системы социальной защиты семей и детей города Магнитогорска является удовлетворение потребности в качественном социальном обслуживании с учетом изменяющихся условий.

  • 1. Раннее выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • 2. Укрепление и поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.
  • 3. Развитие межведомственной системы взаимодействия всех заинтересованных структур.

Принципы социальной работы с семьями

Специалист по социальной работе с семьей в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами.

Принцип гуманности. Подход к человеку как к главной ценности в системе социальных отношений.

Принцип фамилиоцетризма. Интересы семьи всегда имеют приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

Принцип социальной адекватности. Учет разнообразных факторов окружающей среды.

Принцип индивидуализации. Создание условий для само раскрытия и самореализации личности.

Принцип создания воспитывающей среды. Семья как коллектив - главный фактор развития личности.

Принцип системности. Семья - сложная система структурных элементов. Воздействуя на отдельный элемент, получаем изменения в системе.

Модели социальной работы с семьями

Понятие «модель» в социальной работе рассматривается как схема, образец, описание определенных действий специалиста в конкретной профессиональной ситуации, представляемой как аналог.

В социальной работе с современной семьей используется несколько моделей. В зависимости от выбранной модели ведущим будет один из специалистов - социальный работник, социальный педагог или психолог. Нередко функции всех этих специалистов вынужден взять на себя один специалист - по социальной работе с семьей. В основе всей социальной работы с семьей - диагностическая модель, которая основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.

Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется привлечение других специалистов, оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.

Педагогическая модель базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей (или социальный педагог) ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Прак тическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи - лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.

Чаще всего в каждом конкретном случае специалист по социальной работе с семьей использует сразу несколько моделей помощи семье. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике, встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики. Все внимание социальный работник фокусирует на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формирования нового понимания социальной проблемы, развития адаптивных реакций, которые могут быть полезны в будущем.

Следует заметить, что помощь семье в данной ситуации должна быть не столько психологически глубокой (что оправдывало бы вмешательство профессионального психолога), сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.). Задача специалиста по социальной работе с семьей состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредоточивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев. Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на причину, природу самой проблемы.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно. Отсюда задача специалиста по социальной работе с семьей - создать такие условия. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для обоснования последующих проблемных ситуаций семьей самостоятельно .

Долгосрочные формы работы с семьей, преобладающие в основном в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с семьей как клиентом (более четырех месяцев) и обычно построены на психосоциальном подходе. Его основные задачи - либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своих специфических функций, либо изменить ситуацию, либо воздействовать на то и другое одновременно. Целесообразно применение таких форм работы, как патронаж, консультационная беседа, тренинги.

В теории и практике разработана и апробирована общая модель действий социального работника в индивидуальной работе с членами семей (М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова).

  • 1. Установление первичной связи и потребности кли ента в изменениях. На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент (член семьи) не осозна ет, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы, и в ходе обсуждения тактично продемонстрировать ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед очевидным фактом. В том случае, если и после этого он не осознает необходимости изменений, социальный работ ник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда тот сочтет нужным ее обсудить.
  • 2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса начинается, когда клиент понял, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит уста новление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
  • 3. Мотивация. Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.
  • 4. Концептуализация проблемы. Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для ее достижения. Они совместно определяют различные варианты решения проблемы, объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто кли ент изначально склонен видеть в проблеме проявление своей личной неполноценности, поэтому его поведение может быть беспокойным и эмоциональным.
  • 5. Исследование стратегий решения. Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендации между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого.
  • 6. Выбор стратегии. Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
  • 7. Реализация стратегии. Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
  • 8. Эволюция. При конструктивном изменении, длительном и постоянном, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником могут быть прекращены.
  • 1. Семья как основной социальный институт общества.
  • 2. Техногия работы с семьёй в центрах социальной помощи семье и детям.
  • 3. Особенности работы с многодетными семьями.
В настоящее время существует несколько определений семьи.
Семья - это группа живущих вместе близких родственников (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
Семья - это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.
Таким образом, семья - это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, он выполняют совместную деятельность, взаимоϲʙязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряженности.
Важно отметить, что для социальной работы наибольшую актуальность представляет классификация семей по различным признакам и типам.
Так, к примеру, кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.
Особенно высоко число и доля таких семей с детьми до 16 лет. В 1995 г. бедных семей среди семей с детьми было 54,3 %, в то время как среди семей без детей — 24,5 %; в сельской местности бедных семей больше, чем в городе, в 2,3 раза.
Среди семей с детьми выше число семей, находящихся как в крайней бедности (их среднедушевой доход до 0,5 % прожиточного минимума), так и в постоянной бедности (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума в течение всего года) — маргинальные семьи.
В категорию бедности попадают семьи с большой иждивенческой нагрузкой: многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, а также семьи безработных, мигрантов, работников бюджетной сферы, которым длительно задерживают выплату заработной платы.
К разряду маргинальных семей, как правило, относятся семьи, члены которых страдают болезнями, алкоголизмом, находятся в тюремном заключении. Эти семьи, создающие прослойку деклассированных иждивенцев, — питательная среда для развития и роста преступности, хулиганства; они требуют особого внимания социальных работников.
Семьи социального риска
К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.
Неблагополучные семьи
К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.
В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.
Конфликтная семья (до 60% распространения) — это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.
Аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что, согласно Конвенции о правах ребенка, включает:
- жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми), вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
- невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;
- торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.
Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:
- педагогически несостоятельная семья - с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;
- асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем.
В начале 90-х гг. XX в. в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, в моральных устоях и ориентациях людей. В обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий, общесистемный кризис.
Кризис проявился в спаде производства, в росте инфляции, в увеличении безработицы взрослых, беспризорности и сиротстве детей, в бедственном положении инвалидов, бездомных и беженцев, в нарастающем вале преступности, в наркомании, алкоголизма, болезней, в суицидальном поведении молодежи. После распада СССР институт традиционной семьи подвергается испытаниям; происходят глубокие изменения в жизнедеятельности семьи, ее роли и функций в обществе.
Например, имущественное расслоение привело к падению уровня жизни, снижению расходов на питание, отдых, жилище.
За последние годы в российском обществе реальный уровень жизни упал у 60% населения. Резко изменилась структура доходов семей (доходы от зарплаты сократились с 70% до 40%), увеличилась доля расходов на питание со снижением его калорийности (до 10%), численность безработных составила 14% от экономически активного населения. В настоящее время 38,7% населения находятся за чертой бедности.
Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех проблем жизнедеятельности семьи. Можно отметить следующие тенденции:
1) малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%.
Снижение жизненного уровня приводит к боязни увеличения семьи, к боязни прибавления потомства. Появление ребенка в семье может стать основной причиной ее перехода в низшие группы по материальной обеспеченности. Уже появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В результате семьи с детьми оказались на сегодня в наиболее трудных условиях, не позволяющих обеспечивать детям полноценное воспитание, развитие их физического, интеллектуального и духовного потенциала. Эти явления, приобретая характер, обусловливают дисфункцию семьи как воспитательного института именно в тот момент, когда государство резко сократило инвестиции в детство, переложив задачи социализации на плечи семьи.
Детей мало еще и потому, что изменилась система ценностей. В довоенной России люди считали, что они живут ради детей, ради того, чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой - малодетность. Практически все хотят иметь ребенка, но все большая часть не желает иметь детей во множественном числе. Две главные причины этого:
дети перестали быть гарантией обеспеченной старости, кормильцами родителей на старости лет;
родители теперь при низкой смертности не опасаются, что в старости они останутся одинокими, что их дети умрут раньше их.
Также на численность детей в семье влияет падение репродуктивной способности. В настоящее время происходит (несмотря на разговоры о сексуальной революции) резкое падение половой активности и ослабление либидо.
Социологические исследования репродуктивных установок родителей показывают, что среди факторов, способствующих ограничению рождаемости, одно из первых мест занимает социальное положение супругов, их личные интересы и потребности. Данные социологических исследований свидетельствуют, что на репродуктивное поведение супругов оказывает влияние и удовлетворенность, социальная принадлежность и образование супругов. Установка на однодетность преобладает в семьях интеллигенции, тогда как ориентации на рождение второго и третьего ребенка распространены в семьях рабочих.
С последним обстоятельством связана такая любопытная тенденция, как негативное влияние высокого уровня материального благосостояния на репродуктивные установки супругов. Даже весьма существенное улучшение материальных условий зачастую используется супругами для реализации других потребностей, более значимых, для индивида. По этой причине наиболее высокая рождаемость отмечается в социальных группах с низким доходом. В даннуюгруппу входят лица с невысоким образованием и социальным статусом. Они не ориентированы на профессиональную карьеру и имеют меньшую социальную мобильность.
2) рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка.
Это происходит, в большинстве случаев, в результате роста числа разводов.
Ежегодно в РФ регистрируется 2,7-2,8 млн. супружеских пар, из них распадается 930-940 тыс. Особенно велик уровень разводов в крупных городах, примерно 40% вступающих в брак разводятся в последующие 3-5 лет. Проблема разводов остаётся одной из самых актуальных, ибо от нее страдает и общество, и дети, и сами родители.
3) увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;
4) снижение воспитательного потенциала семьи.
Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.
Говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, реагирует на просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся положительные качества и борется с отрицательными чертами характера.
На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющие. 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Растет детская безнадзорность и беспризорность. Распространяется насилие в семье - физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30% умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко убиваются родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.
В результате всех этих тенденций обнаружилось снижение численности населения, т.е. его депопуляция. По сей день в сфере семьи наблюдается сокращение рождаемости и рост смертности.
Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас в лучшем случае - мужем с женой и двумя детьми. Такое состояние российской семьи не отвечает условиям расширенного воспроизводства населения страны, задачам семейного воспитания.
Следовательно, в условиях постоянного нарастания кризисных явлений не только резко обостряется социально-демографическая ситуация, но идет фактическое разрушение института семьи, т.е. семья как институт общества в своем традиционном варианте рассматривается: во-первых, в современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, роль личностной свободы каждого из членов семьи, переход от закрытой к открытой системе формирования брака. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих, разрывается сложившаяся связь между поколениями по линии родства и изменяются ценности «семейного очага».
Безусловно, некоторой (незначительной) части семей удалось адаптироваться к происходящим переменам, добиться определенного благополучия, психологического и нравственного комфорта. При этом другая (значительная) часть семей находится в состоянии неуверенности, неопределенности, не имеет жизненных стратегий, необходимой подготовленности для выживания в условиях конкуренции.
Таким образом, семья перестает выполнять свои основные функции по обеспечению рождения и воспитания детей, идет утрата нравственных ценностей в этой сфере.
И поэтому возникает главный вопрос, на который необходимо найти ответ: что же все-таки необходимо сделать для поддержки адаптационных возможностей российской семьи и создания благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности?
Сегодня перед нашей страной как никогда остро стоит проблема выбора общественного и экономического пути развития, разработки стратегии с ясным и четким представлением о конечных целях и системе приоритетов.
Необходим поворот экономической и социальной политики государства в сторону семьи, как важнейшего социального института общества.
Если ещё недавно государство большую часть семейных функций (экономических, общественно-воспитательных) брало на себя, то теперь оно отстранилось от семьи, предоставив ей полную свободу выйти в открытое социальное пространство и самой решать проблемы собственного воспроизводства и развития.
Она самостоятельно принимает решения относительно собственного экономического и демографического воспроизводства. Мужчины и женщины в семье имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Российская семья, попав в такую ситуацию, оказалась не подготовленной к обозначенного повороту событий, не способной адаптироваться к происходящим переменам в обществе.
В современном обществе делается акцент на отдельную личность, способную самоорганизовываться и самореализовываться и, значит, свободную от любых связей. Вполне закономерно, что в данных условиях семейные традиции, ценности и связи размываются.
Означает ли все это, что семье как институту общества приходит полный «крах»? Безусловно, нет. Если российское общество еще не распалось окончательно и не деградировало полностью, то во много потому, что в нем остался наиболее устойчивым и жизненным такой социальный институт, каким является семья. Очевидно, что семья как союз супругов и как союз родителей и детей остается, меняются только ее формы.
Семья, таким образом, претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фундаментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества. Вот почему государство не может (и не должно) стоять в стороне от семьи, быть к ней равнодушным. Государство объективно заинтересовано в поддержании и укреплении семьи ради собственного существования и развития.
Сегодня без семьи нельзя решить ни одну из наболевших проблем, идет ли речь о выживании народа, о производстве материального продукта, о строительстве жилья, о воспитании и образовании детей и молодежи.
Размышляя о повышении роли государства в укреплении и развитии семьи, важно, чтобы оно не «бросало» семью, но и не вмешивалось бы в процесс ее социального становления и развития. Государство должно помогать семье, а не заменять ее, обеспечивать условия (социальные, культурные, политические, экономические) для творческого самовыражения семьи.
Государственная семейная политика - комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. То есть государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения её интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъективной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.
Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Семье предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитывается в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ.
Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.
После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. №712 семейная политика получила государственный статус. Хотя до выхода этого Указа разрабатывались концепции семейной политики, но они не имели государственного статуса. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика - это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.
Согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: Концепция государственной семейной политики (1991 г.), подготовка к проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России» - федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995 г.), систематизировавший и законодательно закрепивший гарантии прямой материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка; и другие.
Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном - минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном - их дополнения и развитие.
Основные принципы семейной политики:
- автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
- приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защита полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
- равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
- партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
- доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
- комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
- профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
Основными направлениями семейной политики являются:
- улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;
- обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;
- оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;
- обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;
- защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;
- усиленное внимание к неполным, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;
- всесторонняя подготовка молодежи к браку, семейной жизни и планированию семьи;
- профилактика семейного неблагополучия и др.
Стоит отметить, что для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов:
Доклад о положении семей в Российской Федерации;
Национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная государственная семейная политика);
Целевая федеральная программа «Семья»;
Целевые ведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;
Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;
Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;
Региональные концепции и программы семейной политики.

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей.

Особенностями современной российской семьи являются: увеличение числа малодетных семей; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.

Семьи подразделяются и по такому основанию, как объективный риск социальной уязвимости, а значит потребности в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах (к такой категории относятся, в частности, семьи одиноких матерей). Специфические трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку или попечительство; многодетные семьи. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до трех лет. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми: в большинстве случаев они фактически являются иждивенцами родителей. Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей:

  • 1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • 2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • 3. Бесплатное и льготное предоставление продуктов питания и предметов первой необходимости, таких как детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.
  • 4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, предоставление социальных услуг).

Применительно к семьям различных категорий используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей) и социально-экономические, направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие семьи и ее членов.

Социальные технологии работы с молодой семьей

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака при условии, что один из супругов не достиг 30 лет.

Есть основания рассматривать социальные технологии в качестве ресурса, позволяющего повысить эффективность управленческого воздействия на процесс институализации молодой семьи и решение демографических задач.

Классификацию социальных технологий, содействующих институализации молодой семьи, целесообразно, на наш взгляд, осуществлять по следующим основаниям: по уровню управления (федерального, регионального, муниципального, местного); по видам организации управления (административно-управленческие, адаптационные, внедренческие, обучающие, информационные, инновационные); по социальной организации (социального развития, социальной защиты и поддержки, демографические); исследовательские (технологии социологического исследования, мониторинга); по характеру решаемых задач (технологии в сфере предпринимательства, саморазвития семьи, организации досуга).

Обозначенные виды социальных технологий могут реализоваться в различных сферах общественной жизни - экономической, социальной, духовной.

На экономическом уровне технологического решения требуют следующие проблемы:

  • - установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования процесса создания для них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки;
  • - оказание государственной поддержки развитию индивидуальной трудовой деятельности, семейному предпринимательству, фермерству и другим видам предпринимательства.

В этом плане внушают оптимизм:

  • - предоставление льготных ссуд для взрослых членов молодой семьи с целью получения профессионального образования;
  • - обеспечение эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
  • - создание условий для фактического равенства прав и возможностей на рынке труда мужчин и женщин, обеспечения равенства по оплате мужского и женского труда.

Особо значимой для государства становится демографическая политика, предусматривающая регулирование репродуктивного поведения супругов с целью стимулирования деторождения. С этой целью могут быть использованы следующие технологии:

  • - налоговые льготы и социальные выплаты, достаточные для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая уход за детьми, оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;
  • - индексирование "материнского капитала", на которое имеют право матери, родившие второго ребенка;
  • - система выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за первым, вторым, третьим и каждым следующим ребенком;
  • - кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготного получения жилья для многодетных семей и семей с детьми инвалидами;
  • - обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети учреждений различных форм собственности, повышение уровня заработной платы работников дошкольных учреждений, государственных льгот по оплате за посещение детского дошкольного учреждения;
  • - развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений для гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития детей;
  • - развитие системы охраны репродуктивного здоровья, бесплатного лечения бесплодия женщин и мужчин, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

В сфере социальной политики для молодой семьи актуальны следующие технологии:

  • - охрана здоровья семьи путем обеспечения доступности для всех семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
  • - расширение сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
  • - оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений, государственной поддержки нравственно-этического и экологического просвещения.

В духовной сфере применяются технологии, способствующие удовлетворению молодыми супругами культурных запросов, потребности в образовании, общении, отдыхе, реализации творческих наклонностей.

Разработка, конструирование и реализация социальных технологий работы с молодыми семьями предполагают прохождение нескольких этапов.

На теоретическом этапе определяются цели, объекты технологизации, осуществляется операционализация социального процесса институализации на составляющие направления и выбираются соответствующие им виды социальных технологий.

На методическом этапе разрабатываются методы работы, рекомендации для социальных служб, проводятся мониторинговые исследования с целью определения степени эффективности той или иной технологии, проводятся научно-практические мероприятия, обобщается и распространяется положительный опыт.

На процедурном этапе ведется практическая работа по реализации социальных технологий.

Важным аспектом достижения эффективности в применении социальных технологий является учет при разработке методов и методик специфики социально-экономического положения, нравственного состояния молодой семьи, социокультурных особенностей среды жизнедеятельности, состояния нормативно-правовой базы, затрагивающей интересы молодой семьи.

К малодетной семье относятся семьи с 1-2 детьми. Иногда выделяют однодетные семьи. В таких семьях есть благоприятные возможности формирования у детей (и у родителей) социально- психологических качеств, адекватных полоролевых типов поведения, ответственность за свои действия и поступки. При разработке социальных технологий специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону психолого-педагогического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. К ребенку родители бывают слишком добры, многое прощают, все позволяют и удовлетворяют все его прихоти; ребенок быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует особой необходимости заботиться о других.

Со значительной частью проблем малодетная семья справляется сама, однако она также нуждается во внимании социальных педагогов, социальных работников. Ведь эта семья может быть как молодой, так и пожилой, благополучной или неблагополучной и т. п., а следовательно, испытывать те трудности, которые характерны для таких категорий семей.

Неблагополучная семья. Такие семьи неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К ним относятся: смешанные (как правило) и внебрачные семьи; неполные семьи; проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые, дезорганизованные и т. п. семьи.

В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе.

В неблагополучных семьях появляются "трудные" дети (до 90% их имеют отклонения от нормы в поведении). Часто в неблагополучных семьях наблюдается психологическая несовместимость ее членов и с микроокружением, т. е. своеобразное понимание проблем сплоченности, авторитета, лидерства и т. д. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер, социализация детей в таких семьях протекает обычно стихийно.

Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные: трудности супружеских взаимоотношений; противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, подростков; разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей; гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и т. д. Все это и многое другое создает условия для хронического неблагополучия, семья балансирует на грани распада. Поэтому для социальной работы неблагополучные семьи являются основным объектом.

Неполные семьи. Образуется после развода супругов, овдовении одного из супругов, при рождении ребенка женщиной вне брака ("материнская" семья") либо, наоборот, при официальном усыновлении (удочерении) ребенка одиноким мужчиной или женщиной.

В России неполной является каждая б-7-я семья. Более половины - 55% - неполных семей (с одним родителем, преимущественно с матерью) практически живут ниже уровня бедности.

Неполная семья как следствие развода. Развод и распад семьи травмирует психику ребенка, из-за этого нередко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость этих детей в школе ниже, чем детей из полных семей, они сравнительно мало читают, большую часть времени проводит вне дома. Около половины правонарушителей среди несовершеннолетних жили в неполных семьях. Они раньше вступают во взрослый мир. Многие психологи считают, что разводы передаются по наследству: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает негативные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу. Впоследствии выросший человек часто не может сохранить свою семью1. Семьи такого типа нуждаются в социально-психологических технологиях.

Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Потеря спутника жизни переживается как катастрофа. Круг общения постепенно ограничивается рамками микроокружения родителя. Абсолютизируется прежняя жизнь, обожествляется умерший супруг или супруга и все живущие блекнут перед этими стереотипами надолго. Восстановление социальной активности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно, поэтому на помощь в этом случае также приходят социально-психологические технологии.

Остановимся также на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют об их достаточно большой распространенности. Формы жестокого обращения не сводятся только к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Такое поведение и психологическая атмосфера разрешающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника и требует тщательно разработанных социальных технологий. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих, поэтому специалисту следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине. Ребенок не доверяет взрослым и в итоге может убежать из дому или совершить самоубийство.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органов внутренних дел может дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающим миром.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии, так как иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают из-за того, чтобы преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением. Она включает лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи.

Работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином своей судьбы; введение клиента в объединения или клубы ("Анонимные алкоголики", "Анонимные дети алкоголиков" и др.) или создание такого объединения.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, а также ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок.

Возникшие трудности могут быть вызваны любой из названных причин. Семейная терапия включает в себя: нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере; коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов; обучение навыкам неконфликтного общения. Работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии1.

Рассмотрим подробнее важнейшие социальные технологии работы с семьями, находящимися за чертой бедности.

Социальные проблемы семьи

Как показывают социологические опросы женщин, основными проблемами являются материально-финансовая и высокие цены на продукты питания.

Как городские, так и сельские жители говорят о проблеме незащищенности и безразличии со стороны государства и общества, а это является свидетельством того, что любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке.

Для жителей больших городов проблемой является отсутствие возможности получить качественное и недорогое лечение, о чем говорит 39,2% опрошенных, в то время как в малых городах этот показатель составляет 35,8%, в сельской местности он ещё ниже – 25%.

Актуальна жилищно-бытовая проблема и наиболее она характерна опять для больших городов, где стоимость жилья намного дороже, по сравнению с малыми городами и сельской местностью.

Разнообразная сеть высших, средних и специальных учебных заведений крупных городов дает возможность получить качественное и хорошее образование, эта возможность для детей малых городов и тем более для сельской местности резко ограничена.

Для больших городов остро стоят проблемы воспитания детей, чем больше город, тем сильнее чувствуется разобщенность родителей и детей, в таком городе больше соблазнов и мест проведения досуга.

Сельские семьи имеют крепкие родственные узы, информированность родителей о детях значительно больше.

Свою роль играет проблема занятости и безработицы и особенно проблема женской занятости. Для женщины характерна двойная загруженность – с одной стороны участие в общественном труде и с другой стороны – бытовое обслуживание дома и семьи. Финансовая проблема заставляет женщин заниматься общественным трудом и, тем более, если женщина является единственным кормильцем семьи.

Неуверенность в завтрашнем дне и экономическая нестабильность заставляют женщину держаться за работу. Но, опять же работа, это то-место, где можно проявить способности и пообщаться.

Работа для женщин России в структуре их жизненных ценностей занимает ведущее место.

На протяжении многих столетий количество детей в семье определялось биологической продуктивностью, закрепленной религиозными установками. Это было оправдано, потому что детская смертность была очень высокой, и выживали немногие. Многодетные семьи для современной России в основном уже история. Чаще они встречаются в сельской местности.

В настоящее время для всех развитых стран характерно снижение рождаемости. Регулирование родившихся детей проводится методом, далеким от цивилизации – Россия находится на первом месте в мире по количеству абортов. Последствия этой медицинской манипуляции часто бывают трагическими.

Сегодня молодые супруги сами решают, сколько детей они хотят иметь, они сами планируют свою семью и, очень важно, чтобы родившиеся у них дети были желанными и любимыми.

Замечание 1

Планирование семьи – первейшая предпосылка для формирования цивилизованного общества.

Очень острой и малоисследованной проблемой является внутрисемейная жестокость. Дети становятся жертвами жестокого родительского обращения, а следствием этой причины является детский травматизм, рост сирот и бездомных при живых родителях.

Замечание 2

Для социально-педагогической работы с семьей характерны как общие проблемы для большинства семей, так и проблемы конкретной семьи. Надо сказать, что семейные проблемы клиентов разрешает не социальный педагог, а семья с его помощью осознает свои проблемы и находит силы их разрешить.

Социально-психологические методы работы с семьей

Социальная работа с семьей имеет свои методы, которые должны подбираться исходя из поставленных задач. Главная задача заключается в том, чтобы направить энергию членов семьи на позитивные изменения жизнедеятельности, изменить способы взаимодействия друг с другом.

Данный процесс включает определенные этапы:

  • первоначальное выделение эпизодов, стратегий поведения;
  • участие социального педагога в ситуациях взаимодействия клиента с близкими ему людьми;
  • формирование новых стратегий взаимодействия;
  • достижение определенных результатов общения.

Оказывая влияние на структуру взаимоотношений в семье, социальный работник после воздействия должен проанализировать психологическую семейную карту. На карте представлены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, как живущих, так и не живущих с ними.

Социальный работник, взаимодействуя с семьей, ставит цель добиться общения членов семьи или, наоборот, создает границы между ними. Это касается опеки старшего члена семьи над младшим и вредит развитию личности.

Пример 1

Например, супруги, игнорируя друг друга, все вопросы решают через детей, а беседа с социальным работником, может изменить сложившуюся ситуацию. В подобной ситуации используется метод наведения мостов, суть которого заключается в том, что во время беседы третьи лица, как посредники, не нужны, общение происходит напрямую и канал взаимодействия начинает работать.

Чрезмерная опека родителей и абсолютный контроль тормозят проявление самостоятельности. Гиперопека с одной стороны помогает увидеть добрые предзнаменования в неблагоприятной ситуации, а с другой стороны формировать инфантильную, зависимую личность.

В таком случае задача социального работника должна быть направлена на переключение родительской энергии в другое русло, более безопасное для ребенка, например, обустройство жилища, организация семейных домашних праздников, организация совместного отдыха на природе и др.

Данный метод в рамках решаемой проблемы получил название децентрация личности.

Метод реконструкции восприятия события используется социальными работниками, когда положение в семье изменить очень сложно или невозможно. Тогда важно изменить эмоциональное или концептуальное его восприятие. Успех достигают индивиды, имеющие гибкое мышление, нестандартную поведенческую реакцию, высокую степень обучаемости, умение воспринимать другие точки зрения. Рациональные и полезные выводы клиент делает, поменяв восприятие проблемы. Правда, самому справиться с такой задачей достаточно сложно, нужен толчок и помощь извне.

Метод наблюдения в социальной работе остается первичным. Безусловно, наблюдать всё подряд не имеет смысла, поэтому социальный работник, как специалист, вычленяет особенности поведения, речи, взаимодействия испытуемых. Анализ результатов наблюдений позволяет дать логичную и точную их интерпретацию.

Социальная работа с конфликтной семьей

К сожалению, существует множество семей, где эмоциональный климат неудовлетворительный, поэтому работа с такими семьями начинается с тщательного изучения существующей семейной проблемы.

Важно ознакомиться с личностями супругов и их особенностями, семейными и брачными установками. Семейные конфликты могут быть вызваны разными причинами, например, разными взглядами на воспитание детей, финансовыми взаимоотношениями, бытовыми неурядицами и др.

Обострению семейных конфликтов способствует неуверенность в завтрашнем дне, безработица, материально-экономические ограничения.

В работе с конфликтными семьями активно применяется семейная терапия, включающая в себя нахождение компромисса, коррекцию социально-психологических стереотипов, обучение неконфликтному общению.

Работа ведется через индивидуальные беседы, интервью, групповую психотерапию, игровую терапию.

Применяются да-терапия, аутодиагностическая и психокоррекционная методика. С помощью этих методов супруги начинают рационализировать свои негативные взаимоотношения, отвечая на четко сформулированные вопросы «да» или «нет».

Баланс положительных и отрицательных ответов дает возможность одному из супругов смягчить свое отношение к другому.

Многочисленными являются технологии коррекции семейных взаимоотношений, выбор которых определяется конкретной социальной ситуацией.

Замечание 3

Надо сказать, что не все виды семейных конфликтов поддаются коррекции и это зависит не только от специалиста по семейной работе. Важно помнить, что разрешение семейных проблем является делом свободного выбора и ответственности членов семьи. Если отсутствует волевое усилие и настойчивость, тогда успеха не принесет ни одна даже самая эффективная технология.