Конспект по исследовательской подготовительная группа. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода"
Предварительная работа:
- Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
- Проведение опыта «выращенные кристаллы соли» .
Программное содержание:
- Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
- Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) .
- Развивать навыки экспериментирования.
- Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
- Познакомить с техникой рисования: «акварель+соль» .
Словарь:
каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Оборудование:
Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, переносной холодильник, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее) .
Для детей: лупа, кружок красного или синего цвета, ёмкость с солью, альбомный лист, акварельные краски, кисть (толстая) , банка с водой, салфетка, две рыбки (оригами) .
Ход занятия:
Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» . (Соль)
Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы узнать и услышать, что вы знаете о соли.
Ответы детей.
И так – соль. Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу в «естественном» (чистом) виде, практически без переработки. Соль - это пищевой продукт, и мы её знаем, как мелкие кристаллы белого цвета.
Дети рассматривают кристаллы соли под лупой.
На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль может лежать под землёй или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор. (Слайд №1, №2)
Добыча каменной соли осуществляется подземным – в шахтах под землёй (слайд №3, 4, 5) и открытым способами – на поверхности земли (слайд №7,8, 9, 10, 11)
Соль бывает каменная – неочищенный осветлённый натуральный продукт. (Показать) .
Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы. (Показать) .
Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своём здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид соли. При этом лучше выбирать неочищенную: в её составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов. (Показать) .
Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.
Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.
Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворим соль в воде. (Показываю) .
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей) .
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Соль делает жидкость плотнее. Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной) . Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Соль подвержена кристаллизации. На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы) . Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.
Какой вывод можем сделать? (Ответы детей) .
Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом) .
На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
Ребята, как вы думаете, соль полезная или нет?
Ответы детей.
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд.
Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете зачем они это делают?
Ответы детей.
Но и это ещё не всё. Оказывается, при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.
Сначала сделаем фон для нашего рисунка. Так как мы говорим о соли, то будем рисовать море, потому что вода там солёная. Выберите несколько близких по оттенку цветов и заполните ими лист. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Здесь очень важно смешивать много воды и немного краски. Тогда будет получаться красивый фон с плавной градацией (переходом) цвета. (Дети наносят фон) .
А теперь начнётся самое интересное! Пока вода не высохла – начинайте посыпать рисунок солью. Соль будет впитывать лишнюю воду и оставлять на листе необычный рисунок.
Дадим рисунку немного просохнуть.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
А теперь садимся на свои места и продолжим рисование. Море немного подсохло. Дорисуем водоросли и камешки.
Ну, а какое море без рыб? Накануне мы с вами сделали рыбок. Давайте запустим наших рыбок в море. Приложите их на рисунок. Как здорово у вас получилось! А приклеим мы их чуть позже, когда рисунок окончательно высохнет.
Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?
В ходе исследования мы узнали, что:
- Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.
- Соль растворяется в воде, но не испаряется.
- Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
- Соль – кристаллизующееся вещество.
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
- Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.
- Большое количество соли может нанести вред человеку.
Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Лаборатория добрых дел»
Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Материал и оборудование:
Письма от сказочных героев, картинки с изображением буратино, старичка-боровичка, мамонтёнока. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни, брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.
Ход занятия
Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.
Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше?
Ответы детей.
Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в свою лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования.. Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будите научными работниками лаборатории. Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:
1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. правило . Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.
Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.
Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Кто ее написал? Правильно.
Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают
различные гипотезы.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы
Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?
Давайте проверим свои предположения и зарисуем свои результаты. Детям раздаются бланки.
Дети: Провести опыт, эксперимент
Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент
Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?
Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.
Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).
Ну что будем искать, а песке что-то удивительное?
Опыт.
Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
Легко ли сыпется песок?
Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.
Работа с лупой.
Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)
Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети; Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпаются.
Какого они цвета? (темные и светлые)
Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.
Работа с ситом.
Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал-намочите водой песок. Каким стал песок?. Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода?(она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 2
Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?
Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.
И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.
Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?
Ответы детей.
Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?
Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллюстрации)
Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали вы что то об айсбергах? (дети отвечают)
Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?. Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.
Опыт.
Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?
Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.
Вот еще одно доброе дело сделали.
Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?
Ответы детей.
Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.
Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!
Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что то было трудным?
Награждение детей медалями. «Умники и умницы»
1 ребенок
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она звездой нам светит
С небесной высоты.
2 ребенок
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой
Мы все живем с надеждой
На встречу с добротой.
Редькина Татьяна Павловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми
Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).
Заказ № 36491
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).
Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.
Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
Уметь видеть проблему и ставить вопросы;
Уметь доказывать;
Делать выводы;
Высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.
Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа
Тема |
Тема деятельности |
Цель деятельности |
Описание |
|
«Планета Земля в опасности» |
«Глобус своими руками» |
Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. |
Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10) |
|
«Обитатели нашего уголка природы». |
«Растения пьют» |
Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). |
В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
|
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- |
Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. |
Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
|
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» |
Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. |
Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета. Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные. Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
|
«Беседа об осени» |
«Почему листья осенью желтеют» |
Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. |
Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» |
«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» |
Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. |
Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
|
«Как видит лягушка» |
Показать особенности зрения лягушек. |
Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны |
||
«Сравнение рыб и лягушек». |
«Как видят рыбы» |
Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. |
Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят - они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. Хорошо видно? (ничего невидно). Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
|
«Беседа о кроте» |
«Как видит крот» |
Показать приспособленность крота к подземному образу жизни. |
Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). |
|
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» |
Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). |
|||
«Слепые землекопы» |
Проект «Слепые землекопы» |
Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. |
Презентация «Слепые землекопы» |
|
«Что мы знаем о птицах?» |
«Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. |
Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы). |
|
«Полет листа бумаги» |
Показать важность площади опоры о воздух для полета. |
Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы. |
||
«Сохраним елку - красавицу!»» |
«Елочки - школьницы» |
Показать сколько елок вырубается на праздник. |
Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
|
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
«Маскировка» |
Уточнить приспособительные особенности животных. |
Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
|
«Этажи леса» |
Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. |
Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
||
«Волк и лиса - лесные хищники» |
«Чьи ноги быстрее» |
Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. |
Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
|
Подвижная игра «Поймаем зайца» |
Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. |
Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. |
||
«Лес в жизни человека» |
«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» |
Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. |
Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец. |
|
«Заповедные места и памятники природы» |
Сюжетная игра «Некультурные туристы» |
Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. |
Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
|
«Кому нужна вода?» |
«Капля за каплей» |
Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. |
Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
|
«Обитатели водоёма» |
Фото-загадки «Животное водоема» |
Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. |
Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
|
«Что живет в воде, что растет в воде» |
«Почему завяла валлиснерия» |
Показать детям полную зависимость от воды водных растений. |
Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
|
«Почему ива плачет» |
Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы |
В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. |
||
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
|||
«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями» |
Показать способы размножения растений, виды корневой системы. |
Посадка и пересадка комнатных растений. |
Литература:
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.
Название:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство».
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в подземное царство».
Цель:
Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы.
Задачи:
1.Познакомить детей с почвой, её особенностями.
2.Расширять представление детей о значении почвы для растений, животных, человека.
3. Развивать умение высказывать предположения, доказывать свою точку зрения через организацию опытнической деятельности.
4.Воспитывать элементарную экологическую культуру.
В группу входит Синеглазка.
Синеглазка: «Ой ребята, помогите, что мне делать подскажите! Я цветов расточки в воду опустила, красивые цветочки вырастить решила, вот стоят расточки в вазе с корешками, и что мне с ними делать, я совсем не знаю?»
Дети: Их надо посадить в землю.
Синеглазка: А где её взять?
Воспитатель: Ребята, Синеглазка, я знаю, землю можно попросить у Царя подземного царства, но для этого нам придётся отправиться в путешествие. Вы готовы?
Дети: Да
Синеглазка: А как туда попасть?
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы найдём подсказку.
Ребята расходятся по группе, находят ворота, но открыть не могут, возле ворот записка:»Кто слово заветное отгадает, в царство подземное тот попадает».
П | Ч | О | А | В |
1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
Составляем слово (почва) и проходим в ворота, на ширме появляется царь.
Царь: Я- царь подземного царства, с каким делом ко мне пожаловали?
Дети: Нам очень нужна земля, чтобы помочь Синеглазке посадить цветы.
Царь: Земля — главное богатство моего царства, я её так просто не дам, выполните мои задания, вот тогда одарю вас землицей.
Задания царя:
1. Скажите, что мы найдём в земле?
Дети высказывают свои предположения. Затем «усаживаются на полянке» (на ковре), берут совком из «кладовой » (таз с землёй) землю рассыпают на лист бумаги и рассматривают через лупу. После проверки делают вывод и составляют на фланелеграфе макет «Этажи подземного царства.Царь объясняет, что верхний слой самый плодородный (дать толкование слова)» , он называется почвой.
Вывод: Земля состоит из корешков, камешков, палочек, насекомых, песка.
2. Из каких слоёв состоит почва?
Дети высказывают свои предположения. Царь предлагает смешать в банке почву, песок, глину и гальку, потом всё залить водой и оставить.
Царь: Пусть немного постоит, а потом вы расскажите мне, что увидели в банке. А пока предлагаю отправиться дальше в путешествие по моему царству.
Также интересный конспект по опытно-экспериментальная деятельности:
3. Отгадайте-ка, ребятки, есть ли в почве воздух?
Дети высказывают свои предположения, подтверждают опытом. Подходят к «подземной речке»(банке с водой) и бросают кусочки почвы в воду. В воде появляются пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.
4. Пропускает ли почва воздух?
Дети поливают водой землю в горшочке, а в поддоне появляется вода.
Вывод: Почва пропускает воду.
Царь: А куда вы выливаете грязную воду на даче?
Дети: На землю.
Царь: Как вы думаете, что происходит с почвой?
Дети проделывают опыт Как происходит загрязнение почвы?»(поливают мыльной водой землю в горшочке). Высказывают своё мнение по поводу загрязнения почвы.
Воспитатель: А теперь давайте вернёмся и посмотрим, что произошло в банке?
Дети рассматривают и видят, что самые крупные частицы оказались на дне, а мелкие на верху, перечисляют слои почвы: почва. песок, глина, камни.
Царь:
Вижу, вы природу любите, так и быть одарю вас царским подарком! (передаёт детям корзину с землёй).
Дети благодарят царя и возвращаются в группу. Вместе с Синеглазкой сажают цветы. Каждый выбирает себе горшочек, насыпает в него земли, делают углубление и сажают отросток цветка, поливают, засыпают землёй и снова поливают.
Синеглазка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь хорошо ухаживайте за цветами.(уходит)
Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии.
1. Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2.Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3.Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения; Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: дети могут найти воду в окружающем пространстве, пригодную для использования.
Оборудование и материалы: одноразовые стаканчики, кусочки льда, тарелочки,бутылка с грязной водой, кастрюлька с горячей водой, зеркальце, воронка, тряпочка, вата, ёмкость для воды, ведро с водой, таз, секундомер, карточки «Свойства воды», «Водосбережение».
1. Обозначение проблемы
Воспитатель подзывает к себе детей
Ребята, … у меня вчера дома случилась неприятность. Пришла я с работы домой, захотела помыть руки. Открываю кран, а от- туда как что-то зашипит, забулькает, зачихает. И полилось что-то тёмно-жёлтое, почти коричневое. Думаю, сейчас кто-то из крана вылезет. Страшно!
Ну, конечно из крана никто не вылез, но текло из него непонятно что.
Ребята, а как вы думаете, что это может быть?
А можно ей мыть руки? -А набрать чайник?
А может можно? Почему нельзя? (Вода должна быть чистая и прозрачная)
Что делать не знаю? А с вами так было?(ответы детей)
Воспитатель: тут я и пить захотела. Даже сейчас с вами говорю, а во рту всё пересохло (обращается к ребёнку налить бокал воды)(в группе воды в чайнике нет, в кранах перекрыта).
Ну вот, ребята и мы с вами попали в такую ситуацию
Что же надо делать, если нет воды? А вода очень нужна?
А может мы и без неё проживём?
А для чего нам нужна вода?(ответы детей)
Вывод: сможем ли мы без воды прожить?(Без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды человек может прожить не более 3-4 суток)
Для чего нужна вода?(человеку пить, готовить еду, стирать, купаться, чистить зубы; животным, растениям, водному транспорту)
2. Поиск решения проблемы.
Ребята, а как же мы сможем решить нашу проблему с водой в нашей группе?(сходить к соседям за водой, сходить на кухню, попросить воды)
А если и там нет воды, что будем делать?(купить в магазине, набрать в колодце, растопить снег или лёд)
А что снег-это вода? Как это можно проверить?
Давайте проверим
У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?(Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)
А что происходит со льдом в ладошках? (он тает и превращается в воду.)
А почему? (ладошки тёплые, а лёд холодный.
Что мы с вами проверили?(что лёд – это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.)
Воспитатель посылает двух детей в соседнюю группу за водой
В это время в группе проводится физкультминутка
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
3. Действие.
Дети из соседней группы приносят бутылку с грязной водой. Воспитатель достаёт стаканчики и наливает несколько штук и предлагает детям выпить. Дети отказываются. Воспитатель спрашивает - Почему? (она не прозрачная, в ней растворилась грязь)
Вывод: Вода- является растворителем для некоторых веществ
Что же мы теперь будем делать?(сходить на кухню)
Отправляемся на кухню и приносим кастрюльку с кипятком.
Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (пар)
Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось? (капли воды)
Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар(испаряется), а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.
Попить нам не дали, там вода только горячая. Давайте используем ту воду, которая есть.
Что можно сделать с водой, чтобы можно было её выпить(очистить или профильтровать, если дети не ответят предложить им спросить у зрителей у воспитателя
Где взять фильтр?(купить в магазине)
А ещё? (сделать самим)
Из чего можно сделать его?(пропустить воду через ткань, гроздь рябины через 2- 3ч. обеззараживает воду совсем)
Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства-фильтры.
Демонстрация опыта.
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами.
Воспитатель обращается к детям
Вот какие мы все молодцы, теперь от жажды не умрём, воду добудем.
Воспитатель предлагает подойти детям к столу и рассмотреть рисунки. Каждый ребёнок должен рассказать о свойстве воды, изображённой на рисунке, остальные дополняют(рисунки перевёрнуты)
Листки воспитатель предлагает вставить в нашу книгу, которая рассказывает о воде.
В конце занятия воспитатель задаёт вопрос
Ребята, а почему у нас так часто отключают воду(воды мало, на всех не хватает)
А что мы с вами можем сделать?(воду необходимо беречь, экономить)
Как?(ответы детей)
На втором столе ответы подсказки(не набирать часто для купания ванну, купаться под душем, когда чистишь зубы закрывать кран с водой, перекрывать краны, если из них капает вода)
Ребята. а когда вы чистите зубы, вы закрываете кран?- Нет? Давайте мы вместе проверим сколько воды выливается за то время пока вы чистите зубы.
Берутся песочные часы или секундомер на 3 мин, пока идёт время из ведра в тазик воспитатель льёт воду.
Посмотрите, ребята сколько вытекло воды. Посмотрите сколько вас и каждый чистил утром сегодня зубы и вылил просто так столько воды.
Итог занятия:
Ребята, чему вы сегодня на занятии научились, чего не могли делать раньше? (ответы детей, находить воду вокруг, пригодную для питья)