Планирование. Беременность. Роды. Дети. Красота и здоровье
Поиск по сайту

Досуг в доу по физической культуре. I

Реферат.

Тема:

«Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов».

Выполнила:

Савина Татьяна Николаевна.

Москва 2011г.

Введение…………………………………………………………………………3.

1.Физкультурные досуги в ДОУ круглый год……...…………………………5.

2. Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов………………………………………………………………...8.

Заключение………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………………………………...15.

Введение

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Двигаясь, ребёнок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия. Так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

1. Физкультурные досуги в ДОУ круглый год.

Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.

В зимний период физкультурные досуги, в основном лучше проводить в зале. Поэтому необходимо особое внимание уделить его оформлению, которое должно отвечать тематике развлечения, а музыкальное сопровождение - соответствовать сценарию. Необходимо также проверить качество аудиозаписей, так как некачественное звучание оказывает отрицательное влияние на развитие слуха.

Нужно помнить, что не все движения могут сопровождаться музыкой. Наиболее широко музыка используется в конце и в начале развлечения, при перестроении, беге, прыжках на месте. Гимнастические упражнения общеразвивающего характера, подвижные игры, некоторые аттракционы также проводятся под музыкальное сопровождение. Лучше использовать музыкальные произведения спортивной тематики или ритмичные танцевальные мелодии.

При этом воспитатель и педагог должны помнить, что без музыкального сопровождения выполняются упражнения и движения, имеющие целью коррекцию плоскостопия и осанки. Лучше подвижные игры проводить с включением музыки тогда, когда её звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловле, перестроении и т.д. Это связано с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выполнении движения на скорость.

Весной пробуждается вся природа. Первым весенним дням радуются не только дети, но и взрослые. Весеннее солнышко своими лучами обогревает и ласкает малышей. Весной и летом надо как можно больше времени проводить на воздухе.Лес - это отличное место для проведения спортивных развлечений. Дети могут прыгать через ветки, ручейки, кучи листьев, через канавы, бросать шишки. А если встретится поваленное дерево, то его можно использовать в качестве гимнастического бревна. Спортивные игры делают пребывание детей в лесу интересным и полезным. Окружающую обстановку можно быстро превратить в сказочную, что вызовет интерес у ребят к проводимому мероприятию. При этом необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

Летом дети любят играть на лугу в различные игры с мячом. На мягкой траве хорошо бегать босиком, кувыркаться, прыгать. При организации спортивных развлечений на лугу обязательно нужно оградить пространство, где они будут происходить, а также продумать, где разместятся зрители, откуда будут выходить действующие лица, какие атрибуты и спортивные снаряды нужно приготовить.

Следует также организовывать игры с водой, которая привлекает ребёнка, а при совместных развлечениях, в которых участвуют родители, можно использовать бассейн, реку или озеро. Дети к таким развлечениям должны быть подготовлены и знать важнейшие правила: предварительно пойти в туалет; не заходить в воду разгоряченными или с полным желудком; не входить без разрешения взрослого в воду.

Необходимо помнить, что весенне-летний период - это самое лучшее время для закаливания.

Осень - самая удивительная пора года. Как правило, погода в начале осени теплая и сухая, а солнце еще ласково греет, поэтому многие спортивные развлечения и праздники целесообразно проводить на улице. Это позволит детям насладиться последними погожими деньками перед короткими зимними днями.

При организации на улице физкультурные досуги надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими в любое время года. Когда развлечения и праздники проводятся на спортивной площадке, в поле или на лугу, все вышеперечисленное приобретает определенную остроту, т.к. место, где планируется провести развлечение, сложнее украсить: на земле могут быть стекла, камни, да и внимание детей будет рассеянным.

В силу этих обстоятельств к месту, где собираются провести спортивные мероприятия, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. С участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка, а к украшению следует приобщить детей: использовать их поделки, рисунки - словом, всё, что они делают на занятиях по ручному труду и изобразительной деятельности.

Особое внимание следует уделить одежде ребёнка. Надо помнить, что уже не лето. Ребёнку должно быть удобно и легко в одежде, а также он должен быть максимально задействован - тогда дошкольнику будет интересно и радостно.

Сентябрь и октябрь - это прекрасное время для организации прогулок в лес, парк, для проведения туристических походов и целенаправленных прогулок за природным материалом. Такие прогулки объединяют детей не только в данный момент, но и в процессе последующей творческой деятельности, например при изготовлении поделок из природного материала.

2.Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками

Разных возрастов.

Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на ленточке, и др.
В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.
Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1―2 игры большой подвижности, после этого ― 2―3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.

Физкультурный досуг: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Методика.
Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
Предназначается для одной двух групп дошкольного учреждения.
Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
Длительность:
младшая и средняя группы – 20-30 мин;
старшая группа - 35-40минут;
подготовительная группа – 40-50 минут.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
Используется музыкальное сопровождение.
Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками .

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

В связи с тем что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

Младший и средний дошкольный возраст . Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т.п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.

Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Старший и подготовительный дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

Заключение.

Практика работы дошкольных упреждений убеждает, то для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.

Физкультурные досуги призваны удовлетворить естественную потребность детей в движении, способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарища. Повышают интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. В зависимости от возраста детей физкультурный досуги длятся 20-50 минут. Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг имеет тематическую направленность.

Младший дошкольный возраст задачи физкультурного досуга является: Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст. Приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Старший и подготовительный дошкольный возраст. Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.

Список литературы .

1.Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2.Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева ОМ. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. Сценарии. - М.: АРКТИ, 1999.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Планируете провести спортивный праздник? Или внести разнообразие в физкультурные развлечения и досуги? В данном разделе Вы найдёте великое множество готовых решений для этого.

Здесь – подробные сценарии и конспекты удачно проведённых Вашими коллегами спортивных конкурсов, «Весёлых стартов», семейных физкультурных соревнований, Малых Олимпийских игр, тематических мероприятий, приуроченных к важным праздникам и памятным датам календаря. Мы поможем Вам и летом, и зимой внести свежесть и разнообразие в физкультурные мероприятия с детьми.

Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 17052 .
Все разделы | Сценарии. Спортивные праздники, физкультурные развлечения, веселые старты

Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Наши мальчики - солдаты!" Выполнила : Воспитатель МБДОУ №27 Лихих А.А. Цель : осуществление комплексного подхода к патриотическому воспитанию детей, приобщение старших дошкольников к истории и культуре...

Сценарий спортивного праздника к 23 февраля в средней группе. «А ну-ка, папы» Цель : -воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине; Задачи : -пропаганда здорового образа жизни; -укрепление здоровья детей, вовлечение их в...

Сценарии. Спортивные праздники, физкультурные развлечения, веселые старты - Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» для подготовительных к школе групп

Публикация «Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» для подготовительных к...» Звучит марш. Дети подготовительных к школе групп с папами и мамами,собираются на площадке и выстраиваются по периметру. Десантники и танкисты-корабли; летчики и пограничники-колокольчики. Ведущий: Здравствуйте, ребята, и уважаемые родители! Разрешите поприветствовать наших...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сценарий спортивного развлечения к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, проводится в спортивном зале в виде соревнований. Сценарий будет полезен для инструкторов по физической...


(Дети входят в зал под музыку «Марш кадетов» муз. и сл. Е. Шматкова, строятся в шеренги) Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить День защитника Отечества. Все мы любим и ценим бойцов российской армии. Они стоят на страже мира. Героев армии знает вся страна. И многие из...


Традиционно День Защитника Отечества празднуется в последний месяц зимы - в феврале, когда холодная пора начинает отступать. Этот день дедов отцов сыновей братьев наших потенциальных защитников. Задача наших мужчин защищать свою семью свою Родину. День защитника Отечества...

Сценарии. Спортивные праздники, физкультурные развлечения, веселые старты - Сценарий спортивного развлечения-квеста «По следам Бабы-Яги»

Образовательная область: физическое развитие. Тема: «По следам Бабы Яги» (квест) Цель: Поддержание интереса к занятиям физической культурой и спортом. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о пользе занятий спортом и физической культурой. Совершенствовать...

Конспект спортивного развлечения совместно с родителями «Мой папа самый, самый» Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом. Исполняют песню «Папа может все, что угодно» Ведущий: Добрый вечер, добрый вечер всем, кто сегодня пришел на наш праздник, посвященный замечательной дате – 23 февраля – День Защитника Отечества. Сегодня мы будем поздравлять наших...

«Приключения Карлсона и его друзей». Физкультурный праздник для детей 5–6 лет «Приключения Карлсона и его друзей» Физкультурный праздник для детей 5-6 лет Задачи: Развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, меткость, внимание, память. Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками. Ход досуга: Дети под музыку и делают зарядку...

Конспект НОД. Физкультурное интегрированное развлечение для детей раннего возраста «В гости к снеговику» муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ольховский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области Физкультурное интегрированное развлечение для детей раннего возраста группа №1 Тема: «В гости к снеговику» Разработала: воспитатель Гальчинская...

В этом разделе собраны различные спортивные игры, физкультурные развлечения, а также всевозможные эстафеты и веселые старты для детишек, посещающих детские дошкольные учреждения.

Здесь можно найти как отдельные игры и формы развлечения с детьми, так и целые физкультурно-спортивные программы. Есть сценарии, рассчитанные исключительно на детский коллектив, а есть те, в которых дети принимают участие вместе со своими родителями. Веселый праздник получится, если к спортивным соревнованиям добавить музыкальную составляющую, а как сделать это правильно и интересно, также можно узнать из этого раздела.

Материал будет полезен как для родителей, так и для воспитателей детских садов. Представленные игры и программы позволят не только разнообразить времяпрепровождение с детьми, но и укрепить их, развить сноровку, реакцию и ловкость. Сценарии написаны четко и грамотно. Они позволят с нуля создать веселый праздник для малышей. Каждый из сценариев представлен работниками детских дошкольных учреждений, а значит, уже прошел апробацию на малышах и получил положительную оценку со стороны воспитанников ДОУ и их родителей.

Цель: закреплять представление о здоровом образе жизни. Развивать физические качества, формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к занятиям по физкультуре. Развивать воображение, выразительность движений.

Оборудование: ленточки, флажки по количеству детей, один резиновый мяч диаметром 20 см, два больших мяча из набора мягких модулей фирмы «Альма», два ориентира.

Ход физкультурного досуга.

Площадка детского сада украшена разноцветными шарами, флажками, плакатами. Под звуки марша «Ну-ка солнце, ярче брызни!» дети маршируют по периметру площадки. В руках у них ленточки, флажки. Обходят площадку, выполняя различные движения по сигналу. По окончании задания проходят и по ходу ставят инвентарь в определенное место и выстраиваются в колонны по два человека.

Слова переклички.

1 ребенок:

Мне пока что мало лет,
Но открою вам секрет.
Знаю я, как стать сильней,
Всех знакомых и друзей!

2 ребенок:

Я окошко распахну,
Ветра свежего вдохну
Эй, приятель, не ленись,
На зарядку становись!

3 ребенок:

Чтоб с болезнями не знаться,
Закаляться надо нам.
Мы привыкли заниматься
Физкультурой по утрам!

4 ребенок:

Надо, надо закаляться,
И привычку завести.
Умываться, не бояться,
Чтоб здоровыми расти.

Ведущий:

Это всем понять пора,
В добрый час

Все вместе: Физкульт-ура!

Инструктор. Дети, наступило лето, а с ним и летние каникулы. Позади еще один учебный год. Целый год вы занимались, узнали много нового, интересного, и конечно же, выросли, окрепли. И сегодня мы с вами еще раз докажем, какие мы сильные, смелые и ловкие! А кто мне скажет, для чего мы по утрам делаем зарядку? Правильно!

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней спасает нас она!

А вы знаете, что зарядку делают даже зверята? И сейчас мы с вами превратимся в зверят и выполним упражнения, которые они выполняют. Закройте глаза и покружитесь на месте. Открывайте глазки! Ну вот, были вы ребята, а теперь – зверята!

Упражнения «Зверятки на зарядке»

1. Сны лесные очень сладки, словно капельки росы.
Просыпайтесь, глазки, лапки, ушки, хвостики, носы.
(Дети маршируют на месте)

2. Тив-тив-тив! Поет зарянка. На поляне шум и смех!
Это заячья зарядка. Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки на двух ногах)

3. Раз, два, три, четыре, пять.
Поднимает львенок гирю, чтобы львом могучим стать!
(И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты к плечам. Полуприседания с подниманием рук вверх)

4. Крылья вместе! Крылья в стороны!
Аист учит аистят!
(И. п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Отведение рук в стороны с соединением перед грудью)

5. А у гусениц на грядке свой, особый вид зарядки –
Как гармошка соберись, как дорожка расстелись!
(И. п. – о. с.. Присесть, сгруппироваться, выпрямиться)

6. Очень любят наши белки бег на месте в колесе!
(Бег на месте)

7. Изо всех силенок топает теленок. Упражнения для копыт!
Топ, топ, топ – земля дрожит!
(Топают на месте)

Инструктор: вот какую интересную звериную зарядку мы с вами провели! Вам понравилось? А теперь, опять закройте глаза и покружитесь на месте. Открывайте глазки! Ну вот, были вы зверята, а теперь – ребята!

А сейчас, отгадайте-ка загадку:

«Он и круглый, он и гладкий,
Очень ловко скачет. Что же это?»

Дети: Мячик!

Проводится игра «Мой веселый, звонкий мяч».

На запев песни дети ловят мяч, который бросает ребенок, стоящий в центре. На припев он отбивает мяч об пол, а все дети хлопают. По окончании перебрасывает мяч другому ребенку. Игра проводится под музыку.

Инструктор: молодцы, хорошо ловите мяч! А сейчас мы посмотрим, как вы умеете прокатывать большие мячи!

Проводится эстафета «Кто быстрей прокатит мяч?»

Дети делятся на две команды. Участник каждой команды должен докатить мяч до ориентира и обратно. Побеждает команда, которая закончила эстафету первой.

Инструктор: молодцы! Ну а теперь, я хочу посмотреть, какие вы быстрые и ловкие.

Сейчас мы поиграем еще в одну игру, которая называется «Ловишки с ленточками».

Проводится игра «Ловишки с ленточками».

Всем, кроме водящих вставляется в шорты ленточка. По сигналу дети разбегаются, а водящие стараются их догнать и вытащить ленточку. Игра длится 1-1,5 минуты. Выигрывает тот ловишка, у кого окажется больше лент.

После окончания игры, дети выстраиваются в шеренгу.

Инструктор: Ну, ребята, тренировку провели мы очень ловко! Получайте-ка в награду, вот эту корзину витаминных яблок. Поздравляю! Очень за вас рада! Вы настоящие спортсмены! Ваше здоровье в порядке?

Дети: Спасибо зарядке!

Под звуки марша дети обходят площадку. Праздник окончен.

Литература

1. Адашкевич Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.
2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Петрова Олеся Петровна
Проведение физкультурных досугов и развлечений-эффективные формы физического развития дошкольников

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения .

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений , шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность , другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха . Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку , внимание, смелость, упорство, организованность. Двигаясь, ребёнок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми , которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. При проведении организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре , их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей . Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду , дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

Физкультурные досуги в ДОУ круглый год .

Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.

В зимний период физкультурные досуги , в основном лучше проводить в зале . Поэтому необходимо особое внимание уделить его оформлению , которое должно отвечать тематике развлечения , а музыкальное сопровождение - соответствовать сценарию. Необходимо также проверить качество аудиозаписей, так как некачественное звучание оказывает отрицательное влияние на развитие слуха .

Наиболее широко музыка используется в конце и в начале развлечения , при перестроении, беге, прыжках на месте. Гимнастические упражнения общеразвивающего характера , подвижные игры, некоторые аттракционы также проводятся под музыкальное сопровождение . Лучше использовать музыкальные произведения спортивной тематики или ритмичные танцевальные мелодии.

Весной пробуждается вся природа. Первым весенним дням радуются не только дети, но и взрослые. Весеннее солнышко своими лучами обогревает и ласкает малышей. Весной и летом надо как можно больше времени проводить на воздухе . Лес - это отличное место для проведения спортивных развлечений . Дети могут прыгать через ветки, ручейки, кучи листьев, через канавы, бросать шишки. А если встретится поваленное дерево, то его можно использовать в качестве гимнастического бревна. Спортивные игры делают пребывание детей в лесу интересным и полезным. Окружающую обстановку можно быстро превратить в сказочную, что вызовет интерес у ребят к проводимому мероприятию . При этом необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

Летом дети любят играть на лугу в различные игры с мячом. На мягкой траве хорошо бегать босиком, кувыркаться, прыгать. При организации спортивных развлечений на лугу обязательно нужно оградить пространство, где они будут происходить, а также продумать, где разместятся зрители, откуда будут выходить действующие лица, какие атрибуты и спортивные снаряды нужно приготовить.

Необходимо помнить, что весенне-летний период - это самое лучшее время для закаливания.

Осень - самая удивительная пора года. Как правило, погода в начале осени теплая и сухая, а солнце еще ласково греет, поэтому многие спортивные развлечения и праздники целесообразно проводить на улице . Это позволит детям насладиться последними погожими деньками перед короткими зимними днями.

При организации на улице физкультурные досуги надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими в любое время года. К месту, где собираются провести спортивные мероприятия, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. С участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка, а к украшению следует приобщить детей : использовать их поделки, рисунки - словом, всё, что они делают на занятиях по ручному труду и изобразительной деятельности.

Сентябрь и октябрь - это прекрасное время для организации прогулок в лес, парк, для проведения туристических походов и целенаправленных прогулок за природным материалом. Такие прогулки объединяют детей не только в данный момент, но и в процессе последующей творческой деятельности, например при изготовлении поделок из природного материала.

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов .

Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях , в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания : пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на ленточке, и др.

В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения . Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием .

Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений . Затем проводится 12 игры большой подвижности, после этого 23 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой. Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.

Физкультурный досуг : повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Методика.

Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Предназначается для одной двух групп дошкольного учреждения .

Длительность : младшая и средняя группы – 20-30 мин;

старшая группа - 35-40минут;

подготовительная группа – 40-50 минут.

В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам. Используется музыкальное сопровождение .

Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения , но проводимые в игровой форме , в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества . Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов, в дни, когда нет физкультурных занятий . В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов) .

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе , так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги , так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения , в который включаются и физкультурные досуги . Намечается тематика физкультурных досугов , сроки, место проведения , участники, ответственные.

Физические упражнения , включенные в досуг , должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

Младший и средний дошкольный возраст . Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях , при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т. п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге . Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты) . Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга .

Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого) .

Старший и подготовительный дошкольный возраст . При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи , конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является : создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

Физкультурный досуг развивает мышление , воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой , так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие : он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика : эмблемы, медали, вымпелы, табло и т. д.

Заключение. Физкультурные досуги призваны удовлетворить естественную потребность детей в движении, способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарища. Повышают интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту , ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

В зависимости от возраста детей физкультурный досуги длятся 20-50 минут . Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг имеет тематическую направленность.

Младший дошкольный возраст . Задачей физкультурного досуга является : привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Средний дошкольный возраст : приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях , при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Старший и подготовительный дошкольный возраст : развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Физкультурные досуги

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей. Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого- либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений. Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

Разрабатывая программу физкультурного развлечения, мною учитываются следующие моменты:

  1. Содержание программы согласовывается с пройденным учебным материалом;
  2. Используются игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;
  3. Размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;
  4. После игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планируются загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;
  5. После фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;
  6. Обязательное музыкальное сопровождение;
  7. Создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;
  8. Формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок, драматизации, гостей-героевзнакомых сказок и мультфильмов.

Разрабатывая сценарии досугов, необходимо творчески подходить к выбору темы и форме проведения.

По тематике досуги можно условно разделить на 4 основные группы.

  1. Развлекательные. "Весёлые старты ", "Петрушкины забавы" и др.
  2. Познавательные. "Спортивная викторина", "Форт Байярд".
  3. Нравственно-патриотические. "Папа, мама, я - спортивная семья", "Народные забавы "
  4. Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".

Физкультурные досуги и праздники позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других. При проведении досуга и праздника приобщаю детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка. Дети участвуют и в подготовке досуга. С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются темы и содержание досугов, изготавливаются подарки зрителям, элементы костюмов, оформление зала.

Большое внимание при проведении досугов уделяется костюму героев. Это помогает в считанные минуты настроить детей, привлечь их внимание, удивить, ошеломить в зависимости от выбранного образа.

Продумывается музыкальное сопровождение, используя записи любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку.

Большое значение важно придавать художественному слову, используемому в сценарии. С воспитателями отбираются нужные по теме стихи, песни, загадки. Часть их разучивают дети, часть - ведущий, а также персонажи, приглашенные на праздник.

Такая организация досуга позволяет достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости.

При проведении досуга можно использовать нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: "водопровод " из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под Киндер-сюрприза, кочки из поролона, цветы из ватина, дорожки для ходьбы из клеенки и т.д.

При проведении досуга на улице лучше всего использовать природный ландшафт, спортивные снаряды из бросового материала (шины разного размера, бревна). Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре.

В случае, когда объединены дети разных возрастов, появляется возможность учить детей в процессе общения, понимать друг - друга, сопереживать при неудачах, заботиться старших о младших, радоваться удачам. В этом случае обязательно продумывается деятельность зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определенных движений, сидя на месте. Важно не снизить эмоциональный подъем досуга до конца действия. В этом помогут призы, угощение, поощряющие активность детей, ведь каждый ребенок так рад небольшому подарку.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры - универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

В летнее время досуги лучше проводить на свежем воздухе, что безусловно,очень полезно в оздоровительном отношении. Это оптимизирует физическоесостояние детей, укрепляет их организм. Дети близко соприкасаются сестественным природным материалом, глубоко узнают свой родной край.

Досуги с родителями:

  • "Папа, мама, я - спортивная семья",
  • "Великое племя индейцев",

Они пользуются большой популярностью в саду, в них участвуют дети, родители, сотрудники, Задача этих праздников: приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.

Веселая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Одна из форм активного отдыха детей и взрослых - физкультурно-спортивный праздник (приложение 2) . Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент: неожиданное появление сказочного персонажа и разыгрывание короткого представления. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым, сопровождаться музыкой, необычными звуками. В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в кругу) типа “Карусели”, организовать массовый танец.

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры надо разместить на самом почетном месте в группе. Такой “победный уголок” является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему “Наш праздник”. Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Стало хорошей традицией в нашем саду снимать праздники на фото и видео камеры. После праздника дети и родители с интересом рассматривают яркие фото и видео материалы. Память об участии в празднике остается у ребят на долгие годы.